В локализованном российском названии содержится намёк, уж конечно, не на личность полководца Ганнибала, прославившегося в качестве заклятого врага Римской республики, а на антигероя серии популярных романов, начатой «Красным драконом» /1981/, и их многочисленных экранизаций, осуществлённых для большого экрана и телевидения. Впрочем, беллетрист Томас Харрис почти наверняка сознательно держал в уме эту историческую фигуру, наделив соответствующим именем доктора Лектера. Тут важнее другое. Вне зависимости от формального повода (1) постановка Дэвида Рэймонда гораздо ближе по духу и сути вовсе не упомянутой медиафраншизе, а, скорее, умному и напряжённому триллеру «Сплит» /2016/. И дело не в том, что режиссёр «Ночного охотника» (под таким заголовком – «The Night Hunter» – картина в итоге вынесена на суд публики в большинстве англоязычных стран) вроде как тоже обратился к теме диссоциативного расстройства идентичности. На поверку он лишь оттолкнулся от научных предпосылок, из которых исходил М. Найт Шьямалан, а ещё ранее – исходили другие заметные кинематографисты: от Наннэлли Джонсона и Брайана Де Пальмы до Джонни То и Вая Кафая. Как следствие, завязался полноценный творческий спор с предшественниками, нашедшими «удобный» (да чего там – практически идеальный!) диагноз для выведения на экране особо опасных персон. И даже для утверждений о якобы появлении в реальном мире супергероев на зависть сочинителям комиксов…
Несмотря на то, что проект был реализован силами сравнительно небольших кинокомпаний из Канады и США (не голливудских мэйджоров), у продюсеров имелись все шансы на солидный коммерческий успех. Допустим, Александра Даддарио явно рассчитывала произвести на публику впечатление глубокой драматической ролью (чуть ли не в духе Джоди Фостер в образе Клариссы Старлинг, вынужденно сотрудничавшей с тем самым Ганнибалом по прозвищу «Каннибал») в надежде хоть отчасти компенсировать воспоминания о ранних, легкомысленных подростковых работах. Но ещё интереснее смотреть на попытку преображения Генри Кавилла, постаравшегося вывести лейтенанта полиции Аарона Маршалла не личностью без страха и упрёка (грубо говоря, не очередным суперменом), а человеком страдающим, сомневающимся. И, разумеется, точны и эмоционально заразительны искушённые исполнители Стэнли Туччи и особенно Бен Кингсли. Другое дело, что с актёрской игрой почему-то не слишком гармонирует монтажное решение – именно монтажное, не изобразительное. Авторы слегка перестарались в стремлении придать действию дополнительную стремительность, убирая «лишние» секунды и тем самым – местами делая реакции персонажей обрывочными, невнятными. По законам жанра требуется постепенное нагнетание напряжения; это же не боевик, где экранные перипетии быстро сменяют друг друга!
Впрочем, отдельные просчёты не мешают оценить оригинальность замысла. Пока Рейчел бьётся над тайной недуга подозреваемого, Маршалл ломает голову над загадкой, как этому жалкому (на вид – совершенно слабоумному!) типу удавалось не только ловко заманивать несчастных жертв в ловушку, но и очень долго не привлекать внимание правоохранительных органов. Нельзя же в конце концов быть настолько одарённым артистом – так убедительно имитировать определённое душевное состояние… Наконец, всё свидетельствует в пользу того, что изощрённая игра продолжается, несмотря на нахождение убийцы за решёткой, под круглосуточным наблюдением. Сценарист-режиссёр ловко жонглирует стереотипами, сложившимися в сознании зрителей, которые привыкли как к гениальности экранных маньяков (типа того же Лектера или Джона Крамера из цикла «Пила» /2004-17/), так и к весьма спорному тезису, что психические расстройства придают им особые, сверхчеловеческие качества. Мы волей-неволей заранее верим в то, что подозреваемый притворяется – и что привычно манипулирует другими людьми. Предфинальный поворотный пункт (естественно, не станем уточнять, какой именно) потому и вызывает резкое усиление интереса, что подтверждает справедливость старой как мир истины: не верь глазам своим – зри в корень. Как выяснилось, у выражения «раздвоение личности» могут быть весьма неожиданные значения!
