В июне 1999 года в ходе войны НАТО против Югославии правительство России приняло решение продемонстрировать «цивилизованному Западу», что и мы не лыком шиты и имеем такое же право творить мир там, где нас не просят. Отряду специального назначения из 18 человек был отдан секретный приказ занять единственный аэропорт Косова – «Слатина» - до прибытия туда военных сил НАТО. Ночная операция прошла успешно, к утру добавилось подкрепление на бронетранспортёрах – и явившихся следом британцев ждал большой сюрприз. Непосредственно военных действий совершено не было, но в результате переговоров страны НАТО признали право России разместить свои миротворческие войска на Балканах.
Этому небольшому инциденту и посвящён фильм Андрея Волгина, хотя назвать его исторически достоверным было бы ошибкой. Сценаристы значительно приукрасили события в угоду зрелищности и драматизму: вместо 18-ти бойцов здесь всего 8, вместо тихого противостояния – горячая битва и, наконец, вместо безликих политиков – ходячее воплощение зла, абсолютно вымышленный албанский боевик по имени Смук. Конечно, художественные фильмы не самый надёжный источник информации, но определённый процент зрителей (хочется верить, что не большинство) ни до, ни после просмотра проверять создателей на вшивость не станут. А тут ещё и реалистичные съёмки, и консультации от участника событий Юнус-Бек Евкурова, и половина актёров прямиком из Сербии… Правда же, прекрасная пыль в глаза?
По сути, перед нами старая, как мир, история о 7-ми самураях/28-ми панфиловцах/300-тах спартанцев. Очередной героический эпос о самоотверженных «единичках» с зубочистками в руках, борющихся против многомилионной, вооруженной до зубов армии. И, в целом, если бы легенду эту (пусть и не особо оригинальную) рассказали с толком, с чувством и с расстановкой, то можно было бы простить режиссёру многие (если не все) фактологические расхождения. Но зрителя здесь – как всегда - держат за дурака, перед которым достаточно помахать трёхполосным флагом и прогорланить: «Мы русские! Мы лучшие!». Ах если бы.
Любой фильм (хоть экшен, хоть комедия, хоть драма) строится, прежде всего, на персонажах, проходящих через определённые личностные изменения. В «Балканском рубеже» вместо персонажей – пластмассовые солдатики с одинаковыми выражениями лиц и предустановленным набором фраз. Несмотря на то, что знакомству с героями выделено добрых полтора часа, отличит их друг от друга разве что мать родная: все храбрые, все в хаки, все (ну кроме девушки) небритые. У них ни мыслей, ни чувств, ни прошлого, ни будущего. Говорят они только о деле («Как понял? Приём!»), да и в целом выполняют роль пушечного мяса. Как можно им сопереживать или видеть в них спасителей? Максимум – наблюдать, словно за пешками на чужой войне, покорно идущими в бой и никак не оценивающими ситуацию.
Но самое печальное, что наблюдать за ними приходится уж слишком долго. Два с половиной часа для летнего боевика – это непростительно, неоправданно много, особенно когда сказать авторам особо нечего. Представить героев и обрисовать напряжённую обстановку в стране можно было минут за пятнадцать, но режиссёр отвлекается на всё, что ни попадя, а затем безуспешно пытается связать торчащие нитки в один клубок. Зачем нам минут пять показывают, как муж везёт жену в роддом и о чём-то там с ней разговаривает, когда они не играют никакой роли в повествовании? Зачем сцена, где медсестра подаёт в отставку, потому что «насмотрелась», если дальше эта тема никак не развивается? Зачем эпизод про поддельные паспорта и полицейских-взяточников?.. Волгин как будто бы хотел нарисовать масштабную картину о Югославии того времени, но вместо крупных мазков у него получились разрозненные кляксы, которыми он бессовестно капает в сознание зрителя. К финалу сложно не сойти с ума от скуки, и, может быть, поэтому непримечательная, в общем-то, перестрелка воспринимается как манна небесная – наконец-то хоть что-то происходит!
Пытаясь показать «всё и сразу», режиссёр теряет и в динамике, и в драматизме, и в исторической достоверности. Весь смысл «Балканского рубежа» сводится к глянцевому постеру: российский солдат протягивает свою большую крепкую ладонь маленькой испуганной девочке и говорит, что «всё хорошо, русские пришли». Но самое страшное, что манипулятивность подобного приёма в каких-то случаях всё же сработает, и новые «миротворцы» не заставят себя ждать – в тёмных переулках, кустах и подъездах.
