Суперзлодеи как (супер?)герои безгеройного времени
Отечественные прокатчики ещё «сжалились» над посетителями кинотеатров, присвоив фильму подзаголовок (кстати, вполне отвечающий сюжету и духу разыгрываемого на экране действа) «Миссия навылет». Англоязычной же аудитории, исчисляемой десятками, если не сотнями, миллионов человек по всему свету, остаётся только гадать, почему картина называется почти так же, как постановка Дэвида Эйера 2016-го года? По какой причине в титрах и на рекламных плакатах нет порядкового номера, притом что в истории принимают активное участие многие знакомые персонажи в исполнении тех же самых актёров – в частности, Харли Квинн и Аманда Уоллер, сыгранные соответственно Марго Робби и Виолой Дэвис (1)? Это что: продолжение, римейк, ребут?.. В западных СМИ официально запущен не очень внятный термин «standalone sequel», то есть самостоятельный, стоящий особняком сиквел. И всё-таки в выборе варианта «The Suicide Squad» (тот же «Suicide Squad», но с определённым артиклем) видится нечто большее – нечто концептуальное.
Талант Эйера вовсю блистал в остросоциальных боевиках (в «Королях улиц» /2008/, «Патруле» /2012/, даже в «Саботаже» /2014/ с Арнольдом Шварценеггером, пусть и встреченном прохладно), где требовался жгучий, бескомпромиссный реализм. Но его «Миссия самоубийц» лично мне показалась худшей не только в так называемой Расширенной вселенной DC, но и чуть ли не среди всех бессчётных кинокомиксов последних лет. Да, шумный коммерческий успех наличествовал, однако помимо разгромных рецензий подавляющей массы кинообозревателей и рядовые зрители-то, невзирая на неослабевающую популярность жанра, отнюдь не расщедрились на оценки. Собственно, и сам Дэвид публично делился соображениями, что остался не удовлетворён результатом, подвергнув критике решение топ-менеджмента Warner Bros. инициировать дополнительные съёмки… Словом, всё говорит в пользу предположения, что Джеймсу Ганну совершенно не понравилась первая попытка экранизировать сочинений Джона Острендера – и он предложил нам сделать вид, что поведает историю с чистого листа. Что предшествующий фильм как бы есть – но его как бы и нет. Интересный подход…
В прессу просачивались сведения, что на должность режиссёра студия рассматривала кандидатуры Мела Гибсона, Рубена Флейшера, Даниэля Эспиносы, Джонатана Ливайна, Дэвида С. Гойера, но приглашение Ганна оказалось безошибочным. Остаётся поблагодарить руководство Walt Disney Pictures и Marvel Studios, поторопившееся с заявлением о разрыве контракта на постановку «Стражей Галактики. Части 3», испугавшись реакции на резковатые заявления творца в Твиттере. Именно искромётного юмора, доминировавшего в славной дилогии о скитаниях Квилла с друзьями (ну, или в «Торе: Рагнарёк» /2017/, благо что Джеймс пригласил воплотить образ Крысолова 1, папы Крысолова 2, не кого иного, как Тайку Вайтити), катастрофически не хватало пафосному и одновременно декадентскому эйеровскому зрелищу. Вместе с тем он предостерегал против прямых параллелей между двумя своими произведениями, напоминая, что и Питер, и енот Ракета, и Грут, и Дракс Разрушитель являются какими-никакими супергероями – поборниками добра, пусть не всегда зарабатывающими на пропитание строго легальными способами. Ныне же на авансцену сознательно выведена команда суперзлодеев, получающих шанс, как говорится, смыть вину перед обществом кровью. Получилось что-то невообразимое!
