Известная итальянская актриса Лаура Моранте ("Мольер", "Помни обо мне") в своей второй режиссерской работе "Счастье быть одной" продолжает двигаться по той же самой траектории, которая была заявлена в дебютной ленте "Вишенка на новогоднем торте". Моранте размещает в центре своего внимания любовь и трудности общения между мужчинами и женщинами, их взаимное непонимание, трудности в браке и странная многолетняя дружба после развода. Добавьте к этому еще и состояние внешнего одиночества женщины, которой уже по сценарию шестой десяток лет, и получите относительно полную картину тем этого фильма. Однако Моранте, как режиссер, сценарист и актриса в главной роли (да-да, она прекрасна в рамках поднимаемой ей темы), стремится к небольшому оригинальному исследованию одинокой женщины, которой не удается справляться с ролью жены и матери в полной мере и расцветать пышным цветом зрелости, из-за собственной неуверенности и внутренней хрупкости. Ее роль Флавии подобна той единственной и начинающей увядать розе, которую она держит в руках как знак готовности к приглашению на танец в клубе танго, куда регулярно приходит в надежде встретить кавалера и новую пассию. Внешне ничем не приметная жизнь героини Моранте внутри этой женщины движется в нескольких измерениях, благодаря которым автору проекта, снимавшейся практически у всех крупных итальянских режиссеров за последние 30-40 лет, удается найти собственный режиссерский вариант представления главного характера. Благодаря ретроспекциям, мы узнаем, что Флавия прекрасно помнит то, что происходило в ее жизни в определенном смысле еще иногда "доживает" эмоционально свои воспоминания. Реальность, в которой существует эта женщина является для нее абсолютно катастрофической, она решительно не понимает, как можно жить и наслаждаться одиночеством, когда дети уже взрослые и можно полностью сконцентрироваться на самой себе. И, наконец, самая важная составляющая ленты Моранте, которая, очевидно, служит фрейдистским ключом к пониманию Флавии, ее страхов и слабостей - это ее сны, фантазии и потери чувства реальности, в которых она перемалывает действительность и бесконечно мечтает и наделяет оставшимися близкими ей людей иногда совершенно сверхъестественными чертами. Поэтому "Счастье быть одной" при всей внешней гротескности драматической комедии оказывается на глубине умной и точной характеристикой женщины, далекой от современного феминизма, вызывающей зрительское сочувствие и абсолютно прекрасной тем недолгим последним периодом зрелости, вслед за которым наступает настоящая старость.
Страдающая от нерешительности и неуверенности в себе Флавия в "Счастье быть одной" пережила два брака с абсолютно разными по характеру мужчинами - милым здоровяком Джерардо (Франческо Паннофино, "Мужчины против женщин", "Спичечный человек"), которого она находила остроумным и обладающим неустанной способностью красиво говорить, и холеным красавцем Вилли (Джиджио Алберти, "Цена человека", "Кого хочу я больше"), обладавшим хорошими способностями к распределению семейных ролей и пространства. И если с первым мужем героиня Моранте не совпадала по части интересов, то по общим фобиям они подходили друг другу идеально. Не случайно одной из ключевых метафор "Счастья быть одной" становится обучение Флавии вождению автомобиля, которое буквально растянулось на десятилетия и из-за которого она Джерардо оказываются буквально на волосок от катастрофы. В удивительном по своей силе сюрреалистическом эпизоде в прологе, достойном самого великого Феллини и снятом в классической традиции, бывшие мужья Флавии, парадоксально ставшие в обычной жизни хорошими друзьями и образцом высоких отношений, в беседе на похоронах бывшей, без всякого сожаления о покойной, диагностируют, что бурный роман с Флавией может продлиться два-три месяца, после которого начнется сплошная полоса неуверенности рядом с этой женщиной. Поэтому Лаура Моранте в качестве автора ленты и противопоставляет своей героине вторых жен своих мужей - Джузи (Эмануэла Гримальда, "Любовь: Инструкция по применению", "Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь"), знойную и одержимую сексом учительницу начальных классов их сына, на которой почти сразу после развода женился Джерардо, и юную блондинку Иларию (Каролина Крешентини, "Декамерон", "Пристегните ремни"), которая смогла практически в прямом смысле увести Вилли от Флавии. Героиня Моранте регулярно встречается со всеми этими персонажами за совместными обедами, отдыхает в их загородных домах, терпит постоянные тычки и неуместные шутки в свой адрес... и никак не может ничего сделать со своей подавленной сексуальностью, ставшей одной из очевидных причин ее расставаний с мужьями и любовниками. Помощь Флавии оказывает психоаналитик, докторесса Грюневальд (Пьера Дельи Эспости, "Незнакомка", "Венецианские львы"), которая с мудростью черепахи Тортилы, повидавшей все на этом свете, более чем наглядно анимирует при помощи обширного арсенала персонажей все потаенные уголки души своей пациентки.
