Мы живем в эпоху, когда гонка вооружений набирает все новые обороты. Россия состязается с Западом в создании все более совершенных средств массового поражения человечества. В том числе и такого изощренного оружия, как военно-патриотический блокбастер. Еще недавно казалось, что в этом состязании мы отстаем совершенно безнадежно. Но, оказывается, все не так плохо. Возможно, паритет в этой сфере ближе, чем думают пессимисты. Фильм Андрея Волгина «Балканский рубеж» – тому яркий пример.
Событийная канва картины переносит нас на 20 лет назад, в 1999 год, в многострадальную тогда Югославию. Боснийская война окончилась в 1995, но в 1998 году вспыхнул новый очаг напряженности: косовские албанцы потребовали независимости, сербы ввели в непокорный край регулярные войска, НАТО приступило к несанкционированным ООН бомбардировкам Белграда. Россия мало чем могла в то время помочь дружественному народу, но ее власти все-таки отдали распоряжение совершить знаменитый марш-бросок на Приштину. Событие это вроде бы не имело никаких значимых военно-политических последствий, Косово все равно провозгласило независимость, российские миротворцы были вынуждены уйти. Но шаг этот имел громадное символическое значение: Россия продемонстрировала наличие воли к обретению реального суверенитета. На фоне этих событий, которые обозначаются и документальными кадрами, происходят приключения вымышленных героев.
Отряд элитных бойцов российской военной разведки под командованием Бека Етхоева (Гоша Куценко) отправляется в аэропорт Приштины, куда должна прибыть колонна российских десантников из миротворческого контингента, расквартированного в Боснии. Аэропорт тем временем захватила банда косовских боевиков-наркоторговцев во главе с садистом Смуком (Александр Сречоквич). Группа Бека представляет собой настоящий интернационал: русский там только один – Андрей Шаталов (Антон Пампушный). Зато там имеется татарин, белорус, серб, албанец и узбекская снайперша Вера (Равшана Куркова). Добавьте самого командира – ингуша по национальности – получится практически идеальная группа американских спецназовцев (негр, ирландец, мексиканка, гомосексуалист и кореец) с поправкой на наш национально-гендерный набор.
Дальше нам предлагается крепкий боевик, сделанный по лекалам, которые целые поколения кинематогрфистов унаследовали от великого Куросавы: группа отважных самураев вступает в неравный бой с многочисленной бандой отъявленных негодяев, прикрывая собой замученных рэкетирами гражданских. Большая часть великолепной семерки (в нашем случае – восьмерки) должна геройски погибнуть. Оставшиеся под бой барабанов (грохот литавров, мелодию рок-группы «СерьГа») перемещаются к месту постоянной дислокации. Один из самураев, желательно, должен в перерывах между боями полюбить местную красотку. По большинству параметров, которые позволяют отнести подобные киноистории к добротному зрелищу, «Балканский рубеж», на мой взгляд, практически не уступает американским образцам. Кое в чем даже превосходит.
Качество экшена – на твердую четверку. Боевые сцены как минимум не утомляют (а хронометраж у картины не маленький). Операторская работа и монтаж создают очень динамичные эпизоды (некоторые весьма продолжительные) драк, перестрелок, взрывов, налетов. Возможно, капризные диванные дембеля и гламурные ветераны найдут недочеты в применении тех или иных видов вооружений, в использовании амуниции – на мой не самый просвещенный взгляд все сделано на добротном уровне. Что касается правдоподобия – да, временами наши пулеметные очереди слишком густо скашивают толпы кровожадной нечисти. Но таковы законы жанра. Рэмбо в Афганистане, помнится, и не такое вытворял. Единственный ляп – это нарушение героиней Равшаны Курковой законов Ньютона. Изящная узбекская дама (наш вариант солдата Джейн) выбрасывает из окна пьянчугу весом откровенно за сотню килограммов. Да, мы верим, что она отличный снайпер. Но разницу в массе тел это обстоятельство изменить не может. Хотя, возможно, миниатюрный кастетик, который перед подвигом надевает на тонкие пальчики Вера, обладает антигравитационными свойствами. Кстати, показанные крупным планом пальчики эти – без маникюра, все, как положено суровой воительнице.
