Фильм со столь смелым названием был впервые представлен публике ещё в августе 2016-го года – в конкурсной программе кинофестиваля «Окно в Европу», традиционно проводимого в городе Выборг Ленинградской области. Правда, во вступительном слове продюсер Елена Яцура честно призналась, что кинематографисты не успели завершить работу: «Мы очень старались, но… всё равно недосвели музыку». А это являлось для такого кинопроизведения, что ни говори, принципиальным. И дело не только в том, что одной из двух главных героинь выступает девушка по имени Екатерина, которая трудится фотографом, однако поставила себе дерзкую цель – всенепременно добиться впечатляющих результатов на поприще вокалистки, завоевав сердца людей песней, обладающей качествами абсолютного хита. К тому же, приглашение Алёны Тойминцевой, прославившейся участием в «Голосе» (в отечественной – адаптированной по заказу «Первого канала» – версии телешоу, придуманного голландцем Джоном Де Молем), изначально служило неплохой рекламой. Здесь гораздо важнее, что картина прямо-таки дышит музыкой, которая не останавливается, кажется, ни на мгновение: композиции сменяют друг друга в унисон зыбкому, неустойчивому настроению, трансформирующемуся под действием внешнего мира, чуждого всякому покою…
Словом, решение выпустить ленту в широкий кинопрокат (1), пусть и с некоторым «опозданием», – следует горячо приветствовать. В своё время «Питер FM» /2006/ Оксаны Бычковой снискал неожиданно громкий коммерческий успех, став, по американской терминологии, sleeper hit’ом. Сложно прогнозировать, ожидает ли детище другой дебютантки, Маргариты Михайловой, нечто похожее на судьбу той памятной ленты, но сравнение двух картин женщин-режиссёров напрашивается само собой. Атмосфера Москвы воссоздана на экране не менее любовно и волнительно, чем в случае с Санкт-Петербургом, и Юлия неслучайно, надо полагать, учится на архитектора, истово мечтая (подобно Максиму в исполнении Евгения Цыганова) реализовать новаторский проект. А ещё, по забавному совпадению, на небольшую, хотя и по-своему яркую, роль участника катиной группы выбран – надеюсь, не только из-за фамилии – актёр Игорь Бычков… Взгляды представительниц слабого (прекрасного!) пола на окружающую действительность, прежде всего на действительность социальную, всё-таки разительно отличаются от воззрений мужчин-художников.
Отсутствие многолетнего профессионального опыта, конечно, местами сказывается. Вместе с тем Маргарите удаётся с первых же кадров завоевать симпатии зрителя. Юные артисты и особенно артистки ведут себя перед камерой на редкость естественно и раскованно, и их игра вполне органично сочетается с импровизациями искушённых коллег (в частности, Юрия Чурсина и Юлии Ауг). Это невольно навевало на сеансе ассоциации с поисками кинематографистов-шестидесятников из разных стран: Франции, Чехословакии, Италии (разумеется, не исключая и Советский Союз). Вместе с тем невооружённым глазом видно, что авторам было тесно в старой концепции «жизни врасплох», когда приёмы, наработанные документалистами (приверженцами метода синема верите), переносились в игровые фильмы. Необычный (задаваемый музыкой) ритм, обилие непривычных ракурсов, прихотливый монтаж – всё призвано вызвать ощущение лёгкой ирреальности происходящего, почти сказочности. Да, подчас не обходится без огорчений и разочарований – и наивная, идеалистически настроенная студентка, в общем-то отделалась лёгким испугом, поверив в искренность солидного и состоятельного иностранца, выдавшего себя за именитого зодчего Нофала Ахмада. Но по высшему-то счёту Вселенная справедлива – и готова откликнуться на чаяния человека. Помнится, и таинственная Комната в «Сталкере» /1979/ Андрея Тарковского исполняла не любые, а именно сокровенные (нередко – неосознаваемые толком самим просителем) желания.
Изобразительному решению придаёт нетривиальность применение простенькой компьютерной графики, носящей не совсем иллюстративно-декоративный характер – грубо говоря, призванной не только донести до нас содержание СМС-сообщений, которыми обмениваются действующие лица. Заостряющие внимание на той или иной детали ромбики, линии, подчёркивающие гармоничность архитектурных сооружений, и т.д. служат дополнительной подсказкой – акцентируют мысль, что обыденность не столь уж непроницаема для реальности виртуальной («идеальной»). Но ведь и логика развития сюжета – сюжета с резко ослабленной (едва прочерченной?) интригой – подчинена, по сути, тому же. Пути перемещающихся по столице студентки и начинающей певицы (она усвоила массу полезного и благодаря профессии фотографа) пересекаются чаще, чем могли вообразить сами девушки, не замечающие друг друга… Связаны ли их судьбы – или нечаянная встреча после выступления на концерте станет последней? Действительно ли Юлию и Екатерину ждёт безоблачное будущее? Прямые ответы на такого рода вопросы не даются, да это, пожалуй, и не требуется. Куда интереснее поразмышлять вместе с режиссёром-сценаристкой о том, сколько же неприкаянных родственных душ бродит по свету. Бродит в ожидании персонального хита – события, способного расцветить скучное бытование и изменить всё к лучшему.
__________
1 – Заявлено пятьсот копий – столько же, сколько, допустим, у выходящего в России параллельно «Колеса чудес» /2017/ Вуди Аллена с Кейт Уинслет.
