В представленной на международном фестивале "Сандэнс" в январе этого года ленте "Шпионская игра" режиссера Бена Луина ("Пожалуйста, приготовьтесь", "Суррогат") есть отличная игра Пола Радда ("Человек-муравей", "Немой") в истории, которая основана на реальных событиях. Для фильма, в основе которого лежит увлекательный биографический роман Николаса Давидоффа с подзаголовком "Таинственная жизнь Мо Берга", есть интересный сюжет времен Второй Мировой войны, когда в 1944 году американское правительство отправило бейсболиста-еврея в Италию, чтобы он потом сумел пробраться в Цюрих в нейтральной Швейцарии для выполнения секретного поручения. Моррис "Мо" Берг должен был добраться до главы германской атомной программы лауреата Нобелевской премии Вернера Гейзенберга и физически устранить его. Бен Луин и маститый сценарист Роберт Родат ("Тор 2: Царство тьмы", "Спасти рядового Райана") взялись за кажущийся беспроигрышным байопик о своеобразном вундермене Берге, своеобразном человеке эпохи Возрождения, личность которого и сегодня остается для всех загадкой. Для кэтчера, игравшего полтора десятка лет в бейсбол, он обладал просто фантастической образованностью, имея за плечами пару университетов, говоря на десятке языков и обладая прекрасными аналитическими способностями. Берг обладал великолепной эрудицией, он был готов удивлять всех тех, кто его знал и это не было просто игрой на публику, его интровертный характер в ленте Луина показан с одной стороны как скромный проницательный интеллектуал, предпочитающий всем развлечениям библиотеки, с другой - человек, способный очень легко находить со всеми контакт, обладающий хорошей реакцией и способный принимать моментальные единственно верные решения. Поэтому "Шпионская игра" находится на стыке шпионского триллера и характерной драмы, где авторам даже и не надо изобретать ничего особенного в сюжете и расцвечивать его дополнительными яркими событиями, потому что вся жизнь Мо Берга сейчас может рассматриваться как головоломка и как нерешаемое человеческое уравнение с несколькими неизвестными.
Показывая жизнь главного героя в "Шпионской игре", авторы предпочитают иллюстрировать историю яркими событиями и не концентрируются очень часто на тонких психологических деталях самого Морриса Берга. В 1936 году этот кэтчер выступает за бостонский клуб Red Sox и его карьера в бейсболе находится уже практически на закате, он очень сильно выделяется среди остальных игроков. Один из новичков позволяет себе усомниться в гетеросексуальности Берга и оказывается позже нещадно им избит, но о гомосексуализме Мо зрителю не суждено узнать, хотя Луин и пытается расставить некоторые намеки на латентность героя Пола Радда, но получается это у него как-то совсем загадачно. Вообще, пожалуй, слово "загадка" или "энигма" - это то, что очень хорошо описывет настроение этой картины и не дразнит зрителя, а заставляет полтора часа во время жить одной жизнью с экранными ловушками и парадоксами. У бейсболиста есть тайная любовь, учительница музыки Эстелла (Сиенна Миллер, "Закон ночи", "Затерянный город Z"), с которой он живет вместе, но не собирается жениться и предпочитает соблюдать с ней определенную эмоциональную дистанцию. Когда команда звезд выезжает для показательных игр в Японию, Берг тайно с больничной крыши снимает панорамы гаваней и морских верфей Токио на специально захваченную в поездку камеру и можно только догадываться о даре предвидения этого парня, который четко понимает, что война уже стоит на пороге. Стратегически важная пленка заинтересовала шефа Управления стратегических служб Уильяма Донована (Джефф Дэниелс, "Дивергент, глава 3: За стеной", "Марсианин"). И вот Мо Берг уже на секретной и ответственной аналитической работе в управлении и должен выполнить секретную миссию, которая даст первенство американскому "Манхэттенский проекту" по разработке ядерного оружия. В компании офицера спецслужб Роберта Фурмана (Гай Пирс, "На грани безумия", "Преисподняя") и ученого-физика Сэма Гудсмита (Пол Джаматти, "Нокдаун", "Иллюзионист") бывший бейсболист отправляется на задание, которое может изменить ход Второй Мировой войны.
