Российский суровый и беспощадный быт, несправедливость и безнадега, мерзкие реалии, в которых пытаются существовать рядовые и беспомощные граждане. Жанр социальной драмы в авторском кино можно считать одним из самых успешных и народных в России. Максимально приземленные истории обычных людей в до боли знакомых условиях говорят о понятных вещах понятным языком. Именно такое точное попадание в народ вызывает у этого самого народа бурю эмоций, разговаривая на злободневные и близкие сердцу темы. Вот только зачастую темы эти пессимистичные. С чем это связано? Почему многие так высоко оценивают "Левиафан" Звягинцева и "Аритмию" Хлебникова? Потому что это качественное и правдивое кино? Или это такая разновидность душевного мазохизма, сопереживать тем проблемам нашего общества, которые никто и никогда не решит? Новый фильм Юрия Быкова "Завод" делает все, чтобы доказать обратное. Ведь он не правдив, не качественен и даже дикое желание попричитать о том, как в нашей стране все плохо, бессильно. Ведь в нашей стране все не так плохо, как в этом фильме.
К моему большому сожалению в этом кино все оказалось очень и очень плохо. Настолько плохо, что "Завод" не выглядит как фильм Юрия Быкова, того Быкова, который снял фильм "Дурак". Завод будто снял совершенно другой человек, который очень хотел быть похожим на Быкова, при этом не умея писать сценарии, работать с актерами и режиссировать. Это абсолютно пустое кино ни о чем и ни о ком.
Сюжет фильма погружает нас в атмосферу некоего города, в котором обычным работягам о нормальной жизни можно только мечтать за стаканом граненого. Производственное предприятие не приносит прибыли, и его директор принимает решение закрыть завод, а персонал распустить. Других альтернативных рабочих мест в городе не найти, зарплату не повышают и обещают выдать в неизвестном будущем. Пребывая в отчаянии, шестеро мужиков решают похитить директора с целью получения за него выкупа. На этот самый завод, где они ночью держат заложника, подтягиваются братки из личной охраны директора, сотрудники ОМОНа и начинаются разборки, доходящие до очевидных крайностей.
Казалось бы, общая идея этой истории по всем пунктам выигрышная. Наглый олигарх, отчаявшиеся из-за социальной несправедливости работяги, коррумпированные чиновники. Все, как мы любим в данном жанре. Но даже такой набор козырей Юрий Быков просто слил в унитаз. Поверьте, у меня не вызывает никакого удовольствия ругать это кино. Но я не могу и не хочу врать самому себе. Здесь нет никакой предвзятости. Мне понравился фильм "Дурак". Но Завод обескураживает с первой и до последней минуты.
Пожалуй, самой главной проблемой фильма являются его персонажи. Каждый человек на экране - это пустое место, ноль без палочки. Они даже не картонные, они бумажные.
Автор совершенно не утруждает себя тем, чтобы познакомить зрителя со своими героями. Перед нами безликие фигуры, которые тупо умеют двигаться и говорить слова. Это просто какие-то незнакомые прохожие. Складывается ощущение, что актеры сами не знают своих персонажей. Им никто не рассказал, кого надо играть, а просто заставили читать текст. Это рабочий без глаза, это другой какой-то рабочий. Это олигарх, это мужик из его охраны, это омоновец...
Мне кажется, если режиссер взял бы и расставил по съемочной площадке манекены и повесил на них бейджики, причем без имен, а просто омоновец, олигарх, рабочий, то эффект был бы тот же самый. Скажите, вы сможете искренне сопереживать манекену с бейджиком? Я нет. И даже уже во второй половине фильма, когда нам наконец-то хоть что-то начинают рассказывать об этих людях, отношение к ним не меняется. Это все те же манекены с бейджиками, к которым просто добавили немного описания.
Но, допустим, что нам достаточно просто увидеть мужика без глаза, лысого дядьку на мерседесе, коротенькие сводки из жизни всех остальных присутствующих. И мы сами придумали себе персонажей, то все равно переживать в фильме Завод оказывается не за кого.
