Юмор – субстанция, крайне чувствительная к веяниям времени. О том, что одна эпоха сменяет другую, можно судить по характеру шуток, гэгов, анекдотов, скетчей, приколов. Комедия молодого режиссера Романа Каримова «Гуляй, Вася!» вполне может стать символом такой смены вех. Давным-давно вышла из моды архаика «Веселых ребят», канула в Лету «Волга-Волга», скрылась в тумане «Кавказская пленница», ушли лесом «Особенности национальной охоты». Кто будет смотреть «День радио», когда прогрессивное человечество живет в инстаграме? Так что, если вы еще не перешли рубикон тридцатипятилетия, привыкли к щебетанию в режиме 140 символов в одном сообщении, каждую вторую фразу начинаете с «одним-словом-ну-короче-в-общем-типа-эт-самое» – «Гуляй, Вася!» ваш фильм. Остальным придется привыкать. Лет через пять-десять других комедий вообще снимать не будут.
Еще молодой, но уже вполне успешный обитатель столицы Митя (Ефим Петрунин) попадает в неудобное положение. В результате стечения обстоятельств он теперь обязан через две недели жениться на своей подруге Алисе. Ее папенька, состоятельный бизнесмен, намерен устроить судьбу дочери до того, как он отправится в зарубежный вояж. Митя, вообще-то, не против. Но вот беда, российское законодательство прохладно относится к многоженству, а у Мити в анамнезе застарелый брак с Василисой (Васей, в исполнении Любови Аксеновой), которая обладает на редкость стервозным характером и обитает на исторической родине незадачливого жениха, где-то в не очень глухой провинции, в верхних слоях Замкадья. Митя возвращается к родным пенатам, пытается уговорить Васю дать ему вольную. Та обозначает требования по исполнению матримониального УДО: Митя должен предъявить свою невесту и предоставить ей жениха, например, старинного Митиного приятеля Пашу (Борис Дергачев). Дмитрий-царевич исполняет пожелания Василисы Преглупой. В качестве невесты предъявлена барвумен ближайшего питейного заведения Настя (Софья Райзман). У той, правда, уже имеется сожитель: накачанный гопник Макс (Роман Курцын). Когда-то он подвизался на ниве превращения обитателей КПЗ в ударников правоохранительного труда, а теперь окучивает ниву аграрную, курирует приусадебное хозяйство, используя в качестве дармовой рабочей силы все ту же Настю. Митя при помощи денег превращает эту проблему в расходы: Макс соглашается играть роль брата своей сожительницы. Добыть Пашу тоже оказалось не просто. Этот милый толстячок попал под каблук своей жены Киры, агрессивной хипстерши-веганки. Впрочем, Митя разводит фурию обычным пацанским «на слабо», та гордо удаляется в театр, позволяя своему тюфячку отправиться на мальчишник, который Митя устраивает в деревенском доме Макса. Туда приезжает Вася, Митя, Паша и Гарик (хитровато-жуликоватый ловчила, еще один друг детства главного героя). Происходят типичные для пьяных комедий события: нелепые соблазнения, драки, песни, слезы, вопли. В финале каждый получает свое: выстраданное, заветное. В кадре даже появляется своеобразная золотая рыбка, муляж зеркального карпа, который воспитывает гулящую Васю голосом верной Насти.
Каримов предъявил публике добротно изготовленный кинопродукт: сюжет сбит плотно, актеры, каждый со своей репризой, сменяют друг друга на кино-подмостках в завидном темпе. С технической точки зрения к фильму нет ни малейших претензий, молодой режиссер зарекомендовал себя по-настоящему зрелым мастером. Вот только форму хорошо бы наполнить достойным ее содержанием. С этим у Каримова сложнее. Говорить о качестве юмора – задача неблагодарная, кому-то, как говорят немцы, нравится свиной хрящик, а кому и кровяная колбаса. «Что ты сделал с бабушкиной квартирой? – Это лофт». Кто-то покатывается со смеху, а кто-то кривится: «Павлины, говоришь?» «Умею бить больно, но без следов» – как сказал! А кому-то слышится голос Папанова: «Буду бить аккуратно, но сильно». «Она меня на сеновал тащит. – Здесь нет сеновала. – А туалет есть?» Голос из деревенского сортира: «Как здесь смывать?» Может, до меня плохо доходит, но подавляющая часть шуток из «Гуляй, Вася!» просто никакая. Того, кто заявляет о юмористическом фейерверке на просмотре этого фильма, надо в принудительном порядке заставить посмотреть пару-тройку классических комедий. Если не поможет – ну что же вы, Семен Семеныч!