Разрабатывая "Шпионскую игру" как фильм о личности человека, неожиданно оказавшегося полезным для Управления стратегических служб, Бен Луин и Роберт Родат выделяют все необходимые компоненты, которые создают из загадки Морриса Берга ключи к личности, которая помогла Америке оказаться в числе победителей во Второй мировой войне. Личное дело Мо оказалось идеально подходящим для шпионской работы, он был евреем, что делало его кровным врагом для фашистов по определения и фактически был посторонним, чужаком, в спорте, слишком умным для этой игры. Все факты о том, что Берг был геем в биографии Николаса Давидоффа занимают не более пары страниц, тогда зачем авторам понадобилось старательно муссировать этот факт в нескольких эпизодах? Очевидно, чтобы подчеркнуть и объяснить способности героя Пола Радда хранить тайны при помощи его же двусмысленной сексуальности. Как режиссер Бен Луин пытается выстроить в третьем акте фильм как своеобразную шахматную партию с участием Вернера Гейзерберга (Марк Стронг, "Kingsman: Золотое кольцо", "Братья из Гримсби") и Морриса Берга, плотно окружая их отличными актерами второго плана. Демонстрация ума и таланта удается, но в правдоподобность истории верится с трудом, картине не всегда хватает динамики и во многих местах она выглядит как телеспектакль с крупным бюджетом. Благодаря этой интеллектуальной дуэли Бергу предстоит понять глубину Гейзенберга как ученого и человека для окончательных выводов о том, на кого он работает и кому он симпатизирует в военных действиях. Благодаря прекрасной игре Полу Радду удается показать характер, который никогда ни для кого не станет своим, потому что он выбрал осознанное одиночество, но благодаря какому-то шестому чувству и мастерству переговорщика его герою удается понять, что Гейзенберг находится на стороне союзников и в успешном завершении американского проекта не придется сомневаться.
Тем не менее, главной проблемой "Шпионской игры" остается раскрытие вопроса, который возникает у зрителя в кульминационный момент фильма: что нашли эти два мужчины в друг друге, когда они оказываются в состоянии откровенности, которая может радикально изменить судьбу всего мира?... Бен Луин маскирует ответ на этот вопрос и в многозначительном финале показывает, что у главного героя в биографии не было очевидного американского хэппи-энда как это принято в традиции. Используя нуаровую эстетику в третьем акте режиссер и отдает дань традиции, и сожалеет, что этот фильм, который мог стать одной умной и блестяще разыгранной шахматной партией на экране, так и не смог сдвинуться дальше экранизации общеизвестных фактов о Берге. Кинематографическая история ярко блеснула только в эндшпиле, показывая все возможности этого далекого от заурядности проекта. В итоге несколько лет из жизни Морриса Берга оказываются занимательной экранной беллетристикой и, вне всяких сомнений, максимально упрощает реального существовавшего персонажа, наделенного блестящим умом и очень непростым характером. История о талантливом и способном парне оказывается зажатой между информационной развлекательностью и скользящей по поверхности интеллектуальностью подачи. "Шпионская игра" оставляет очень много вопросов по части драмы главного героя, который постоянно формирует вокруг себя провоцирующие импульсы, а потом начинает их пристально изучать. Из-за этого многие нюансы Морриса Берга как человека с огромным интеллектом и такой же незаурядной интуицией начинают тонуть в весьма традиционной для подобных жанровых фильмов дилемме: можно ли убить другого человека и оправдаться за это перед Богом. Для "Шпионской игры" это снижает градус напряженности фильма, и те особенности и противоречия главного героя, которые могли бы волновать зрителя эмоционально и, кроме того, будоражить ум его комбинационным находками Мо Берга оказываются несколько придавленными из-за неспешности и излишней информационной избыточности рассказа.