В таких фильмах всегда есть некий мученик, который борется с несправедливостью. И таковым в Заводе очевидно выступает герой Дениса Шведова по кличке Седой. Он один из этих обделенных работяг, он не только участвует, но и является организатором захвата директора в заложники. Он бывший военный, с травмой внешней и психологической. Ему даже не нужны деньги. Он требует, чтобы приехал прокурор и телевизионщики, чтобы заставить олигарха рассказать правду о том, как он кидает народ. Ну просто молодец. Бескорыстный борец за справедливость, моралист. Однако, в определенный момент он оказывается не просто плохим, а бездушной и самовлюбленной гнидой. Ему плевать с высокой горки не только на олигарха, его охрану, чиновников и власть. Ему плевать на своих коллег, которых он сам же втянул в эту бесперспективную авантюру. Он гадить хотел на их жизни и на жизни их детей, а, значит, и на народ, на нас с вами. По факту этот Седой контуженный и неадекватный псих, вершащий свою собственную вендетту, которую оправдывает чувством жалости к себе любимому.
И после этого момента в фильме не остается ни одного персонажа, за которого может зацепиться наше сопереживание. Да, есть еще все эти обычные мужики, жертвы обстоятельств. Но до сих пор нас с ними никто не познакомил. Это все те же манекены с бейджиками.
По сути происходит подмена главного героя, которым теперь становится начальник охраны директора завода по кличке Туман. Он ведет переговоры, пытается разрешить конфликт с минимальными жертвами и старается действовать, хоть жестко, но по справедливости, несмотря на свои должностные обязанности, которые между прочим тоже выполняет очень хорошо. Ему даже придумали умирающую от рака жену, перечит начальнику, отпускает живыми двоих работяг. Быков даже использовал такой типа режиссерский ход. В начале на завод пешком, а не на автобусе идет Седой, а в конце Туман не уезжает со своими, а так же пешочком уходит. Будто на смену одной пропащей в жизни душе пришла новая душа, только что ставшая такой же пропащей.
Но то, как он резко проникнулся к одноглазому преступнику, мне не понятно. Буквально пару часов назад сам же хотел его убить. Большая часть забавных «непоняток» у меня возникло как раз с персонажем Седого. Это ближе к концу мы узнаем, что он пребывает в хроническом неадеквате, что может оправдать любой его поступок. Но до этого момента он вроде бы нормальный и вменяемый. А потому немного нелепо выглядит то, как он предлагает коллегам похитить директора. Причем происходит это не так, что "А давайте шефа нагреем", а потом они сели думать, как это сделать. Нет. Он сразу выдает готовый план со всеми подробностями. Он уже знает в какой день на какой трассе тот будет ехать, сколько с ним людей и так далее. То есть Седой провел разведку, чтобы выявить закономерность, он минимум дважды по пятницам выслеживал и собирал данные. А значит задумал план уже давно и только ждал подходящего момента.
Может быть в этом моменте нет ничего такого страшного, но лично для меня, когда основное действо всего фильма выдается вот так, просто сухо, одной репликой без какой-то подготовки зрителя, то мне кажется, что это обычная лень сценариста. Но может я и ошибаюсь. Может быть Седой очень наблюдательный, а этот план только что в голове сложил. Он же очень крутой дядька, три года воевал, обладает определенными профессиональными навыками. Знаете, есть такой типичный герой в американских боевиках, как Лиам Ниссон, который работает простым снегоуборщиком, а, когда ему дорогу переходят плохие парни, оказывается, что он какой-то офигенный агент ЦРУ или спецназовец в прошлом. И этот Седой точно такой же. Но, похоже, навыки он свои подрастерял. Он грамотно руководит операцией, расставляет людей по периметру, дает очень четкие указания. Но большой вопрос. А зачем им нужно было одевать маски? Что это за конспирация такая, если Седой при заложнике называет своих подельников по кличкам и фамилиям?