К слову, для авторов очень важна ещё одна, номинально второстепенная (тематически – как бы самостоятельная) сюжетная линия. Голливуд издавна затрагивал (не скажем «спекулировал», пусть отчасти это и так) такую острую и неоднозначную тематику, как самосуд, в который подчас перерастает право граждан на самооборону. О сохраняющейся актуальности данного явления свидетельствует хотя бы свежий римейк «Жажды смерти» /2074/ с Брюсом Уиллисом, подхватившим эстафету от Чарльза Бронсона. Но Рэймонд метит выше, поднимая вопрос на уровне, как минимум, серьёзной драмы «Звёздная палата» /1983/. Ведь Купер, в прошлом судья, лишь поначалу преследует относительно «скромную» цель, собственноручно наказывая педофилов, продолжающих совращать несовершеннолетних. Однако по факту получается, что, даже если отдать должное случаю и удаче, именно его инициатива позволила восполнить некомпетентность правоохранительных органов – обнаружить убежище «ночного охотника». Как следствие, возникает двусмысленная в морально-этическом плане ситуация, и ответ на вопрос относительно приемлемости действий бывшего служителя Фемиды не так прост, как кажется. Правда, Питер Хайамс в упомянутой выше картине был глубже и точнее в выводах.
В целом же «Игра Ганнибала» оставляет по завершении просмотра с благоприятным впечатлением, одарив ровно тем, чего и ожидаешь от триллеров, – возможностью слегка пощекотать нервы на протяжении полутора-двух часов. Но… всё бы было ещё лучше, если б развязка не оказалась такой не то чтобы предсказуемой, а, скорее, упрощённой – позволившей героям, находящимся на стороне добра, с лёгкостью выбраться из запутанных обстоятельств. Элементарный житейский опыт подсказывает, что в реальности подобного рода ситуации не разрешаются сами собой. Зло – не самоликвидируется, и ночной охотник, учуяв добычу, вряд ли попадётся в собственный капкан. Увы.
_______
1 – В оригинальных диалогах лично мне прямой отсылки обнаружить не удалось.
7
,2
2018, Триллеры
95 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В локализованном российском названии содержится намёк, уж конечно, не на личность полководца Ганнибала, прославившегося в качестве заклятого врага Римской республики, а на антигероя серии популярных романов, начатой «Красным драконом» /1981/, и их многочисленных экранизаций, осуществлённых для большого экрана и телевидения. Впрочем, беллетрист Томас Харрис почти наверняка сознательно держал в уме эту историческую фигуру, наделив соответствующим именем доктора Лектера. Тут важнее другое. Вне зависимости от формального повода (1) постановка Дэвида Рэймонда гораздо ближе по духу и сути вовсе не упомянутой медиафраншизе, а, скорее, умному и напряжённому триллеру «Сплит» /2016/. И дело не в том, что режиссёр «Ночного охотника» (под таким заголовком – «The Night Hunter» – картина в итоге вынесена на суд публики в большинстве англоязычных стран) вроде как тоже обратился к теме диссоциативного расстройства идентичности. На поверку он лишь оттолкнулся от научных предпосылок, из которых исходил М. Найт Шьямалан, а ещё ранее – исходили другие заметные кинематографисты: от Наннэлли Джонсона и Брайана Де Пальмы до Джонни То и Вая Кафая. Как следствие, завязался полноценный творческий спор с предшественниками, нашедшими «удобный» (да чего там – практически идеальный!) диагноз для выведения на экране особо опасных персон. И даже для утверждений о якобы появлении в реальном мире супергероев на зависть сочинителям комиксов… Несмотря на то, что проект был реализован силами сравнительно небольших кинокомпаний из Канады и США (не голливудских мэйджоров), у продюсеров имелись все шансы на солидный коммерческий успех. Допустим, Александра Даддарио явно рассчитывала произвести на публику впечатление глубокой драматической ролью (чуть ли не в духе Джоди Фостер в образе Клариссы Старлинг, вынужденно сотрудничавшей с тем самым Ганнибалом по прозвищу «Каннибал») в надежде хоть отчасти компенсировать воспоминания о ранних, легкомысленных подростковых работах. Но ещё интереснее смотреть на попытку преображения