В сентябре прошлого года утомленный Голливудом исландский режиссер Бальтасар Кормакур ("Эверест", "Два ствола") представил публике фестивалей в Торонто и Сан-Себастьяне свой новейший проект "Клятва", снятый в Исландии и с преимущественно местным актерским составом. Режиссер и в этом случае настаивает на простых решениях сложных вопросов, которые идут в новой ленте вразрез с врачебной и общечеловеческой моралью, но способны привлечь зрителя на сторону главного героя, хирурга Финнура, прекрасного профессионала и перфекциониста в жизни. Кормакур, подобно Лиаму Нисону в "Заложнице" Пьера Мореля, примеряет на себя главную роль отца-линчевателя, спасающего родную дочь и принимающего решения, далекие от клятвы Гиппократа, которая цитируется в прологе. Работая практически в одной локации, в главном городе Исландии - Рейкявике и его потрясающе холодно снятых окрестностях, Кормакуру удается уйти от голливудских клише и представить камерный, весьма ограниченный мир врача, замкнутый на семье, профессии и увлечении триатлоном. В итоге "Клятва" из обычного драматического триллера, подпитываемого детективом мести, набирает по ходу моральные обороты и превращается в ленту о нарушении профессиональных табу во имя спасения близкого человека.
Подобно своему главному герою Финнуру Бальтасару Кормакуру удается препарировать в "Клятве" ум и чувства зрителей, это достигается за личного и очень близкого рассказа истории, в которой только вмешательство извне способно разделить любовную и наркотическую зависимости дочери Финнура Анны (Гера Хилмарсдоттир). При всей простоте сюжета, по которому Анна принимает наркотики и живет с любимым дилером Оттаром под одной крышей (Гисли Орн Гардарссон, "Принц Персии: Пески времени"), режиссеру хватает всего нескольких дней, чтобы провести черту между персонажами от одних похорон до других. Кормакур показывает то, с чем может столкнуться любой из родителей повзрослевшего ребенка, и исследует трагедию повседневности, когда слой за слоем режет по живому драму истории, демонстрируя приверженность классической хичкоковской школе. Финнер доминирует на экране, он сложен, немногословен и, как любой человек, знающий себе цену, способен на поступок, он словно готовит себя психологически, когда рассекает не балующие глаз буйной растительностью исландские пейзажи на велосипеде или плавает в гидрокостюме в ледяном море. В нем нет желания глупого риска и бравады, наоборот, он точен в движениях и находится в постоянном внутреннем труде, совершенствуясь не относительно мира, а относительно самого себя.
Эскалация конфликта в "Клятве" между Финнуром-отцом и Оттаром-возлюбленным решена очень скупыми и экономными средствами и не отходит от традиционной схемы: угрозы-деньги-долг-разгром жилища-стрельба-похищение. Но здесь Кормакур выводит совершенно новые смыслы, которые показывают разжимающуюся пружину внутренней силы главного героя, его холодную рациональность и способность к нестандартным вариантам решений, переходящих границы криминала. У Финнура есть совесть, да-да, это почти забытое слово способно описать его поведение в заключительном акте и именно с растревоженной совестью остается Финнур в финале, который ироничен и прост. И далее, когда уже пойдут титры, режиссер уже предоставляет слово зрителю для внутреннего диалога, для решения дилеммы об отцовской любви и врачебном долге и, уверен, в этом случае нет возможности единственной верной оценки той нестандартной операции главного героя. Хотя, собирая последние капли человечности в себе, можно оправдать и торговца наркотиками в лице Оттара, у которого было весьма непростое детство с мамашей-разведенкой, но ведь герой Кормакура, который прошел через насилие со стороны родного отца, не превратился в монстра и негодяя.
Поэтому "Клятва" старательно избегает этой монохромности, этой черно-белой гаммы для представления героев и их поступков, когда пускающийся во все тяжкие уважаемый человек врачебно-старательно прячет концы в воду, ищет алиби и сидит с каменным лицом на допросе в полиции. Много вопросов вызывает мотивация главного героя и его ледяная решимость в воплощении задуманного, хотя сбой при проведении плановой рядовой операция на сердце у такого мастера как Финнур - удачная метафора для иллюстрации его внутреннего состояния. Несмотря на сконцентрированность ленты на противостоянии главных героев, хирурга и драгдилера, Кормакур уделаяет должное внимание проработке характеров семьи Финнура, его коллег и полицейских, ведущих расследование (особенно хочется выделить Гудрун Арнардоттир в роли полицейской-детектива), и оставляет им необходимую для раскрытия часть экранного пространства. В этой ленте режиссер демонстрирует герметичность и самодостаточность зрелого автора, благодаря которому "Клятва" в итоге абсолютно соответствует по духу и темпераменту его ледяной родине, холодной Исландии, обретающей суровую визуальную скандинавскую поэтику даже в самых кровавых сценах.
