Хорошо делает свое дело только человек неравнодушный. Поэтому браться за биографию стоит только в том случае, когда герой произведения тебе или очень близок, или ты его ненавидишь до дрожи в коленках. Режиссер-кинодокументалист Вера Кричевская, совершенно очевидно, неравнодушна к Борису Немцову. Поэтому ей удалась биографическая картина «Слишком свободный человек».
Кричевская не разменивается на детство-отрочество-юность своего героя. Ее интересует только Немцов политик. Поэтому фильм начинается с того момента, когда молодой еще Борис Ефимович баллотируется в народные депутаты на выборах 1989 года. Нам сообщают, что он во время избирательной кампании не стеснялся признаваться в своей национальной принадлежности (да!), а еще обещал избирателям не врать. Воистину патриархальные нравы царили в России на заре демократических преобразований! Благодаря такому нехитрому пиар-набору можно было избираться в высшие органы власти. Потом хронологический скачок – и Борис Ефимович уже губернаторствует в Нижнем Новгороде, играет в теннис с царственным покровителем лучшей игры в маленький мячик. Ельцин называет Немцова своим преемником, тот режет патрону правду-матку прямо в глаза и автобусами возит в Москву петиции за мир в Чечне. После этого Немцова приглашают в правительство. Работая в этом учреждении, Борис Ефимович наживает себе очень вредных для последующей репутации врагов.
Супернезависимые и самые профессиональные в России журналисты СМИ (в их рядах тогда состояла и Вера Кричевская), которыми тогда еще не распоряжался кровавый режим, а повелевали такие блюстители свободы слова, как Владимир Гусинский и Борис Березовский, регулярно упрекали Немцова в ношении белых штанов и чрезмерной любвеобильности (Евгения Альбац, одна из рассказчиков картины, тоже упрекает покойного в излишней красоте, смущавшей внимание честных избирательниц). Рейтинги Немцова падают, его шансы стать преемником Ельцина – тоже. А здесь еще дефолт 1998 года, как назло. Тут сам Иисус Христос смог бы отсрочить финансовую неожиданность максимум на месяц. В результате к власти пришел не хороший, ласковый, отзывчивый, просто красивый, наконец, Немцов, а скрытный, недоверчивый, лукавый и не очень симпатичный дамам Путин. Борис Ефимович вначале все это терпел: таки отец родной преемника назначил. Но потом терпению его пришел конец, и он подался в диссиденты. Через некоторое время терпение лопнуло уже у Путина…
О покойниках, как известно, ничего, кроме хорошего. Бориса Немцова искренне жалко, никого нельзя убивать злою пулей на фоне Кремлевской стены. Мой сарказм адресован не Борису Ефимовичу, а создательнице агиографической ленты «Слишком свободный человек». Эта дама профессионально, может быть, даже талантливо, сработала крайне тенденциозную версию современной российской истории. Ее респонденты достаточно объективны, они не захваливают героя картины, многие из них указывают на ошибки (зачастую просто роковые), которые совершал Немцов на всем протяжении своей карьеры. Отмечая его личные достоинства, они говорят, что политик из Немцова вышел не самый хороший (Рыжков, Кох, Явлинский, Фридман, Навальный). Так что его поражение в поединке с таким мастером политического дзюдо, как Путин, выглядит абсолютно закономерным. А настоящим приговором политикам типа Немцова в России звучит характеристика, данная руководству партии СПС после предвыборной кампании 2003 года: гламурные хипстеры.
Фильм смотрится с интересом. Нам их первых рук преподносят секреты политической кухни современной России. Кухня, стоит признать, настолько грязная, что хочется вызвать туда целый эскадрон Елен Летучих. Правда, внимательный зритель может задаться вопросом: как посреди этой грязищи можно остаться таким чистеньким Д'Артаньяном? Авторы картины старательно обходят этот щекотливый вопрос. Какую, интересно, роль, сыграл Немцов в организации скандально знаменитых выборов президента в 1996 году? Почему он был так популярен в Чечне во время первой чеченской войны? Он был очень близок с Анатолием Чубайсом и Егором Гайдаром. Может ли в принципе такой человек остаться кристально чистым после проведения залоговых аукционов? Нет ответа.
Вообще Кричевская всячески уходит от ответов на каверзные вопросы, которые могут возникнуть у зрителя. При этом на самый главный вопрос она все-таки ответ дает. Не напрямую, не в лоб, но настолько откровенно, что сомнений не остается: Немцова уничтожил правящий в России авторитарный режим. Ни один персонаж фильма не обвиняет в смерти опального вице-премьера Владимира Путина, но вся логика картины подводит нас к такому выводу. А кто же еще? Кому мог не угодить этот милейший человек? Его личная жизнь, деловые и политические связи не дают ни малейших оснований предполагать иную причину. Это месть диктатора. Даже приличия ради Кричевская не рассматривает альтернативных версий. А тут еще в финале песня Макаревича. Так что, кто уж тут усомнится! Вообще стоило бы завершить фильм чем-нибудь еще более пафосным. Представьте себе, как прозвучали бы здесь аккорды «Вы жертвою пали в борьбе роковой» в исполнении Александра Градского.
