Драматический триллер "Необъяснимое" стал полнометражным режиссерским дебютом Джонатана Бэйкера, больше известного в качестве успешного стартапера в индустрии развлечений и пропаганде здорового образа жизни. Амбициозность постановщика привела его к созданию проекта, во многом ностальгически подмигивающего 90-м, как благодаря умеренно напряженной атмосфере, общей неспешности и использовании по-настоящему характерных персонажей, так и актерскому составу, главными звездами которого стали опытные и узнаваемые Джина Гершон ("Рассказы Русалочки", "Секса не будет!!!") и Николас Кейдж ("Звериная ярость", "Цвет из иных миров"). Очевидна ориентация Бэйкера на преимущественно женскую аудиторию фильма, в этом нет ничего удивительного, потому что проект, поднимающий темы суррогатного материнства, просто обязан иметь в своей сердцевине противостояние двух сильных женских характеров. Не возникает сомнений в том, что разрабатывавшая экранную историю сценарист Хлоя Кинг ("Би Манки", "Ядовитый плющ 2: Лили"), которая с 90-х не имела в своем активе ни одного нового фильма, хорошо знает и понимает механизмы функционирования традиционного триллера. Смешивая концепты о молодой няне, поселившейся в богатом доме, и суррогатной матери, которую раздирают личные психические девиации, Джонатан Бэйкер добивается странного эффекта, его картина грешит предсказуемостью и банальностями, и кажется, что ее самое место где-то в вечерней сетке гендерно-ориентированного кабельного канала. Однако участие Гершон и Кейдж вместе с замыкающей токсичный треугольник австралийской актрисой Никки Уилан ("Ночь в осаде", "Убить за лайк") обеспечивает фильму кроме имен на постере еще некую претензию на выход из круга b-movie. Не думаю, что спустя несколько десятилетий после появления гинофобных "Рокового влечения" Эдриана Лайна и "Одинокой белой женщины" Барбета Шрёдера подобные нишевые триллеры не нуждаются в обновлении и перезагрузке нестареющих конфликтов на почве одержимости материнством и бесоватой зависти. Тем не менее, Бэйкеру удается вызвать в большей степени ностальгический эффект, чем покружить публику при помощи затейливых и неожиданных твистов. Поэтому "Необъяснимое" в первую очередь становится аутентичным возвратом в определенную эпоху голливудского кинопроизводства, задействуя аутентичный актерский состав в главных ролях и представляя опасную сторону вещей так, как это могли делать в 90-х более успешные и мастеровитые режиссеры.
Мичиганская зима в начале "Необъяснимого" у Бэйкера довольно символична. Вечером, в большом доме, залитом светом, где потрескивают дрова в камине, Кэти (Никки Уилан) совершает двойное убийство и похищает плачущего младенца... После этого режиссер переносит действие через несколько лет и показывает мужчину средних лет Брайана Моргана (Николас Кейдж), уважаемого и обеспеченного врача, который совершает пробежку по территории собственной парковой зоны. Брак героя Кейджа нельзя назвать абсолютно идеальным, его жена Анджела (Джина Гершон) долгое время не могла стать матерью, ранее у нее случилось несколько выкидышей и только благодаря экстракорпоральному оплодотворению смогла выносить дочь Кору. Анджела и Брайан буквально светятся тем самым родительским счастьем, которое приходит к возрастным парам, получившим желанного ребенка и оказывающим ему максимум внимания. Молодящийся характер Кейджа носит кожаную куртку, водит Harley-Davidson и рассуждает о темах отцовства в треке Принса Purple Rain. Внешне семья Морганов и все, что ее окружает выглядит до стерильности образцово. Анджела, находящаяся в отпуске по уходу за Корой, также ранее работала врачом, она скучает по тому времени и передает через мужа подарки своим коллегам и бывшим пациентам. Джина Гершон представляет роль так, что не возникает сомнений о скучающей по работе мамочке, успешной и состоявшейся