В "Счастье быть одной" Лаура Моранте не стремится блеснуть режиссерскими находками, скорее напротив, она демонстрирует простые решения и показывает публичное и внутреннее одиночество Флавии как в индивидуальных проявлениях в отдельных эпизодах и сценах, так и при взаимодействии с коллегами по съемочной площадке. Женщина, кажущаяся внешне бесчувственной и холодной, начинает раскрываться, когда соседи доверяют ей маленькую собачку, с которой они становятся настоящими "подругами". Для героини Моранте одиночество сродни тяжелой болезни, она слишком зависима от окружающих, стремясь стать скорее их бессловесной тенью, чем претендовать на эмоциональную автономию. Эта идея очень хорошо раскрывается с разных сторон в экранной истории. Так, в первом акте проекта Флавия делится своим сном с Грюневальд и рассказывает ей, как она начинает дико фальшивить, когда начинает петь одна партию в церковном хоре и далее сгорает от чувства неловкости и стыда. В работе Моранте благодаря этому хорошо прослеживается определенный посыл, связанный с тем, что женщина должна перестать быть бессловесным домашним предметом и лучом, отражения от харизмы мужчины, подобным Флавии, и научиться быть эгоцентричной, иногда концентрируясь на самой себе. Даже несмотря на такую щедрую порцию поддержки феминизма, старомодная, не умеющая говорить "нет" и вызывающе странная Флавия вызывает к себе эмпатию тем, что она продолжает жить и искать плюсы даже в том существовании, на которое она оказалась обречена в настоящее время. Время от времени Моранте разряжает начинающую сгущаться депрессивную обстановку комическими моментами, не боясь быть смелой и ироничной по отношению даже к самой себе. Иногда это происходит даже в очень странных моментах и вызывает общую неопределенность интонации самой ленты, по-голливудски комично, когда Флавия пытается получить первый опыт по самоудовлетворению, и также по-голливудски излишне патетично, когда главная героиня спасает соседскую собаку под проливным дождем при помощи пожарных.
Несомненно, что "Счастье быть одной" оказывается, и это вне всяких сомнений, режиссерским движением вперед для Лауры Моранте, она - прекрасная актриса и знает все уловки и нюансы профессии, поэтому управляя не только главной героиней и хорошими авторскими диалогами между персонажами, но и временными рамками, в которых протекает действие этого фильма, ей не всегда удается сохранить интригу развития. Отчасти виной этому становится слишком часто появляющийся закадровый комментарий от главной героини, который иногда представляет поступки Флавии слишком очевидными. Моранте, в отличие от своей экранной героини, не боится становиться контрастом на общем фоне и проявляет определенную смелость, когда высказывается на темы о возрастных женщинах, ставших в итоге всем ненужными, незаметными и некомпетентными. Она размещает в центр картины одну из самых неудобных тем для нашего времени и старается провести границы между одиночеством, как условием жизненного существования, и одиночеством, как собственным восприятием себя в этом мире. С разной степенью уверенности у Флавии получается и то, и другое, хотя очевидный в этом случае метафорический финал Моранте помещает главную героиню опять в состояние сна, как и в прологе, и показывает, что все мечты этой немолодой женщины просто обязаны осуществиться. Второй режиссерский опыт Моранте показывает, ее тягу к оригинальному представлению сложного материала в легком комедийном ключе, она искренне стремится к удалению от общих стереотипов национального кинематографа и представляет Флавию больше как плод собственного воображения, чем образ, имевший реальный прототип в окружающей действительности. Такая попытка пойти сразу и от ума, и от эмоций дает ей заслуженную грациозность в деталях и отдельных изобретательных эпизодах, однако слишком ad libitum ритм повествования местами вызывает вопросы относительно слишком простого разрешения в финале. Поэтому "Счастье быть одной" оказывается своеобразным и интересным проектом слишком многих открытых дверей Лауры Моранте, выражаясь в терминах докторессы Грюневальд, где тяга к отточенному и совершенному художественному идеалу не всегда подкрепляется изощренностью киноязыка.