Создатели «Игры престолов» /2011-19/ произвели подлинную революцию в кинодраматургии, с регулярностью жертвуя наиболее яркими (и «положительными», благородными и по-человечески симпатичными, и «отрицательными», включая мерзких садистов) действующими лицами при совершенно неожиданных обстоятельствах, всякий раз повергая публику в состояние шока. Джеймс Ганн пользуется схожими приёмами, без зазрения совести (мало того, с толикой цинизма) отправляя на убой тех, кого во вступительных кадрах заявляет главными исполнителями чрезвычайно важного, сверхсекретного задания на островном государстве Корто Мальтезе. Из них особенно опасным (надёжным, опытным, твёрдым, как скала) казался Савант, в горячке боя внезапно запаниковавший и физически устранённый за дезертирство. Кто бы мог подумать, что у директора организации А.Р.Г.У.С. наличествует запасной план? Правда, стоит познакомиться поближе с членами «Оперативной группы Икс» под номером два – и волосы станут дыбом. Ничего удивительного, что ДюБуа до последнего отказывался участвовать в заведомо обречённой авантюре, и его реакция на знакомство с потенциальными братьями по оружию тоже не вызывает удивления. Роберт производит впечатление единственного вменяемого человека (точнее, существа, поскольку для усиления коллективу придали… Нанауэ, Короля Акул) в пёстром сброде, принуждённом осуществить диверсию в глубоком тылу противника.
У Дэвида Эйера выглядели особенно смехотворно попытки привнести в откровенно дурашливое действо серьёзные (с позволения сказать, геополитические) мотивы. Очень, каюсь, хотелось поставить на место зарвавшуюся, распираемую от осознания собственной значимости Аманду Уоллер, свято блюдущую интересы сверхдержавы (для чего, когда надо, убивающую подчинённого выстрелом в упор). Джеймсу Ганну, видимо, тоже не терпелось поквитаться с суровой охранительницей, схлопотавшей-таки по черепу… Выспренние речи в духе Франклина Рузвельта, отстаивавшего право Соединённых Штатов поддерживать «наших сукиных сынов» (типа Анастасио Сомосы Гарсиа), на поверку служат прикрытием для весьма прозаических целей. Лозунг о защите демократии, ради которой-де подчас приходится совершать не слишком благовидные поступки, на поверку оборачивается грандиозной ложью, поскольку угрозу планете (в данном случае – в лице проекта «Морская звезда») планомерно создавало именно Правительство США, пусть и руками циничного Мыслителя из столицы Корто Мальтезе. Следовательно, ликвидация исполинского монстра, несущего смерть и разрушения целому городу, прямо противоречит предписаниям, поступающим из Белого дома.
Впрочем, ярко выраженная сатирическая линия (с терпким привкусом вполне обоснованного антиамериканизма) не видится самоцелью. Подтекст «Отряда самоубийц: Миссии навылет» хочется сформулировать примерно так: какая эпоха, такие и (супер)герои. Нанауэ, ведущий себя, как умственно отсталый (Сильвестр Сталлоне по дружбе согласился наделить Короля Акул своим моментально узнаваемым голосом), в действительности не так уж сильно уступит соратникам. Хороши спасители, начавшие ответственную операцию с уничтожения лагеря борцов с хунтой, узурпировавшей на острове власть! Да и в целом их злоключения по пути в неприступный «Ётунхейм» напоминают череду нелепых происшествий, подтверждая старую как мир истину о том, что дуракам везёт. Уверенно развивая постмодернистскую традицию, Джеймс очень тонко (пожалуй, тоньше, чем в дилогии про Стражей Галактики) подчёркивает, что все мы увязли в густом, словно разлитом в воздухе, вязком абсурде – увязли, но упрямо отказываемся это замечать. И не просто в абсурде, а в абсурде кровавом, грозящем в любой момент обернуться бойней, бессмысленной и беспощадной. Хорошо таким личностям, как Харли, чувствующая себя в обстановке тотального нонсенса как рыба в воде. А остальным-то каково? Картину при всём желании сложно воспринимать в качестве обычного (пусть даже первоклассного, с астрономическим бюджетом в $185 млн.) развлечения: слишком уж страшен фильм по глубинной сути. Страшен, да, увы, точен.
_______
1 – Подразумевалось и возвращение Уилла Смита, но в итоге «звезду» сменил Идрис Эльба в роли другого темнокожего убийцы экстра-класса – Роберта ДюБуа, известного под кодовым наименованием Бладспорт.
