Финский фильм «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (оригинальное название - «Улыбающийся человек») дебютанта в полнометражном кино, 37-летнего Юхо Куосманена, получил главный приз во второй по значению программе «Особый взгляд» на Каннском фестивале и удостоился высоких похвал в разных странах мира, включая Россию. Хотя картина довольно средняя, звёзд с неба не хватает, и превозносимые критиками изобразительные изыски, понадобившиеся для стилизации чёрно-белого кинематографа начала 60-х годов и самой той эпохи, вызывают, скорее, чувство недоумения. Пусть и снята эта лента на плёнке 16 мм, и зернистость изображения заметна в ряде сцен, но многие эпизоды запечатлены явно по-современному, с постоянными плавными передвижениями камеры (наверняка использовался стедикам) вслед за героем, боксёром Олли Мяки. Казалось бы, какая разница! Однако с подобного технического приёма начинается отторжение фильма, который вовсе не производит впечатление тонкой и умной (тут уж не до кропотливости и дотошности воспроизведения среды - правда, с этим вроде бы нет особых накладок) реконструкции минувшего.
Да и реальная история, лёгшая в основу данной картины, пожалуй, могла бы породить больший интерес, если бы те зрители, которые совершенно несведущи в мировом боксе, с самого начала знали, что никакой победы в предстоящем поединке за звание чемпиона в полулёгком весе не будет, а вот счастливым этот день проигрыша станет для Олли Мяки по иной причине. Он и без того тяготился чрезмерной шумихой и надоедливой суетой по поводу запланированного матча, желая внешнего покоя и тихого счастья с девушкой по имени Райя, что в итоге как раз обрёл вместо титула чемпиона. Такой человек, заранее испытывающий недоверие к обещаемой славе, куда неоднозначнее того, кто изо всех сил рвётся к успеху. Хотя получилось несколько парадоксально, что наиболее колоритным персонажем этой ленты оказался амбициозный тренер Элис Аск в точном и убедительном исполнении Ээро Милонофф, а вот Яркко Лахти в главной роли - какой-то безликий, блёклый, сероватый, даже несмотря на то, что успел сыграть своего героя в спектакле, где его увидел режиссёр будущего фильма.
Вообще можно подумать по целому ряду картин, ныне поощряемых на различных кинофестивалях, что в чести некая серятина, недовыраженность, стёртость, обесцвеченность (отнюдь не обязательно в буквальном смысле слова - допустим, польская «Ида» Павла Павликовского является замечательным примером умелого и полнокровного воссоздания чёрно-белого кино 60-х годов), нередко безжизненность и искусственность реальности, представляемой на экране. И во время просмотра «Улыбающегося человека» поневоле вспомнишь не только о прежних лентах на тему спорта (я почему-то держал в уме даже не «Рокко и его братья» Лукино Висконти, а «Эту спортивную жизнь» Линдсея Андерсона), но и о живой, подчас нервной и драйвовой, как сказали бы сейчас, интонации из финских работ шведа Йёрна Доннера, снятых во второй половине шестидесятых - «Чёрное на белом» и «69». А тут видишь нечто серое на чёрно-белом фоне. Или же что-то полулёгкое, если обыграть ту весовую категорию, в которой был вынужден выступить боксёр лёгкого веса Олли Мяки и сгонять лишние килограммы.
7
,8
2016, Драмы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Финский фильм «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (оригинальное название - «Улыбающийся человек») дебютанта в полнометражном кино, 37-летнего Юхо Куосманена, получил главный приз во второй по значению программе «Особый взгляд» на Каннском фестивале и удостоился высоких похвал в разных странах мира, включая Россию. Хотя картина довольно средняя, звёзд с неба не хватает, и превозносимые критиками изобразительные изыски, понадобившиеся для стилизации чёрно-белого кинематографа начала 60-х годов и самой той эпохи, вызывают, скорее, чувство недоумения. Пусть и снята эта лента на плёнке 16 мм, и зернистость изображения заметна в ряде сцен, но многие эпизоды запечатлены явно по-современному, с постоянными плавными передвижениями камеры (наверняка использовался стедикам) вслед за героем, боксёром Олли Мяки. Казалось бы, какая разница! Однако с подобного технического приёма начинается отторжение фильма, который вовсе не производит впечатление тонкой и умной (тут уж не до кропотливости и дотошности воспроизведения среды - правда, с этим вроде бы нет особых накладок) реконструкции минувшего. Да и реальная история, лёгшая в основу данной картины, пожалуй, могла бы породить больший интерес, если бы те зрители, которые совершенно несведущи в мировом боксе, с самого начала знали, что никакой победы в предстоящем поединке за звание чемпиона в полулёгком весе не будет, а вот счастливым этот день проигрыша станет для Олли Мяки по иной причине. Он и без того тяготился чрезмерной шумихой и надоедливой суетой по поводу запланированного матча, желая внешнего покоя и тихого счастья с девушкой по имени Райя, что в итоге как раз обрёл вместо титула чемпиона. Такой человек, заранее испытывающий недоверие к обещаемой славе, куда неоднозначнее того, кто изо всех сил рвётся к успеху. Хотя получилось несколько парадоксально, что наиболее колоритным персонажем этой ленты оказался амбициозный тренер Элис Аск в точном и убедительном исполнении Ээро Милонофф, а вот Яркко Лахти в главной роли - какой-то безликий, блёклый, сероватый, даже несмотря на то, что успел сыграть своего героя в спектакле, где его увидел режиссёр будущего фильма. Вообще можно подумать по целому ряду картин, ныне поощряемых на различных кинофестивалях, что в чести некая серятина, недовыраженность, стёртость, обесцвеченность (отнюдь не обязательно в буквальном смысле слова - допустим, польская «Ида» Павла Павликовского является замечательным примером умелого и полнокровного воссоздания чёрно-белого кино 60-х годов), нередко безжизненность и искусственность реальности, представляемой на экране. И во время просмотра «Улыбающегося человека» поневоле вспомнишь не только о прежних лентах на тему спорта (я почему-то держал в уме даже не «Рокко и его братья» Лукино Висконти, а «Эту спортивную жизнь» Линдсея Андерсона), но и о живой, подчас нервной и драйвовой, как сказали бы сейчас, интонации из финских работ шведа Йёрна Доннера, снятых во второй половине шестидесятых - «Чёрное на белом» и «69». А тут видишь нечто серое на чёрно-белом фоне. Или же что-то полулёгкое, если обыграть ту весовую категорию, в которой был вынужден выступить боксёр лёгкого веса Олли Мяки и сгонять лишние килограммы.