7
,4
2018, Россия, Драмы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм со столь смелым названием был впервые представлен публике ещё в августе 2016-го года – в конкурсной программе кинофестиваля «Окно в Европу», традиционно проводимого в городе Выборг Ленинградской области. Правда, во вступительном слове продюсер Елена Яцура честно призналась, что кинематографисты не успели завершить работу: «Мы очень старались, но… всё равно недосвели музыку». А это являлось для такого кинопроизведения, что ни говори, принципиальным. И дело не только в том, что одной из двух главных героинь выступает девушка по имени Екатерина, которая трудится фотографом, однако поставила себе дерзкую цель – всенепременно добиться впечатляющих результатов на поприще вокалистки, завоевав сердца людей песней, обладающей качествами абсолютного хита. К тому же, приглашение Алёны Тойминцевой, прославившейся участием в «Голосе» (в отечественной – адаптированной по заказу «Первого канала» – версии телешоу, придуманного голландцем Джоном Де Молем), изначально служило неплохой рекламой. Здесь гораздо важнее, что картина прямо-таки дышит музыкой, которая не останавливается, кажется, ни на мгновение: композиции сменяют друг друга в унисон зыбкому, неустойчивому настроению, трансформирующемуся под действием внешнего мира, чуждого всякому покою… Словом, решение выпустить ленту в широкий кинопрокат (1), пусть и с некоторым «опозданием», – следует горячо приветствовать. В своё время «Питер FM» /2006/ Оксаны Бычковой снискал неожиданно громкий коммерческий успех, став, по американской терминологии, sleeper hit’ом. Сложно прогнозировать, ожидает ли детище другой дебютантки, Маргариты Михайловой, нечто похожее на судьбу той памятной ленты, но сравнение двух картин женщин-режиссёров напрашивается само собой. Атмосфера Москвы воссоздана на экране не менее любовно и волнительно, чем в случае с Санкт-Петербургом, и Юлия неслучайно, надо полагать, учится на архитектора, истово мечтая (подобно Максиму в исполнении Евгения Цыганова) реализовать новаторский проект. А ещё, по забавному совпадению, на небольшую, хотя и по-своему яркую, роль участника катиной группы выбран – надеюсь, не только из-за фамилии – актёр Игорь Бычков… Взгляды представительниц слабого (прекрасного!) пола на окружающую действительность, прежде всего на действительность социальную, всё-таки разительно отличаются от воззрений мужчин-художников. Отсутствие многолетнего профессионального опыта, конечно, местами сказывается. Вместе с тем Маргарите удаётся с первых же кадров завоевать симпатии зрителя. Юные артисты и особенно артистки ведут себя перед камерой на редкость естественно и раскованно, и их игра вполне органично сочетается с импровизациями искушённых коллег (в частности, Юрия Чурсина и Юлии Ауг). Это невольно навевало на сеансе ассоциации с поисками кинематографистов-шестидесятников из разных стран: Франции, Чехословакии, Италии (разумеется, не исключая и Советский Союз). Вместе с тем невооружённым глазом видно, что авторам было тесно в старой концепции «жизни врасплох», когда приёмы, наработанные документалистами (приверженцами метода синема верите), переносились в игровые фильмы. Необычный (задаваемый музыкой) ритм, обилие непривычных ракурсов, прихотливый монтаж – всё призвано вызвать ощущение лёгкой ирреальности происходящего, почти сказочности. Да, подчас не обходится без огорчений и разочарований – и наивная, идеалистически настроенная студентка, в общем-то отделалась лёгким испугом, поверив в искренность солидного и состоятельного иностранца, выдавшего себя за именитого зодчего Нофала Ахмада. Но по высшему-то счёту Вселенная справедлива – и готова откликнуться на чаяния человека. Помнится, и таинственная Комната в «Сталкере» /1979/ Андрея Тарковского исполняла не любые, а именно сокровенные (нередко – неосознаваемые толком самим просителем) желания. Изобразительному решению придаёт нетривиальность применение простенькой компьютерной графики, носящей не совсем иллюстративно-декоративный характер – грубо говоря, призванной не только донести до нас содержание СМС-сообщений, которыми обмениваются действующие лица. Заостряющие внимание на той или иной детали ромбики, линии, подчёркивающие гармоничность архитектурных сооружений, и т.д. служат дополнительной подсказкой – акцентируют мысль, что обыденность не столь уж непроницаема для реальности виртуальной («идеальной»). Но ведь и логика развития сюжета – сюжета с резко ослабленной (едва прочерченной?) интригой – подчинена, по сути, тому же. Пути перемещающихся по столице студентки и начинающей певицы (она усвоила массу полезного и благодаря профессии фотографа) пересекаются чаще, чем могли вообразить сами девушки, не замечающие друг друга… Связаны ли их судьбы – или нечаянная встреча после выступления на концерте станет последней? Действительно ли Юлию и Екатерину ждёт безоблачное будущее? Прямые ответы на такого рода вопросы не даются, да это, пожалуй, и не требуется. Куда интереснее поразмышлять вместе с режиссёром-сценаристкой о том, сколько же неприкаянных родственных душ бродит по свету. Бродит в ожидании персонального хита – события, способного расцветить скучное бытование и изменить всё к лучшему. __________ 1 – Заявлено пятьсот копий – столько же, сколько, допустим, у выходящего в России параллельно «Колеса чудес» /2017/ Вуди Аллена с Кейт Уинслет.