женщине, которой уже хочется снова встречаться с пациентами и спасать жизни. Профессиональная направленность протагонистов Хлоей Кинг выбрана с высокой степенью попадания в дальнейшее развитие нарратива. Первоначально и Брайан, и Анджела не производят впечатление людей, поглощенных заботами и зацикленных на отрабатывании каких-то жизненных схем. Когда во время прогулки в городском парке персонаж Гершон знакомится с Кэти, которая ее существенно моложе, то возникает ощущение искренней химии между двумя женщинами, увлеченными воспитанием собственных дочерей. В то же самое время встреча не выглядит абсолютно случайной, у Анджелы и Кэти есть общая знакомая Линда, тренер по фитнесу (известная благодаря рестлингу Натали Эва Мари), до этого рассказывавшая им друг о друге. Незамужняя героиня Уилан занимается дизайном интерьеров, живет в мотеле и часто переезжает с дочерью Мэдди с места на место. Спустя непродолжительное время Кэти и Анджела становятся настоящими подругами и начинают делиться между собой всеми секретами, характер Уилан получает заказ на роспись стен в детской комнате в доме Морганов. Дочери, внешне очень похожие на двух сестер, в отличие от из матерей, начинают дружить буквально с первого дня знакомства. Однако Кэти и Мэдди должны отправиться в штат Колорадо, где художница получила крупный заказ на декор большого особняка. Из лучших побуждений Анджела предлагает им остаться и жить в гостевом доме, а для молодой женщины от семьи Морганов возникает предложение о работе няни.
В "Необъяснимом" Джонатан Бэйкер переплетает импульсивность с фатализмом, холодный расчет Кэти с накопившимися проблемами семьи Морганов и заставляет историю развиваться в рамках досягаемого коварства. Характер Никки Уилан, которой не удается попасть в топ-лист голливудских актрис, разрабатывается с простой и четкой мотивацией женщины, пережившей из-за безденежья стресс и депрессию после продажи своих яйцеклеток и теперь готовой годами идти к своей цели и вернуть детей себе. Никаких страхов внутри молодой женщины нет, внутри - только расчет и склонность к любым, душевным и сексуальным, манипуляциям, снаружи - смена цвета волос и смена цвета глаз при помощи контактных линз. Рассказ Хлои Кинг то и дело стремится пустить историю по ложному следу и то разыгрывает при помощи купания Кэти топлесс в бассейне сексуальную неудовлетворенность героя Кейджа, характерно закатывающего глаза при виде молодого тела, то, подкладывает в кровать главной злодейки ее подругу Линду, что, естественно распаляет сексуальность характера Гершон и настраивает ее на похотливые забавы с Брайаном. Поскольку общая насмотренность постановщика и его знакомство с жанром не вызывают сомнений, то наряду с центральными персонажами в ленте, где по законам жанра просто необходима жертва, появляются также и своя прорицательница в лице Донны (Фэй Данауэй, "Аризонская мечта", "Китайский квартал"), матери Брайана. Подозрительность как одно из ключевых проявлений внутри жанра постоянно стремится к тому, чтобы пришлая разлучница постоянно создавала рябь на отношениях в безупречной семье Морганов. Мастерство Джины Гершон позволяет ей без большого труда представить портрет женщины, которая оказалась в западне собственных представлений о благополучии и счастливом браке. Традиционное воспитание Анджелы и ее готовность во что бы то ни стало подарить Брайану наследника делают ее поведение по-настоящему навязчивым и постепенно сползающим в истерию персонажа, готового выслеживать, проводить анализы и всеми путями устанавливать истинную природу действий Кэти. Она становится достойным соперником для персонажа Уилан, постепенно понимает весь адский замысел происходящего и становится следователем и Кассандрой для собственного мужа, который обвиняет ее в психическом срыве и его компенсации при помощи наркотических препаратов.