6
,7
2021, США, Фантастика
131 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Отечественные прокатчики ещё «сжалились» над посетителями кинотеатров, присвоив фильму подзаголовок (кстати, вполне отвечающий сюжету и духу разыгрываемого на экране действа) «Миссия навылет». Англоязычной же аудитории, исчисляемой десятками, если не сотнями, миллионов человек по всему свету, остаётся только гадать, почему картина называется почти так же, как постановка Дэвида Эйера 2016-го года? По какой причине в титрах и на рекламных плакатах нет порядкового номера, притом что в истории принимают активное участие многие знакомые персонажи в исполнении тех же самых актёров – в частности, Харли Квинн и Аманда Уоллер, сыгранные соответственно Марго Робби и Виолой Дэвис (1)? Это что: продолжение, римейк, ребут?.. В западных СМИ официально запущен не очень внятный термин «standalone sequel», то есть самостоятельный, стоящий особняком сиквел. И всё-таки в выборе варианта «The Suicide Squad» (тот же «Suicide Squad», но с определённым артиклем) видится нечто большее – нечто концептуальное. Талант Эйера вовсю блистал в остросоциальных боевиках (в «Королях улиц» /2008/, «Патруле» /2012/, даже в «Саботаже» /2014/ с Арнольдом Шварценеггером, пусть и встреченном прохладно), где требовался жгучий, бескомпромиссный реализм. Но его «Миссия самоубийц» лично мне показалась худшей не только в так называемой Расширенной вселенной DC, но и чуть ли не среди всех бессчётных кинокомиксов последних лет. Да, шумный коммерческий успех наличествовал, однако помимо разгромных рецензий подавляющей массы кинообозревателей и рядовые зрители-то, невзирая на неослабевающую популярность жанра, отнюдь не расщедрились на оценки. Собственно, и сам Дэвид публично делился соображениями, что остался не удовлетворён результатом, подвергнув критике решение топ-менеджмента Warner Bros. инициировать дополнительные съёмки… Словом, всё говорит в пользу предположения, что Джеймсу Ганну совершенно не понравилась первая попытка экранизировать сочинений Джона Острендера – и он предложил нам сделать вид, что поведает историю с чистого листа. Что предшествующий фильм как бы есть – но его как бы и нет. Интересный подход… В прессу просачивались сведения, что на должность режиссёра студия рассматривала кандидатуры Мела Гибсона, Рубена Флейшера, Даниэля Эспиносы, Джонатана Ливайна, Дэвида С. Гойера, но приглашение Ганна оказалось безошибочным. Остаётся поблагодарить руководство Walt Disney Pictures и Marvel Studios, поторопившееся с заявлением о разрыве контракта на постановку «Стражей Галактики. Части 3», испугавшись реакции на резковатые заявления творца в Твиттере. Именно искромётного юмора, доминировавшего в славной дилогии о скитаниях Квилла с друзьями (ну, или в «Торе: Рагнарёк» /2017/, благо что Джеймс пригласил воплотить образ Крысолова 1, папы Крысолова 2, не кого иного, как Тайку Вайтити), катастрофически не хватало пафосному и одновременно декадентскому эйеровскому зрелищу. Вместе с тем он предостерегал против прямых параллелей между двумя своими произведениями, напоминая, что и Питер, и енот Ракета, и Грут, и Дракс Разрушитель являются какими-никакими супергероями – поборниками добра, пусть не всегда зарабатывающими на пропитание строго легальными способами. Ныне же на авансцену сознательно выведена команда суперзлодеев, получающих шанс, как говорится, смыть вину перед обществом кровью. Получилось что-то невообразимое! Создатели «Игры престолов» /2011-19/ произвели подлинную революцию в кинодраматургии, с регулярностью жертвуя наиболее яркими (и «положительными», благородными и по-человечески симпатичными, и «отрицательными», включая мерзких садистов) действующими лицами при совершенно неожиданных обстоятельствах, всякий раз повергая публику в состояние шока. Джеймс Ганн пользуется схожими приёмами, без зазрения совести (мало того, с толикой цинизма) отправляя на убой тех, кого во вступительных кадрах заявляет главными исполнителями чрезвычайно важного, сверхсекретного задания на островном государстве Корто Мальтезе. Из них особенно опасным (надёжным, опытным, твёрдым, как скала) казался Савант, в горячке боя внезапно запаниковавший и физически устранённый за дезертирство. Кто бы мог подумать, что у директора организации А.