8
,5
2019, Россия, Боевики
150 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В июне 1999 года в ходе войны НАТО против Югославии правительство России приняло решение продемонстрировать «цивилизованному Западу», что и мы не лыком шиты и имеем такое же право творить мир там, где нас не просят. Отряду специального назначения из 18 человек был отдан секретный приказ занять единственный аэропорт Косова – «Слатина» - до прибытия туда военных сил НАТО. Ночная операция прошла успешно, к утру добавилось подкрепление на бронетранспортёрах – и явившихся следом британцев ждал большой сюрприз. Непосредственно военных действий совершено не было, но в результате переговоров страны НАТО признали право России разместить свои миротворческие войска на Балканах. Этому небольшому инциденту и посвящён фильм Андрея Волгина, хотя назвать его исторически достоверным было бы ошибкой. Сценаристы значительно приукрасили события в угоду зрелищности и драматизму: вместо 18-ти бойцов здесь всего 8, вместо тихого противостояния – горячая битва и, наконец, вместо безликих политиков – ходячее воплощение зла, абсолютно вымышленный албанский боевик по имени Смук. Конечно, художественные фильмы не самый надёжный источник информации, но определённый процент зрителей (хочется верить, что не большинство) ни до, ни после просмотра проверять создателей на вшивость не станут. А тут ещё и реалистичные съёмки, и консультации от участника событий Юнус-Бек Евкурова, и половина актёров прямиком из Сербии… Правда же, прекрасная пыль в глаза? По сути, перед нами старая, как мир, история о 7-ми самураях/28-ми панфиловцах/300-тах спартанцев. Очередной героический эпос о самоотверженных «единичках» с зубочистками в руках, борющихся против многомилионной, вооруженной до зубов армии. И, в целом, если бы легенду эту (пусть и не особо оригинальную) рассказали с толком, с чувством и с расстановкой, то можно было бы простить режиссёру многие (если не все) фактологические расхождения. Но зрителя здесь – как всегда - держат за дурака, перед которым достаточно помахать трёхполосным флагом и прогорланить: «Мы русские! Мы лучшие!». Ах если бы. Любой фильм (хоть экшен, хоть комедия, хоть драма) строится, прежде всего, на персонажах, проходящих через определённые личностные изменения. В «Балканском рубеже» вместо персонажей – пластмассовые солдатики с одинаковыми выражениями лиц и предустановленным набором фраз. Несмотря на то, что знакомству с героями выделено добрых полтора часа, отличит их друг от друга разве что мать родная: все храбрые, все в хаки, все (ну кроме девушки) небритые. У них ни мыслей, ни чувств, ни прошлого, ни будущего. Говорят они только о деле («Как понял? Приём!»), да и в целом выполняют роль пушечного мяса. Как можно им сопереживать или видеть в них спасителей? Максимум – наблюдать, словно за пешками на чужой войне, покорно идущими в бой и никак не оценивающими ситуацию. Но самое печальное, что наблюдать за ними приходится уж слишком долго. Два с половиной часа для летнего боевика – это непростительно, неоправданно много, особенно когда сказать авторам особо нечего. Представить героев и обрисовать напряжённую обстановку в стране можно было минут за пятнадцать, но режиссёр отвлекается на всё, что ни попадя, а затем безуспешно пытается связать торчащие нитки в один клубок. Зачем нам минут пять показывают, как муж везёт жену в роддом и о чём-то там с ней разговаривает, когда они не играют никакой роли в повествовании? Зачем сцена, где медсестра подаёт в отставку, потому что «насмотрелась», если дальше эта тема никак не развивается? Зачем эпизод про поддельные паспорта и полицейских-взяточников?.. Волгин как будто бы хотел нарисовать масштабную картину о Югославии того времени, но вместо крупных мазков у него получились разрозненные кляксы, которыми он бессовестно капает в сознание зрителя. К финалу сложно не сойти с ума от скуки, и, может быть, поэтому непримечательная, в общем-то, перестрелка воспринимается как манна небесная – наконец-то хоть что-то происходит! Пытаясь показать «всё и сразу», режиссёр теряет и в динамике, и в драматизме, и в исторической достоверности. Весь смысл «Балканского рубежа» сводится к глянцевому постеру: российский солдат протягивает свою большую крепкую ладонь маленькой испуганной девочке и говорит, что «всё хорошо, русские пришли». Но самое страшное, что манипулятивность подобного приёма в каких-то случаях всё же сработает, и новые «миротворцы» не заставят себя ждать – в тёмных переулках, кустах и подъездах.