Ещё до просмотра нового фильма Юрия Быкова, лишь при взгляде на рекламный постер «Завода», сразу же захотелось дать заранее название своей будущей рецензии - например, такое: «Дурак с завода». А потом слово «дурак» даже прозвучит на экране по отношению к главному герою по прозвищу Седой, который подбил несколько товарищей по работе на заводе ЖБИ устроить акцию протеста против наглого владельца, собирающегося обанкротить предприятие, и взять его в заложники с требованием выплатить огромную сумму. И донкихотствующий персонаж этой картины, отчаянно вступающий в неравную и явно безнадёжную схватку с насквозь порочной системой, действительно схож с парнем из «Дурака», которому тоже было далеко не всё равно, что происходит рядом с ним и вообще в стране «победившего коррупционизма». Впрочем, действия Седого и его друзей по несчастью, рискующих остаться вообще без средств к существованию и пополнить ряды безработных, куда решительнее и жёстче - не только из-за того, что они были вынуждены объединить собственные усилия и начать вооружённую стачку, направленную против «сильных мира сего».
Кстати, неожиданная аналогия со знаменитой «Стачкой» Сергея Эйзенштейна возникает чуть ли не в первых кадрах, когда нам показывают завод - и дальнейшее развитие событий, когда резко обостряются взаимоотношения противостоящих сторон, выглядит уже не просто криминальным, а вполне революционным, где есть, разумеется, свои герои, предатели и перебежчики. Но избранный Быковым жанр «крутого производственного боевика», в котором при желании можно увидеть современный вестерн (допустим, возникает соблазн сравнить с «Нападением на 13-й участок» Джона Карпентера), активно поддержанный сценами драк и перестрелок, а также усиленный электронной музыкой (режиссёр «Завода» словно и в этом следует за Карпентером, нередко проявлявшим композиторский талант), в итоге приводит совсем к иному результату, нежели мы ожидаем.
И отдавая должное мастерству постановщика, нельзя удержаться от того, чтобы заметить так или иначе дающую о себе знать, не очень-то приемлемую с моральной (да и с художественной) точки зрения поразительную способность автора как бы «сливать» тех, кем мы поначалу даже могли гордиться, что эти одиночки, пусть и сплотив на сей раз небольшую группу временных единомышленников, идут с открытым забралом на всех, кого презираем и ненавидим. Вот и финалы фильмов Юрия Быкова (для «Завода» это также свойственно) оставляют в недоумении и разочаровывают - будто сам творец, сделавший, согласно русской пословице, замах на рубль, почему-то ударил лишь на копейку. Автор приносит в жертву своих персонажей, посмевших бросить вызов, причём не даёт им возможность поступить в самом конце по-геройски, хоть и безрассудно, а практически заставляет покорно «сложить лапки».
«Завод», будучи наиболее экстремальным по первоначальному посылу, внезапно сникает и скукоживается, словно его создатель счёл за благо смикшировать чересчур напряжённую ситуацию и найти примиренческий выход во вроде бы безвыходном положении, сделать так, чтобы волки были сыты, однако не все овцы оказались целыми. Сам Юрий Быков, разумеется, с этим не согласится и заявит, что вместо одного героя, непреклонного борца за справедливость, в финале вдруг объявится другой - но как-то не верится в подобную замену-подмену, поскольку за ним, в отличие от прежнего «воина в поле», нет чётко прописанного бэкграунда. Чего это он, своего рода «заводной апельсин», тоже восстал против «хозяев жизни»?!
7
,4
2018, Россия, Драмы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ещё до просмотра нового фильма Юрия Быкова, лишь при взгляде на рекламный постер «Завода», сразу же захотелось дать заранее название своей будущей рецензии - например, такое: «Дурак с завода». А потом слово «дурак» даже прозвучит на экране по отношению к главному герою по прозвищу Седой, который подбил несколько товарищей по работе на заводе ЖБИ устроить акцию протеста против наглого владельца, собирающегося обанкротить предприятие, и взять его в заложники с требованием выплатить огромную сумму. И донкихотствующий персонаж этой картины, отчаянно вступающий в неравную и явно безнадёжную схватку с насквозь порочной системой, действительно схож с парнем из «Дурака», которому тоже было далеко не всё равно, что происходит рядом с ним и вообще в стране «победившего коррупционизма». Впрочем, действия Седого и его друзей по несчастью, рискующих остаться вообще без средств к существованию и пополнить ряды безработных, куда решительнее и жёстче - не только из-за того, что они были вынуждены объединить собственные усилия и начать вооружённую стачку, направленную против «сильных мира сего». Кстати, неожиданная аналогия со знаменитой «Стачкой» Сергея Эйзенштейна возникает чуть ли не в первых кадрах, когда нам показывают завод - и дальнейшее развитие событий, когда резко обостряются взаимоотношения противостоящих сторон, выглядит уже не просто криминальным, а вполне революционным, где есть, разумеется, свои герои, предатели и перебежчики. Но избранный Быковым жанр «крутого производственного боевика», в котором при желании можно увидеть современный вестерн (допустим, возникает соблазн сравнить с «Нападением на 13-й участок» Джона Карпентера), активно поддержанный сценами драк и перестрелок, а также усиленный электронной музыкой (режиссёр «Завода» словно и в этом следует за Карпентером, нередко проявлявшим композиторский талант), в итоге приводит совсем к иному результату, нежели мы ожидаем. И отдавая должное мастерству постановщика, нельзя удержаться от того, чтобы заметить так или иначе дающую о себе знать, не очень-то приемлемую с моральной (да и с художественной) точки зрения поразительную способность автора как бы «сливать» тех, кем мы поначалу даже могли гордиться, что эти одиночки, пусть и сплотив на сей раз небольшую группу временных единомышленников, идут с открытым забралом на всех, кого презираем и ненавидим. Вот и финалы фильмов Юрия Быкова (для «Завода» это также свойственно) оставляют в недоумении и разочаровывают - будто сам творец, сделавший, согласно русской пословице, замах на рубль, почему-то ударил лишь на копейку. Автор приносит в жертву своих персонажей, посмевших бросить вызов, причём не даёт им возможность поступить в самом конце по-геройски, хоть и безрассудно, а практически заставляет покорно «сложить лапки». «Завод», будучи наиболее экстремальным по первоначальному посылу, внезапно сникает и скукоживается, словно его создатель счёл за благо смикшировать чересчур напряжённую ситуацию и найти примиренческий выход во вроде бы безвыходном положении, сделать так, чтобы волки были сыты, однако не все овцы оказались целыми. Сам Юрий Быков, разумеется, с этим не согласится и заявит, что вместо одного героя, непреклонного борца за справедливость, в финале вдруг объявится другой - но как-то не верится в подобную замену-подмену, поскольку за ним, в отличие от прежнего «воина в поле», нет чётко прописанного бэкграунда. Чего это он, своего рода «заводной апельсин», тоже восстал против «хозяев жизни»?!