Создатели боевиков, как правило, чрезвычайно консервативны в отношении драматургических решений, опираясь на старую добрую (проверенную даже не веками, а тысячелетиями – настойчиво возводимую к великому Аристотелю) трёхактную структуру. Зачем усовершенствовать то, что прекрасно работает – и что позволяет, удерживая внимание широкой аудитории, делать упор на зрелищность? Конечно, с течением времени меняются законы восприятия кинопроизведений зрителями, требующими не только всё более изощрённых типов развлечений, но и постоянного ускорения темпоритма фильмов. На размышления такого рода поневоле наводит первое же, что мы видим на сеансе, – заставка кинокомпании Universal Pictures, но не актуальная, а «устаревшего» образца. Номинально отсылка к эпохе заката рейганомики потребовалась, чтобы усилить аутентичность пролога – эпизода из юности Доминика Торетто (отнесён к 1989-му (1)), когда парень ассистировал отцу-гонщику и стал очевидцем трагической гибели родителя в результате аварии на очередных соревнованиях. Однако это ещё и вызывает в памяти боевики обозначенного периода – вроде «Коммандо» /1985/ или «Крепкого орешка» /1988/. Тот же Марк Л. Лестер, казалось бы, свёл экспозицию (Джон Мэтрикс проводит время, посвящая всего себя воспитанию дочери-подростка Дженни) к возможному минимуму, а по нынешним меркам всё равно – долго. Джастин Лин, писавший сценарий в соавторстве с Дэниелом Кейси, едва-едва обрисовывает идиллическое существование Дома, воспитывающего маленького сына вместе с любимой Летти Ортис, как мгновенно заявляются незваные гости…
Собственно, сразу не возникает и тени сомнения в том, что Торетто, озвучив для вида приехавшим издалека закадычным приятелям нежелание возвращаться к прежнему, суматошному существованию, быстро передумает. Да и Ортис позже искренне признается, что бытование вдали от приключений, хотя бы и рискованных, – для других (мол, негоже себя обманывать). Принцип «non-stop action» доведён до крайности: друзьям не требуется ни секунды на раскачку – и вот уже, частично расшифровав посланный Мистером Никто сигнал бедствия, они удирают где-то в дебрях Латинской Америки от местных военных. Причём поездка по минному полю (на высокой скорости, дабы зарытые в землю взрывные устройства, сдетонировав, не нанесли урона) – только разминка! Когда-то – у Роба Коэна – всё сводилось к заездам на автомобилях и к дилемме, возникшей в ходе операции у полицейского под прикрытием, но с каждой новой лентой авторам волей-неволей приходилось, выдерживая принцип нарастания, стимулировать воображение. Границы хотя бы относительного «реализма» давно нарушены – и можно-де совершенно не сдерживать фантазию. Танк, ударный дрон, система глобального слежения, «скромно» названная «Глазом Бога»… Что дальше? Вопреки упоминанию одним из персонажей неумолимых законов физики, кинематографисты мало заботятся о правдоподобии захватывающего дух действа. Перелёт через пропасть необычным способом, мобильный электромагнит рекордной мощности, приделанный на крышу легковой машины ракетный двигатель, а под занавес – запуск в космос парочки выходцев из гетто, облачившихся в допотопные водолазные костюмы (!), сидящих в салоне четырёхколёсного драндулета (!!), на котором таранят спутник (!!!). Всё это могло бы показаться несусветной глупостью, если б Лин не прятался за спасительным чувством юмора, не упуская случая подчеркнуть лёгкую (местами – не такую уж и лёгкую) абсурдность происходящего на экране.
