Лично я, не скрою, оказался немало удивлён, узнав (уже после того, как состоялась премьера фильма), что проект разрабатывался на протяжении нескольких лет, причём поначалу – стараниями даже не Warner Bros., а киногиганта The Walt Disney Company. То, что популярный комик Джона Хилл намеревался исполнить заглавную роль, а Леонардо ДиКаприо – воплотить образ адвоката Ричарда Джуэлла, как раз закономерно (1). Поразительно другое. Для всех, кто достаточно хорошо знаком с творчеством Клинта Иствуда, покажется очевидным то обстоятельство, что тема – стопроцентно «его». Мотив травли рядовых индивидов, учинённой (по разным поводам, однако по схожей схеме) средствами массовой информации, звучал по крайней мере в четырёх картинах мастера: «Настоящем преступлении» /1999/, «Таинственной реке» /2003/, «Подмене» /2008/ и «Чуде на Гудзоне» /2016/. Не менее знаменательным представляется, что кумир мог приступить к съёмкам и раньше, но планам помешала работа над «Поездом на Париж» /2018/, тоже о простых американских парнях, вставших на пути у убийцы-психопата (в Европе). Но ведь к Клинту обратились далеко не сразу! Конечно, Пол Гринграсс, Дэвид Оуэн Расселл и даже документалист Эзра Эдельман наверняка бы тоже справились с постановкой достойно, но… Но именно для Иствуда лента стала принципиально важной, и это, что ни говори, чувствуется.
Кинематографист, чьё имя некогда ассоциировалось с брутальными вестернами и полицейскими боевиками, придерживался правых, консервативных воззрений (к слову, активно эксплуатировавшихся и пропагандировавшихся «звездой»), строго говоря, не всегда. Переход из лагеря республиканцев на позиции приверженцев либеральных, а затем и либертарианских взглядов состоялся, насколько можно судить со стороны, ещё до наступления Миллениума. «Дело Ричарда Джуэлла» в данном отношении особенно показательно, напомнив нам об одном из самых вопиющих примеров того, как «винтику» пришлось схлестнуться с могущественной «машиной». Словно сбылось пророчество Джорджа Оруэлла (вообще-то описавшего в романе-антиутопии «1984» гипотетическое будущее Великобритании, что многие поклонники писателя предпочитают не замечать), проницательно предупреждавшего, что от репрессивных мер государства не застрахованы даже образцовые, благонадёжные граждане вроде недалёкого Парсонса. Джуэлл, мечтающий о службе в правоохранительных органах, упорно оправдывает действия фэбээровцев, устраивающих утомительные допросы, проводящих обыски и т.д. – и всё без официального предъявления обвинения! Прозрение наступит позже.
Парадокс заключается в том, что за основу сценария кинодраматургом Билли Рэем была взята статья Мэри Бреннер «Американский кошмар: баллада о Ричарде Джуэлле», напечатанная в журнале Vanity Fair (в номере за февраль 1997-го), хотя часть фактов авторы дополнительно почерпнули в документальной книге «Подозреваемый: Взрыв на Олимпиаде, ФБР, медиа и Ричард Джуэлл – человек, пойманный в середине» Кента Александера и Кевина Сэлвена, опубликованной в июне 2019-го. Но ведь представители «четвёртой власти» раскрылись в деле с далеко не лучшей стороны! Кэйти Скраггс, соблазняющая агента Тома Шоу ради ценных сведений, вольна сколько угодно уверять себя и коллег, что не нарушала нормы журналистской этики. Но это не снимает с женщины персональной ответственности за развязанную кампанию по дискредитации невиновного человека, который и вправду может показаться странным, но который повёл себя, как настоящий герой. Ненавязчиво включённый в ткань повествования фрагмент выступления перед телекамерами Билла Клинтона воспринимается, естественно, прозрачным намёком на другой (имевший место чуть позже) публичный скандал, раздутый прессой и в конечном итоге – едва не стоивший лидеру нации поста Президента. Когда шумиха улеглась, Ричард подал иск против нескольких СМИ, и, хотя судебные процессы не выиграл, кое-какую денежную компенсацию за нанесённый моральный ущерб получил.
