Форма есть начало художественного произведения. Формой выражения в кинематографе выступает визуальный язык. Ключевая задача режиссера, как творца, заключается в максимально грамотном использовании средств визуального выражения для достижения поставленной цели. Подобно художнику или скульптору, режиссер вылепливает героев, награждая их характерами, и лишь потом обрисовывает мир вокруг них, задавая законы его функционирования. Но так выглядит традиционное представление о кино, сформированное массовой культурой. Когда обычных способов выражения недостаточно, на первый план выходят новаторы. Режиссер Альфонсо Куарон в своей новой работе «Рома» полностью игнорирует парадигмы кинематографа, помещая в центр повествования не отдельного героя, а целую эпоху.
Первое, что бросается в глаза при просмотре картины - это детализация окружения. Создателями фильма была проделана точечная, скрупулезная, но в то же время колоссальная работа по наполнению этого мира. Каждая сцена, каждый кадр буквально дышат жизнью. Действия не останавливаются ни на секунду, вынуждая держать во внимании передний, средний и дальний планы одновременно. Обычная рутинная работа по дому показана настолько виртуозно, что Куарону и его команде следует аплодировать стоя. Оператор никогда не вмешивается в происходящее, а всегда наблюдает со стороны, будто ребенок, подглядывающий из-за угла за серьезным разговором родителей. Горизонтальные пролеты и круговые панорамы камеры дают не только исчерпывающую информацию об окружении, но и продвигают сюжет. Здесь нет резких монтажных склеек, а продолжительность иных сцен достигает нескольких минут. Герой может начать свое путешествие стоя в одном месте, неторопливо пройти через всю локацию, заглянуть в дом, в поисках необходимого предмета, и лишь затем вернуться назад. Нет, это не «бесшовная съемка», но подобный подход придает событиям живости и погружает зрителя в происходящее.
На экране происходит настоящая магия, когда история из относительно закрытого пространства перемещается на улицу. Здесь буквально на каждом шагу ощущается торжество жизни и буйство красок (хоть картина и выполнена в черно-белом цвете). Герои весело спешат на киносеанс, сквозь толпы людей, снующих туда-сюда. Мимо проходит шумный военный оркестр, который буквально оглушает своим присутствием. У входа в кинотеатр уже собрались посетители: вот мужчина задорно рассказывает своей спутнице какую-то историю вот дети бегают вокруг мамы, упрашивая ее купить игрушку, а вот молодой человек в строгом костюме спокойно стоит в стороне, открывая пачку сигарет. Окружающая действительность существует обособлено, за секунду в ней происходят десятки историй, которые глаз успевает подмечать. Это далеко не пустой фон, призванный быть лишь площадкой, где разворачивается определенная история. Все совсем наоборот. Очень часто главные действующие лица просто сливаются с массовкой, становясь едва различимыми. И это оправданное решение, ведь режиссер хотел запечатлеть момент времени, а история здесь нужна чисто номинально.
Несмотря на действительно эталонную проработку мира, вплоть до самых мельчайших деталей, «Рома», как ни крути, кинофильм, который обладает сюжетом с завязкой, кульминацией и развязкой. Проблема в том, что работа Альфонса Куарона настолько неинтересна и скучна, что дотерпеть до конца становится невыносимо сложной задачей. И это осознанный выбор режиссера, поскольку он постоянно акцентирует внимание на более любопытных занятиях, происходящих вокруг. Вот, например, главная героиня сидит за столом, а вокруг все танцуют и веселятся. Вряд ли кто-то будет спорить, что танец куда интереснее диалога, который не несет хоть сколько-нибудь ценной информации для истории. Поэтому и драма в этой картине присутствует, но никаких действий для усиления ее эффекта не предпринимается. Кульминация поразит лишь самого чувствительного зрителя, но, к великому сожалению, даже не попытается попасть во всех остальных.
И в этот момент можно сказать, что если бы героев раскрыли лучше, добавили больше захватывающих событий, прописали интересные диалоги, то картина была бы безусловным шедевром. Но, в рамках мира, который создал Альфонсо Куарон, это просто невозможно. Ответьте сами себе на вопрос: «Может ли жизнь обычной служанки быть интересной?» Анализируя произошедшее, постепенно приходишь к осознанию того, что здешняя история – это скорее связка, которая используется для перехода от одной сцены к другой. Не более того. Режиссер хотел показать свою бесконечную любовь к тому времени, и это чувствуется в каждом кадре. Поставленная задача выполнена действительно на высшем уровне, а стандартные рельсы сюжета ведут совершенно в ином направлении.
«Рома» - это потрясающе проработанная картина с огромным количеством невероятных деталей. Визуальный ряд заставляет внимательно рассматривать каждую сцену, в попытках понять не только общие законы мира, но и зацепить отдельно взятых людей и их личные истории. С другой стороны, «Рома» - это ужасно скучное кино, которое не интригует и вызывает лишь чувство сонливости. Сюжет настолько прост и неинтересен, что предугадать развязку можно уже на середине. Альфонсо Куарон убрал содержание в дальний ящик, но оставил форму и довел ее до совершенства. Ведь формой выражения в кинематографе выступает визуальный язык.
