Как-то сама писательница заявила, что «Скрюченный домишко», написанный ею в 1949 году, её любимый роман. И режиссёр экранизации Жиль Паке-Бреннер нисколько не посрамляет волю и чувства оригинального автора. При всех современных возможностях, доступных создателям, дом убитого олигарха и его обитатели представляются людьми своей эпохи – середины XX века. Это видно не только в тщательно подобранных костюмах и причёсках, выборе выразительных лицом и манерами актёров, убранстве комнат или темах за ужином. Даже сам кадр как будто сквозит прошлым: он словно припорошен пылью на киноленте, что крутится в старой камере. И только с этими деталями, которые не важны лишь на первый взгляд, способна по-настоящему восхитить эта очередная история от Агаты Кристи. Так похожая на все другие, но при этом такая новая.
Огромный дом, большая семья, тайны и секреты каждого её члена, ссора из-за наследства в качестве общего мотива и яд, как основное средство убийства от Кристи, фармацевта в своём прошлом, – всё то, что уже когда-то было и встречалось в её многочисленных произведениях. Так же, как и убитый олигарх, а также отец, тесть и дедушка Аристид Леонидис – тот «маленький человечек, отбрасывающий огромную скрюченную тень», в центре всего действа. Если добавить к этому детали в виде тайных писем, грязной обуви, чашки горячего шоколада, скользнувшего взгляда или оброненного слова, то преступник, кажется, может уйти от внимания молодого детектива Чарльза, которого попросила расследовать убийство любимая внучка покойного София, но никогда от поклонников творчества писательницы. Настолько они знаковые для её манеры.
Однако и тут проявляется мастерство сценаристов – где помимо самой Агаты Кристи и режиссёра числятся автор «Туриста» (2010) и «Аббатство Даунтон» (2010-2015) Джулиан Феллоуз и Тим Ройз Прайс, создатель старой, но до сих пор колоритной ленты «Рапа Нуи: Потерянный рай» (1994) – что не только передают атмосферу прошедшей эпохи, но и максимально выгодно подчеркивают в ней непреходящие мотивы любого преступления: злоба, ревность, любовь, жадность, тщеславие, извращенная мораль и неспособность к эмпатии, из-за которых под подозрением оказывается каждый. «Оранжереей, где подавляются страсти», называет этот дом одна из самых мудрых героинь картины – леди Эдит в исполнении волевой и породистой Гленн Клоуз. «Вот что бывает, - признаётся она молодому детективу, – когда тот, кого ты любишь больше всего на свете, за которого жизнь готов отдать, в то же время тот, кого ты больше всех ненавидишь».
Возможно, достаточно легко догадаться, кто же из всех достойных роли убийцы стоит за столь продуманным преступлением. По крайней мере, это понимаешь в самом финале, сложив все те намёки и детали, что даются в начале. Однако постоянно держа в уме вопрос «кто», не замечаешь, как переключаешься на «зачем», «почему» и «из-за чего». И применительно не столько к самому убийству, сколько к таким натянутым отношениям между членами одной семьи, где каждый даже за традиционным семейным ужином получает свою порцию тонких оскорблений, открытых унижений и ядовитых претензий от соседа.
По общему впечатлению в ряду всех известных экранизаций по Кристи «Скрюченный домишко» уступает разве что сериалу «Пуаро» (1989-2013) с Дэвидом Суше. И то только потому, что в любой подобной истории не хватает активных серых клеточек детектива с пингвиньей походкой и харизмой исполнившего его актёра, а также театральных разоблачений и забавного тщеславия. Но на то и считается эта история одним из лучших детективных романов Агаты Кристи за свою неожиданную концовку: эмоциональная близость сыщика Чарльза к этой семье ещё глубже затрагивает личные чувства и тем увеличивает цену финальной трагедии.
И покуда в мире кинематографа так бережно и трепетно относятся к проницательности Агаты Кристи, её вкусу и изящному стилю убийства, который зачитывает кадром режиссёр Паке-Бреннер, она может спать спокойно своим вечным сном, не переворачиваясь от негодования.
