Не так уж часто можно встретить в нашем кинопрокате исландский фильм, который стал к тому же самым кассовым у себя на родине и получил восемь Национальных кинопремий «Эдда». Причём интересно, что из числа исполнителей наградили тех, кто сыграл довольно неприятных личностей - наркодилера Оттара и его подружку Анну, из-за кого как раз закрутилась криминальная интрига, на которую решился отец Анны, хирург Финнур. Естественно, не раскрывая всех последующих событий, а тем более странного финала, способного оставить чувство неудовлетворённости у многих зрителей, а мне, напротив, показавшегося точным и важным именно благодаря своей неопределённости, надо сказать, что двенадцатая по счёту режиссёрская работа уже пятидесятилетнего по возрасту известного исландского актёра Бальтасара Кормакура (по отцу он - испанец) только поначалу представляется типичной историей про трудные взаимоотношения родителей и взрослых детей. И далее можно лишь косвенно сопоставлять «Клятву», допустим, с такой американской лентой, как «Жажда смерти», которая давным-давно закрепила в зрительском сознании мотив оправданной мести и насилия как бы во благо, когда мы чуть ли не солидаризируемся с героем, самостоятельно желающим восстановить попранную справедливость или, как в случае с Финнуром, стремящимся предотвратить всё более очевидное скатывание дочери по наклонной плоскости.
Однако тут значима профессия главного персонажа, который ведь должен спасать жизни людей, а не лишать кого-то вообще права на существование. И эпиграф из клятвы Гиппократа звучит вполне пафосно, пока мы не убеждаемся в том, что хирург в порыве отчаянных попыток вернуть в семью свою заблудшую дочь и наказать её преступного возлюбленного не только допускает непростительные врачебные ошибки, но и переступает некую грань, за которой сам превращается в человека, не отличимого от тех, кого он не может не ненавидеть. А главное - Финнур не следует вот какой Гиппократовой заповеди: «Я никогда не буду изображать из себя Бога». Его собственная драма, закончившаяся печальным итогом вне зависимости от того, что герой «Клятвы» сделает уже за пределами рассказанной истории, заключается в потере самого себя при намерении, так сказать, превентивно вмешаться в ход событий и лично исполнить вместо Бога благородную миссию по избавлению окружающего мира от скверны.
Эта лента Кормакура, кстати, играющего главного героя, вряд ли относится к числу тех произведений, которые привлекают внимание на фестивалях (например, в Сан-Себастьяне она не получила ничего) и вызывают особый интерес у критиков. Но сделана крепко и добротно, даже несмотря на ряд недоговорок или, наоборот, излишний натурализм некоторых моментов как в операционной, так и вне её. Ну, и виды зимней Исландии, по которой хирург носится, помимо автомобиля, ещё и на гоночном велосипеде, разумеется, произведут впечатление своей необычной атмосферой, хотя нам вроде бы не привыкать к заснеженным просторам на экране, почему-то не всегда выглядящим столь же эстетично.
5
,8
2016, Триллеры
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не так уж часто можно встретить в нашем кинопрокате исландский фильм, который стал к тому же самым кассовым у себя на родине и получил восемь Национальных кинопремий «Эдда». Причём интересно, что из числа исполнителей наградили тех, кто сыграл довольно неприятных личностей - наркодилера Оттара и его подружку Анну, из-за кого как раз закрутилась криминальная интрига, на которую решился отец Анны, хирург Финнур. Естественно, не раскрывая всех последующих событий, а тем более странного финала, способного оставить чувство неудовлетворённости у многих зрителей, а мне, напротив, показавшегося точным и важным именно благодаря своей неопределённости, надо сказать, что двенадцатая по счёту режиссёрская работа уже пятидесятилетнего по возрасту известного исландского актёра Бальтасара Кормакура (по отцу он - испанец) только поначалу представляется типичной историей про трудные взаимоотношения родителей и взрослых детей. И далее можно лишь косвенно сопоставлять «Клятву», допустим, с такой американской лентой, как «Жажда смерти», которая давным-давно закрепила в зрительском сознании мотив оправданной мести и насилия как бы во благо, когда мы чуть ли не солидаризируемся с героем, самостоятельно желающим восстановить попранную справедливость или, как в случае с Финнуром, стремящимся предотвратить всё более очевидное скатывание дочери по наклонной плоскости. Однако тут значима профессия главного персонажа, который ведь должен спасать жизни людей, а не лишать кого-то вообще права на существование. И эпиграф из клятвы Гиппократа звучит вполне пафосно, пока мы не убеждаемся в том, что хирург в порыве отчаянных попыток вернуть в семью свою заблудшую дочь и наказать её преступного возлюбленного не только допускает непростительные врачебные ошибки, но и переступает некую грань, за которой сам превращается в человека, не отличимого от тех, кого он не может не ненавидеть. А главное - Финнур не следует вот какой Гиппократовой заповеди: «Я никогда не буду изображать из себя Бога». Его собственная драма, закончившаяся печальным итогом вне зависимости от того, что герой «Клятвы» сделает уже за пределами рассказанной истории, заключается в потере самого себя при намерении, так сказать, превентивно вмешаться в ход событий и лично исполнить вместо Бога благородную миссию по избавлению окружающего мира от скверны. Эта лента Кормакура, кстати, играющего главного героя, вряд ли относится к числу тех произведений, которые привлекают внимание на фестивалях (например, в Сан-Себастьяне она не получила ничего) и вызывают особый интерес у критиков. Но сделана крепко и добротно, даже несмотря на ряд недоговорок или, наоборот, излишний натурализм некоторых моментов как в операционной, так и вне её. Ну, и виды зимней Исландии, по которой хирург носится, помимо автомобиля, ещё и на гоночном велосипеде, разумеется, произведут впечатление своей необычной атмосферой, хотя нам вроде бы не привыкать к заснеженным просторам на экране, почему-то не всегда выглядящим столь же эстетично.