Какая картинка возникает в голове, когда вы слышите словосочетание «научная фантастика»? Далекий космос, гигантские корабли, инопланетные расы, бластеры, взрывы и прочие «Звездные войны». Массовая культура успешно рисует подобный образ, но ведь нестандартное видение ценится гораздо больше. Космос, в то же время, это благодатная почва для взращивания угрюмых, умных (или псевдо-умных) сюжетов, обладающих пачкой тайных знаков и ворохом скрытых смыслов. Любители нагрузить мозги без особых усилий способны читать между строк, но даже они иногда впадают в ступор. «Высшее общество» - новая работа французского режиссера Клер Дени, как методическое пособие по созданию арт-хауса. Эффектно, отвратительно, непонятно.
Прежде всего, если вы ищите «кино на вечер» - проходите мимо. Если вы на дух не переносите картины, где «ничего не понятно» - проходите мимо. Если вы смотрели «Сумерки» и решили включить фильм с Робертом Паттинсоном, потому что «он такой клевый»… вы поняли. «Высшее общество» даже не пытается быть дружелюбным. Это чистый арт-хаус с нелинейным повествованием, огромным количеством непонятных сцен и недосказанностью. Метафоры, аллюзии, намеки, чтобы сформировать целостное представление о картине нужно хорошенько подумать над увиденным. Дени не хочет ничего объяснять, она лишь мастерски использует язык кинематографа. И да, визуальный ряд выглядит предельно красиво.
Авторское кино подразумевает запоминающуюся картинку. Без нее зритель точно заскучает, поскольку большинство работ подобного жанра обладают неспешным, чуть ли не медитативным повествованием. «Высшее общество» стопроцентно подтверждает озвученный тезис. Почти каждый кадр хочется поставить на паузу и внимательно рассмотреть. На секундочку, в фильме, большая часть которого происходит в замкнутом пространстве. Оператор постоянно выбирает ракурс, точно подчеркивающий общее настроение. Хотя местная атмосфера совершенно не располагает к себе. Все какое-то неуютное, замкнутое, безжизненное. Даже когда в кадре появляются люди, ощущение «опасности» не покидает ни на секунду. Клер Дени выносит тему секса на первое место, но насколько же противно выглядят иные сцены. «Высшее общество» - это картина не о любви, скорее о первородных, животных инстинктах, движущих человеком во имя выживания. Стоит упомянуть и музыкальное сопровождение, возникающее в наиболее ответственный момент для пущего нагнетания. В такие минуты фильм воспринимается как триллер или даже хоррор, способный вызвать ужас без единого скримера.
После финальной сцены в голове возникает лишь один вопрос: «Что это было?» Неудивительно, если в конечном итоге фильм можно будет трактовать огромным количеством способов, но для себя я решил, что Клер Дени хотела рассказать о семье, взрослении и ответственности. Дочь героя и он сам постепенно становятся старше, даже несмотря на отсутствие видимых изменений у последнего. Причем ребенок играет гораздо большую роль, чем сам Паттинсон. Обратите внимание на начало фильма: дочка наблюдает за отцом через экран монитора (хотя обычно родители «смотрят» за детьми), а затем учит его говорить (герой повторяет все фразы), но никак не наоборот. Сцены воспоминаний демонстрируют прежнее окружение Паттинсона, где он выступал далеко не в качестве лидера. Несмотря на план доктора по выращиванию детей (буквально, продолжению жизни), молодые люди сопротивляются (всячески стараясь избежать ответственности). Лишь главный герой, в конечном итоге, способен воспитать новое поколение и перезагрузить цикл.
Проблема в том, что «Высшее общество» уж слишком тяжелая картина. Отдельные сцены поддаются логическому анализу, но общая картина так и не возникает. Кусочки мозаики крайне сложно совместить в единую композицию, а поэтому итоговое впечатление получается скомканным. Фанатам авторского, нестандартного кино необходимо подходить к просмотру с опаской. Даже при должном навыке рискуете ничего не понять. Обывателям даже не стоит начинать, Клер Дени – это явно не ваш режиссер. Хотя без таких людей индустрия бы давно загнулась. Потому что любой жанр требует переосмысления.