Что касается качества диалогов и в целом вербальной составляющей – тут «Балканский рубеж» даст сто очков вперед большей части голливудских аналогов. Пафос перенесен в визуальную часть киноспектра. Зачем слова, если можно показать полные слезок глазки милой сербской девчушки или злобного албанского мальчишку, проводящего ребром ладони по горлу? А патриотический марш-бросок под российскими триколорами оттеняется незамысловатыми шуточками наших военнослужащих слегка казарменного свойства.
Истории, связанные со столь скользкой темой, как этнические чистки, нужно сегодня рассказывать (показывать) максимально аккуратно. С этим авторы фильма, на мой взгляд, даже слегка переборщили. Да, русско-сербско-татарско-ингушское братство показано очень грамотно. Никаких наездов религиозного свойства в фильме вы не найдете: негодяи не мусульмане как таковые, а именно албанцы, которые, как на грех, оказались в этой выборке бандитами, наркоторговцами, насильниками, садистами. Чтобы хотя бы отчасти компенсировать избыток албанских флагов на амуниции бандитов, создатели картины ввели в состав положительных героев фантастический персонаж: албанца Фадиля, который за сербов. А еще меня позабавил вопль, который издал наш боец при виде наступающих супостатов: а-а-а-а, педерасты! Не совсем политкорректно, но как мило, по-интеллигентски, поименованы в непростом контексте представители секс-меньшинства.
И, наконец, такая важная мелочь, как создание культурно-исторического фона, который должен добавлять сюжету объемность и правдоподобие. Тут придется дать пояснение для зрителей кому-до-тридцати. Одного из героев второго плана – начальника сербской полиции Горана Милича – сыграл неувядаемый Гойко Митич. В советские времена это был один из двух (наряду с Иосипом Броз Тито) самых узнаваемых в СССР югославов. Этот актер снимался в социалистических вестернах, играя там гордых и горбоносых индейцев. И в «Балканском рубеже» Милича сравнивают с Чингачгуком (привет Большому Змею!). А в финале картины мы видим в эпизодической роли самого Эмира Кустурицу (вспомним его «Андеграунд» и «Жизнь как чудо», там тоже про войны 90-х). И вишенка на торте – саундтрек к фильму (тут и закадровая музыка, и напевы персонажей): Цой, Бутусов, Чиграков и Галанин. О, 90-е, те легендарные времена, когда рэп слушали еще тинейджеры!
8
,5
2019, Россия, Боевики
150 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Мы живем в эпоху, когда гонка вооружений набирает все новые обороты. Россия состязается с Западом в создании все более совершенных средств массового поражения человечества. В том числе и такого изощренного оружия, как военно-патриотический блокбастер. Еще недавно казалось, что в этом состязании мы отстаем совершенно безнадежно. Но, оказывается, все не так плохо. Возможно, паритет в этой сфере ближе, чем думают пессимисты. Фильм Андрея Волгина «Балканский рубеж» – тому яркий пример. Событийная канва картины переносит нас на 20 лет назад, в 1999 год, в многострадальную тогда Югославию. Боснийская война окончилась в 1995, но в 1998 году вспыхнул новый очаг напряженности: косовские албанцы потребовали независимости, сербы ввели в непокорный край регулярные войска, НАТО приступило к несанкционированным ООН бомбардировкам Белграда. Россия мало чем могла в то время помочь дружественному народу, но ее власти все-таки отдали распоряжение совершить знаменитый марш-бросок на Приштину. Событие это вроде бы не имело никаких значимых военно-политических последствий, Косово все равно провозгласило независимость, российские миротворцы были вынуждены уйти. Но шаг этот имел громадное символическое значение: Россия продемонстрировала наличие воли к обретению реального суверенитета. На фоне этих событий, которые обозначаются и документальными кадрами, происходят приключения вымышленных героев. Отряд элитных бойцов российской военной разведки под командованием Бека Етхоева (Гоша Куценко) отправляется в аэропорт Приштины, куда должна прибыть колонна российских десантников из миротворческого контингента, расквартированного в Боснии. Аэропорт тем временем захватила банда косовских боевиков-наркоторговцев во главе с садистом Смуком (Александр Сречоквич). Группа Бека представляет собой настоящий интернационал: русский там только один – Андрей Шаталов (Антон Пампушный). Зато там имеется татарин, белорус, серб, албанец и узбекская снайперша Вера (Равшана Куркова). Добавьте самого командира – ингуша по национальности – получится практически