7
,3
2017, Детективы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Как-то сама писательница заявила, что «Скрюченный домишко», написанный ею в 1949 году, её любимый роман. И режиссёр экранизации Жиль Паке-Бреннер нисколько не посрамляет волю и чувства оригинального автора. При всех современных возможностях, доступных создателям, дом убитого олигарха и его обитатели представляются людьми своей эпохи – середины XX века. Это видно не только в тщательно подобранных костюмах и причёсках, выборе выразительных лицом и манерами актёров, убранстве комнат или темах за ужином. Даже сам кадр как будто сквозит прошлым: он словно припорошен пылью на киноленте, что крутится в старой камере. И только с этими деталями, которые не важны лишь на первый взгляд, способна по-настоящему восхитить эта очередная история от Агаты Кристи. Так похожая на все другие, но при этом такая новая. Огромный дом, большая семья, тайны и секреты каждого её члена, ссора из-за наследства в качестве общего мотива и яд, как основное средство убийства от Кристи, фармацевта в своём прошлом, – всё то, что уже когда-то было и встречалось в её многочисленных произведениях. Так же, как и убитый олигарх, а также отец, тесть и дедушка Аристид Леонидис – тот «маленький человечек, отбрасывающий огромную скрюченную тень», в центре всего действа. Если добавить к этому детали в виде тайных писем, грязной обуви, чашки горячего шоколада, скользнувшего взгляда или оброненного слова, то преступник, кажется, может уйти от внимания молодого детектива Чарльза, которого попросила расследовать убийство любимая внучка покойного София, но никогда от поклонников творчества писательницы. Настолько они знаковые для её манеры. Однако и тут проявляется мастерство сценаристов – где помимо самой Агаты Кристи и режиссёра числятся автор «Туриста» (2010) и «Аббатство Даунтон» (2010-2015) Джулиан Феллоуз и Тим Ройз Прайс, создатель старой, но до сих пор колоритной ленты «Рапа Нуи: Потерянный рай» (1994) – что не только передают атмосферу прошедшей эпохи, но и максимально выгодно подчеркивают в ней непреходящие мотивы любого преступления: злоба, ревность, любовь, жадность, тщеславие, извращенная мораль и неспособность к эмпатии, из-за которых под подозрением оказывается каждый. «Оранжереей, где подавляются страсти», называет этот дом одна из самых мудрых героинь картины – леди Эдит в исполнении волевой и породистой Гленн Клоуз. «Вот что бывает, - признаётся она молодому детективу, – когда тот, кого ты любишь больше всего на свете, за которого жизнь готов отдать, в то же время тот, кого ты больше всех ненавидишь». Возможно, достаточно легко догадаться, кто же из всех достойных роли убийцы стоит за столь продуманным преступлением. По крайней мере, это понимаешь в самом финале, сложив все те намёки и детали, что даются в начале. Однако постоянно держа в уме вопрос «кто», не замечаешь, как переключаешься на «зачем», «почему» и «из-за чего». И применительно не столько к самому убийству, сколько к таким натянутым отношениям между членами одной семьи, где каждый даже за традиционным семейным ужином получает свою порцию тонких оскорблений, открытых унижений и ядовитых претензий от соседа. По общему впечатлению в ряду всех известных экранизаций по Кристи «Скрюченный домишко» уступает разве что сериалу «Пуаро» (1989-2013) с Дэвидом Суше. И то только потому, что в любой подобной истории не хватает активных серых клеточек детектива с пингвиньей походкой и харизмой исполнившего его актёра, а также театральных разоблачений и забавного тщеславия. Но на то и считается эта история одним из лучших детективных романов Агаты Кристи за свою неожиданную концовку: эмоциональная близость сыщика Чарльза к этой семье ещё глубже затрагивает личные чувства и тем увеличивает цену финальной трагедии. И покуда в мире кинематографа так бережно и трепетно относятся к проницательности Агаты Кристи, её вкусу и изящному стилю убийства, который зачитывает кадром режиссёр Паке-Бреннер, она может спать спокойно своим вечным сном, не переворачиваясь от негодования.