8
,1
2018, США, Драмы
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Форма есть начало художественного произведения. Формой выражения в кинематографе выступает визуальный язык. Ключевая задача режиссера, как творца, заключается в максимально грамотном использовании средств визуального выражения для достижения поставленной цели. Подобно художнику или скульптору, режиссер вылепливает героев, награждая их характерами, и лишь потом обрисовывает мир вокруг них, задавая законы его функционирования. Но так выглядит традиционное представление о кино, сформированное массовой культурой. Когда обычных способов выражения недостаточно, на первый план выходят новаторы. Режиссер Альфонсо Куарон в своей новой работе «Рома» полностью игнорирует парадигмы кинематографа, помещая в центр повествования не отдельного героя, а целую эпоху. Первое, что бросается в глаза при просмотре картины - это детализация окружения. Создателями фильма была проделана точечная, скрупулезная, но в то же время колоссальная работа по наполнению этого мира. Каждая сцена, каждый кадр буквально дышат жизнью. Действия не останавливаются ни на секунду, вынуждая держать во внимании передний, средний и дальний планы одновременно. Обычная рутинная работа по дому показана настолько виртуозно, что Куарону и его команде следует аплодировать стоя. Оператор никогда не вмешивается в происходящее, а всегда наблюдает со стороны, будто ребенок, подглядывающий из-за угла за серьезным разговором родителей. Горизонтальные пролеты и круговые панорамы камеры дают не только исчерпывающую информацию об окружении, но и продвигают сюжет. Здесь нет резких монтажных склеек, а продолжительность иных сцен достигает нескольких минут. Герой может начать свое путешествие стоя в одном месте, неторопливо пройти через всю локацию, заглянуть в дом, в поисках необходимого предмета, и лишь затем вернуться назад. Нет, это не «бесшовная съемка», но подобный подход придает событиям живости и погружает зрителя в происходящее. На экране происходит настоящая магия, когда история из относительно закрытого пространства перемещается на улицу. Здесь буквально на каждом шагу ощущается торжество жизни и буйство красок (хоть картина и выполнена в черно-белом цвете). Герои весело спешат на киносеанс, сквозь толпы людей, снующих туда-сюда. Мимо проходит шумный военный оркестр, который буквально оглушает своим присутствием. У входа в кинотеатр уже собрались посетители: вот мужчина задорно рассказывает своей спутнице какую-то историю вот дети бегают вокруг мамы, упрашивая ее купить игрушку, а вот молодой человек в строгом костюме спокойно стоит в стороне, открывая пачку сигарет. Окружающая действительность существует обособлено, за секунду в ней происходят десятки историй, которые глаз успевает подмечать. Это далеко не пустой фон, призванный быть лишь площадкой, где разворачивается определенная история. Все совсем наоборот. Очень часто главные действующие лица просто сливаются с массовкой, становясь едва различимыми. И это оправданное решение, ведь режиссер хотел запечатлеть момент времени, а история здесь нужна чисто номинально. Несмотря на действительно эталонную проработку мира, вплоть до самых мельчайших деталей, «Рома», как ни крути, кинофильм, который обладает сюжетом с завязкой, кульминацией и развязкой. Проблема в том, что работа Альфонса Куарона настолько неинтересна и скучна, что дотерпеть до конца становится невыносимо сложной задачей. И это осознанный выбор режиссера, поскольку он постоянно акцентирует внимание на более любопытных занятиях, происходящих вокруг. Вот, например, главная героиня сидит за столом, а вокруг все танцуют и веселятся. Вряд ли кто-то будет спорить, что танец куда интереснее диалога, который не несет хоть сколько-нибудь ценной информации для истории. Поэтому и драма в этой картине присутствует, но никаких действий для усиления ее эффекта не предпринимается. Кульминация поразит лишь самого чувствительного зрителя, но, к великому сожалению, даже не попытается попасть во всех остальных. И в этот момент можно сказать, что если бы героев раскрыли лучше, добавили больше захватывающих событий, прописали интересные диалоги, то картина была бы безусловным шедевром. Но, в рамках мира, который создал Альфонсо Куарон, это просто невозможно. Ответьте сами себе на вопрос: «Может ли жизнь обычной служанки быть интересной?» Анализируя произошедшее, постепенно приходишь к осознанию того, что здешняя история – это скорее связка, которая используется для перехода от одной сцены к другой. Не более того. Режиссер хотел показать свою бесконечную любовь к тому времени, и это чувствуется в каждом кадре. Поставленная задача выполнена действительно на высшем уровне, а стандартные рельсы сюжета ведут совершенно в ином направлении. «Рома» - это потрясающе проработанная картина с огромным количеством невероятных деталей. Визуальный ряд заставляет внимательно рассматривать каждую сцену, в попытках понять не только общие законы мира, но и зацепить отдельно взятых людей и их личные истории. С другой стороны, «Рома» - это ужасно скучное кино, которое не интригует и вызывает лишь чувство сонливости. Сюжет настолько прост и неинтересен, что предугадать развязку можно уже на середине. Альфонсо Куарон убрал содержание в дальний ящик, но оставил форму и довел ее до совершенства. Ведь формой выражения в кинематографе выступает визуальный язык.