Режиссер и сценарист Юрий Быков (сериал "Метод", "Дурак"), открыто декларирующий в своих работах прямолинейность стиля и умение задавать простые, но не всегда удобные вопросы, в начале сентября прошлого года представил свою новую работу "Завод" на одном из крупнейших мировых фестивалей в Торонто. Ленты Быкова уходит от прямой социальной критики событий, происходящих в современной России, и разыгрывает перед зрителями криминальную драму, в которой сталкиваются идеализм нищего бунтаря-одиночки и увертливая правда жизни фактического "хозяина" одной из областей нашей страны. Конфликт между бедными и богатым автор проекта старается выпукло передать при помощи весьма узнаваемых персонажей, доведенных до отчаяния и готовых без страха подойти к последней черте. Экранная история "Завода", с одной стороны, стремится передать в обобщенной форме те события, которые происходят на постсоветском пространстве, когда в экономическую депрессию попадают целые моногорода, концентрирующиеся вокруг одного предприятия, с другой стороны, Быков, как думающий и чувствующий художник, понимает, что глубинные процессы в массовом сознании настолько инертны, что определенная, наиболее маргинализированная, часть населения еще осталась в условных 90-х и в любой момент готова схватиться за стволы. Из исследователя морального разложения автор превращается в рассказчика, выхватывающего и манипулирующего экзистенциальным опытом своих характеров, делая главным героем фильма человека, у которого по всем признакам существует "чеченский синдром". Именно это посттравматическое стрессовое расстройство показывает, насколько лишним чувствует себя Алексей по прозвищу "Седой" (Денис Шведов, "Жизнь впереди", сериал "Бывшие") в обычной мирной жизни, где крайне сложно поделить окружающих на "своих" и "чужих". Не будет удивительным, если идея Быкова будет воплощена в отрыве от российских реалий мастерами кино из Юго-Восточной Азии или Латинской Америки, где она всегда найдет питательную почву, потому что место событиям это истории там, где есть гигантское социальное расслоение. Поэтому "Завод" старается держать заметную дистанцию от злободневного политического триллера и заставляет, тем не менее, находить узнаваемые черты в поведении персонажей, которые в ленте поданы с максимальной выпуклостью.
Размещая действие "Завода" в российском провинциальном городе без названия, Быков концентрирует основную съемочную локацию в пределах цеха, где изготавливается укрепляющая арматура на заводе железобетонных изделий. Этим заводом, где еще с советских времен не было никакой модернизации, владеет провинциальный олигарх с темным бандитским прошлым Константин Калугин (Андрей Смоляков, "Пришелец", "Прощаться не будем"). Очевидно, что в постиндустриальной России для Калугина, который стремится быть эффективным бизнесменом, этот, не приносящий прибыли, актив является ненужным балластом, и поэтому принимается решение о банкротстве завода и выставлении за его ворота трех сотен рабочих. Объявление Калугина на общем собрании трудовому коллективу звучит как приговор и все заводчане испытывают гигантский шок, который их подталкивает к активным, практически робингудовским действиям. Одноглазый ветеран чеченской кампании средних лет Седой за два разговора сколачивает небольшую банду из своих, совсем не похожих на гангстеров, товарищей по цеху и готовится к похищению эксплуататора-кровопийцы Калугина. Герои Быкова, показанные им в "Заводе", типичны для подобной ленты, живут от зарплаты до зарплаты и далеки от супергероев Marvel: одинокий старик, юноша, ухаживающий за больной матерью, муж-рогоносец, многодетный отец на шестом десятке и бывший зэк с богатым бандитским прошлым. Абсолютно все характеры этой стихийной группировки, кроме идейно подкованного Седого (так во всяком случае его стремится представить режиссер), движимы абсолютно алчными целями. Они хотят похитить Калугина, сорвать хороший куш и обеспечить надолго свою горестную жизнь хрустом купюр из сейфа хозяина, которым ведает один из его приближенных Антон "Туман" (Владислав Абашин, сериал "Вольная грамота", "Скольжение"). Жена Тумана страдает тяжелой формой онкологии и это накладывает определенный отпечаток на игру Абашина, который постоянно стремится продемонстрировать эмоции в кадре и выплеснуть свое горе на окружающих. Группа из охранного предприятия Калугина весьма оперативно прибывает на завод и готовится к спасению шефа из рук разномастных работяг, выплеснувших отчаяние и решивших поиграть в бандитов.