Еще одна проблема для человека, не входящего в целевую аудиторию фильма: чудовищное косноязычие всех без исключения персонажей. Бедолаги буквально корчатся, пытаясь выразить простейшие мысли, обозначить обуревающие их не самые сложные эмоции. Они постоянно запинаются, просто акустический твиттер какой-то: 140 знаков, щелк, пауза, еще 140 – снова заикаемся. Да, но ведь так они в жизни и говорят, все взаправду, только без мата. Соглашусь: большая часть современного человечества действительно изъясняется на таком воляпюке. Большая – но не вся. Даже среди двадцатилетних еще встречаются уникумы, способные блистать цицероновыми элоквенциями. Единственный персонаж в фильме, для которого такая манера вербальной коммуникации выглядит достаточно органичной – это Макс. Быдло-гоп, разгуливающий в майке-алкоголичке, именно так и должен изъясняться на языке Пушкина и Толстого. Типичные гнусавые интонации тоже используются актером по назначению. Почему все остальные персонажи обмениваются репликами «Ну, и чо?» – сказать трудно. Может быть, авторам фильма вообще неведомо, что людям свойственно использовать разную манеру речи.
Если кому-то придет в голову сравнить «Гуляй, Вася!» с классической «Операцией «Ы», то посоветую такому критику обратить внимание на то, что студент, герой Александра Демьяненко, разговаривает совсем не так, как его антагонист алкоголик и дебошир в исполнении Алексея Смирнова. А как владеет казенным канцеляритом прораб Михаила Пуговкина! Три героя – три речевые характеристики. Хотя, возможно, это тонкий намек Каримова на то, что в эпоху глобализации происходит стирание граней между городом и деревней, столицей и провинцией, хипстерами и гопниками, аграриями и лайф-коучами, мелкими наркоторговцами и крупными специалистами по бенчмаркингу, сельскими сплетницами и городскими инстаблогерами. Скоро со всеми нами произойдет операция «Гы», мы перестанем говорить по-человечески.
Кстати, Митя и Макс вступают в знаковую дискуссию по сходному поводу. У гопника-агрария внезапно прорезается красноречие, и он обрушивает на соперника гневную инвективу по поводу стирания различий между бедными и богатыми, между столицей и провинцией. Ты носишь рубашку за 300 долларов, а я за ту же сумму в рублях. Но мы оба одеты. У тебя тачка гораздо круче битой «восьмерки», но ограничение скорости в 90 км в час обязаны соблюдать все. Авторы картины то ли сознательно, то ли без злого умысла стирают грань между своими героями. Вроде бы делаются попытки в стиле 90-х приколоться над селом неасфальтированным, но это получается у Каримова слабо. Единственная удача на этом направлении – прикол про кусачих мини-пигов. А так провинциалка Настя работает в типичном баре, которых хватает в столицах, Кира отправляется в театр на авангардного режиссера, дающего пяток представлений в год.
Каримову есть еще над чем поработать. Он человек, безусловно, талантливый, так что надежда пока не умерла. А фильм ему удалось завершить на высокой ноте. Каримов сделал то, что не часто удается и более опытным мастерам. Он вырулил грубоватый фарс и провел его извилистым фарватером лирической комедии. Как говорят ведущие дурковатых переводных документалок: «Это просто невероятно!» Софья Райзман и Ефим Петрунин сыграли в финале по-настоящему сильную сцену. За это можно простить команде Каримова все, о чем было написано выше. Да, косноязычные, да, жертвы ЕГЭ-образования, да, мушки, бьющиеся в тенетах соцсетей! Но они, оказывается, живые, они могут чувствовать, они способны любить. Значит, не все так безнадежно. А поклонники более изысканного юмора всегда могут предаться ностальгии при помощи телеканала «Культура».
