Отсылка в рекламных материалах к традициям, заданным Джеймсом Ваном в «Пиле: Игре на выживание» /2004/, видится не вполне обоснованной. Не исключено, конечно, что при утверждении на главную роль Джули Бенц для создателей было важно, что актриса отметилась в пятой части упомянутой ленты (1), где воплотила образ Брит Стеддисон – очередной жертвы Конструктора. Однако дело не только в том, что «Хэвенхёрст» почти наверняка разочарует любителей натуралистичных (из серии «режь, чтоб кровь хлестала») фильмов ужасов. По нынешним (сложившимся задолго до возникновения фигуры Джона Крамера) меркам один-единственный эпизод, когда изумлённая Джеки видит, каким мучениям подвергают пропавших жильцов где-то в подвальных помещениях, прежде чем умертвить, – это очень скромно. Авторы, быть может, и пытались усвоить главный урок Вана с Ли Уоннеллом (и их последователей), представивших маньяка моралистом, который чуть ли не святее Папы Римского, но… Но мотив суровой расплаты, ожидающей всякого квартиросъёмщика, нарушившего установленные правила – вернувшегося к прежним неблаговидным занятиям, звучит не слишком убедительно. Не спасает и игра ирландки Фионнулы Флэнаган, с невозмутимой улыбкой заверяющей девушку, что она преследует исключительно благие цели, избавляя мир от проституток, педофилов, алкоголиков и прочего отребья.
Во время сеанса напрашивается параллель с кинопроизведениями, скорее, иной сюжетной структуры. С чем-то вроде недавнего триллера с броским заголовком «Не дыши» /2016/, запомнившегося нетривиальной, по-настоящему оригинальной предпосылкой: дом, куда забрались юные правонарушители, принадлежит ветерану войны в Ираке, способному, невзирая на незрячесть, оказать сопротивление. Или хотя бы – с «чёрной комедией» «Одни неприятности» /1991/, где высокомерные гости пытались покинуть особняк полубезумного судьи Валкенхейзера. В какой-то момент и жиличка, надеявшаяся узнать, что случилось с её подругой, понимает, что оказалась вместе с соседской девочкой по имени Сара запертой в огромном доме. Здание с красивым (означающим в переводе что-то типа ‘Пристанища на холме’) названием становится ловушкой – гигантским лабиринтом, откуда сложно выбраться. Здесь-то от постановщика и требуется мастерство нагнетания напряжения, поскольку жизни героинь, преследуемых таинственным существом (поначалу даже кажется, что призраком), висят на волоске…
В принципе, канадец Эндрю С. Эрин доказывает, что неплохо владеет (овладел за десятилетие с лишним работы в кинематографе и на телевидении) искусством саспенса – что способен заставить публику понервничать за судьбу персонажей. Этим бы и ему ограничиться – и получился бы вполне смотрибельный, без ненужных претензий триллер. Однако режиссёр вместе с Дэниелом Фаррандсом – давним приверженцем экранных кошмаров, принявшим участие в написании сценария, зачем-то вознамерились придать событиям историческое, чуть ли не историософское измерение. Джеки, сразу заподозрившая неладное (и, кстати, обратившая внимание на навязчиво мелькающую аббревиатуру «H.H.»), делает жуткое открытие, связанное с личностью печально известного Генри Говарда Холмса… Любопытно, что совсем недавно, в июле 2017-го, началась трансляция телесериала «Американский потрошитель», в котором Джефф Маджетт, потомок первого официально зарегистрированного в США серийного убийцы, взялся доказать, что именно его предок являлся ещё и Джеком-потрошителем. В «Хэвенхёрсте» отстаивается не менее смелая (с позволения сказать!) гипотеза, что дело урождённого Германа Уэбстера Маджетта живёт и процветает поныне. Что в реалиях начала XXI столетия существует, пожалуй, ещё больше возможностей для состоятельных персон, чтобы удовлетворять маниакальные наклонности, прикрываясь рассуждениями о приносимой обществу пользе.