5
,8
2016, Триллеры
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В сентябре прошлого года утомленный Голливудом исландский режиссер Бальтасар Кормакур ("Эверест", "Два ствола") представил публике фестивалей в Торонто и Сан-Себастьяне свой новейший проект "Клятва", снятый в Исландии и с преимущественно местным актерским составом. Режиссер и в этом случае настаивает на простых решениях сложных вопросов, которые идут в новой ленте вразрез с врачебной и общечеловеческой моралью, но способны привлечь зрителя на сторону главного героя, хирурга Финнура, прекрасного профессионала и перфекциониста в жизни. Кормакур, подобно Лиаму Нисону в "Заложнице" Пьера Мореля, примеряет на себя главную роль отца-линчевателя, спасающего родную дочь и принимающего решения, далекие от клятвы Гиппократа, которая цитируется в прологе. Работая практически в одной локации, в главном городе Исландии - Рейкявике и его потрясающе холодно снятых окрестностях, Кормакуру удается уйти от голливудских клише и представить камерный, весьма ограниченный мир врача, замкнутый на семье, профессии и увлечении триатлоном. В итоге "Клятва" из обычного драматического триллера, подпитываемого детективом мести, набирает по ходу моральные обороты и превращается в ленту о нарушении профессиональных табу во имя спасения близкого человека. Подобно своему главному герою Финнуру Бальтасару Кормакуру удается препарировать в "Клятве" ум и чувства зрителей, это достигается за личного и очень близкого рассказа истории, в которой только вмешательство извне способно разделить любовную и наркотическую зависимости дочери Финнура Анны (Гера Хилмарсдоттир). При всей простоте сюжета, по которому Анна принимает наркотики и живет с любимым дилером Оттаром под одной крышей (Гисли Орн Гардарссон, "Принц Персии: Пески времени"), режиссеру хватает всего нескольких дней, чтобы провести черту между персонажами от одних похорон до других. Кормакур показывает то, с чем может столкнуться любой из родителей повзрослевшего ребенка, и исследует трагедию повседневности, когда слой за слоем режет по живому драму истории, демонстрируя приверженность классической хичкоковской школе. Финнер доминирует на экране, он сложен, немногословен и, как любой человек, знающий себе цену, способен на поступок, он словно готовит себя психологически, когда рассекает не балующие глаз буйной растительностью исландские пейзажи на велосипеде или плавает в гидрокостюме в ледяном море. В нем нет желания глупого риска и бравады, наоборот, он точен в движениях и находится в постоянном внутреннем труде, совершенствуясь не относительно мира, а относительно самого себя. Эскалация конфликта в "Клятве" между Финнуром-отцом и Оттаром-возлюбленным решена очень скупыми и экономными средствами и не отходит от традиционной схемы: угрозы-деньги-долг-разгром жилища-стрельба-похищение. Но здесь Кормакур выводит совершенно новые смыслы, которые показывают разжимающуюся пружину внутренней силы главного героя, его холодную рациональность и способность к нестандартным вариантам решений, переходящих границы криминала. У Финнура есть совесть, да-да, это почти забытое слово способно описать его поведение в заключительном акте и именно с растревоженной совестью остается Финнур в финале, который ироничен и прост. И далее, когда уже пойдут титры, режиссер уже предоставляет слово зрителю для внутреннего диалога, для решения дилеммы об отцовской любви и врачебном долге и, уверен, в этом случае нет возможности единственной верной оценки той нестандартной операции главного героя. Хотя, собирая последние капли человечности в себе, можно оправдать и торговца наркотиками в лице Оттара, у которого было весьма непростое детство с мамашей-разведенкой, но ведь герой Кормакура, который прошел через насилие со стороны родного отца, не превратился в монстра и негодяя. Поэтому "Клятва" старательно избегает этой монохромности, этой черно-белой гаммы для представления героев и их поступков, когда пускающийся во все тяжкие уважаемый человек врачебно-старательно прячет концы в воду, ищет алиби и сидит с каменным лицом на допросе в полиции. Много вопросов вызывает мотивация главного героя и его ледяная решимость в воплощении задуманного, хотя сбой при проведении плановой рядовой операция на сердце у такого мастера как Финнур - удачная метафора для иллюстрации его внутреннего состояния. Несмотря на сконцентрированность ленты на противостоянии главных героев, хирурга и драгдилера, Кормакур уделаяет должное внимание проработке характеров семьи Финнура, его коллег и полицейских, ведущих расследование (особенно хочется выделить Гудрун Арнардоттир в роли полицейской-детектива), и оставляет им необходимую для раскрытия часть экранного пространства. В этой ленте режиссер демонстрирует герметичность и самодостаточность зрелого автора, благодаря которому "Клятва" в итоге абсолютно соответствует по духу и темпераменту его ледяной родине, холодной Исландии, обретающей суровую визуальную скандинавскую поэтику даже в самых кровавых сценах.