Руководители кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer и продюсеры, помнится, очень долго не отваживались запустить в производство шестую часть картины о Рокки Бальбоа, опасаясь, что затея не только не поможет реанимировать кинематографическую карьеру Сильвестра Сталлоне, но и обернётся конфузом. А между тем успех, в первую очередь коммерческий, оказался весьма ощутимым. Следующая лента легендарного цикла, посвящённая восхождению на Олимп славы Адониса Крида – сына одного чемпиона и «наследника» другого, подтвердила, что это не было случайностью… Не думаю, что причина объяснима исключительно популярностью бокса, ничуть не снизившейся за минувшие десятилетия. Гораздо важнее, что у публики (в первую очередь, конечно, у американской) по-прежнему остаётся потребность в красивом, воодушевляющем мифе о человеке, «сделавшем самого себя» – пробившемся наверх, невзирая ни на какие препоны социального и психологического свойства. Казалось бы, найденная Слаем (оттолкнувшимся, как известно, от подлинного случая) художественная форма универсальна – и даже не требуется сочинять похожие перипетии: достаточно обратиться к истории зрелищного вида спорта. Собственно, и Олли Мяки можно было попытаться выставить «финским Рокки», тем более что исходные сюжетные предпосылки подозрительно похожи. Однако Юхо Куосманен пошёл иным путём.
Идея снять фильм возникла у начинающего, но перспективного (1) режиссёра ещё в 2011-м году – на спектакле Городского театра Кокколы в постановке Яркко Лахти, рассказывавшем о жизни знаменитого боксёра, тоже, по счастливому совпадению, присутствовавшего в зале. Юхо пообещал коллеге, что займёт его в главной роли, если тот приведёт себя в соответствующую физическую форму. Это было обязательным условием, поскольку значительную часть повествования Олли поглощён изматывающими, почти беспрерывными тренировками (спаррингами, пробежками по лесным тропинкам и т.д.), пусть и прерываемыми официальными встречами, интервью, позированием для документалистов. А если в какие-то моменты парень демонстрирует нерешительность, на помощь приходит Элис Аск, спешащий напомнить, что поставлено на кон. Менеджера и лучшего друга слегка беспокоят слова спортсмена, которому бы следовало думать, как сбросить вес и довести до автоматизма удары, о том, что он… влюбился. Но в конце концов поддержка со стороны Раи Янкя тоже не будет лишней: ведь и того же Бальбоа вдохновляли нежные чувства к Эдриан, чьё имя избитый до полусмерти Рокки истошно выкрикивал на ринге… Олли попросту не имеет права подвести страну – и непременно использует выпавший шанс по максимуму. Никаких сомнений!
Куосманен и оператор Яни-Петтери Пасси прибегли к отличному изобразительному решению. Чёрно-белая 16-миллиметровая киноплёнка Kodak Tri-X обеспечила настолько основательное погружение в атмосферу более чем полувековой давности (события разворачиваются в августе 1962-го), что на сеансе и в голову не приходит выискивать анахронизмы. Действие может показаться несколько затянутым, насыщенным бытовыми деталями, подчас чуть ли не заслоняющими основную интригу. Да и вскрыть социально-критическую подоплёку авторы, прямо скажем, не стремятся – лишь мимоходом упоминается о недовольстве состоятельных спонсоров слухами о принадлежности Мяки к коммунистам (он действительно был членом Финской рабочей спортивной федерации). А любителей зрелищ, пожалуй, изрядно разочарует кульминация, когда обещанный поединок длится два неполных раунда вместо положенных пятнадцати и в общем-то лишён особого драматизма. Претендент проиграл, трижды побывав в нокдауне и даже не выложившись толком, причём о серьёзных травмах речи не шло. Не удивительно, что картина, обошедшаяся в производстве в €1,2 млн., принесла в национальном прокате порядка $0,5 млн., не попав и в число пятидесяти лидеров сезона (для сравнения: кассовые сборы местной комедии «Встреча выпускников 2 – мальчишник» /2016/, занявшей третье место, составили $3,66 млн.). Кому, дескать, охота смотреть на неудачника?.. Однако такой исход вовсе не придаёт названию (ни оригинальному, переводящемуся как «Улыбающийся человек», ни международному прокатному варианту, которому отдали предпочтение и у нас) иронический оттенок.
Знатоки истории бокса наверняка вспомнят, что чемпион, уверенно разобравшийся с «финским выскочкой», скончался буквально в следующем году, по завершении матча с Шугаром Рамосом, состоявшегося 21-го марта. На трагическую смерть Боб Дилан откликнулся печальной песней «Кто убил Дэйви Мура?»… Мяки же здравствует и поныне. Более того, Олли ещё не раз продемонстрирует свои способности, а когда покинет ринг, переквалифицируется в тренеры – и многие воспитанники не посрамят наставника! Неудача не омрачила тот памятный, воистину самый радостный день в жизни мужчины, когда он сделал предложение руки и сердца Рае, ответившей, не колеблясь, согласием. Финальные кадры, когда прогуливающиеся по набережной жених с невестой обращают внимание на пожилую пару (из титров явствует, что это – чета Мяки) и выражают надежду, что станут такими же счастливыми, звучат на редкость трогательно.
__________
1 – В частности, его драма «Торговцы картинами» /2010/ привлекла внимание на Каннском международном кинофестивале.
