Когда человек по-настоящему влюблен в свое дело – это заметно сразу. Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо возглавляет и Люмьеровский институт в Лионе. Он настолько трепетно и уважительно относится к наследию родоначальников кинематографа, что давно мечтал поведать о творчестве своих кумиров широкой публике. Строго говоря, изобретателем аппарата под названием «Синематограф» и первым его пользователем является Луи Люмьер. Его брат Огюст выступал, как правило, в качестве актера, а также, если пользоваться современной терминологией, был главным менеджером этого потрясающего проекта, который сегодня мы называем кино.
На рубеже XIX - XX веков это уникальное с технической точки зрения зрелище сначала именовали ожившей фотографией. Воплотить в жизнь подобную идею вряд ли бы удалось без опыта американца Томаса Эдисона, который еще в 1888 году придумал свой кинетоскоп, но наблюдать за движущейся картинкой с помощью этого устройства мог лишь один зритель. Антуан Люмьер, художник, фотограф-любитель и владелец фабрики по производству фотопластинок, посоветовал своему младшему сыну Луи «попробовать выпустить картинки из коробки». И тот блестяще справился с задачей.
Безусловно, коммерческий успех предприятия был для Люмьеров очень важен. Новый аттракцион пользовался успехом у публики. В период с 1895 по 1905 под брендом «Люмьер» было снято почти полторы тысячи фильмов. Луи Люмьер лично снял 60 из них, в картине «Люмьеры!» они составляют около 40% ее объема. Авторами остальных 50-секундных роликов (ленты именно такой длительности позволял снимать «Синематограф») были несколько специально обученных операторов, работавших на фирму «Люмьер». Почему-то существует миф, что братья Люмьеры были просто успешными коммерсантами. Хорошо, Луи – талантливый изобретатель, физик по специальности. Тьерри Фремо с этим категорически не согласен. В своей новой документальной картине «Люмьеры!» он доказывает обратное: Луи Люмьер был истинным художником и первым в истории кинорежиссером. Он был пионером абсолютно нового искусства и, можно сказать, основателем первой киношколы. Луи Люмьер заложил основы кино, открыл все те законы, которые следует соблюдать и поныне. У него был безупречный вкус, отличная интуиция и четкие представления профессионала о технологии процесса. Инструкциям Луи Люмьера следовали все его операторы. Куда поставить камеру? Как добиться максимального эффекта? Что нужно снимать?
В одном из интервью Тьерри Фремо сетует на то, что французам свойственно принижать собственные заслуги. На мой взгляд, он и сам грешит этим. Фремо называет себя автором закадрового текста фильма «Люмьеры!» Видеоряд этой картины полностью составлен из кадров 108 люмьеровских короткометражных лент. К сожалению, большая часть уникальных пленок и негативов сегодня безвозвратно утрачена. Но некоторые удалось восстановить и реставрировать. Тьерри Фремо проделал титанический труд. Он сумел так скомпоновать и структурировать имеющийся в его распоряжении материал, что получился полнометражный фильм, безумно увлекательный и весьма познавательный. Если вы думаете, что смотреть на большом экране кадры, снятые больше века назад будет скучно, то вы заблуждаетесь. Да, изображение черно-белое, и это немое кино. Но Фремо-режиссер сделал прекрасный монтаж, свел воедино все эти крохотные кусочки, наложил музыку Камиля Сен-Санса (современника Люмьеров) и снабдил картину своими умными, ироничными комментариями (российский зритель услышит голос Дмитрия Назарова, надеюсь, что ему удалось правильно передать интонации автора).