В целом, "Завод" Юрия Быкова не отклоняется от тем, которые позволили получить ему всеобщее (в том числе и международное) признание, поэтому за хорошо оформленным благодаря операторской работе Владимира Ушакова (сериал "Пьяная фирма", "Елки 5") триллером скрываются не только хорошо считываемые элементы нуара, но и язвами проступает холодный критический анализ происходящего в России. Обычные рабочие оказываются в числе проигравших их капиталистическому хозяину-эксплуататору Калугину, это толкает их на экстремальные решительные действия. Но времена изменились и из группы, которую собирает "Седой", не получается ни идейных революционеров, ни безбашенных гангстеров. Иногда излишняя театральность диалогов работает против "Завода", где все насыщенное событиями действие разворачивается вокруг героев Дениса Шведова и Андрея Смолякова. И если первый показан Быковым как метеорит, в угоду сюжету сгоревший где-то в верхних слоях атмосферы бунтарем-одиночкой, то хозяин жизни Калугин демонстрирует все свойства настоящей черной дыры и привлекает на свою сторону в той или иной степени, живыми или мертвыми, всех присутствующих. Слишком сильна гравитация власти, слишком сильна коррозия, за которой скрывается то, к чему так стремится Седой. Справедливость? А нет ее. Вот и весь сказ. И можно сколько угодно говорить о художественном движении Быкова-автора вперед в его угловатой клаустрофобии и мастерстве столкновения характеров, но свою увесистую пощечину зритель получает под метафору о закрывающемся из-за отсутствия прибыли заводе. Эпической битвы между добром и злом не происходит, когда речь заходит об индивидуализме спасения и собственной шкуры, и собственной репутации, режиссер замыкает символический круг и создает ощущение катарсиса, когда вместе Седого заводскую проходную покидает опустошенный и вывернутый герой Владислава Абашина. Ничего нового для самого себя, как автора, которому удалось уже построить свою небольшую Вселенную, Юрий Быков в "Заводе" не добавляет, показывая спрямленную, но задевающую за самое живое экранную историю.
Создавая "Завод" по лекалам американского кино, режиссер за выверенностью формы подачи говорит о более глубоких, чем вымогательство и похищение, вещах. Каждый из рабочих идет на дело со своей, четко выверенной и понятной мотивацией, они просто хотят взять свое, то, что не получили от хозяина за долгие годы, и лишь Седой улетает в какую-то стратосферу повстанца, действуя по организованному плану, но не становясь при этом супергероем. Быков стремится показать события на экране глубже, чем это можно себе представить, когда показывает людей, старающихся перестать быть заложниками жизненной ситуации и обстоятельств. Стремление к свободе становится для них непосильной ношей. Справедливость "Завода" оказывается расстрелянной из всех стволов калугинскими "чоповцами" и отрядом спецназа, готового идти на штурм против этой самодеятельной банды Седого. Цепочка, которую выстраивает автор ленты, считывается без всякого второго дна и насилие не всегда позволяет добиться справедливости, как и цинизм власть имущих не должен провоцировать это насилие. Кому-то может не понравиться такая режиссерская позиция, но для Быкова сейчас гораздо важнее с кровью в кадре найти новые пути, чем просто становиться в оппозицию действующей власти. Кажущийся простым образ ветерана военных конфликтов Дениса Шведова удивляет своей живой игрой и жестко показывает, что абсолютная свобода в окружающей действительности как правило оказывается сейчас несовместимой с человеческой жизнью. Для Быкова-автора, испытывающего своих персонажей как людей, которые оказались на грани, важно, что чувство собственного достоинства и убеждения могут оказаться гораздо важнее компромисса выживания. Действительность ломает его героев практически об колено, но при этом не побеждает их. Поэтому "Завод" оказывается тем проектом, где рассматривается вечный конфликт между бедностью и богатством, и где Юрий Быков представляет свой взгляд на корни ненависти, существующей повсеместно, однако человечность и гуманизм никуда не исчезают, он очень сочувствует своим героям как автор и показывает свои художественные, а не политические амбиции.