7
,0
2017, Россия, Комедии
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Юмор – субстанция, крайне чувствительная к веяниям времени. О том, что одна эпоха сменяет другую, можно судить по характеру шуток, гэгов, анекдотов, скетчей, приколов. Комедия молодого режиссера Романа Каримова «Гуляй, Вася!» вполне может стать символом такой смены вех. Давным-давно вышла из моды архаика «Веселых ребят», канула в Лету «Волга-Волга», скрылась в тумане «Кавказская пленница», ушли лесом «Особенности национальной охоты». Кто будет смотреть «День радио», когда прогрессивное человечество живет в инстаграме? Так что, если вы еще не перешли рубикон тридцатипятилетия, привыкли к щебетанию в режиме 140 символов в одном сообщении, каждую вторую фразу начинаете с «одним-словом-ну-короче-в-общем-типа-эт-самое» – «Гуляй, Вася!» ваш фильм. Остальным придется привыкать. Лет через пять-десять других комедий вообще снимать не будут. Еще молодой, но уже вполне успешный обитатель столицы Митя (Ефим Петрунин) попадает в неудобное положение. В результате стечения обстоятельств он теперь обязан через две недели жениться на своей подруге Алисе. Ее папенька, состоятельный бизнесмен, намерен устроить судьбу дочери до того, как он отправится в зарубежный вояж. Митя, вообще-то, не против. Но вот беда, российское законодательство прохладно относится к многоженству, а у Мити в анамнезе застарелый брак с Василисой (Васей, в исполнении Любови Аксеновой), которая обладает на редкость стервозным характером и обитает на исторической родине незадачливого жениха, где-то в не очень глухой провинции, в верхних слоях Замкадья. Митя возвращается к родным пенатам, пытается уговорить Васю дать ему вольную. Та обозначает требования по исполнению матримониального УДО: Митя должен предъявить свою невесту и предоставить ей жениха, например, старинного Митиного приятеля Пашу (Борис Дергачев). Дмитрий-царевич исполняет пожелания Василисы Преглупой. В качестве невесты предъявлена барвумен ближайшего питейного заведения Настя (Софья Райзман). У той, правда, уже имеется сожитель: накачанный гопник Макс (Роман Курцын). Когда-то он подвизался на ниве превращения обитателей КПЗ в ударников правоохранительного труда, а теперь окучивает ниву аграрную, курирует приусадебное хозяйство, используя в качестве дармовой рабочей силы все ту же Настю. Митя при помощи денег превращает эту проблему в расходы: Макс соглашается играть роль брата своей сожительницы. Добыть Пашу тоже оказалось не просто. Этот милый толстячок попал под каблук своей жены Киры, агрессивной хипстерши-веганки. Впрочем, Митя разводит фурию обычным пацанским «на слабо», та гордо удаляется в театр, позволяя своему тюфячку отправиться на мальчишник, который Митя устраивает в деревенском доме Макса. Туда приезжает Вася, Митя, Паша и Гарик (хитровато-жуликоватый ловчила, еще один друг детства главного героя). Происходят типичные для пьяных комедий события: нелепые соблазнения, драки, песни, слезы, вопли. В финале каждый получает свое: выстраданное, заветное. В кадре даже появляется своеобразная золотая рыбка, муляж зеркального карпа, который воспитывает гулящую Васю голосом верной Насти. Каримов предъявил публике добротно изготовленный кинопродукт: сюжет сбит плотно, актеры, каждый со своей репризой, сменяют друг друга на кино-подмостках в завидном темпе. С технической точки зрения к фильму нет ни малейших претензий, молодой режиссер зарекомендовал себя по-настоящему зрелым мастером. Вот только форму хорошо бы наполнить достойным ее содержанием. С этим у Каримова сложнее. Говорить о качестве юмора – задача неблагодарная, кому-то, как говорят немцы, нравится свиной хрящик, а кому и кровяная колбаса. «Что ты сделал с бабушкиной квартирой? – Это лофт». Кто-то покатывается со смеху, а кто-то кривится: «Павлины, говоришь?» «Умею бить больно, но без следов» – как сказал! А кому-то слышится голос Папанова: «Буду бить аккуратно, но сильно». «Она меня на сеновал тащит. – Здесь нет сеновала. – А туалет есть?» Голос