Фильм «Люмьеры!» получился просто очаровательным. Фремо искренне восхищается качеством съемок, построением композиции, сценарными решениями, режиссурой. И этот восторг передается зрителю. Автор считает «Синематограф» технически безупречным аппаратом, он позволяет обеспечивать стабильность кадра без дополнительного оборудования. Какая глубина кадра, четкость картинки! Фремо словно опытный преподаватель, внимательный к деталям гид знакомит нас с истинными шедеврами «седьмого искусства». Можно сколько угодно спорить по поводу того, какое кино является документальным, а какое художественным. Тьерри Фермо уверен, что даже в тех короткометражках из каталога «Люмьер», которые принято называть документальными, присутствует постановка. Герои фильмов явно играют на камеру, порой даже переигрывают. Вот кузнец за работой. Вроде бы хроника, но он почему-то в белой рубашке и галстуке, а в конце ему подносят бокальчик вина. А на этом кадре отчетливо видна рука режиссера, который руководит целой толпой зевак, собравшихся поглазеть на старт велопробега Лион-Женева-Лион. Здесь кто-то невидимый тычет зонтиком мальчишку, который загораживает обзор панорамы парижского сада.
В основном съемки ведутся с помощью закрепленной на треноге камеры, кадр статичен. Но как же это красиво! Напомним: видоискателей тогда еще не было, кадр нужно было выстраивать по памяти. Диагонали, расположение линии горизонта, ракурс, цветовое решение, наличие выразительных деталей и «спецэффектов» (клубы дыма, блики, отражения, перспектива, многослойность сцены) – для создания грамотной композиции важно все. Некоторые фильмы Люмьера Фремо сравнивает с живописью Сезанна и Дега, абстрактными полотнами и фотографиями Гюстава Легре, в других ощущает атмосферу романов Марселя Пруста. Тьерри Фремо тонкий ценитель, эстет, он замечает малейшие нюансы и делится своими наблюдениями со зрителем. И все же кино – это прежде всего движение. А как его добиться? Проездки (панорамы) в лентах Люмьера сделаны с венецианской гондолы и из лифта Эйфелевой башни. Или на неподвижную камеру наплывает мобильная платформа, движущийся тротуар с двумя скоростными режимами – экспонат всемирной выставки 1900 года в Париже. Динамика присутствует всегда. Шагают люди, едут велосипедисты, двигаются конные повозки. Действие просчитано до секунды. В последнее мгновение мы видим эффектный финал. Причем все сделано без монтажа, одним дублем! Высокий класс.
Порой фильмы Люмьера кажутся слишком наивными, но подобная искренность сродни детской непосредственности. Ведь каждый ребенок гениален, пока на него не начинает давить груз взрослых стереотипов, а фантазию не ограничивают тесные рамки условностей. Кстати, детей Люмьер снимал очень часто. Тьерри Фремо усмотрел в его фильмах множество жанров: от комедии до путевых заметок, репортажей и даже реконструкции событий криминальной хроники. Конечно, ленту «Первые шаги» он называет первым триллером только в шутку. Дескать, здесь присутствует напряженное ожидание драматического финала: упадет малыш или нет? Но по сути – все верно. Вот он, саспенс во всей красе. А иногда сюжет выходит из-под контроля, и начинается чистая актерская импровизация.
Фремо справедливо отмечает, что некоторые кадры из каталога «Люмьер» поразительно похожи на сцены из фильмов Сергея Эйзенштейна, Жана Ренуара, Акиры Куросавы, Ясудзиро Одзу, Джеймса Кэмерона. И с этим трудно не согласиться. Какими только эпитетами он не награждает особо приглянувшиеся ему фильмы: само совершенство, чистая красота, нежность… Даже если вы не считаете себя любителем старого кино, обязательно посмотрите фильм «Люмьеры!» После этого вы по-другому будете относиться к творениям современных кинематографистов. Тьерри Фремо откроет вам глаза на очень многие вещи, о которых вы раньше даже не задумывались. В несколько вольном переводе с французского фильм «Lumière!» можно было бы назвать «Да будет свет!» Именно этот волшебный луч, вырвавшийся из темноты и создавший целый мир на белоснежном экране, дарит нам ту самую магию, за которую мы все и обожаем кино.