6
,1
2016, Комедии
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Известная итальянская актриса Лаура Моранте ("Мольер", "Помни обо мне") в своей второй режиссерской работе "Счастье быть одной" продолжает двигаться по той же самой траектории, которая была заявлена в дебютной ленте "Вишенка на новогоднем торте". Моранте размещает в центре своего внимания любовь и трудности общения между мужчинами и женщинами, их взаимное непонимание, трудности в браке и странная многолетняя дружба после развода. Добавьте к этому еще и состояние внешнего одиночества женщины, которой уже по сценарию шестой десяток лет, и получите относительно полную картину тем этого фильма. Однако Моранте, как режиссер, сценарист и актриса в главной роли (да-да, она прекрасна в рамках поднимаемой ей темы), стремится к небольшому оригинальному исследованию одинокой женщины, которой не удается справляться с ролью жены и матери в полной мере и расцветать пышным цветом зрелости, из-за собственной неуверенности и внутренней хрупкости. Ее роль Флавии подобна той единственной и начинающей увядать розе, которую она держит в руках как знак готовности к приглашению на танец в клубе танго, куда регулярно приходит в надежде встретить кавалера и новую пассию. Внешне ничем не приметная жизнь героини Моранте внутри этой женщины движется в нескольких измерениях, благодаря которым автору проекта, снимавшейся практически у всех крупных итальянских режиссеров за последние 30-40 лет, удается найти собственный режиссерский вариант представления главного характера. Благодаря ретроспекциям, мы узнаем, что Флавия прекрасно помнит то, что происходило в ее жизни в определенном смысле еще иногда "доживает" эмоционально свои воспоминания. Реальность, в которой существует эта женщина является для нее абсолютно катастрофической, она решительно не понимает, как можно жить и наслаждаться одиночеством, когда дети уже взрослые и можно полностью сконцентрироваться на самой себе. И, наконец, самая важная составляющая ленты Моранте, которая, очевидно, служит фрейдистским ключом к пониманию Флавии, ее страхов и слабостей - это ее сны, фантазии и потери чувства реальности, в которых она перемалывает действительность и бесконечно мечтает и наделяет оставшимися близкими ей людей иногда совершенно сверхъестественными чертами. Поэтому "Счастье быть одной" при всей внешней гротескности драматической комедии оказывается на глубине умной и точной характеристикой женщины, далекой от современного феминизма, вызывающей зрительское сочувствие и абсолютно прекрасной тем недолгим последним периодом зрелости, вслед за которым наступает настоящая старость. Страдающая от нерешительности и неуверенности в себе Флавия в "Счастье быть одной" пережила два брака с абсолютно разными по характеру мужчинами - милым здоровяком Джерардо (Франческо Паннофино, "Мужчины против женщин", "Спичечный человек"), которого она находила остроумным и обладающим неустанной способностью красиво говорить, и холеным красавцем Вилли (Джиджио Алберти, "Цена человека", "Кого хочу я больше"), обладавшим хорошими способностями к распределению семейных ролей и пространства. И если с первым мужем героиня Моранте не совпадала по части интересов, то по общим фобиям они подходили друг другу идеально. Не случайно одной из ключевых метафор "Счастья быть одной" становится обучение Флавии вождению автомобиля, которое буквально растянулось на десятилетия и из-за которого она Джерардо оказываются буквально на волосок от катастрофы. В удивительном по своей силе сюрреалистическом эпизоде в прологе, достойном самого великого Феллини и снятом в классической традиции, бывшие мужья Флавии, парадоксально ставшие в обычной жизни хорошими друзьями и образцом высоких отношений, в беседе на похоронах бывшей, без всякого сожаления о покойной, диагностируют, что бурный роман с Флавией может продлиться два-три месяца, после которого начнется сплошная полоса неуверенности рядом с этой женщиной. Поэтому Лаура Моранте в качестве автора ленты и противопоставляет своей героине вторых жен своих мужей - Джузи (Эмануэла Гримальда, "Любовь: Инструкция по применению", "Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь"), знойную и одержимую сексом учительницу начальных классов их сына, на которой почти сразу после развода женился Джерардо, и юную блондинку Иларию (Каролина Крешентини, "Декамерон", "Пристегните ремни"), которая смогла практически в прямом смысле увести Вилли от Флавии. Героиня Моранте регулярно встречается со всеми этими персонажами за совместными обедами, отдыхает в их загородных домах, терпит постоянные тычки и неуместные шутки в свой адрес... и никак