Р.Г.У.С. наличествует запасной план? Правда, стоит познакомиться поближе с членами «Оперативной группы Икс» под номером два – и волосы станут дыбом. Ничего удивительного, что ДюБуа до последнего отказывался участвовать в заведомо обречённой авантюре, и его реакция на знакомство с потенциальными братьями по оружию тоже не вызывает удивления. Роберт производит впечатление единственного вменяемого человека (точнее, существа, поскольку для усиления коллективу придали… Нанауэ, Короля Акул) в пёстром сброде, принуждённом осуществить диверсию в глубоком тылу противника. У Дэвида Эйера выглядели особенно смехотворно попытки привнести в откровенно дурашливое действо серьёзные (с позволения сказать, геополитические) мотивы. Очень, каюсь, хотелось поставить на место зарвавшуюся, распираемую от осознания собственной значимости Аманду Уоллер, свято блюдущую интересы сверхдержавы (для чего, когда надо, убивающую подчинённого выстрелом в упор). Джеймсу Ганну, видимо, тоже не терпелось поквитаться с суровой охранительницей, схлопотавшей-таки по черепу… Выспренние речи в духе Франклина Рузвельта, отстаивавшего право Соединённых Штатов поддерживать «наших сукиных сынов» (типа Анастасио Сомосы Гарсиа), на поверку служат прикрытием для весьма прозаических целей. Лозунг о защите демократии, ради которой-де подчас приходится совершать не слишком благовидные поступки, на поверку оборачивается грандиозной ложью, поскольку угрозу планете (в данном случае – в лице проекта «Морская звезда») планомерно создавало именно Правительство США, пусть и руками циничного Мыслителя из столицы Корто Мальтезе. Следовательно, ликвидация исполинского монстра, несущего смерть и разрушения целому городу, прямо противоречит предписаниям, поступающим из Белого дома. Впрочем, ярко выраженная сатирическая линия (с терпким привкусом вполне обоснованного антиамериканизма) не видится самоцелью. Подтекст «Отряда самоубийц: Миссии навылет» хочется сформулировать примерно так: какая эпоха, такие и (супер)герои. Нанауэ, ведущий себя, как умственно отсталый (Сильвестр Сталлоне по дружбе согласился наделить Короля Акул своим моментально узнаваемым голосом), в действительности не так уж сильно уступит соратникам. Хороши спасители, начавшие ответственную операцию с уничтожения лагеря борцов с хунтой, узурпировавшей на острове власть! Да и в целом их злоключения по пути в неприступный «Ётунхейм» напоминают череду нелепых происшествий, подтверждая старую как мир истину о том, что дуракам везёт. Уверенно развивая постмодернистскую традицию, Джеймс очень тонко (пожалуй, тоньше, чем в дилогии про Стражей Галактики) подчёркивает, что все мы увязли в густом, словно разлитом в воздухе, вязком абсурде – увязли, но упрямо отказываемся это замечать. И не просто в абсурде, а в абсурде кровавом, грозящем в любой момент обернуться бойней, бессмысленной и беспощадной. Хорошо таким личностям, как Харли, чувствующая себя в обстановке тотального нонсенса как рыба в воде. А остальным-то каково? Картину при всём желании сложно воспринимать в качестве обычного (пусть даже первоклассного, с астрономическим бюджетом в $185 млн.) развлечения: слишком уж страшен фильм по глубинной сути. Страшен, да, увы, точен. _______ 1 – Подразумевалось и возвращение Уилла Смита, но в итоге «звезду» сменил Идрис Эльба в роли другого темнокожего убийцы экстра-класса – Роберта ДюБуа, известного под кодовым наименованием Бладспорт.