Да и сам он тоже хорош. На кой черт ему маска, если ней видно, что у него нет глаза? Это же обалдеть, какая примета! Если бы он вместо маски надел бы пиратскую повязку, то толку было бы больше. Конечно, при желании можно все это оправдать его контузией и истинными мотивами, но вряд ли это сделали специально, потому что смотрится это как обычные сценарные глупости, которые автор прозевал.
Не знаю, чем, но меня очень позабавила драка между омоновцами и бандюками. Серьезные мужики, все находятся на задании, а начали какой-то детский махач. Туман бьет людей прокурора, омоновцы его оттаскивают и начинают мутузить, потом остальные все налетели. Никто приказов не слушается. Причем совсем недавно товарищ Туман показал, что может вертеть омоновцами как пожелает по звонку их начальству. В общем, непонятно не только то, по какой логике поставлен этот эпизод, но и зачем он вообще был нужен в фильме.
Поверьте, я не получаю удовольствие от того, что ругаю фильм Завод. Я лишь честно рассказываю, что я увидел и как к этому отношусь. Бывают фильмы, когда есть очень хорошая история, которую очень плохо рассказали. А бывает, когда история никакующая, но продают нам ее очень умело. В фильме Завод нет ни того ни другого. Юрий Быков взял ничто и рассказал никак.
Но, как бы хорошо я не относился к творчеству Юрия Быкова, которого очень любят и даже в прошлом году на том же Кинопоиске назвали лучшим российским режиссером 15-летия. А его фильм Дурак лучшим фильмом 15-летия. Могу сказать только одно, что Юрий Быков с картиной Завод откровенно нахалтурил. И отношение фильма к жанру российской социальной драмы не является гарантией его качества.
Наверное, сам господин Быков лично хорошо знал и понимал всех своих персонажей. Сопереживал им и всему сюжету. Это ведь он их придумал. Но лично мне он не смог передать те эмоции и переживания, которые сам испытывал. Быть может в его голове это действительно очень глубокая и трогательная история. Но, какая бы классная не была история, этого никто не поймет, если ее неправильно рассказать.
7
,4
2018, Россия, Драмы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Российский суровый и беспощадный быт, несправедливость и безнадега, мерзкие реалии, в которых пытаются существовать рядовые и беспомощные граждане. Жанр социальной драмы в авторском кино можно считать одним из самых успешных и народных в России. Максимально приземленные истории обычных людей в до боли знакомых условиях говорят о понятных вещах понятным языком. Именно такое точное попадание в народ вызывает у этого самого народа бурю эмоций, разговаривая на злободневные и близкие сердцу темы. Вот только зачастую темы эти пессимистичные. С чем это связано? Почему многие так высоко оценивают "Левиафан" Звягинцева и "Аритмию" Хлебникова? Потому что это качественное и правдивое кино? Или это такая разновидность душевного мазохизма, сопереживать тем проблемам нашего общества, которые никто и никогда не решит? Новый фильм Юрия Быкова "Завод" делает все, чтобы доказать обратное. Ведь он не правдив, не качественен и даже дикое желание попричитать о том, как в нашей стране все плохо, бессильно. Ведь в нашей стране все не так плохо, как в этом фильме. К моему большому сожалению в этом кино все оказалось очень и очень плохо. Настолько плохо, что "Завод" не выглядит как фильм Юрия Быкова, того Быкова, который снял фильм "Дурак". Завод будто снял совершенно другой человек, который очень хотел быть похожим на Быкова, при этом не умея писать сценарии, работать с актерами и режиссировать. Это абсолютно пустое кино ни о чем и ни о ком. Сюжет фильма погружает нас в атмосферу некоего города, в котором обычным работягам о нормальной жизни можно только мечтать за стаканом граненого. Производственное предприятие не приносит прибыли, и его директор принимает решение закрыть завод, а персонал распустить. Других альтернативных рабочих мест в городе не найти, зарплату не повышают и обещают выдать в неизвестном будущем. Пребывая в отчаянии, шестеро мужиков решают похитить