4
,4
2018, Фантастика
107 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Какая картинка возникает в голове, когда вы слышите словосочетание «научная фантастика»? Далекий космос, гигантские корабли, инопланетные расы, бластеры, взрывы и прочие «Звездные войны». Массовая культура успешно рисует подобный образ, но ведь нестандартное видение ценится гораздо больше. Космос, в то же время, это благодатная почва для взращивания угрюмых, умных (или псевдо-умных) сюжетов, обладающих пачкой тайных знаков и ворохом скрытых смыслов. Любители нагрузить мозги без особых усилий способны читать между строк, но даже они иногда впадают в ступор. «Высшее общество» - новая работа французского режиссера Клер Дени, как методическое пособие по созданию арт-хауса. Эффектно, отвратительно, непонятно. Прежде всего, если вы ищите «кино на вечер» - проходите мимо. Если вы на дух не переносите картины, где «ничего не понятно» - проходите мимо. Если вы смотрели «Сумерки» и решили включить фильм с Робертом Паттинсоном, потому что «он такой клевый»… вы поняли. «Высшее общество» даже не пытается быть дружелюбным. Это чистый арт-хаус с нелинейным повествованием, огромным количеством непонятных сцен и недосказанностью. Метафоры, аллюзии, намеки, чтобы сформировать целостное представление о картине нужно хорошенько подумать над увиденным. Дени не хочет ничего объяснять, она лишь мастерски использует язык кинематографа. И да, визуальный ряд выглядит предельно красиво. Авторское кино подразумевает запоминающуюся картинку. Без нее зритель точно заскучает, поскольку большинство работ подобного жанра обладают неспешным, чуть ли не медитативным повествованием. «Высшее общество» стопроцентно подтверждает озвученный тезис. Почти каждый кадр хочется поставить на паузу и внимательно рассмотреть. На секундочку, в фильме, большая часть которого происходит в замкнутом пространстве. Оператор постоянно выбирает ракурс, точно подчеркивающий общее настроение. Хотя местная атмосфера совершенно не располагает к себе. Все какое-то неуютное, замкнутое, безжизненное. Даже когда в кадре появляются люди, ощущение «опасности» не покидает ни на секунду. Клер Дени выносит тему секса на первое место, но насколько же противно выглядят иные сцены. «Высшее общество» - это картина не о любви, скорее о первородных, животных инстинктах, движущих человеком во имя выживания. Стоит упомянуть и музыкальное сопровождение, возникающее в наиболее ответственный момент для пущего нагнетания. В такие минуты фильм воспринимается как триллер или даже хоррор, способный вызвать ужас без единого скримера. После финальной сцены в голове возникает лишь один вопрос: «Что это было?» Неудивительно, если в конечном итоге фильм можно будет трактовать огромным количеством способов, но для себя я решил, что Клер Дени хотела рассказать о семье, взрослении и ответственности. Дочь героя и он сам постепенно становятся старше, даже несмотря на отсутствие видимых изменений у последнего. Причем ребенок играет гораздо большую роль, чем сам Паттинсон. Обратите внимание на начало фильма: дочка наблюдает за отцом через экран монитора (хотя обычно родители «смотрят» за детьми), а затем учит его говорить (герой повторяет все фразы), но никак не наоборот. Сцены воспоминаний демонстрируют прежнее окружение Паттинсона, где он выступал далеко не в качестве лидера. Несмотря на план доктора по выращиванию детей (буквально, продолжению жизни), молодые люди сопротивляются (всячески стараясь избежать ответственности). Лишь главный герой, в конечном итоге, способен воспитать новое поколение и перезагрузить цикл. Проблема в том, что «Высшее общество» уж слишком тяжелая картина. Отдельные сцены поддаются логическому анализу, но общая картина так и не возникает. Кусочки мозаики крайне сложно совместить в единую композицию, а поэтому итоговое впечатление получается скомканным. Фанатам авторского, нестандартного кино необходимо подходить к просмотру с опаской. Даже при должном навыке рискуете ничего не понять. Обывателям даже не стоит начинать, Клер Дени – это явно не ваш режиссер. Хотя без таких людей индустрия бы давно загнулась. Потому что любой жанр требует переосмысления.