Роуд-муви недаром стал национальным кино-жанром в США. Величественные пейзажи в сочетании с прекрасными дорогами так и шепчут: садись на Харлей и выезжай на хай-вей. Неудивительно, что американцы такие непоседы, по статистике они примерно раз в пять лет меняют место жительства. Простаки на дороге – об этом написано немало книг, снято немало фильмов. Книги «Дорога» Джека Керуака и «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пирсига плюс классический фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера – то, что можно вспомнить сходу. Так что Джейсон Момоа, представивший вниманию зрителей свой режиссерский дебют «Дорога чести», ничего оригинального не предлагает.
Два дюжих парня – индеец мохаве Роберт Вольф (сам Джейсон Момоа) и его белый приятель Кэш (соавтор сценария Роберт Гомер Моллохан) колесят по бескрайним просторам на Западе США. Оба патлатые, заросшие щетиной, в рваных майках и джинсах – просто близнецы-братья. Вольф не в ладах с законом, на его совести самосуд, он сурово отомстил преступнику, которого не смог покарать закон. Кэш бежит от семейных проблем, он обожает выпивку, драки и путешествия. Так что ему вполне по пути с Вольфом. Но, как известно, США – полицейское государство. Два свирепых федеральных агента по пятам преследуют Вольфа. В финале фильма честь и закон, наконец-то, встречают друг друга. Ничем особенно хорошим эта встреча завершиться не может.
Сюжет немудрящий, таких историй мы видели, наверное, не один десяток. Актерских открытий тоже вроде бы не наблюдается. Но эта простенькая история все-таки цепляет. Во-первых, любоваться чудесными пейзажами Скалистых гор, североамериканских пустынь и прерий, тамошними закатами и восходами не устанешь никогда. Нам демонстрируют одни из самых живописных уголков планеты, операторы не жалеют времени и сил, картинка получается на славу. Саундтрек вполне адекватен видеоряду. Брутальная история про двух сорвиголов сопровождается отменной музыкой в стиле кантри-блюз и фолк-рок. Когда требуется подчеркнуть индейскую экзотику – следуют композиции в стиле, лучшие образцы которого нам в свое время представила группа Sacred Spirit (что-то заунывно-шаманское, проникновенно-медитативное). Но это только оболочка, сегодня зрителя не удивишь мастерски организованным местным колоритом. Тут интересна идеология.
Различные меньшинства в Америке ни разу не дураки побороться за свои права, напомнить о своем существовании и своих животрепещущих проблемах мировому сообществу. Геи, наркоманы, афроамериканцы – все лоббируют свои интересы, используя и кинематографические ресурсы. Так что индейский колорит фильма тоже удивить не может. Интересно, конечно, что заступником прав коренного населения континентальной части США выступил гаваец. Но, в конце концов, гавайцы тоже коренные и тоже пострадавшие. Посочувствуем собратьям, а там, глядишь, какой-нибудь иннуит сообразит что-нибудь жалостливое про деградацию полинезийских традиций под гнетом белых колонизаторов.
Для первого режиссерского опыта актера, более известного как Конан-варвар и Кхал Дрого из «Игры престолов», фильм снят весьма недурно. В историю возникновения крепкой, хотя и непродолжительной, дружбы веришь безоговорочно. Диалоги естественны, герои на экране ведут себя органично. Местами это напоминает «Бойцовский клуб»: жестокие драки, встречи с женщинами, и сами персонажи – словно две стороны одной личности, эго и альтер-эго. В эпизодических ролях порадовало появление все еще очаровательной Лизы Боне (супруги Джейсона Момоа) и Уэса Стьюди (вот он-то как раз этнический индеец, чероки, правда). Два белых агента ФБР в исполнении Тимоти В. Мерфи и Лэнса Хенриксена особо не впечатлили, шаблонно, банально, предсказуемо.
В фильме «Дорога чести» плохие парни – это пришлые откуда-то издалека бледнолицые. Сознательно или нет, авторы фильма пытаются спорить с создателями «Беспечного ездока», где антагонисты были сплошь реднеками, которые устроили охоту на белых хиппи, удачно толкнувших наркоту в Калифорнии, а потом махнувших развлекаться в Нью-Орлеан. Но, мне кажется, замыслы Джейсона Момоа охватывали гораздо более широкий круг проблем. Он выходит за грань примитивного обличения межэтнических конфликтов. Его на первый взгляд простенькая картина с потрясающей силой демонстрирует настоящее столкновение цивилизаций. Он показывает не самую привычную массовому зрителю Америку.
Вы здесь не увидите ни одного небоскреба, ни одного офисного центра, ни одного хипстера, брокера или наркодилера. Только автозаправки, трейлеры, лачуги, автомастерские, блошиные рынки, свалки. Только индейцы и белые, все без признаков высшего образования на лице и в сюжетах татуировок. Наркотики не принимают (так, индейской травкой задымит кто-нибудь изредка), зато пьют не по-детски. Беспросветная нищета и безнадега. И это – одна из самых экономически развитых стран мира? Здесь не верят в закон, и правильно делают. Изнасилование индианки заезжим белым федеральные власти не интересует. Значит, в дело вступают настоящие мужчины: с мерзавца снимут скальп каменным лезвием, а другие его выдавать закону не станут. Неважно белые или индейцы. Америка чести – против Америки закона; Америка мужская – против Америки транссексуальной; Америка доиндустриальная – против нее же постиндустриальной. Кто кого?
Похоже, честь и правда побеждают не всегда. Столкновение двух Америк порождает настоящую трагедию. Когда-то публика конца 60-х годов в подобной трагедии сочувствовала другим парням. Но с момента выхода на экраны «Беспечного ездока» прошла уже вечность. Наступило время других историй, других героев, иных трагедий.