8
,2
2016, Россия, Документальные
130 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Хорошо делает свое дело только человек неравнодушный. Поэтому браться за биографию стоит только в том случае, когда герой произведения тебе или очень близок, или ты его ненавидишь до дрожи в коленках. Режиссер-кинодокументалист Вера Кричевская, совершенно очевидно, неравнодушна к Борису Немцову. Поэтому ей удалась биографическая картина «Слишком свободный человек». Кричевская не разменивается на детство-отрочество-юность своего героя. Ее интересует только Немцов политик. Поэтому фильм начинается с того момента, когда молодой еще Борис Ефимович баллотируется в народные депутаты на выборах 1989 года. Нам сообщают, что он во время избирательной кампании не стеснялся признаваться в своей национальной принадлежности (да!), а еще обещал избирателям не врать. Воистину патриархальные нравы царили в России на заре демократических преобразований! Благодаря такому нехитрому пиар-набору можно было избираться в высшие органы власти. Потом хронологический скачок – и Борис Ефимович уже губернаторствует в Нижнем Новгороде, играет в теннис с царственным покровителем лучшей игры в маленький мячик. Ельцин называет Немцова своим преемником, тот режет патрону правду-матку прямо в глаза и автобусами возит в Москву петиции за мир в Чечне. После этого Немцова приглашают в правительство. Работая в этом учреждении, Борис Ефимович наживает себе очень вредных для последующей репутации врагов. Супернезависимые и самые профессиональные в России журналисты СМИ (в их рядах тогда состояла и Вера Кричевская), которыми тогда еще не распоряжался кровавый режим, а повелевали такие блюстители свободы слова, как Владимир Гусинский и Борис Березовский, регулярно упрекали Немцова в ношении белых штанов и чрезмерной любвеобильности (Евгения Альбац, одна из рассказчиков картины, тоже упрекает покойного в излишней красоте, смущавшей внимание честных избирательниц). Рейтинги Немцова падают, его шансы стать преемником Ельцина – тоже. А здесь еще дефолт 1998 года, как назло. Тут сам Иисус Христос смог бы отсрочить финансовую неожиданность максимум на месяц. В результате к власти пришел не хороший, ласковый, отзывчивый, просто красивый, наконец, Немцов, а скрытный, недоверчивый, лукавый и не очень симпатичный дамам Путин. Борис Ефимович вначале все это терпел: таки отец родной преемника назначил. Но потом терпению его пришел конец, и он подался в диссиденты. Через некоторое время терпение лопнуло уже у Путина… О покойниках, как известно, ничего, кроме хорошего. Бориса Немцова искренне жалко, никого нельзя убивать злою пулей на фоне Кремлевской стены. Мой сарказм адресован не Борису Ефимовичу, а создательнице агиографической ленты «Слишком свободный человек». Эта дама профессионально, может быть, даже талантливо, сработала крайне тенденциозную версию современной российской истории. Ее респонденты достаточно объективны, они не захваливают героя картины, многие из них указывают на ошибки (зачастую просто роковые), которые совершал Немцов на всем протяжении своей карьеры. Отмечая его личные достоинства, они говорят, что политик из Немцова вышел не самый хороший (Рыжков, Кох, Явлинский, Фридман, Навальный). Так что его поражение в поединке с таким мастером политического дзюдо, как Путин, выглядит абсолютно закономерным. А настоящим приговором политикам типа Немцова в России звучит характеристика, данная руководству партии СПС после предвыборной кампании 2003 года: гламурные хипстеры. Фильм смотрится с интересом. Нам их первых рук преподносят секреты политической кухни современной России. Кухня, стоит признать, настолько грязная, что хочется вызвать туда целый эскадрон Елен Летучих. Правда, внимательный зритель может задаться вопросом: как посреди этой грязищи можно остаться таким чистеньким Д'Артаньяном? Авторы картины старательно обходят этот щекотливый вопрос. Какую, интересно, роль, сыграл Немцов в организации скандально знаменитых выборов президента в 1996 году? Почему он был так популярен в Чечне во время первой чеченской войны? Он был очень близок с Анатолием Чубайсом и Егором Гайдаром. Может ли в принципе такой человек остаться кристально чистым после проведения залоговых аукционов? Нет ответа. Вообще Кричевская всячески уходит от ответов на каверзные вопросы, которые могут возникнуть у зрителя. При этом на самый главный вопрос она все-таки ответ дает. Не напрямую, не в лоб, но настолько откровенно, что сомнений не остается: Немцова уничтожил правящий в России авторитарный режим. Ни один персонаж фильма не обвиняет в смерти опального вице-премьера Владимира Путина, но вся логика картины подводит нас к такому выводу. А кто же еще? Кому мог не угодить этот милейший человек? Его личная жизнь, деловые и политические связи не дают ни малейших оснований предполагать иную причину. Это месть диктатора. Даже приличия ради Кричевская не рассматривает альтернативных версий. А тут еще в финале песня Макаревича. Так что, кто уж тут усомнится! Вообще стоило бы завершить фильм чем-нибудь еще более пафосным. Представьте себе, как прозвучали бы здесь аккорды «Вы жертвою пали в борьбе роковой» в исполнении Александра Градского.