Генри Кавилла, постаравшегося вывести лейтенанта полиции Аарона Маршалла не личностью без страха и упрёка (грубо говоря, не очередным суперменом), а человеком страдающим, сомневающимся. И, разумеется, точны и эмоционально заразительны искушённые исполнители Стэнли Туччи и особенно Бен Кингсли. Другое дело, что с актёрской игрой почему-то не слишком гармонирует монтажное решение – именно монтажное, не изобразительное. Авторы слегка перестарались в стремлении придать действию дополнительную стремительность, убирая «лишние» секунды и тем самым – местами делая реакции персонажей обрывочными, невнятными. По законам жанра требуется постепенное нагнетание напряжения; это же не боевик, где экранные перипетии быстро сменяют друг друга! Впрочем, отдельные просчёты не мешают оценить оригинальность замысла. Пока Рейчел бьётся над тайной недуга подозреваемого, Маршалл ломает голову над загадкой, как этому жалкому (на вид – совершенно слабоумному!) типу удавалось не только ловко заманивать несчастных жертв в ловушку, но и очень долго не привлекать внимание правоохранительных органов. Нельзя же в конце концов быть настолько одарённым артистом – так убедительно имитировать определённое душевное состояние… Наконец, всё свидетельствует в пользу того, что изощрённая игра продолжается, несмотря на нахождение убийцы за решёткой, под круглосуточным наблюдением. Сценарист-режиссёр ловко жонглирует стереотипами, сложившимися в сознании зрителей, которые привыкли как к гениальности экранных маньяков (типа того же Лектера или Джона Крамера из цикла «Пила» /2004-17/), так и к весьма спорному тезису, что психические расстройства придают им особые, сверхчеловеческие качества. Мы волей-неволей заранее верим в то, что подозреваемый притворяется – и что привычно манипулирует другими людьми. Предфинальный поворотный пункт (естественно, не станем уточнять, какой именно) потому и вызывает резкое усиление интереса, что подтверждает справедливость старой как мир истины: не верь глазам своим – зри в корень. Как выяснилось, у выражения «раздвоение личности» могут быть весьма неожиданные значения! К слову, для авторов очень важна ещё одна, номинально второстепенная (тематически – как бы самостоятельная) сюжетная линия. Голливуд издавна затрагивал (не скажем «спекулировал», пусть отчасти это и так) такую острую и неоднозначную тематику, как самосуд, в который подчас перерастает право граждан на самооборону. О сохраняющейся актуальности данного явления свидетельствует хотя бы свежий римейк «Жажды смерти» /2074/ с Брюсом Уиллисом, подхватившим эстафету от Чарльза Бронсона. Но Рэймонд метит выше, поднимая вопрос на уровне, как минимум, серьёзной драмы «Звёздная палата» /1983/. Ведь Купер, в прошлом судья, лишь поначалу преследует относительно «скромную» цель, собственноручно наказывая педофилов, продолжающих совращать несовершеннолетних. Однако по факту получается, что, даже если отдать должное случаю и удаче, именно его инициатива позволила восполнить некомпетентность правоохранительных органов – обнаружить убежище «ночного охотника». Как следствие, возникает двусмысленная в морально-этическом плане ситуация, и ответ на вопрос относительно приемлемости действий бывшего служителя Фемиды не так прост, как кажется. Правда, Питер Хайамс в упомянутой выше картине был глубже и точнее в выводах. В целом же «Игра Ганнибала» оставляет по завершении просмотра с благоприятным впечатлением, одарив ровно тем, чего и ожидаешь от триллеров, – возможностью слегка пощекотать нервы на протяжении полутора-двух часов. Но… всё бы было ещё лучше, если б развязка не оказалась такой не то чтобы предсказуемой, а, скорее, упрощённой – позволившей героям, находящимся на стороне добра, с лёгкостью выбраться из запутанных обстоятельств. Элементарный житейский опыт подсказывает, что в реальности подобного рода ситуации не разрешаются сами собой. Зло – не самоликвидируется, и ночной охотник, учуяв добычу, вряд ли попадётся в собственный капкан. Увы. _______ 1 – В оригинальных диалогах лично мне прямой отсылки обнаружить не удалось.