7
,4
2018, Россия, Драмы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Режиссер и сценарист Юрий Быков (сериал "Метод", "Дурак"), открыто декларирующий в своих работах прямолинейность стиля и умение задавать простые, но не всегда удобные вопросы, в начале сентября прошлого года представил свою новую работу "Завод" на одном из крупнейших мировых фестивалей в Торонто. Ленты Быкова уходит от прямой социальной критики событий, происходящих в современной России, и разыгрывает перед зрителями криминальную драму, в которой сталкиваются идеализм нищего бунтаря-одиночки и увертливая правда жизни фактического "хозяина" одной из областей нашей страны. Конфликт между бедными и богатым автор проекта старается выпукло передать при помощи весьма узнаваемых персонажей, доведенных до отчаяния и готовых без страха подойти к последней черте. Экранная история "Завода", с одной стороны, стремится передать в обобщенной форме те события, которые происходят на постсоветском пространстве, когда в экономическую депрессию попадают целые моногорода, концентрирующиеся вокруг одного предприятия, с другой стороны, Быков, как думающий и чувствующий художник, понимает, что глубинные процессы в массовом сознании настолько инертны, что определенная, наиболее маргинализированная, часть населения еще осталась в условных 90-х и в любой момент готова схватиться за стволы. Из исследователя морального разложения автор превращается в рассказчика, выхватывающего и манипулирующего экзистенциальным опытом своих характеров, делая главным героем фильма человека, у которого по всем признакам существует "чеченский синдром". Именно это посттравматическое стрессовое расстройство показывает, насколько лишним чувствует себя Алексей по прозвищу "Седой" (Денис Шведов, "Жизнь впереди", сериал "Бывшие") в обычной мирной жизни, где крайне сложно поделить окружающих на "своих" и "чужих". Не будет удивительным, если идея Быкова будет воплощена в отрыве от российских реалий мастерами кино из Юго-Восточной Азии или Латинской Америки, где она всегда найдет питательную почву, потому что место событиям это истории там, где есть гигантское социальное расслоение. Поэтому "Завод" старается держать заметную дистанцию от злободневного политического триллера и заставляет, тем не менее, находить узнаваемые черты в поведении персонажей, которые в ленте поданы с максимальной выпуклостью. Размещая действие "Завода" в российском провинциальном городе без названия, Быков концентрирует основную съемочную локацию в пределах цеха, где изготавливается укрепляющая арматура на заводе железобетонных изделий. Этим заводом, где еще с советских времен не было никакой модернизации, владеет провинциальный олигарх с темным бандитским прошлым Константин Калугин (Андрей Смоляков, "Пришелец", "Прощаться не будем"). Очевидно, что в постиндустриальной России для Калугина, который стремится быть эффективным бизнесменом, этот, не приносящий прибыли, актив является ненужным балластом, и поэтому принимается решение о банкротстве завода и выставлении за его ворота трех сотен рабочих. Объявление Калугина на общем собрании трудовому коллективу звучит как приговор и все заводчане испытывают гигантский шок, который их подталкивает к активным, практически робингудовским действиям. Одноглазый ветеран чеченской кампании средних лет Седой за два разговора сколачивает небольшую банду из своих, совсем не похожих на гангстеров, товарищей по цеху и готовится к похищению эксплуататора-кровопийцы Калугина. Герои Быкова, показанные им в "Заводе", типичны для подобной ленты, живут от зарплаты до зарплаты и далеки от супергероев Marvel: одинокий старик, юноша, ухаживающий за больной матерью, муж-рогоносец, многодетный отец на шестом десятке и бывший зэк с богатым бандитским прошлым. Абсолютно все характеры этой стихийной группировки, кроме идейно подкованного Седого (так во всяком случае его стремится представить режиссер), движимы абсолютно алчными целями. Они хотят похитить Калугина, сорвать хороший куш и обеспечить надолго свою горестную жизнь хрустом купюр из сейфа хозяина, которым ведает один из его приближенных Антон "Туман" (Владислав Абашин, сериал "Вольная грамота", "Скольжение"). Жена Тумана страдает тяжелой формой онкологии и это накладывает определенный отпечаток на игру Абашина, который постоянно стремится продемонстрировать эмоции в кадре и выплеснуть свое горе на