Вызывает, признаться, недоумение, почему «Дело Ричарда Джуэлла», закономерно снискавшее положительные отзывы кинообозревателей, в то же время – удручающе плохо прошло по американским экранам. Производственные затраты в размере $45 млн. за счёт кинопроката, судя по всему, не окупятся… Спекуляции на тему того, что Клинт Иствуд утратил с годами коммерческое чутьё, не имеют под собой оснований – в свете успеха, а подчас и триумфа фильмов, снятых накануне. И затронутая проблема-то актуальна! Причину следует искать, по-видимому, в том, что режиссёр, обычно уделяющий зрелищности повышенное внимание, на сей раз решил сосредоточиться даже не на социологическом, а на философском анализе событий. В своё время, в «Стратегии паука» /1969/, Бернардо Бертолуччи спроецировал идеи Хорхе Луиса Борхеса, изложенные в ёмком рассказе «Тема предателя и героя», на конкретные исторические обстоятельства. Вот и его заокеанский коллега пытается осмыслить неординарный инцидент диалектически, до поры оставляя (нам, зрителям, и юристу Уотсону Брайанту) толику сомнений в том, а не имела ли место фальсификация?.. Вот уж воистину – жизнь полна загадок.
Иствуд и сценарист приходят к неожиданному, но, если вдуматься, глубокомысленному выводу. Ричард, обладатель отнюдь не героической наружности (напоминающий Пола Барта, нелепого «шопо-копа» в исполнении комика Кевина Джеймса), вызвал подозрения именно в силу излишнего, прямо-таки запредельного энтузиазма. Он не просто настолько любит родную страну, что в своём рвении – бескомпромиссен до занудства, не давая никому спуску. Джуэлл заведомо убеждён в непогрешимости всякого, кто отстаивает интересы государства – исполинской системы. Подсознательно верит, что тут исключены ошибки, корысть, злой умысел, наконец, злоупотребление властью. Собственно, потому случай бедолаги и служит подтверждением категоричного тезиса Глеба Жеглова, что наказания без вины – не бывает. Актёр Пол Уолтер Хаузер и режиссёр скрупулёзно отслеживают эволюцию взглядов персонажа, постепенно расстающегося с детской наивностью и подростковым максимализмом – взрослеющего на глазах. В конце концов и Уотсон признаёт, что Ричард – дорос до понимания истинного положения вещей, освоив азы критического мышления. Лишь после этого пресловутое дело оказалось закрыто.
_______
1 – Оба артиста в итоге значатся в титрах в качестве продюсеров (впрочем, наряду с другими).
8
,4
2019, США, Драмы
125 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Лично я, не скрою, оказался немало удивлён, узнав (уже после того, как состоялась премьера фильма), что проект разрабатывался на протяжении нескольких лет, причём поначалу – стараниями даже не Warner Bros., а киногиганта The Walt Disney Company. То, что популярный комик Джона Хилл намеревался исполнить заглавную роль, а Леонардо ДиКаприо – воплотить образ адвоката Ричарда Джуэлла, как раз закономерно (1). Поразительно другое. Для всех, кто достаточно хорошо знаком с творчеством Клинта Иствуда, покажется очевидным то обстоятельство, что тема – стопроцентно «его». Мотив травли рядовых индивидов, учинённой (по разным поводам, однако по схожей схеме) средствами массовой информации, звучал по крайней мере в четырёх картинах мастера: «Настоящем преступлении» /1999/, «Таинственной реке» /2003/, «Подмене» /2008/ и «Чуде на Гудзоне» /2016/. Не менее знаменательным представляется, что кумир мог приступить к съёмкам и раньше, но планам помешала работа над «Поездом на Париж» /2018/, тоже о простых американских парнях, вставших на пути у убийцы-психопата (в Европе). Но ведь к Клинту обратились далеко не сразу! Конечно, Пол Гринграсс, Дэвид Оуэн Расселл и даже документалист Эзра Эдельман наверняка бы тоже справились с постановкой достойно, но… Но именно для Иствуда лента стала принципиально важной, и это, что ни говори, чувствуется. Кинематографист, чьё имя некогда ассоциировалось с брутальными вестернами и полицейскими боевиками, придерживался правых, консервативных воззрений (к слову, активно эксплуатировавшихся и пропагандировавшихся «звездой»), строго говоря, не всегда. Переход из лагеря республиканцев на позиции приверженцев либеральных, а затем и либертарианских взглядов состоялся, насколько можно судить со стороны, ещё до наступления Миллениума. «Дело Ричарда Джуэлла» в данном отношении особенно показательно, напомнив нам об одном из самых вопиющих примеров того, как «винтику» пришлось схлестнуться с могущественной «машиной». Словно сбылось пророчество Джорджа Оруэлла (вообще-то описавшего в романе-антиутопии «1984» гипотетическое будущее Великобритании, что многие поклонники писателя предпочитают не замечать), проницательно предупреждавшего, что от репрессивных мер государства не застрахованы даже образцовые, благонадёжные граждане вроде недалёкого Парсонса. Джуэлл, мечтающий о службе в правоохранительных органах, упорно оправдывает действия фэбээровцев, устраивающих утомительные допросы, проводящих обыски и т.