директора с целью получения за него выкупа. На этот самый завод, где они ночью держат заложника, подтягиваются братки из личной охраны директора, сотрудники ОМОНа и начинаются разборки, доходящие до очевидных крайностей. Казалось бы, общая идея этой истории по всем пунктам выигрышная. Наглый олигарх, отчаявшиеся из-за социальной несправедливости работяги, коррумпированные чиновники. Все, как мы любим в данном жанре. Но даже такой набор козырей Юрий Быков просто слил в унитаз. Поверьте, у меня не вызывает никакого удовольствия ругать это кино. Но я не могу и не хочу врать самому себе. Здесь нет никакой предвзятости. Мне понравился фильм "Дурак". Но Завод обескураживает с первой и до последней минуты. Пожалуй, самой главной проблемой фильма являются его персонажи. Каждый человек на экране - это пустое место, ноль без палочки. Они даже не картонные, они бумажные. Автор совершенно не утруждает себя тем, чтобы познакомить зрителя со своими героями. Перед нами безликие фигуры, которые тупо умеют двигаться и говорить слова. Это просто какие-то незнакомые прохожие. Складывается ощущение, что актеры сами не знают своих персонажей. Им никто не рассказал, кого надо играть, а просто заставили читать текст. Это рабочий без глаза, это другой какой-то рабочий. Это олигарх, это мужик из его охраны, это омоновец... Мне кажется, если режиссер взял бы и расставил по съемочной площадке манекены и повесил на них бейджики, причем без имен, а просто омоновец, олигарх, рабочий, то эффект был бы тот же самый. Скажите, вы сможете искренне сопереживать манекену с бейджиком? Я нет. И даже уже во второй половине фильма, когда нам наконец-то хоть что-то начинают рассказывать об этих людях, отношение к ним не меняется. Это все те же манекены с бейджиками, к которым просто добавили немного описания. Но, допустим, что нам достаточно просто увидеть мужика без глаза, лысого дядьку на мерседесе, коротенькие сводки из жизни всех остальных присутствующих. И мы сами придумали себе персонажей, то все равно переживать в фильме Завод оказывается не за кого. В таких фильмах всегда есть некий мученик, который борется с несправедливостью. И таковым в Заводе очевидно выступает герой Дениса Шведова по кличке Седой. Он один из этих обделенных работяг, он не только участвует, но и является организатором захвата директора в заложники. Он бывший военный, с травмой внешней и психологической. Ему даже не нужны деньги. Он требует, чтобы приехал прокурор и телевизионщики, чтобы заставить олигарха рассказать правду о том, как он кидает народ. Ну просто молодец. Бескорыстный борец за справедливость, моралист. Однако, в определенный момент он оказывается не просто плохим, а бездушной и самовлюбленной гнидой. Ему плевать с высокой горки не только на олигарха, его охрану, чиновников и власть. Ему плевать на своих коллег, которых он сам же втянул в эту бесперспективную авантюру. Он гадить хотел на их жизни и на жизни их детей, а, значит, и на народ, на нас с вами. По факту этот Седой контуженный и неадекватный псих, вершащий свою собственную вендетту, которую оправдывает чувством жалости к себе любимому. И после этого момента в фильме не остается ни одного персонажа, за которого может зацепиться наше сопереживание. Да, есть еще все эти обычные мужики, жертвы обстоятельств. Но до сих пор нас с ними никто не познакомил. Это все те же манекены с бейджиками. По сути происходит подмена главного героя, которым теперь становится начальник охраны директора завода по кличке Туман. Он ведет переговоры, пытается разрешить конфликт с минимальными жертвами и старается действовать, хоть жестко, но по справедливости, несмотря на свои должностные обязанности, которые между прочим тоже выполняет очень хорошо. Ему даже придумали умирающую от рака жену, перечит начальнику, отпускает живыми двоих работяг. Быков даже использовал такой типа режиссерский ход. В начале на завод пешком, а не на автобусе идет Седой, а в конце Туман не уезжает со своими, а так же пешочком уходит. Будто на смену одной пропащей в