Очевидно, что появись "Необъяснимое" лет так на тридцать раньше, то Джонатана Бэйкера ждал бы намного больший успех, а Никки Уилан, управляющая своим телом как инструментом и постоянно ведущая опасную игру, убедительно хороша и могла бы встать в один ряд с самими известными старлетками 90-х. Но сослагательность наклонения здесь больше характеризует то, что уже давно отработано и стало мэйнстримом. Николас Кейдж без всяких сожалений уступает большинство первых планов в ленте и поначалу производит впечатление рассеянного, забывчивого и излишне мягкого супруга, однако и он, и его Брайан могу в нужный момент и показать характер, и проявить твердость, и без всяких промедлений встать на защиту своей семьи. Очень робко и по касательной Бэйкер вычерчивает состояние внутренней тревоги характерных представителей среднего класса, чье обеспеченное спокойствие может быть продуманно взломано той, у которой ничего нет. Сейчас гораздо легче говорить об отклонениях о нормы и это не добавляет остроты фильму, который хорошо спродюсирован, но все равно воспринимается на уровне фантазии, а не истории, которая трансформирует реальность. Постановщик увлекается преследованиями, проверкой анализов и кознями Кэти, но так и не дает личный ответ на то, в чем же заключается материнство и почему за это нужно, по его мнению, бороться. В некоторых сценах Кора начинает называть героиню Уилан мамой, и так возникает настоящий парадокс для этой картины, где то ли антагонистка настолько коварна и пластична, что заставляет ребенка при помощи манипулирования забывать о матери, то ли сама мать не вызывает у девочки нужной степени эмоционального доверия и только борется за свою внутреннюю гордость. Сложность рассуждений о связях и привязанностях Бэйкер пунктирно обозначает, однако избегает последующего развития в фильме, который полностью занимает территорию традиционного триллера. Насколько это возможно Джина Гершон углубляет сценарий своей работой и очень часто проводит это при помощи внешних проявлений, ее физическое состояние, ее боль, вырывающаяся наружу, показывают драматический потенциал актрисы и возможности. Поэтому "Необъяснимое" попадает в жанр, где женщина может быть экстремальной и мерзкой тварью, но при этом норовит также свалиться в пародию и мелодраму на темы придуманной женственности, которой просто не существует в обычной жизни.
7
,1
2017, США, Триллеры
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Драматический триллер "Необъяснимое" стал полнометражным режиссерским дебютом Джонатана Бэйкера, больше известного в качестве успешного стартапера в индустрии развлечений и пропаганде здорового образа жизни. Амбициозность постановщика привела его к созданию проекта, во многом ностальгически подмигивающего 90-м, как благодаря умеренно напряженной атмосфере, общей неспешности и использовании по-настоящему характерных персонажей, так и актерскому составу, главными звездами которого стали опытные и узнаваемые Джина Гершон ("Рассказы Русалочки", "Секса не будет!!!") и Николас Кейдж ("Звериная ярость", "Цвет из иных миров"). Очевидна ориентация Бэйкера на преимущественно женскую аудиторию фильма, в этом нет ничего удивительного, потому что проект, поднимающий темы суррогатного материнства, просто обязан иметь в своей сердцевине противостояние двух сильных женских характеров. Не возникает сомнений в том, что разрабатывавшая экранную историю сценарист Хлоя Кинг ("Би Манки", "Ядовитый плющ 2: Лили"), которая с 90-х не имела в своем активе ни одного нового фильма, хорошо знает и понимает механизмы функционирования традиционного триллера. Смешивая концепты о молодой няне, поселившейся в богатом доме, и суррогатной матери, которую раздирают личные психические девиации, Джонатан Бэйкер добивается странного эффекта, его картина грешит предсказуемостью и банальностями, и кажется, что ее самое место где-то в вечерней сетке гендерно-ориентированного кабельного канала. Однако участие Гершон и Кейдж вместе с замыкающей токсичный треугольник австралийской актрисой Никки Уилан ("Ночь в осаде", "Убить за лайк") обеспечивает фильму кроме имен на постере еще некую претензию на выход из круга b-movie. Не