«Луна — неплохое место. Точно заслуживает короткого визита.» — Нил Олден Армстронг
«Человек на Луне» или, если обращаться к дословному переводу «Первый человек» - это третий полнометражный крупный фильм американского независимого кинорежиссёра и сценариста Дэмьена Шазелла после таких шедевров наследия мирового кинематографа, как «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд». Это во всей своей красе биографическая драма, основанная на книге Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга».
Как не трудно понять из названия книги, фильм рассказывает о жизни астронавта Нила Армстронга, а конкретно о тех его годах, когда ему пришлось столкнуться с одной из самых опасных авантюр человечества – с высадкой на поверхность Луны. Картина охватывает временной промежуток в период с 1961 по 1969 года, основываясь на внутренних переживаниях, душевных терзаниях и личной драме знаменитого астронавта.
Являясь в своём роде довольно уникальным и крайне талантливым постановщиком, Шазелл, как уже было сказано выше по тексту – берёт во внимание не как таковые события с их индивидуальным влиянием на восприятие мира главным героем, а поступает как раз с точностью до наоборот. Он ставит во главу угла именно отношение Армстронга к тому, что происходит вокруг. Иными словами, в фильме Шазелла не события управляют эмоциями, а эмоции являются зеркальным отражением происходящих событий. В связи с этим картина делает очень большой упор на внутренних потрясениях главного героя, показывая его, в первую очередь, не как бравого, готового пойти на всё астронавта, а как любящего мужа и тем более отца. Для создания подобного эффекта в ощущениях со стороны зрителя, режиссёр прибегает к обильному использованию крупных и сверхкрупных планов по ходу хронометража. Это создаёт ощущение некой камерности и неоспоримой близости ко всему окружению Нила Армстронга, показывая всю его семью, друзей и его самого, как самых обыкновенных людей, несущих личностное бремя душевных порывов. Персональная драма Армстронга раскрывается через его отношения с маленькой дочкой, которой, к сожалению, жизнь даёт не так много дней, как того бы хотелось. Но с которой связан пусть достаточно предсказуемый, но очень эффектный момент в конце фильма, берущий свои корни из самого начала, и тем самым ограничивающий сюжетную арку главного героя рамками внутреннего развития характера персонажа.
Следствием такого подхода к раскрытию истории является вполне редкая для фильмов подобного жанра – миниатюрность и ограниченность показываемых событий. Ограниченность, конечно, в хорошем смысле этого слова. Своей лентой Шазелл доказывает, что кино про необъятные просторы холодного космоса не обязательно должно иметь в своей основе постоянную демонстрацию общих планов этого самого космоса, бесконечное количество взрывов или полётов на звездолётах с раскалыванием на части целых планет, чтобы в полной мере раскрывать и мотивации действующих лиц и их взаимодействия с окружением, удерживая зрительское внимание в постоянно нарастающем напряжении. Потому что, опираясь на все приведённые аналитические доводы и описательные эпитеты, можно предположить, что при создании этой картины, режиссёр скорее смотрел в сторону кубриковской «Космической Одиссеи: 2001 года», нежели опирался на наработки Альфонсо Куарона с его «Гравитацией». В фильме даже присутствует, с позволения сказать, прямая отсылка или жест дани уважения величайшей научной фантастике Кубрика, которая выражается в сцене стыковки космического корабля с ракетным модулем на орбите под аккомпанемент классических мотивов замечательного композитора Джастина Гурвица, чей тандем с Шазеллем с каждой новой лентой становится всё надежнее и очевиднее.
К слову, музыкальное сопровождение картины чуть более, чем полностью оправдывает талант своего основного композитора. На этот раз Гурвиц смог написать максимально близкие по духу ленты, композиции, как передающие настроения героев самостоятельно, так и успешно подкрепляющие общую атмосферу в полной синергии с визуальной составляющей. И хоть превзойти гениальность саундтрека к предыдущему фильму у него вряд ли получилось, всё таки музыка «Ла-Ла Ленда» остаётся чем-то на грани аудио-сенситивного экстаза, но в рамках конкретного произведения он смог выложиться на все сто процентов. О чём ещё можно говорить, когда после завершающих титров, желание поближе приобщиться в официальному альбому не оставляет за собой никаких шансов перед собственным влиянием.
Помимо раскрытия темы индивидуальной драмы самого Нила Армстронга, своей лентой Шазелл также поднимает вопросы важности наличия крепкой опоры семьи за плечами великих первооткрывателей и людей, двигающих эволюционные процессы на Земле. Ведь за каждым великим мужчиной должна стоять самая близкая ему, не менее великая, как минимум поэтому, женщина. Вдобавок, режиссёр пусть и достаточно поверхностно, но затрагивает темы событий, сопутствующих высадке человека на Луну в историческом контексте. Это и события небезызвестной войны во Вьетнаме, оставившей колоссальное музыкальное наследие в мировой культуре и движение хиппи, противостоящее развитию космической программы «Аполлон» и борьба за права классовых меньшинств. Внимание ленты к этим вопросам акцентируется ровно в той мере, чтобы о них можно было упомянуть в тексте, но не раскрывать истинных причин их присутствия в аспекте влияния на общий сюжет.