6
,9
2018, США, Триллеры
90 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В представленной на международном фестивале "Сандэнс" в январе этого года ленте "Шпионская игра" режиссера Бена Луина ("Пожалуйста, приготовьтесь", "Суррогат") есть отличная игра Пола Радда ("Человек-муравей", "Немой") в истории, которая основана на реальных событиях. Для фильма, в основе которого лежит увлекательный биографический роман Николаса Давидоффа с подзаголовком "Таинственная жизнь Мо Берга", есть интересный сюжет времен Второй Мировой войны, когда в 1944 году американское правительство отправило бейсболиста-еврея в Италию, чтобы он потом сумел пробраться в Цюрих в нейтральной Швейцарии для выполнения секретного поручения. Моррис "Мо" Берг должен был добраться до главы германской атомной программы лауреата Нобелевской премии Вернера Гейзенберга и физически устранить его. Бен Луин и маститый сценарист Роберт Родат ("Тор 2: Царство тьмы", "Спасти рядового Райана") взялись за кажущийся беспроигрышным байопик о своеобразном вундермене Берге, своеобразном человеке эпохи Возрождения, личность которого и сегодня остается для всех загадкой. Для кэтчера, игравшего полтора десятка лет в бейсбол, он обладал просто фантастической образованностью, имея за плечами пару университетов, говоря на десятке языков и обладая прекрасными аналитическими способностями. Берг обладал великолепной эрудицией, он был готов удивлять всех тех, кто его знал и это не было просто игрой на публику, его интровертный характер в ленте Луина показан с одной стороны как скромный проницательный интеллектуал, предпочитающий всем развлечениям библиотеки, с другой - человек, способный очень легко находить со всеми контакт, обладающий хорошей реакцией и способный принимать моментальные единственно верные решения. Поэтому "Шпионская игра" находится на стыке шпионского триллера и характерной драмы, где авторам даже и не надо изобретать ничего особенного в сюжете и расцвечивать его дополнительными яркими событиями, потому что вся жизнь Мо Берга сейчас может рассматриваться как головоломка и как нерешаемое человеческое уравнение с несколькими неизвестными. Показывая жизнь главного героя в "Шпионской игре", авторы предпочитают иллюстрировать историю яркими событиями и не концентрируются очень часто на тонких психологических деталях самого Морриса Берга. В 1936 году этот кэтчер выступает за бостонский клуб Red Sox и его карьера в бейсболе находится уже практически на закате, он очень сильно выделяется среди остальных игроков. Один из новичков позволяет себе усомниться в гетеросексуальности Берга и оказывается позже нещадно им избит, но о гомосексуализме Мо зрителю не суждено узнать, хотя Луин и пытается расставить некоторые намеки на латентность героя Пола Радда, но получается это у него как-то совсем загадачно. Вообще, пожалуй, слово "загадка" или "энигма" - это то, что очень хорошо описывет настроение этой картины и не дразнит зрителя, а заставляет полтора часа во время жить одной жизнью с экранными ловушками и парадоксами. У бейсболиста есть тайная любовь, учительница музыки Эстелла (Сиенна Миллер, "Закон ночи", "Затерянный город Z"), с которой он живет вместе, но не собирается жениться и предпочитает соблюдать с ней определенную эмоциональную дистанцию. Когда команда звезд выезжает для показательных игр в Японию, Берг тайно с больничной крыши снимает панорамы гаваней и морских верфей Токио на специально захваченную в поездку камеру и можно только догадываться о даре предвидения этого парня, который четко понимает, что война уже стоит на пороге. Стратегически важная пленка заинтересовала шефа Управления стратегических служб Уильяма Донована (Джефф Дэниелс, "Дивергент, глава 3: За стеной", "Марсианин"). И вот Мо Берг уже на секретной и ответственной аналитической работе в управлении и должен выполнить секретную миссию, которая даст первенство американскому "Манхэттенский проекту" по разработке ядерного оружия. В компании офицера спецслужб Роберта Фурмана (Гай Пирс, "На грани безумия", "Преисподняя") и ученого-физика