Поначалу я даже раздумывал: писать ли мне рецензию на фильм «Манифесто» немецкого режиссёра Юлиана Розефельдта (разумеется, у нас его имя и фамилию переделали на английский лад)? Что можно вообще добавить к показанному, а главное - к услышанному на экране, тем более, если в оригинале это фактически не кино, а мультиэкранная инсталляция, впервые представленная на художественной выставке в Мельбурне в декабре 2015 года. Видимо, впоследствии весь заснятый материал был соответствующим образом смонтирован, хотя представляется несколько странным, что какие-то сцены даны в окончательной киноверсии не целиком, а разбиты на составные части, появляющиеся в различных местах повествования, впрочем, не имеющего особой логики. Но автор «Манифесто» (было бы лучше называть просто «Манифестом»), цитируя множество самых разных, однако удивительно схожих по манифестируемым мыслям чаще провокационного плана, намеренно вызывающих заявлений творцов, сам склонен, пожалуй, ориентироваться на демонстративную стихийность и спонтанность создаваемого искусства.
И вместе с тем, манифест дадаистов, весьма язвительно произнесённый очередной героиней в исполнении Кейт Блэншетт (а всего она играет тринадцать различных персонажей и зачитывает двенадцать художественных воззваний) на кладбище у развёрстой могилы, куда опускают гроб с неизвестным покойником, на место которого вполне можно предположить труп традиционного, классического искусства, как раз логично и с умом сопровождён необходимым видеорядом. То же самое относится ещё к двум удачным попыткам Розефельдта вписать проговариваемый текст в остроумный и изобразительно интересный контекст - с участием женщины-тирана в балетном классе, где репетируется некий номер с девушками-инопланетянками, и в разыгранном якобы в прямом эфире телеинтервью между ведущей программы и корреспонденткой (обеих воплощает на экране Блэншетт). В принципе, могла бы оказаться действительно толковой и впечатляющей последняя сцена с учительницей, зачитывающей на уроке фразы Жан-Люка Годара и известный манифест «Догмы-95», если бы в качестве слушателей были всё-таки не малые дети, а юные студенты киновуза. Иначе выглядит довольно нелепо, что детишкам, рисующим нечто в своих блокнотах, с умным видом рассказывается о том, как на самом деле надо теперь снимать фильмы.
В принципе, произведение Юлиана Розефельдта заслуживает внимание в качестве своеобразного экранного эксперимента, хотя порою ему не хватает, как это ни покажется парадоксальным, столь необходимой творческой дерзости и искромётной выдумки, той самой оригинальности, без которой в искусстве всё-таки никуда не деться, даже если на словах проповедуется о том, что нет ничего оригинального, практически всё является заёмным, чуть ли не обязательно откуда-то украденным. Но ведь и красть у различных творцов следует не слепо и механистично, а с фантазией и собственной художнической щедростью, подчас создавая свой личный мир на экране из переосмысленных и авторски переработанных чужих произведений.
Воруй, пока молодой! А уж потом будут воровать у тебя самого. Так называемый «индекс цитированности» вполне применим не только в науке, но и в искусстве.
8
,1
2015, Драмы
130 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Поначалу я даже раздумывал: писать ли мне рецензию на фильм «Манифесто» немецкого режиссёра Юлиана Розефельдта (разумеется, у нас его имя и фамилию переделали на английский лад)? Что можно вообще добавить к показанному, а главное - к услышанному на экране, тем более, если в оригинале это фактически не кино, а мультиэкранная инсталляция, впервые представленная на художественной выставке в Мельбурне в декабре 2015 года. Видимо, впоследствии весь заснятый материал был соответствующим образом смонтирован, хотя представляется несколько странным, что какие-то сцены даны в окончательной киноверсии не целиком, а разбиты на составные части, появляющиеся в различных местах повествования, впрочем, не имеющего особой логики. Но автор «Манифесто» (было бы лучше называть просто «Манифестом»), цитируя множество самых разных, однако удивительно схожих по манифестируемым мыслям чаще провокационного плана, намеренно вызывающих заявлений творцов, сам склонен, пожалуй, ориентироваться на демонстративную стихийность и спонтанность создаваемого искусства. И вместе с тем, манифест дадаистов, весьма язвительно произнесённый очередной героиней в исполнении Кейт Блэншетт (а всего она играет тринадцать различных персонажей и зачитывает двенадцать художественных воззваний) на кладбище у развёрстой могилы, куда опускают гроб с неизвестным покойником, на место которого вполне можно предположить труп традиционного, классического искусства, как раз логично и с умом сопровождён необходимым видеорядом. То же самое относится ещё к двум удачным попыткам Розефельдта вписать проговариваемый текст в остроумный и изобразительно интересный контекст - с участием женщины-тирана в балетном классе, где репетируется некий номер с девушками-инопланетянками, и в разыгранном якобы в прямом эфире телеинтервью между ведущей программы и корреспонденткой (обеих воплощает на экране Блэншетт). В принципе, могла бы оказаться действительно толковой и впечатляющей последняя сцена с учительницей, зачитывающей на уроке фразы Жан-Люка Годара и известный манифест «Догмы-95», если бы в качестве слушателей были всё-таки не малые дети, а юные студенты киновуза. Иначе выглядит довольно нелепо, что детишкам, рисующим нечто в своих блокнотах, с умным видом рассказывается о том, как на самом деле надо теперь снимать фильмы. В принципе, произведение Юлиана Розефельдта заслуживает внимание в качестве своеобразного экранного эксперимента, хотя порою ему не хватает, как это ни покажется парадоксальным, столь необходимой творческой дерзости и искромётной выдумки, той самой оригинальности, без которой в искусстве всё-таки никуда не деться, даже если на словах проповедуется о том, что нет ничего оригинального, практически всё является заёмным, чуть ли не обязательно откуда-то украденным. Но ведь и красть у различных творцов следует не слепо и механистично, а с фантазией и собственной художнической щедростью, подчас создавая свой личный мир на экране из переосмысленных и авторски переработанных чужих произведений. Воруй, пока молодой! А уж потом будут воровать у тебя самого. Так называемый «индекс цитированности» вполне применим не только в науке, но и в искусстве.