из деревенского сортира: «Как здесь смывать?» Может, до меня плохо доходит, но подавляющая часть шуток из «Гуляй, Вася!» просто никакая. Того, кто заявляет о юмористическом фейерверке на просмотре этого фильма, надо в принудительном порядке заставить посмотреть пару-тройку классических комедий. Если не поможет – ну что же вы, Семен Семеныч! Еще одна проблема для человека, не входящего в целевую аудиторию фильма: чудовищное косноязычие всех без исключения персонажей. Бедолаги буквально корчатся, пытаясь выразить простейшие мысли, обозначить обуревающие их не самые сложные эмоции. Они постоянно запинаются, просто акустический твиттер какой-то: 140 знаков, щелк, пауза, еще 140 – снова заикаемся. Да, но ведь так они в жизни и говорят, все взаправду, только без мата. Соглашусь: большая часть современного человечества действительно изъясняется на таком воляпюке. Большая – но не вся. Даже среди двадцатилетних еще встречаются уникумы, способные блистать цицероновыми элоквенциями. Единственный персонаж в фильме, для которого такая манера вербальной коммуникации выглядит достаточно органичной – это Макс. Быдло-гоп, разгуливающий в майке-алкоголичке, именно так и должен изъясняться на языке Пушкина и Толстого. Типичные гнусавые интонации тоже используются актером по назначению. Почему все остальные персонажи обмениваются репликами «Ну, и чо?» – сказать трудно. Может быть, авторам фильма вообще неведомо, что людям свойственно использовать разную манеру речи. Если кому-то придет в голову сравнить «Гуляй, Вася!» с классической «Операцией «Ы», то посоветую такому критику обратить внимание на то, что студент, герой Александра Демьяненко, разговаривает совсем не так, как его антагонист алкоголик и дебошир в исполнении Алексея Смирнова. А как владеет казенным канцеляритом прораб Михаила Пуговкина! Три героя – три речевые характеристики. Хотя, возможно, это тонкий намек Каримова на то, что в эпоху глобализации происходит стирание граней между городом и деревней, столицей и провинцией, хипстерами и гопниками, аграриями и лайф-коучами, мелкими наркоторговцами и крупными специалистами по бенчмаркингу, сельскими сплетницами и городскими инстаблогерами. Скоро со всеми нами произойдет операция «Гы», мы перестанем говорить по-человечески. Кстати, Митя и Макс вступают в знаковую дискуссию по сходному поводу. У гопника-агрария внезапно прорезается красноречие, и он обрушивает на соперника гневную инвективу по поводу стирания различий между бедными и богатыми, между столицей и провинцией. Ты носишь рубашку за 300 долларов, а я за ту же сумму в рублях. Но мы оба одеты. У тебя тачка гораздо круче битой «восьмерки», но ограничение скорости в 90 км в час обязаны соблюдать все. Авторы картины то ли сознательно, то ли без злого умысла стирают грань между своими героями. Вроде бы делаются попытки в стиле 90-х приколоться над селом неасфальтированным, но это получается у Каримова слабо. Единственная удача на этом направлении – прикол про кусачих мини-пигов. А так провинциалка Настя работает в типичном баре, которых хватает в столицах, Кира отправляется в театр на авангардного режиссера, дающего пяток представлений в год. Каримову есть еще над чем поработать. Он человек, безусловно, талантливый, так что надежда пока не умерла. А фильм ему удалось завершить на высокой ноте. Каримов сделал то, что не часто удается и более опытным мастерам. Он вырулил грубоватый фарс и провел его извилистым фарватером лирической комедии. Как говорят ведущие дурковатых переводных документалок: «Это просто невероятно!» Софья Райзман и Ефим Петрунин сыграли в финале по-настоящему сильную сцену. За это можно простить команде Каримова все, о чем было написано выше. Да, косноязычные, да, жертвы ЕГЭ-образования, да, мушки, бьющиеся в тенетах соцсетей! Но они, оказывается, живые, они могут чувствовать, они способны любить. Значит, не все так безнадежно. А поклонники более изысканного юмора всегда могут предаться ностальгии при помощи телеканала «Культура».