идеальная группа американских спецназовцев (негр, ирландец, мексиканка, гомосексуалист и кореец) с поправкой на наш национально-гендерный набор. Дальше нам предлагается крепкий боевик, сделанный по лекалам, которые целые поколения кинематогрфистов унаследовали от великого Куросавы: группа отважных самураев вступает в неравный бой с многочисленной бандой отъявленных негодяев, прикрывая собой замученных рэкетирами гражданских. Большая часть великолепной семерки (в нашем случае – восьмерки) должна геройски погибнуть. Оставшиеся под бой барабанов (грохот литавров, мелодию рок-группы «СерьГа») перемещаются к месту постоянной дислокации. Один из самураев, желательно, должен в перерывах между боями полюбить местную красотку. По большинству параметров, которые позволяют отнести подобные киноистории к добротному зрелищу, «Балканский рубеж», на мой взгляд, практически не уступает американским образцам. Кое в чем даже превосходит. Качество экшена – на твердую четверку. Боевые сцены как минимум не утомляют (а хронометраж у картины не маленький). Операторская работа и монтаж создают очень динамичные эпизоды (некоторые весьма продолжительные) драк, перестрелок, взрывов, налетов. Возможно, капризные диванные дембеля и гламурные ветераны найдут недочеты в применении тех или иных видов вооружений, в использовании амуниции – на мой не самый просвещенный взгляд все сделано на добротном уровне. Что касается правдоподобия – да, временами наши пулеметные очереди слишком густо скашивают толпы кровожадной нечисти. Но таковы законы жанра. Рэмбо в Афганистане, помнится, и не такое вытворял. Единственный ляп – это нарушение героиней Равшаны Курковой законов Ньютона. Изящная узбекская дама (наш вариант солдата Джейн) выбрасывает из окна пьянчугу весом откровенно за сотню килограммов. Да, мы верим, что она отличный снайпер. Но разницу в массе тел это обстоятельство изменить не может. Хотя, возможно, миниатюрный кастетик, который перед подвигом надевает на тонкие пальчики Вера, обладает антигравитационными свойствами. Кстати, показанные крупным планом пальчики эти – без маникюра, все, как положено суровой воительнице. Что касается качества диалогов и в целом вербальной составляющей – тут «Балканский рубеж» даст сто очков вперед большей части голливудских аналогов. Пафос перенесен в визуальную часть киноспектра. Зачем слова, если можно показать полные слезок глазки милой сербской девчушки или злобного албанского мальчишку, проводящего ребром ладони по горлу? А патриотический марш-бросок под российскими триколорами оттеняется незамысловатыми шуточками наших военнослужащих слегка казарменного свойства. Истории, связанные со столь скользкой темой, как этнические чистки, нужно сегодня рассказывать (показывать) максимально аккуратно. С этим авторы фильма, на мой взгляд, даже слегка переборщили. Да, русско-сербско-татарско-ингушское братство показано очень грамотно. Никаких наездов религиозного свойства в фильме вы не найдете: негодяи не мусульмане как таковые, а именно албанцы, которые, как на грех, оказались в этой выборке бандитами, наркоторговцами, насильниками, садистами. Чтобы хотя бы отчасти компенсировать избыток албанских флагов на амуниции бандитов, создатели картины ввели в состав положительных героев фантастический персонаж: албанца Фадиля, который за сербов. А еще меня позабавил вопль, который издал наш боец при виде наступающих супостатов: а-а-а-а, педерасты! Не совсем политкорректно, но как мило, по-интеллигентски, поименованы в непростом контексте представители секс-меньшинства. И, наконец, такая важная мелочь, как создание культурно-исторического фона, который должен добавлять сюжету объемность и правдоподобие. Тут придется дать пояснение для зрителей кому-до-тридцати. Одного из героев второго плана – начальника сербской полиции Горана Милича – сыграл неувядаемый Гойко Митич. В советские времена это был один из двух (наряду с Иосипом Броз Тито) самых узнаваемых в СССР югославов. Этот актер снимался в социалистических вестернах, играя там гордых и горбоносых индейцев. И в «Балканском рубеже» Милича сравнивают с Чингачгуком (привет Большому Змею!). А в финале картины мы видим в эпизодической роли самого Эмира Кустурицу (вспомним его «Андеграунд» и «Жизнь как чудо», там тоже про войны 90-х). И вишенка на торте – саундтрек к фильму (тут и закадровая музыка, и напевы персонажей): Цой, Бутусов, Чиграков и Галанин. О, 90-е, те легендарные времена, когда рэп слушали еще тинейджеры!