7
,8
2016, Драмы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Руководители кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer и продюсеры, помнится, очень долго не отваживались запустить в производство шестую часть картины о Рокки Бальбоа, опасаясь, что затея не только не поможет реанимировать кинематографическую карьеру Сильвестра Сталлоне, но и обернётся конфузом. А между тем успех, в первую очередь коммерческий, оказался весьма ощутимым. Следующая лента легендарного цикла, посвящённая восхождению на Олимп славы Адониса Крида – сына одного чемпиона и «наследника» другого, подтвердила, что это не было случайностью… Не думаю, что причина объяснима исключительно популярностью бокса, ничуть не снизившейся за минувшие десятилетия. Гораздо важнее, что у публики (в первую очередь, конечно, у американской) по-прежнему остаётся потребность в красивом, воодушевляющем мифе о человеке, «сделавшем самого себя» – пробившемся наверх, невзирая ни на какие препоны социального и психологического свойства. Казалось бы, найденная Слаем (оттолкнувшимся, как известно, от подлинного случая) художественная форма универсальна – и даже не требуется сочинять похожие перипетии: достаточно обратиться к истории зрелищного вида спорта. Собственно, и Олли Мяки можно было попытаться выставить «финским Рокки», тем более что исходные сюжетные предпосылки подозрительно похожи. Однако Юхо Куосманен пошёл иным путём. Идея снять фильм возникла у начинающего, но перспективного (1) режиссёра ещё в 2011-м году – на спектакле Городского театра Кокколы в постановке Яркко Лахти, рассказывавшем о жизни знаменитого боксёра, тоже, по счастливому совпадению, присутствовавшего в зале. Юхо пообещал коллеге, что займёт его в главной роли, если тот приведёт себя в соответствующую физическую форму. Это было обязательным условием, поскольку значительную часть повествования Олли поглощён изматывающими, почти беспрерывными тренировками (спаррингами, пробежками по лесным тропинкам и т.д.), пусть и прерываемыми официальными встречами, интервью, позированием для документалистов. А если в какие-то моменты парень демонстрирует нерешительность, на помощь приходит Элис Аск, спешащий напомнить, что поставлено на кон. Менеджера и лучшего друга слегка беспокоят слова спортсмена, которому бы следовало думать, как сбросить вес и довести до автоматизма удары, о том, что он… влюбился. Но в конце концов поддержка со стороны Раи Янкя тоже не будет лишней: ведь и того же Бальбоа вдохновляли нежные чувства к Эдриан, чьё имя избитый до полусмерти Рокки истошно выкрикивал на ринге… Олли попросту не имеет права подвести страну – и непременно использует выпавший шанс по максимуму. Никаких сомнений! Куосманен и оператор Яни-Петтери Пасси прибегли к отличному изобразительному решению. Чёрно-белая 16-миллиметровая киноплёнка Kodak Tri-X обеспечила настолько основательное погружение в атмосферу более чем полувековой давности (события разворачиваются в августе 1962-го), что на сеансе и в голову не приходит выискивать анахронизмы. Действие может показаться несколько затянутым, насыщенным бытовыми деталями, подчас чуть ли не заслоняющими основную интригу. Да и вскрыть социально-критическую подоплёку авторы, прямо скажем, не стремятся – лишь мимоходом упоминается о недовольстве состоятельных спонсоров слухами о принадлежности Мяки к коммунистам (он действительно был членом Финской рабочей спортивной федерации). А любителей зрелищ, пожалуй, изрядно разочарует кульминация, когда обещанный поединок длится два неполных раунда вместо положенных пятнадцати и в общем-то лишён особого драматизма. Претендент проиграл, трижды побывав в нокдауне и даже не выложившись толком, причём о серьёзных травмах речи не шло. Не удивительно, что картина, обошедшаяся в производстве в €1,2 млн., принесла в национальном прокате порядка $0,5 млн., не попав и в число пятидесяти лидеров сезона (для сравнения: кассовые сборы местной комедии «Встреча выпускников 2 – мальчишник» /2016/, занявшей третье место, составили $3,66 млн.). Кому, дескать, охота смотреть на неудачника?.. Однако такой исход вовсе не придаёт названию (ни оригинальному, переводящемуся как «Улыбающийся человек», ни международному прокатному варианту, которому отдали предпочтение и у нас) иронический оттенок. Знатоки истории бокса наверняка вспомнят, что чемпион, уверенно разобравшийся с «финским выскочкой», скончался буквально в следующем году, по завершении матча с Шугаром Рамосом, состоявшегося 21-го марта. На трагическую смерть Боб Дилан откликнулся печальной песней «Кто убил Дэйви Мура?»… Мяки же здравствует и поныне. Более того, Олли ещё не раз продемонстрирует свои способности, а когда покинет ринг, переквалифицируется в тренеры – и многие воспитанники не посрамят наставника! Неудача не омрачила тот памятный, воистину самый радостный день в жизни мужчины, когда он сделал предложение руки и сердца Рае, ответившей, не колеблясь, согласием. Финальные кадры, когда прогуливающиеся по набережной жених с невестой обращают внимание на пожилую пару (из титров явствует, что это – чета Мяки) и выражают надежду, что станут такими же счастливыми, звучат на редкость трогательно. __________ 1 – В частности, его драма «Торговцы картинами» /2010/ привлекла внимание на Каннском международном кинофестивале.