Операторская работа Лиуса Сандгрена не изобилует множеством общих планов красот космического пространства по причинам, о которых было сказано ранее. Но со своей основной задачей его камера справляется в полном объёме, а именно с демонстрацией эмоций главных действующих лиц. Иногда камера выхватывает кадры полётов околоорбитных самолётов или стыковок кораблей. Особенно запоминается сцена взлёта космического корабля «Аполлон-11», снятая одним масштабным общим планом с идеально выверенной симметрией кадра. И, конечно, сцена самой высадки на поверхность Луны однозначно завораживает, оставляя за собой риски надолго отложиться в памяти зрителей.
Актёрская игра весьма органично дополняет, а скорее даже обозначает как таковую историю, рассказываемую лентой. Ведь, всецело опираясь именно на раскрытие эмоциональных переживаний персонажей в совокупности с обильным использованием крупных планов камеры, Шазелл, как постановщик, если можно так выразиться – идёт ва-банк. Потому что без действительно правильно отыгранных эмоций, фильм потеряет львиную долю обаяния и вообще смысла. Благо с этим у картины нет никаких проблем. Райан Гослинг хоть и играет, как всегда, не особо эмоционального водителя из «Драйва», но в особо драматичных моментах, всё же, полностью оправдывает свой гонорар. То же можно сказать и про Клэр Фой, с одной только поправкой, что она отрабатывает гонорар абсолютно на каждой минуте своего присутствия на экране.
«Человек на Луне» - очередное подтверждение неоспоримого постановочного таланта Дэмьена Шазелла. Подтверждение, конечно, не превышающее заслуг двух его предыдущих шедевров, но довольно гармонично смотрящееся в общей массе его работ. Фильм, снятый, что называется «по линейке», с перспективой на одобрение оскаровского комитета американской киноакадемии в полной мере заслуживает тёплого приёма со стороны зрительского отношения. Потому что, несмотря на некий математический расчёт в общем качестве постановки, эта картина всё равно представляет из себя потрясающий образчик глубоко драматичного, спокойного и, в какой-то мере, меланхолично-медитативного произведения мирового кинематографа. Ведь, как известно: «подлецу – всё к лицу».
7
,2
2018, США, Биография
140 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Луна — неплохое место. Точно заслуживает короткого визита.» — Нил Олден Армстронг «Человек на Луне» или, если обращаться к дословному переводу «Первый человек» - это третий полнометражный крупный фильм американского независимого кинорежиссёра и сценариста Дэмьена Шазелла после таких шедевров наследия мирового кинематографа, как «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд». Это во всей своей красе биографическая драма, основанная на книге Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга». Как не трудно понять из названия книги, фильм рассказывает о жизни астронавта Нила Армстронга, а конкретно о тех его годах, когда ему пришлось столкнуться с одной из самых опасных авантюр человечества – с высадкой на поверхность Луны. Картина охватывает временной промежуток в период с 1961 по 1969 года, основываясь на внутренних переживаниях, душевных терзаниях и личной драме знаменитого астронавта. Являясь в своём роде довольно уникальным и крайне талантливым постановщиком, Шазелл, как уже было сказано выше по тексту – берёт во внимание не как таковые события с их индивидуальным влиянием на восприятие мира главным героем, а поступает как раз с точностью до наоборот. Он ставит во главу угла именно отношение Армстронга к тому, что происходит вокруг. Иными словами, в фильме Шазелла не события управляют эмоциями, а эмоции являются зеркальным отражением происходящих событий. В связи с этим картина делает очень большой упор на внутренних потрясениях главного героя, показывая его, в первую очередь, не как бравого, готового пойти на всё астронавта, а как любящего мужа и тем более отца. Для создания подобного эффекта в ощущениях со стороны зрителя, режиссёр прибегает к обильному использованию крупных и сверхкрупных планов по ходу хронометража. Это создаёт ощущение некой камерности и неоспоримой близости ко всему окружению Нила Армстронга, показывая всю его семью, друзей и его самого, как самых обыкновенных людей, несущих личностное бремя душевных порывов. Персональная драма Армстронга раскрывается через его отношения с маленькой дочкой, которой, к сожалению, жизнь даёт не так много дней, как того бы хотелось. Но с которой связан пусть достаточно предсказуемый, но очень эффектный момент в конце фильма, берущий свои корни из самого начала, и тем самым ограничивающий сюжетную арку главного героя рамками внутреннего развития характера персонажа. Следствием такого подхода к раскрытию истории является вполне редкая для фильмов подобного жанра – миниатюрность и ограниченность показываемых событий. Ограниченность, конечно, в хорошем смысле этого слова. Своей лентой Шазелл доказывает, что кино про необъятные