Когда Роман Пирс делится соображениями с Теджем Паркером, рассуждая о колоссальном везении членов слаженной команды, и «тонко» подводит товарища к мысли о том, что они, быть может, являются супергероями, последний поднимает его на смех. А между тем в озвученной шутке наличествует изрядная доля правды, не говоря уже о стремлении сценаристов дополнительно обелить смелые фантастические допуски. Речь не о прямом влиянии кинокомиксов, но о дерзком (наглом?) заимствовании оттуда некоторых принципов. С триумфом кинематографических вселенных Marvel и DC, дескать, изменилась сама логика мышления широких масс, готовых нормально (не критически и даже без скепсиса) отнестись к подвигам за гранью здравого смысла. Разумеется, нельзя исключать, что часть зрителей (в том числе почитателей коэновской картины) не слишком порадует такая тенденция – и как раз многозначительные патетические моменты представляются в «Форсаже 9» самыми слабыми, почти формальными. Мы, конечно, помним о печальной судьбе актёра Пола Уокера, погибшего так, как наверняка мечтал бы уйти в иной мир и его герой, но приведённое Мией объяснение отсутствия Брайана звучит анекдотически – и это ещё мягко сказано! Остаться присматривать за детьми, отпустив жену участвовать в смертельно опасной авантюре…
Впрочем, замечание касательно сознательно привносимого в действие весёлого нонсенса не относится к лейтмотиву киноцикла, подхваченному, а то и усиленному в девятой (с учётом спин-оффа «Форсаж: Хоббс и Шоу» /2010/ – десятой) части. Джон Сина, чья кинематографическая карьера стартовала, помнится, не слишком ярко (несравненно хуже, чем у самого удачливого бывшего рестлера Дуэйна «Скалы» Джонсона, – на уровне Халка Хогана или Брайана Босворта), в последнее время демонстрирует завидные успехи. Появление в качестве не просто очередного антагониста, но младшего брата Доминика свидетельствует об официальном рождении новой «звезды». История непримиримой вражды сыновей легендарного гонщика, тянущейся с рокового состязания, таит массу неприятных сюрпризов и вместе с тем – воспринимается чуть ли не единственной по-настоящему серьёзной вещью в ленте. Джейкоб, конечно, не ветхозаветный Авель, а благородный Доминик – совсем не Каин, однако последствия решения с позором изгнать из семьи того, кому вообще-то должен был заменить отца, сложно переоценить. Да, пусть чрезвычайно важной виделась причина, но… Это тот случай, когда и рыцарственной натуре подчас не хватает проницательности, чтобы уразуметь ситуацию во всей сложности и противоречивости. Что ни говори, а глубины образу Торетто такой поворот прибавил.
Словом, шутки шутками, но профессионализм творцов голливудских боевиков с астрономическими бюджетами (на сей раз фигурирует цифра порядка $200 млн.) проявляется и в умении увлекательно рассказать историю, увлечь метаморфозой колоритных характеров, а не просто обрушить череду аттракционов на головы посетителей мультиплексов. Если кинокомиксы упоминаются в как бы юмористическом ключе, то цикл «Звёздные войны» служит материалом для хлёсткой метафоры: Сайфер, охарактеризовав самонадеянного мажора (вполне откровенного подлеца и, кстати, отпрыска некоего диктатора) «мастером Йодой», намекнула, что тот является не величайшим джедаем, а всего-навсего куклой, управляемой незримым кукловодом. Уж насколько, казалось бы, всё просто и понятно, даже если смотреть на экран вполглаза, и тем не менее – интрига держит в напряжении, не позволяя «просчитать» поступки действующих лиц (как минимум, некоторых) на несколько ходов вперёд. Разумеется, любая золотоносная жила рано или поздно иссякает, да и ведущие исполнители не молодеют, что лишь подчеркнуло невольное сравнение Вина Дизеля с Винни Беннеттом, сыгравшим Дома в юности. Но конкретно в «Форсаже 9» Джастин Лин, отдадим режиссёру должное, держит марку: поклонники медиафраншизы наверняка останутся довольными.
_______
1 – Между прочим, тогда уже вовсю готовились съёмки «Дней грома» /1990/ Тони Скотта – широко разрекламированного блокбастера, посвящённого автогонкам.