Сэма Гудсмита (Пол Джаматти, "Нокдаун", "Иллюзионист") бывший бейсболист отправляется на задание, которое может изменить ход Второй Мировой войны. Разрабатывая "Шпионскую игру" как фильм о личности человека, неожиданно оказавшегося полезным для Управления стратегических служб, Бен Луин и Роберт Родат выделяют все необходимые компоненты, которые создают из загадки Морриса Берга ключи к личности, которая помогла Америке оказаться в числе победителей во Второй мировой войне. Личное дело Мо оказалось идеально подходящим для шпионской работы, он был евреем, что делало его кровным врагом для фашистов по определения и фактически был посторонним, чужаком, в спорте, слишком умным для этой игры. Все факты о том, что Берг был геем в биографии Николаса Давидоффа занимают не более пары страниц, тогда зачем авторам понадобилось старательно муссировать этот факт в нескольких эпизодах? Очевидно, чтобы подчеркнуть и объяснить способности героя Пола Радда хранить тайны при помощи его же двусмысленной сексуальности. Как режиссер Бен Луин пытается выстроить в третьем акте фильм как своеобразную шахматную партию с участием Вернера Гейзерберга (Марк Стронг, "Kingsman: Золотое кольцо", "Братья из Гримсби") и Морриса Берга, плотно окружая их отличными актерами второго плана. Демонстрация ума и таланта удается, но в правдоподобность истории верится с трудом, картине не всегда хватает динамики и во многих местах она выглядит как телеспектакль с крупным бюджетом. Благодаря этой интеллектуальной дуэли Бергу предстоит понять глубину Гейзенберга как ученого и человека для окончательных выводов о том, на кого он работает и кому он симпатизирует в военных действиях. Благодаря прекрасной игре Полу Радду удается показать характер, который никогда ни для кого не станет своим, потому что он выбрал осознанное одиночество, но благодаря какому-то шестому чувству и мастерству переговорщика его герою удается понять, что Гейзенберг находится на стороне союзников и в успешном завершении американского проекта не придется сомневаться. Тем не менее, главной проблемой "Шпионской игры" остается раскрытие вопроса, который возникает у зрителя в кульминационный момент фильма: что нашли эти два мужчины в друг друге, когда они оказываются в состоянии откровенности, которая может радикально изменить судьбу всего мира?... Бен Луин маскирует ответ на этот вопрос и в многозначительном финале показывает, что у главного героя в биографии не было очевидного американского хэппи-энда как это принято в традиции. Используя нуаровую эстетику в третьем акте режиссер и отдает дань традиции, и сожалеет, что этот фильм, который мог стать одной умной и блестяще разыгранной шахматной партией на экране, так и не смог сдвинуться дальше экранизации общеизвестных фактов о Берге. Кинематографическая история ярко блеснула только в эндшпиле, показывая все возможности этого далекого от заурядности проекта. В итоге несколько лет из жизни Морриса Берга оказываются занимательной экранной беллетристикой и, вне всяких сомнений, максимально упрощает реального существовавшего персонажа, наделенного блестящим умом и очень непростым характером. История о талантливом и способном парне оказывается зажатой между информационной развлекательностью и скользящей по поверхности интеллектуальностью подачи. "Шпионская игра" оставляет очень много вопросов по части драмы главного героя, который постоянно формирует вокруг себя провоцирующие импульсы, а потом начинает их пристально изучать. Из-за этого многие нюансы Морриса Берга как человека с огромным интеллектом и такой же незаурядной интуицией начинают тонуть в весьма традиционной для подобных жанровых фильмов дилемме: можно ли убить другого человека и оправдаться за это перед Богом. Для "Шпионской игры" это снижает градус напряженности фильма, и те особенности и противоречия главного героя, которые могли бы волновать зрителя эмоционально и, кроме того, будоражить ум его комбинационным находками Мо Берга оказываются несколько придавленными из-за неспешности и излишней информационной избыточности рассказа.