окружающих. Группа из охранного предприятия Калугина весьма оперативно прибывает на завод и готовится к спасению шефа из рук разномастных работяг, выплеснувших отчаяние и решивших поиграть в бандитов. В целом, "Завод" Юрия Быкова не отклоняется от тем, которые позволили получить ему всеобщее (в том числе и международное) признание, поэтому за хорошо оформленным благодаря операторской работе Владимира Ушакова (сериал "Пьяная фирма", "Елки 5") триллером скрываются не только хорошо считываемые элементы нуара, но и язвами проступает холодный критический анализ происходящего в России. Обычные рабочие оказываются в числе проигравших их капиталистическому хозяину-эксплуататору Калугину, это толкает их на экстремальные решительные действия. Но времена изменились и из группы, которую собирает "Седой", не получается ни идейных революционеров, ни безбашенных гангстеров. Иногда излишняя театральность диалогов работает против "Завода", где все насыщенное событиями действие разворачивается вокруг героев Дениса Шведова и Андрея Смолякова. И если первый показан Быковым как метеорит, в угоду сюжету сгоревший где-то в верхних слоях атмосферы бунтарем-одиночкой, то хозяин жизни Калугин демонстрирует все свойства настоящей черной дыры и привлекает на свою сторону в той или иной степени, живыми или мертвыми, всех присутствующих. Слишком сильна гравитация власти, слишком сильна коррозия, за которой скрывается то, к чему так стремится Седой. Справедливость? А нет ее. Вот и весь сказ. И можно сколько угодно говорить о художественном движении Быкова-автора вперед в его угловатой клаустрофобии и мастерстве столкновения характеров, но свою увесистую пощечину зритель получает под метафору о закрывающемся из-за отсутствия прибыли заводе. Эпической битвы между добром и злом не происходит, когда речь заходит об индивидуализме спасения и собственной шкуры, и собственной репутации, режиссер замыкает символический круг и создает ощущение катарсиса, когда вместе Седого заводскую проходную покидает опустошенный и вывернутый герой Владислава Абашина. Ничего нового для самого себя, как автора, которому удалось уже построить свою небольшую Вселенную, Юрий Быков в "Заводе" не добавляет, показывая спрямленную, но задевающую за самое живое экранную историю. Создавая "Завод" по лекалам американского кино, режиссер за выверенностью формы подачи говорит о более глубоких, чем вымогательство и похищение, вещах. Каждый из рабочих идет на дело со своей, четко выверенной и понятной мотивацией, они просто хотят взять свое, то, что не получили от хозяина за долгие годы, и лишь Седой улетает в какую-то стратосферу повстанца, действуя по организованному плану, но не становясь при этом супергероем. Быков стремится показать события на экране глубже, чем это можно себе представить, когда показывает людей, старающихся перестать быть заложниками жизненной ситуации и обстоятельств. Стремление к свободе становится для них непосильной ношей. Справедливость "Завода" оказывается расстрелянной из всех стволов калугинскими "чоповцами" и отрядом спецназа, готового идти на штурм против этой самодеятельной банды Седого. Цепочка, которую выстраивает автор ленты, считывается без всякого второго дна и насилие не всегда позволяет добиться справедливости, как и цинизм власть имущих не должен провоцировать это насилие. Кому-то может не понравиться такая режиссерская позиция, но для Быкова сейчас гораздо важнее с кровью в кадре найти новые пути, чем просто становиться в оппозицию действующей власти. Кажущийся простым образ ветерана военных конфликтов Дениса Шведова удивляет своей живой игрой и жестко показывает, что абсолютная свобода в окружающей действительности как правило оказывается сейчас несовместимой с человеческой жизнью. Для Быкова-автора, испытывающего своих персонажей как людей, которые оказались на грани, важно, что чувство собственного достоинства и убеждения могут оказаться гораздо важнее компромисса выживания. Действительность ломает его героев практически об колено, но при этом не побеждает их. Поэтому "Завод" оказывается тем проектом, где рассматривается вечный конфликт между бедностью и богатством, и где Юрий Быков представляет свой взгляд на корни ненависти, существующей повсеместно, однако человечность и гуманизм никуда не исчезают, он очень сочувствует своим героям как автор и показывает свои художественные, а не политические амбиции.