думаю, что спустя несколько десятилетий после появления гинофобных "Рокового влечения" Эдриана Лайна и "Одинокой белой женщины" Барбета Шрёдера подобные нишевые триллеры не нуждаются в обновлении и перезагрузке нестареющих конфликтов на почве одержимости материнством и бесоватой зависти. Тем не менее, Бэйкеру удается вызвать в большей степени ностальгический эффект, чем покружить публику при помощи затейливых и неожиданных твистов. Поэтому "Необъяснимое" в первую очередь становится аутентичным возвратом в определенную эпоху голливудского кинопроизводства, задействуя аутентичный актерский состав в главных ролях и представляя опасную сторону вещей так, как это могли делать в 90-х более успешные и мастеровитые режиссеры. Мичиганская зима в начале "Необъяснимого" у Бэйкера довольно символична. Вечером, в большом доме, залитом светом, где потрескивают дрова в камине, Кэти (Никки Уилан) совершает двойное убийство и похищает плачущего младенца... После этого режиссер переносит действие через несколько лет и показывает мужчину средних лет Брайана Моргана (Николас Кейдж), уважаемого и обеспеченного врача, который совершает пробежку по территории собственной парковой зоны. Брак героя Кейджа нельзя назвать абсолютно идеальным, его жена Анджела (Джина Гершон) долгое время не могла стать матерью, ранее у нее случилось несколько выкидышей и только благодаря экстракорпоральному оплодотворению смогла выносить дочь Кору. Анджела и Брайан буквально светятся тем самым родительским счастьем, которое приходит к возрастным парам, получившим желанного ребенка и оказывающим ему максимум внимания. Молодящийся характер Кейджа носит кожаную куртку, водит Harley-Davidson и рассуждает о темах отцовства в треке Принса Purple Rain. Внешне семья Морганов и все, что ее окружает выглядит до стерильности образцово. Анджела, находящаяся в отпуске по уходу за Корой, также ранее работала врачом, она скучает по тому времени и передает через мужа подарки своим коллегам и бывшим пациентам. Джина Гершон представляет роль так, что не возникает сомнений о скучающей по работе мамочке, успешной и состоявшейся женщине, которой уже хочется снова встречаться с пациентами и спасать жизни. Профессиональная направленность протагонистов Хлоей Кинг выбрана с высокой степенью попадания в дальнейшее развитие нарратива. Первоначально и Брайан, и Анджела не производят впечатление людей, поглощенных заботами и зацикленных на отрабатывании каких-то жизненных схем. Когда во время прогулки в городском парке персонаж Гершон знакомится с Кэти, которая ее существенно моложе, то возникает ощущение искренней химии между двумя женщинами, увлеченными воспитанием собственных дочерей. В то же самое время встреча не выглядит абсолютно случайной, у Анджелы и Кэти есть общая знакомая Линда, тренер по фитнесу (известная благодаря рестлингу Натали Эва Мари), до этого рассказывавшая им друг о друге. Незамужняя героиня Уилан занимается дизайном интерьеров, живет в мотеле и часто переезжает с дочерью Мэдди с места на место. Спустя непродолжительное время Кэти и Анджела становятся настоящими подругами и начинают делиться между собой всеми секретами, характер Уилан получает заказ на роспись стен в детской комнате в доме Морганов. Дочери, внешне очень похожие на двух сестер, в отличие от из матерей, начинают дружить буквально с первого дня знакомства. Однако Кэти и Мэдди должны отправиться в штат Колорадо, где художница получила крупный заказ на декор большого особняка. Из лучших побуждений Анджела предлагает им остаться и жить в гостевом доме, а для молодой женщины от семьи Морганов возникает предложение о работе няни. В "Необъяснимом" Джонатан Бэйкер переплетает импульсивность с фатализмом, холодный расчет Кэти с накопившимися проблемами семьи Морганов и заставляет историю развиваться в рамках досягаемого коварства. Характер Никки Уилан, которой не удается попасть в топ-лист голливудских актрис, разрабатывается с простой и четкой мотивацией женщины, пережившей из-за безденежья стресс и депрессию после продажи своих яйцеклеток и теперь готовой годами идти к своей цели и вернуть детей себе. Никаких страхов внутри молодой женщины