не может ничего сделать со своей подавленной сексуальностью, ставшей одной из очевидных причин ее расставаний с мужьями и любовниками. Помощь Флавии оказывает психоаналитик, докторесса Грюневальд (Пьера Дельи Эспости, "Незнакомка", "Венецианские львы"), которая с мудростью черепахи Тортилы, повидавшей все на этом свете, более чем наглядно анимирует при помощи обширного арсенала персонажей все потаенные уголки души своей пациентки. В "Счастье быть одной" Лаура Моранте не стремится блеснуть режиссерскими находками, скорее напротив, она демонстрирует простые решения и показывает публичное и внутреннее одиночество Флавии как в индивидуальных проявлениях в отдельных эпизодах и сценах, так и при взаимодействии с коллегами по съемочной площадке. Женщина, кажущаяся внешне бесчувственной и холодной, начинает раскрываться, когда соседи доверяют ей маленькую собачку, с которой они становятся настоящими "подругами". Для героини Моранте одиночество сродни тяжелой болезни, она слишком зависима от окружающих, стремясь стать скорее их бессловесной тенью, чем претендовать на эмоциональную автономию. Эта идея очень хорошо раскрывается с разных сторон в экранной истории. Так, в первом акте проекта Флавия делится своим сном с Грюневальд и рассказывает ей, как она начинает дико фальшивить, когда начинает петь одна партию в церковном хоре и далее сгорает от чувства неловкости и стыда. В работе Моранте благодаря этому хорошо прослеживается определенный посыл, связанный с тем, что женщина должна перестать быть бессловесным домашним предметом и лучом, отражения от харизмы мужчины, подобным Флавии, и научиться быть эгоцентричной, иногда концентрируясь на самой себе. Даже несмотря на такую щедрую порцию поддержки феминизма, старомодная, не умеющая говорить "нет" и вызывающе странная Флавия вызывает к себе эмпатию тем, что она продолжает жить и искать плюсы даже в том существовании, на которое она оказалась обречена в настоящее время. Время от времени Моранте разряжает начинающую сгущаться депрессивную обстановку комическими моментами, не боясь быть смелой и ироничной по отношению даже к самой себе. Иногда это происходит даже в очень странных моментах и вызывает общую неопределенность интонации самой ленты, по-голливудски комично, когда Флавия пытается получить первый опыт по самоудовлетворению, и также по-голливудски излишне патетично, когда главная героиня спасает соседскую собаку под проливным дождем при помощи пожарных. Несомненно, что "Счастье быть одной" оказывается, и это вне всяких сомнений, режиссерским движением вперед для Лауры Моранте, она - прекрасная актриса и знает все уловки и нюансы профессии, поэтому управляя не только главной героиней и хорошими авторскими диалогами между персонажами, но и временными рамками, в которых протекает действие этого фильма, ей не всегда удается сохранить интригу развития. Отчасти виной этому становится слишком часто появляющийся закадровый комментарий от главной героини, который иногда представляет поступки Флавии слишком очевидными. Моранте, в отличие от своей экранной героини, не боится становиться контрастом на общем фоне и проявляет определенную смелость, когда высказывается на темы о возрастных женщинах, ставших в итоге всем ненужными, незаметными и некомпетентными. Она размещает в центр картины одну из самых неудобных тем для нашего времени и старается провести границы между одиночеством, как условием жизненного существования, и одиночеством, как собственным восприятием себя в этом мире. С разной степенью уверенности у Флавии получается и то, и другое, хотя очевидный в этом случае метафорический финал Моранте помещает главную героиню опять в состояние сна, как и в прологе, и показывает, что все мечты этой немолодой женщины просто обязаны осуществиться. Второй режиссерский опыт Моранте показывает, ее тягу к оригинальному представлению сложного материала в легком комедийном ключе, она искренне стремится к удалению от общих стереотипов национального кинематографа и представляет Флавию больше как плод собственного воображения, чем образ, имевший реальный прототип в окружающей действительности. Такая попытка пойти сразу и от ума, и от эмоций дает ей заслуженную грациозность в деталях и отдельных изобретательных эпизодах, однако слишком ad libitum ритм повествования местами вызывает вопросы относительно слишком простого разрешения в финале. Поэтому "Счастье быть одной" оказывается своеобразным и интересным проектом слишком многих открытых дверей Лауры Моранте, выражаясь в терминах докторессы Грюневальд, где тяга к отточенному и совершенному художественному идеалу не всегда подкрепляется изощренностью киноязыка.