7
,6
2021, США, Боевики
142 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Создатели боевиков, как правило, чрезвычайно консервативны в отношении драматургических решений, опираясь на старую добрую (проверенную даже не веками, а тысячелетиями – настойчиво возводимую к великому Аристотелю) трёхактную структуру. Зачем усовершенствовать то, что прекрасно работает – и что позволяет, удерживая внимание широкой аудитории, делать упор на зрелищность? Конечно, с течением времени меняются законы восприятия кинопроизведений зрителями, требующими не только всё более изощрённых типов развлечений, но и постоянного ускорения темпоритма фильмов. На размышления такого рода поневоле наводит первое же, что мы видим на сеансе, – заставка кинокомпании Universal Pictures, но не актуальная, а «устаревшего» образца. Номинально отсылка к эпохе заката рейганомики потребовалась, чтобы усилить аутентичность пролога – эпизода из юности Доминика Торетто (отнесён к 1989-му (1)), когда парень ассистировал отцу-гонщику и стал очевидцем трагической гибели родителя в результате аварии на очередных соревнованиях. Однако это ещё и вызывает в памяти боевики обозначенного периода – вроде «Коммандо» /1985/ или «Крепкого орешка» /1988/. Тот же Марк Л. Лестер, казалось бы, свёл экспозицию (Джон Мэтрикс проводит время, посвящая всего себя воспитанию дочери-подростка Дженни) к возможному минимуму, а по нынешним меркам всё равно – долго. Джастин Лин, писавший сценарий в соавторстве с Дэниелом Кейси, едва-едва обрисовывает идиллическое существование Дома, воспитывающего маленького сына вместе с любимой Летти Ортис, как мгновенно заявляются незваные гости… Собственно, сразу не возникает и тени сомнения в том, что Торетто, озвучив для вида приехавшим издалека закадычным приятелям нежелание возвращаться к прежнему, суматошному существованию, быстро передумает. Да и Ортис позже искренне признается, что бытование вдали от приключений, хотя бы и рискованных, – для других (мол, негоже себя обманывать). Принцип «non-stop action» доведён до крайности: друзьям не требуется ни секунды на раскачку – и вот уже, частично расшифровав посланный Мистером Никто сигнал бедствия, они удирают где-то в дебрях Латинской Америки от местных военных. Причём поездка по минному полю (на высокой скорости, дабы зарытые в землю взрывные устройства, сдетонировав, не нанесли урона) – только разминка! Когда-то – у Роба Коэна – всё сводилось к заездам на автомобилях и к дилемме, возникшей в ходе операции у полицейского под прикрытием, но с каждой новой лентой авторам волей-неволей приходилось, выдерживая принцип нарастания, стимулировать воображение. Границы хотя бы относительного «реализма» давно нарушены – и можно-де совершенно не сдерживать фантазию. Танк, ударный дрон, система глобального слежения, «скромно» названная «Глазом Бога»… Что дальше? Вопреки упоминанию одним из персонажей неумолимых законов физики, кинематографисты мало заботятся о правдоподобии захватывающего дух действа. Перелёт через пропасть необычным способом, мобильный электромагнит рекордной мощности, приделанный на крышу легковой машины ракетный двигатель, а под занавес – запуск в космос парочки выходцев из гетто, облачившихся в допотопные водолазные костюмы (!), сидящих в салоне четырёхколёсного драндулета (!!), на котором таранят спутник (!!!). Всё это могло бы показаться несусветной глупостью, если б Лин не прятался за спасительным чувством юмора, не упуская случая подчеркнуть лёгкую (местами – не такую уж и лёгкую) абсурдность происходящего на экране. Когда Роман Пирс делится соображениями с Теджем Паркером, рассуждая о колоссальном везении членов слаженной команды, и «тонко» подводит товарища к мысли о том, что они, быть может, являются супергероями, последний поднимает его на смех. А