просторы холодного космоса не обязательно должно иметь в своей основе постоянную демонстрацию общих планов этого самого космоса, бесконечное количество взрывов или полётов на звездолётах с раскалыванием на части целых планет, чтобы в полной мере раскрывать и мотивации действующих лиц и их взаимодействия с окружением, удерживая зрительское внимание в постоянно нарастающем напряжении. Потому что, опираясь на все приведённые аналитические доводы и описательные эпитеты, можно предположить, что при создании этой картины, режиссёр скорее смотрел в сторону кубриковской «Космической Одиссеи: 2001 года», нежели опирался на наработки Альфонсо Куарона с его «Гравитацией». В фильме даже присутствует, с позволения сказать, прямая отсылка или жест дани уважения величайшей научной фантастике Кубрика, которая выражается в сцене стыковки космического корабля с ракетным модулем на орбите под аккомпанемент классических мотивов замечательного композитора Джастина Гурвица, чей тандем с Шазеллем с каждой новой лентой становится всё надежнее и очевиднее. К слову, музыкальное сопровождение картины чуть более, чем полностью оправдывает талант своего основного композитора. На этот раз Гурвиц смог написать максимально близкие по духу ленты, композиции, как передающие настроения героев самостоятельно, так и успешно подкрепляющие общую атмосферу в полной синергии с визуальной составляющей. И хоть превзойти гениальность саундтрека к предыдущему фильму у него вряд ли получилось, всё таки музыка «Ла-Ла Ленда» остаётся чем-то на грани аудио-сенситивного экстаза, но в рамках конкретного произведения он смог выложиться на все сто процентов. О чём ещё можно говорить, когда после завершающих титров, желание поближе приобщиться в официальному альбому не оставляет за собой никаких шансов перед собственным влиянием. Помимо раскрытия темы индивидуальной драмы самого Нила Армстронга, своей лентой Шазелл также поднимает вопросы важности наличия крепкой опоры семьи за плечами великих первооткрывателей и людей, двигающих эволюционные процессы на Земле. Ведь за каждым великим мужчиной должна стоять самая близкая ему, не менее великая, как минимум поэтому, женщина. Вдобавок, режиссёр пусть и достаточно поверхностно, но затрагивает темы событий, сопутствующих высадке человека на Луну в историческом контексте. Это и события небезызвестной войны во Вьетнаме, оставившей колоссальное музыкальное наследие в мировой культуре и движение хиппи, противостоящее развитию космической программы «Аполлон» и борьба за права классовых меньшинств. Внимание ленты к этим вопросам акцентируется ровно в той мере, чтобы о них можно было упомянуть в тексте, но не раскрывать истинных причин их присутствия в аспекте влияния на общий сюжет. Операторская работа Лиуса Сандгрена не изобилует множеством общих планов красот космического пространства по причинам, о которых было сказано ранее. Но со своей основной задачей его камера справляется в полном объёме, а именно с демонстрацией эмоций главных действующих лиц. Иногда камера выхватывает кадры полётов околоорбитных самолётов или стыковок кораблей. Особенно запоминается сцена взлёта космического корабля «Аполлон-11», снятая одним масштабным общим планом с идеально выверенной симметрией кадра. И, конечно, сцена самой высадки на поверхность Луны однозначно завораживает, оставляя за собой риски надолго отложиться в памяти зрителей. Актёрская игра весьма органично дополняет, а скорее даже обозначает как таковую историю, рассказываемую лентой. Ведь, всецело опираясь именно на раскрытие эмоциональных переживаний персонажей в совокупности с обильным использованием крупных планов камеры, Шазелл, как постановщик, если можно так выразиться – идёт ва-банк. Потому что без действительно правильно отыгранных эмоций, фильм потеряет львиную долю обаяния и вообще смысла. Благо с этим у картины нет никаких проблем. Райан Гослинг хоть и играет, как всегда, не особо эмоционального водителя из «Драйва», но в особо драматичных моментах, всё же, полностью оправдывает свой гонорар. То же можно сказать и про Клэр Фой, с одной только поправкой, что она отрабатывает гонорар абсолютно на каждой минуте своего присутствия на экране. «Человек на Луне» - очередное подтверждение неоспоримого постановочного таланта Дэмьена Шазелла. Подтверждение, конечно, не превышающее заслуг двух его предыдущих шедевров, но довольно гармонично смотрящееся в общей массе его работ. Фильм, снятый, что называется «по линейке», с перспективой на одобрение оскаровского комитета американской киноакадемии в полной мере заслуживает тёплого приёма со стороны зрительского отношения. Потому что, несмотря на некий математический расчёт в общем качестве постановки, эта картина всё равно представляет из себя потрясающий образчик глубоко драматичного, спокойного и, в какой-то мере, меланхолично-медитативного произведения мирового кинематографа. Ведь, как известно: «подлецу – всё к лицу».