8
,4
2016, Документальные
86 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Когда человек по-настоящему влюблен в свое дело – это заметно сразу. Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо возглавляет и Люмьеровский институт в Лионе. Он настолько трепетно и уважительно относится к наследию родоначальников кинематографа, что давно мечтал поведать о творчестве своих кумиров широкой публике. Строго говоря, изобретателем аппарата под названием «Синематограф» и первым его пользователем является Луи Люмьер. Его брат Огюст выступал, как правило, в качестве актера, а также, если пользоваться современной терминологией, был главным менеджером этого потрясающего проекта, который сегодня мы называем кино. На рубеже XIX - XX веков это уникальное с технической точки зрения зрелище сначала именовали ожившей фотографией. Воплотить в жизнь подобную идею вряд ли бы удалось без опыта американца Томаса Эдисона, который еще в 1888 году придумал свой кинетоскоп, но наблюдать за движущейся картинкой с помощью этого устройства мог лишь один зритель. Антуан Люмьер, художник, фотограф-любитель и владелец фабрики по производству фотопластинок, посоветовал своему младшему сыну Луи «попробовать выпустить картинки из коробки». И тот блестяще справился с задачей. Безусловно, коммерческий успех предприятия был для Люмьеров очень важен. Новый аттракцион пользовался успехом у публики. В период с 1895 по 1905 под брендом «Люмьер» было снято почти полторы тысячи фильмов. Луи Люмьер лично снял 60 из них, в картине «Люмьеры!» они составляют около 40% ее объема. Авторами остальных 50-секундных роликов (ленты именно такой длительности позволял снимать «Синематограф») были несколько специально обученных операторов, работавших на фирму «Люмьер». Почему-то существует миф, что братья Люмьеры были просто успешными коммерсантами. Хорошо, Луи – талантливый изобретатель, физик по специальности. Тьерри Фремо с этим категорически не согласен. В своей новой документальной картине «Люмьеры!» он доказывает обратное: Луи Люмьер был истинным художником и первым в истории кинорежиссером. Он был пионером абсолютно нового искусства и, можно сказать, основателем первой киношколы. Луи Люмьер заложил основы кино, открыл все те законы, которые следует соблюдать и поныне. У него был безупречный вкус, отличная интуиция и четкие представления профессионала о технологии процесса. Инструкциям Луи Люмьера следовали все его операторы. Куда поставить камеру? Как добиться максимального эффекта? Что нужно снимать? В одном из интервью Тьерри Фремо сетует на то, что французам свойственно принижать собственные заслуги. На мой взгляд, он и сам грешит этим. Фремо называет себя автором закадрового текста фильма «Люмьеры!» Видеоряд этой картины полностью составлен из кадров 108 люмьеровских короткометражных лент. К сожалению, большая часть уникальных пленок и негативов сегодня безвозвратно утрачена. Но некоторые удалось восстановить и реставрировать. Тьерри Фремо проделал титанический труд. Он сумел так скомпоновать и структурировать имеющийся в его распоряжении материал, что получился полнометражный фильм, безумно увлекательный и весьма познавательный. Если вы думаете, что смотреть на большом экране кадры, снятые больше века назад будет скучно, то вы заблуждаетесь. Да, изображение черно-белое, и это немое кино. Но Фремо-режиссер сделал прекрасный монтаж, свел воедино все эти крохотные кусочки, наложил музыку Камиля Сен-Санса (современника Люмьеров) и снабдил картину своими умными, ироничными комментариями (российский зритель услышит голос Дмитрия Назарова, надеюсь, что ему удалось правильно передать интонации автора). Фильм «Люмьеры!» получился просто очаровательным. Фремо искренне восхищается качеством съемок, построением композиции, сценарными решениями, режиссурой. И этот восторг передается зрителю. Автор считает «Синематограф» технически безупречным аппаратом, он позволяет обеспечивать стабильность кадра без дополнительного оборудования. Какая глубина кадра, четкость картинки! Фремо словно опытный преподаватель, внимательный к деталям гид знакомит нас с истинными шедеврами «седьмого искусства». Можно сколько угодно спорить по поводу того, какое кино является документальным, а какое художественным. Тьерри Фермо уверен, что даже в тех короткометражках из каталога «Люмьер», которые принято называть документальными, присутствует постановка. Герои фильмов явно играют на камеру, порой даже переигрывают. Вот кузнец за работой. Вроде бы хроника, но он почему-то в белой рубашке и галстуке, а в конце ему подносят бокальчик вина. А на этом кадре отчетливо видна рука режиссера, который руководит целой толпой зевак, собравшихся поглазеть на старт велопробега Лион-Женева-Лион. Здесь кто-то невидимый тычет зонтиком мальчишку, который загораживает обзор панорамы парижского сада. В основном съемки ведутся с помощью закрепленной на треноге камеры, кадр статичен. Но как же это красиво! Напомним: видоискателей тогда еще не было, кадр нужно было выстраивать по памяти. Диагонали, расположение линии горизонта, ракурс, цветовое решение, наличие выразительных деталей и «спецэффектов» (клубы дыма, блики, отражения, перспектива, многослойность сцены) – для создания грамотной композиции важно все. Некоторые фильмы Люмьера Фремо сравнивает с живописью Сезанна и Дега, абстрактными полотнами и фотографиями Гюстава Легре, в других ощущает атмосферу романов Марселя Пруста. Тьерри Фремо тонкий ценитель, эстет, он замечает малейшие нюансы и делится своими наблюдениями со зрителем. И все же кино – это прежде всего движение. А как его добиться? Проездки (панорамы) в лентах Люмьера сделаны с венецианской гондолы и из лифта Эйфелевой башни. Или на неподвижную камеру наплывает мобильная платформа, движущийся тротуар с двумя скоростными режимами – экспонат всемирной выставки 1900 года в Париже. Динамика присутствует всегда. Шагают люди, едут велосипедисты, двигаются конные повозки. Действие просчитано до секунды. В последнее мгновение мы видим эффектный финал. Причем все сделано без монтажа, одним дублем! Высокий класс. Порой фильмы Люмьера кажутся слишком наивными, но подобная искренность сродни детской непосредственности. Ведь каждый ребенок гениален, пока на него не начинает давить груз взрослых стереотипов, а фантазию не ограничивают тесные рамки условностей. Кстати, детей Люмьер снимал очень часто. Тьерри Фремо усмотрел в его фильмах множество жанров: от комедии до путевых заметок, репортажей и даже реконструкции событий криминальной хроники. Конечно, ленту «Первые шаги» он называет первым триллером только в шутку. Дескать, здесь присутствует напряженное ожидание драматического финала: упадет малыш или нет? Но по сути – все верно. Вот он, саспенс во всей красе. А иногда сюжет выходит из-под контроля, и начинается чистая актерская импровизация. Фремо справедливо отмечает, что некоторые кадры из каталога «Люмьер» поразительно похожи на сцены из фильмов Сергея Эйзенштейна, Жана Ренуара, Акиры Куросавы, Ясудзиро Одзу, Джеймса Кэмерона. И с этим трудно не согласиться. Какими только эпитетами он не награждает особо приглянувшиеся ему фильмы: само совершенство, чистая красота, нежность… Даже если вы не считаете себя любителем старого кино, обязательно посмотрите фильм «Люмьеры!» После этого вы по-другому будете относиться к творениям современных кинематографистов. Тьерри Фремо откроет вам глаза на очень многие вещи, о которых вы раньше даже не задумывались. В несколько вольном переводе с французского фильм «Lumière!» можно было бы назвать «Да будет свет!» Именно этот волшебный луч, вырвавшийся из темноты и создавший целый мир на белоснежном экране, дарит нам ту самую магию, за которую мы все и обожаем кино.