между тем в озвученной шутке наличествует изрядная доля правды, не говоря уже о стремлении сценаристов дополнительно обелить смелые фантастические допуски. Речь не о прямом влиянии кинокомиксов, но о дерзком (наглом?) заимствовании оттуда некоторых принципов. С триумфом кинематографических вселенных Marvel и DC, дескать, изменилась сама логика мышления широких масс, готовых нормально (не критически и даже без скепсиса) отнестись к подвигам за гранью здравого смысла. Разумеется, нельзя исключать, что часть зрителей (в том числе почитателей коэновской картины) не слишком порадует такая тенденция – и как раз многозначительные патетические моменты представляются в «Форсаже 9» самыми слабыми, почти формальными. Мы, конечно, помним о печальной судьбе актёра Пола Уокера, погибшего так, как наверняка мечтал бы уйти в иной мир и его герой, но приведённое Мией объяснение отсутствия Брайана звучит анекдотически – и это ещё мягко сказано! Остаться присматривать за детьми, отпустив жену участвовать в смертельно опасной авантюре… Впрочем, замечание касательно сознательно привносимого в действие весёлого нонсенса не относится к лейтмотиву киноцикла, подхваченному, а то и усиленному в девятой (с учётом спин-оффа «Форсаж: Хоббс и Шоу» /2010/ – десятой) части. Джон Сина, чья кинематографическая карьера стартовала, помнится, не слишком ярко (несравненно хуже, чем у самого удачливого бывшего рестлера Дуэйна «Скалы» Джонсона, – на уровне Халка Хогана или Брайана Босворта), в последнее время демонстрирует завидные успехи. Появление в качестве не просто очередного антагониста, но младшего брата Доминика свидетельствует об официальном рождении новой «звезды». История непримиримой вражды сыновей легендарного гонщика, тянущейся с рокового состязания, таит массу неприятных сюрпризов и вместе с тем – воспринимается чуть ли не единственной по-настоящему серьёзной вещью в ленте. Джейкоб, конечно, не ветхозаветный Авель, а благородный Доминик – совсем не Каин, однако последствия решения с позором изгнать из семьи того, кому вообще-то должен был заменить отца, сложно переоценить. Да, пусть чрезвычайно важной виделась причина, но… Это тот случай, когда и рыцарственной натуре подчас не хватает проницательности, чтобы уразуметь ситуацию во всей сложности и противоречивости. Что ни говори, а глубины образу Торетто такой поворот прибавил. Словом, шутки шутками, но профессионализм творцов голливудских боевиков с астрономическими бюджетами (на сей раз фигурирует цифра порядка $200 млн.) проявляется и в умении увлекательно рассказать историю, увлечь метаморфозой колоритных характеров, а не просто обрушить череду аттракционов на головы посетителей мультиплексов. Если кинокомиксы упоминаются в как бы юмористическом ключе, то цикл «Звёздные войны» служит материалом для хлёсткой метафоры: Сайфер, охарактеризовав самонадеянного мажора (вполне откровенного подлеца и, кстати, отпрыска некоего диктатора) «мастером Йодой», намекнула, что тот является не величайшим джедаем, а всего-навсего куклой, управляемой незримым кукловодом. Уж насколько, казалось бы, всё просто и понятно, даже если смотреть на экран вполглаза, и тем не менее – интрига держит в напряжении, не позволяя «просчитать» поступки действующих лиц (как минимум, некоторых) на несколько ходов вперёд. Разумеется, любая золотоносная жила рано или поздно иссякает, да и ведущие исполнители не молодеют, что лишь подчеркнуло невольное сравнение Вина Дизеля с Винни Беннеттом, сыгравшим Дома в юности. Но конкретно в «Форсаже 9» Джастин Лин, отдадим режиссёру должное, держит марку: поклонники медиафраншизы наверняка останутся довольными. _______ 1 – Между прочим, тогда уже вовсю готовились съёмки «Дней грома» /1990/ Тони Скотта – широко разрекламированного блокбастера, посвящённого автогонкам.