нет, внутри - только расчет и склонность к любым, душевным и сексуальным, манипуляциям, снаружи - смена цвета волос и смена цвета глаз при помощи контактных линз. Рассказ Хлои Кинг то и дело стремится пустить историю по ложному следу и то разыгрывает при помощи купания Кэти топлесс в бассейне сексуальную неудовлетворенность героя Кейджа, характерно закатывающего глаза при виде молодого тела, то, подкладывает в кровать главной злодейки ее подругу Линду, что, естественно распаляет сексуальность характера Гершон и настраивает ее на похотливые забавы с Брайаном. Поскольку общая насмотренность постановщика и его знакомство с жанром не вызывают сомнений, то наряду с центральными персонажами в ленте, где по законам жанра просто необходима жертва, появляются также и своя прорицательница в лице Донны (Фэй Данауэй, "Аризонская мечта", "Китайский квартал"), матери Брайана. Подозрительность как одно из ключевых проявлений внутри жанра постоянно стремится к тому, чтобы пришлая разлучница постоянно создавала рябь на отношениях в безупречной семье Морганов. Мастерство Джины Гершон позволяет ей без большого труда представить портрет женщины, которая оказалась в западне собственных представлений о благополучии и счастливом браке. Традиционное воспитание Анджелы и ее готовность во что бы то ни стало подарить Брайану наследника делают ее поведение по-настоящему навязчивым и постепенно сползающим в истерию персонажа, готового выслеживать, проводить анализы и всеми путями устанавливать истинную природу действий Кэти. Она становится достойным соперником для персонажа Уилан, постепенно понимает весь адский замысел происходящего и становится следователем и Кассандрой для собственного мужа, который обвиняет ее в психическом срыве и его компенсации при помощи наркотических препаратов. Очевидно, что появись "Необъяснимое" лет так на тридцать раньше, то Джонатана Бэйкера ждал бы намного больший успех, а Никки Уилан, управляющая своим телом как инструментом и постоянно ведущая опасную игру, убедительно хороша и могла бы встать в один ряд с самими известными старлетками 90-х. Но сослагательность наклонения здесь больше характеризует то, что уже давно отработано и стало мэйнстримом. Николас Кейдж без всяких сожалений уступает большинство первых планов в ленте и поначалу производит впечатление рассеянного, забывчивого и излишне мягкого супруга, однако и он, и его Брайан могу в нужный момент и показать характер, и проявить твердость, и без всяких промедлений встать на защиту своей семьи. Очень робко и по касательной Бэйкер вычерчивает состояние внутренней тревоги характерных представителей среднего класса, чье обеспеченное спокойствие может быть продуманно взломано той, у которой ничего нет. Сейчас гораздо легче говорить об отклонениях о нормы и это не добавляет остроты фильму, который хорошо спродюсирован, но все равно воспринимается на уровне фантазии, а не истории, которая трансформирует реальность. Постановщик увлекается преследованиями, проверкой анализов и кознями Кэти, но так и не дает личный ответ на то, в чем же заключается материнство и почему за это нужно, по его мнению, бороться. В некоторых сценах Кора начинает называть героиню Уилан мамой, и так возникает настоящий парадокс для этой картины, где то ли антагонистка настолько коварна и пластична, что заставляет ребенка при помощи манипулирования забывать о матери, то ли сама мать не вызывает у девочки нужной степени эмоционального доверия и только борется за свою внутреннюю гордость. Сложность рассуждений о связях и привязанностях Бэйкер пунктирно обозначает, однако избегает последующего развития в фильме, который полностью занимает территорию традиционного триллера. Насколько это возможно Джина Гершон углубляет сценарий своей работой и очень часто проводит это при помощи внешних проявлений, ее физическое состояние, ее боль, вырывающаяся наружу, показывают драматический потенциал актрисы и возможности. Поэтому "Необъяснимое" попадает в жанр, где женщина может быть экстремальной и мерзкой тварью, но при этом норовит также свалиться в пародию и мелодраму на темы придуманной женственности, которой просто не существует в обычной жизни.