д. – и всё без официального предъявления обвинения! Прозрение наступит позже. Парадокс заключается в том, что за основу сценария кинодраматургом Билли Рэем была взята статья Мэри Бреннер «Американский кошмар: баллада о Ричарде Джуэлле», напечатанная в журнале Vanity Fair (в номере за февраль 1997-го), хотя часть фактов авторы дополнительно почерпнули в документальной книге «Подозреваемый: Взрыв на Олимпиаде, ФБР, медиа и Ричард Джуэлл – человек, пойманный в середине» Кента Александера и Кевина Сэлвена, опубликованной в июне 2019-го. Но ведь представители «четвёртой власти» раскрылись в деле с далеко не лучшей стороны! Кэйти Скраггс, соблазняющая агента Тома Шоу ради ценных сведений, вольна сколько угодно уверять себя и коллег, что не нарушала нормы журналистской этики. Но это не снимает с женщины персональной ответственности за развязанную кампанию по дискредитации невиновного человека, который и вправду может показаться странным, но который повёл себя, как настоящий герой. Ненавязчиво включённый в ткань повествования фрагмент выступления перед телекамерами Билла Клинтона воспринимается, естественно, прозрачным намёком на другой (имевший место чуть позже) публичный скандал, раздутый прессой и в конечном итоге – едва не стоивший лидеру нации поста Президента. Когда шумиха улеглась, Ричард подал иск против нескольких СМИ, и, хотя судебные процессы не выиграл, кое-какую денежную компенсацию за нанесённый моральный ущерб получил. Вызывает, признаться, недоумение, почему «Дело Ричарда Джуэлла», закономерно снискавшее положительные отзывы кинообозревателей, в то же время – удручающе плохо прошло по американским экранам. Производственные затраты в размере $45 млн. за счёт кинопроката, судя по всему, не окупятся… Спекуляции на тему того, что Клинт Иствуд утратил с годами коммерческое чутьё, не имеют под собой оснований – в свете успеха, а подчас и триумфа фильмов, снятых накануне. И затронутая проблема-то актуальна! Причину следует искать, по-видимому, в том, что режиссёр, обычно уделяющий зрелищности повышенное внимание, на сей раз решил сосредоточиться даже не на социологическом, а на философском анализе событий. В своё время, в «Стратегии паука» /1969/, Бернардо Бертолуччи спроецировал идеи Хорхе Луиса Борхеса, изложенные в ёмком рассказе «Тема предателя и героя», на конкретные исторические обстоятельства. Вот и его заокеанский коллега пытается осмыслить неординарный инцидент диалектически, до поры оставляя (нам, зрителям, и юристу Уотсону Брайанту) толику сомнений в том, а не имела ли место фальсификация?.. Вот уж воистину – жизнь полна загадок. Иствуд и сценарист приходят к неожиданному, но, если вдуматься, глубокомысленному выводу. Ричард, обладатель отнюдь не героической наружности (напоминающий Пола Барта, нелепого «шопо-копа» в исполнении комика Кевина Джеймса), вызвал подозрения именно в силу излишнего, прямо-таки запредельного энтузиазма. Он не просто настолько любит родную страну, что в своём рвении – бескомпромиссен до занудства, не давая никому спуску. Джуэлл заведомо убеждён в непогрешимости всякого, кто отстаивает интересы государства – исполинской системы. Подсознательно верит, что тут исключены ошибки, корысть, злой умысел, наконец, злоупотребление властью. Собственно, потому случай бедолаги и служит подтверждением категоричного тезиса Глеба Жеглова, что наказания без вины – не бывает. Актёр Пол Уолтер Хаузер и режиссёр скрупулёзно отслеживают эволюцию взглядов персонажа, постепенно расстающегося с детской наивностью и подростковым максимализмом – взрослеющего на глазах. В конце концов и Уотсон признаёт, что Ричард – дорос до понимания истинного положения вещей, освоив азы критического мышления. Лишь после этого пресловутое дело оказалось закрыто. _______ 1 – Оба артиста в итоге значатся в титрах в качестве продюсеров (впрочем, наряду с другими).