8
,3
2014, США, Триллеры
90 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Роуд-муви недаром стал национальным кино-жанром в США. Величественные пейзажи в сочетании с прекрасными дорогами так и шепчут: садись на Харлей и выезжай на хай-вей. Неудивительно, что американцы такие непоседы, по статистике они примерно раз в пять лет меняют место жительства. Простаки на дороге – об этом написано немало книг, снято немало фильмов. Книги «Дорога» Джека Керуака и «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пирсига плюс классический фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера – то, что можно вспомнить сходу. Так что Джейсон Момоа, представивший вниманию зрителей свой режиссерский дебют «Дорога чести», ничего оригинального не предлагает. Два дюжих парня – индеец мохаве Роберт Вольф (сам Джейсон Момоа) и его белый приятель Кэш (соавтор сценария Роберт Гомер Моллохан) колесят по бескрайним просторам на Западе США. Оба патлатые, заросшие щетиной, в рваных майках и джинсах – просто близнецы-братья. Вольф не в ладах с законом, на его совести самосуд, он сурово отомстил преступнику, которого не смог покарать закон. Кэш бежит от семейных проблем, он обожает выпивку, драки и путешествия. Так что ему вполне по пути с Вольфом. Но, как известно, США – полицейское государство. Два свирепых федеральных агента по пятам преследуют Вольфа. В финале фильма честь и закон, наконец-то, встречают друг друга. Ничем особенно хорошим эта встреча завершиться не может. Сюжет немудрящий, таких историй мы видели, наверное, не один десяток. Актерских открытий тоже вроде бы не наблюдается. Но эта простенькая история все-таки цепляет. Во-первых, любоваться чудесными пейзажами Скалистых гор, североамериканских пустынь и прерий, тамошними закатами и восходами не устанешь никогда. Нам демонстрируют одни из самых живописных уголков планеты, операторы не жалеют времени и сил, картинка получается на славу. Саундтрек вполне адекватен видеоряду. Брутальная история про двух сорвиголов сопровождается отменной музыкой в стиле кантри-блюз и фолк-рок. Когда требуется подчеркнуть индейскую экзотику – следуют композиции в стиле, лучшие образцы которого нам в свое время представила группа Sacred Spirit (что-то заунывно-шаманское, проникновенно-медитативное). Но это только оболочка, сегодня зрителя не удивишь мастерски организованным местным колоритом. Тут интересна идеология. Различные меньшинства в Америке ни разу не дураки побороться за свои права, напомнить о своем существовании и своих животрепещущих проблемах мировому сообществу. Геи, наркоманы, афроамериканцы – все лоббируют свои интересы, используя и кинематографические ресурсы. Так что индейский колорит фильма тоже удивить не может. Интересно, конечно, что заступником прав коренного населения континентальной части США выступил гаваец. Но, в конце концов, гавайцы тоже коренные и тоже пострадавшие. Посочувствуем собратьям, а там, глядишь, какой-нибудь иннуит сообразит что-нибудь жалостливое про деградацию полинезийских традиций под гнетом белых колонизаторов. Для первого режиссерского опыта актера, более известного как Конан-варвар и Кхал Дрого из «Игры престолов», фильм снят весьма недурно. В историю возникновения крепкой, хотя и непродолжительной, дружбы веришь безоговорочно. Диалоги естественны, герои на экране ведут себя органично. Местами это напоминает «Бойцовский клуб»: жестокие драки, встречи с женщинами, и сами персонажи – словно две стороны одной личности, эго и альтер-эго. В эпизодических ролях порадовало появление все еще очаровательной Лизы Боне (супруги Джейсона Момоа) и Уэса Стьюди (вот он-то как раз этнический индеец, чероки, правда). Два белых агента ФБР в исполнении Тимоти В. Мерфи и Лэнса Хенриксена особо не впечатлили, шаблонно, банально, предсказуемо. В фильме «Дорога чести» плохие парни – это пришлые откуда-то издалека бледнолицые. Сознательно или нет, авторы фильма пытаются спорить с создателями «Беспечного ездока», где антагонисты были сплошь реднеками, которые устроили охоту на белых хиппи, удачно толкнувших наркоту в Калифорнии, а потом махнувших развлекаться в Нью-Орлеан. Но, мне кажется, замыслы Джейсона Момоа охватывали гораздо более широкий круг проблем. Он выходит за грань примитивного обличения межэтнических конфликтов. Его на первый взгляд простенькая картина с потрясающей силой демонстрирует настоящее столкновение цивилизаций. Он показывает не самую привычную массовому зрителю Америку. Вы здесь не увидите ни одного небоскреба, ни одного офисного центра, ни одного хипстера, брокера или наркодилера. Только автозаправки, трейлеры, лачуги, автомастерские, блошиные рынки, свалки. Только индейцы и белые, все без признаков высшего образования на лице и в сюжетах татуировок. Наркотики не принимают (так, индейской травкой задымит кто-нибудь изредка), зато пьют не по-детски. Беспросветная нищета и безнадега. И это – одна из самых экономически развитых стран мира? Здесь не верят в закон, и правильно делают. Изнасилование индианки заезжим белым федеральные власти не интересует. Значит, в дело вступают настоящие мужчины: с мерзавца снимут скальп каменным лезвием, а другие его выдавать закону не станут. Неважно белые или индейцы. Америка чести – против Америки закона; Америка мужская – против Америки транссексуальной; Америка доиндустриальная – против нее же постиндустриальной. Кто кого? Похоже, честь и правда побеждают не всегда. Столкновение двух Америк порождает настоящую трагедию. Когда-то публика конца 60-х годов в подобной трагедии сочувствовала другим парням. Но с момента выхода на экраны «Беспечного ездока» прошла уже вечность. Наступило время других историй, других героев, иных трагедий.