жизни душе пришла новая душа, только что ставшая такой же пропащей. Но то, как он резко проникнулся к одноглазому преступнику, мне не понятно. Буквально пару часов назад сам же хотел его убить. Большая часть забавных «непоняток» у меня возникло как раз с персонажем Седого. Это ближе к концу мы узнаем, что он пребывает в хроническом неадеквате, что может оправдать любой его поступок. Но до этого момента он вроде бы нормальный и вменяемый. А потому немного нелепо выглядит то, как он предлагает коллегам похитить директора. Причем происходит это не так, что "А давайте шефа нагреем", а потом они сели думать, как это сделать. Нет. Он сразу выдает готовый план со всеми подробностями. Он уже знает в какой день на какой трассе тот будет ехать, сколько с ним людей и так далее. То есть Седой провел разведку, чтобы выявить закономерность, он минимум дважды по пятницам выслеживал и собирал данные. А значит задумал план уже давно и только ждал подходящего момента. Может быть в этом моменте нет ничего такого страшного, но лично для меня, когда основное действо всего фильма выдается вот так, просто сухо, одной репликой без какой-то подготовки зрителя, то мне кажется, что это обычная лень сценариста. Но может я и ошибаюсь. Может быть Седой очень наблюдательный, а этот план только что в голове сложил. Он же очень крутой дядька, три года воевал, обладает определенными профессиональными навыками. Знаете, есть такой типичный герой в американских боевиках, как Лиам Ниссон, который работает простым снегоуборщиком, а, когда ему дорогу переходят плохие парни, оказывается, что он какой-то офигенный агент ЦРУ или спецназовец в прошлом. И этот Седой точно такой же. Но, похоже, навыки он свои подрастерял. Он грамотно руководит операцией, расставляет людей по периметру, дает очень четкие указания. Но большой вопрос. А зачем им нужно было одевать маски? Что это за конспирация такая, если Седой при заложнике называет своих подельников по кличкам и фамилиям? Да и сам он тоже хорош. На кой черт ему маска, если ней видно, что у него нет глаза? Это же обалдеть, какая примета! Если бы он вместо маски надел бы пиратскую повязку, то толку было бы больше. Конечно, при желании можно все это оправдать его контузией и истинными мотивами, но вряд ли это сделали специально, потому что смотрится это как обычные сценарные глупости, которые автор прозевал. Не знаю, чем, но меня очень позабавила драка между омоновцами и бандюками. Серьезные мужики, все находятся на задании, а начали какой-то детский махач. Туман бьет людей прокурора, омоновцы его оттаскивают и начинают мутузить, потом остальные все налетели. Никто приказов не слушается. Причем совсем недавно товарищ Туман показал, что может вертеть омоновцами как пожелает по звонку их начальству. В общем, непонятно не только то, по какой логике поставлен этот эпизод, но и зачем он вообще был нужен в фильме. Поверьте, я не получаю удовольствие от того, что ругаю фильм Завод. Я лишь честно рассказываю, что я увидел и как к этому отношусь. Бывают фильмы, когда есть очень хорошая история, которую очень плохо рассказали. А бывает, когда история никакующая, но продают нам ее очень умело. В фильме Завод нет ни того ни другого. Юрий Быков взял ничто и рассказал никак. Но, как бы хорошо я не относился к творчеству Юрия Быкова, которого очень любят и даже в прошлом году на том же Кинопоиске назвали лучшим российским режиссером 15-летия. А его фильм Дурак лучшим фильмом 15-летия. Могу сказать только одно, что Юрий Быков с картиной Завод откровенно нахалтурил. И отношение фильма к жанру российской социальной драмы не является гарантией его качества. Наверное, сам господин Быков лично хорошо знал и понимал всех своих персонажей. Сопереживал им и всему сюжету. Это ведь он их придумал. Но лично мне он не смог передать те эмоции и переживания, которые сам испытывал. Быть может в его голове это действительно очень глубокая и трогательная история. Но, какая бы классная не была история, этого никто не поймет, если ее неправильно рассказать.