Абсурдность выводов, к которым подводят авторы, со всей очевидностью раскрывается в финале. Не станем выдавать секрет развязки – лишь остановимся на самом любопытном аспекте. Эрин и Фаррандс вряд ли претендовали на новаторство, проводя линию, скажем так, преемственности поколений. Ещё итальянец Марио Бава прибегнул к подобному, прямо-таки шоковому (и в его случае – язвительному, высмеивавшему радикальные идеи «контестации») ходу в «Кровавом заливе» /1971/, не без оснований считающемся первым полновесным слэшером. Позже мы видели, какое растлевающее влияние оказывают на неокрепшую детскую психику «шалости» Джейсона Вурхиза (Томми в «Пятнице, 13-е: Последней главе» /1984/), Майкла Майерса (Джейми в четвёртой части «Хэллоуина» /1978/) и прочих душегубов. Так что от осознания того, что, мол, подрастает смена, насмотренный зритель холодным потом – не покроется.
__________
1 – В данной связи нелишне вспомнить и то, что её дебют состоялся в хорроре «Два злобных глаза» /1990/ Дарио Ардженто и Джорджа Э. Ромеро.
5
,3
2016, США, Ужасы
84 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Отсылка в рекламных материалах к традициям, заданным Джеймсом Ваном в «Пиле: Игре на выживание» /2004/, видится не вполне обоснованной. Не исключено, конечно, что при утверждении на главную роль Джули Бенц для создателей было важно, что актриса отметилась в пятой части упомянутой ленты (1), где воплотила образ Брит Стеддисон – очередной жертвы Конструктора. Однако дело не только в том, что «Хэвенхёрст» почти наверняка разочарует любителей натуралистичных (из серии «режь, чтоб кровь хлестала») фильмов ужасов. По нынешним (сложившимся задолго до возникновения фигуры Джона Крамера) меркам один-единственный эпизод, когда изумлённая Джеки видит, каким мучениям подвергают пропавших жильцов где-то в подвальных помещениях, прежде чем умертвить, – это очень скромно. Авторы, быть может, и пытались усвоить главный урок Вана с Ли Уоннеллом (и их последователей), представивших маньяка моралистом, который чуть ли не святее Папы Римского, но… Но мотив суровой расплаты, ожидающей всякого квартиросъёмщика, нарушившего установленные правила – вернувшегося к прежним неблаговидным занятиям, звучит не слишком убедительно. Не спасает и игра ирландки Фионнулы Флэнаган, с невозмутимой улыбкой заверяющей девушку, что она преследует исключительно благие цели, избавляя мир от проституток, педофилов, алкоголиков и прочего отребья. Во время сеанса напрашивается параллель с кинопроизведениями, скорее, иной сюжетной структуры. С чем-то вроде недавнего триллера с броским заголовком «Не дыши» /2016/, запомнившегося нетривиальной, по-настоящему оригинальной предпосылкой: дом, куда забрались юные правонарушители, принадлежит ветерану войны в Ираке, способному, невзирая на незрячесть, оказать сопротивление. Или хотя бы – с «чёрной комедией» «Одни неприятности» /1991/, где высокомерные гости пытались покинуть особняк полубезумного судьи Валкенхейзера. В какой-то момент и жиличка, надеявшаяся узнать, что случилось с её подругой, понимает, что оказалась вместе с соседской девочкой по имени Сара запертой в огромном доме. Здание с красивым (означающим в переводе что-то типа ‘Пристанища на холме’) названием становится ловушкой – гигантским лабиринтом, откуда сложно выбраться. Здесь-то от постановщика и требуется мастерство нагнетания напряжения, поскольку жизни героинь, преследуемых таинственным существом (поначалу даже кажется, что призраком), висят на волоске… В принципе, канадец Эндрю С. Эрин доказывает, что неплохо владеет (овладел за десятилетие с лишним работы в кинематографе и на телевидении) искусством саспенса – что способен заставить публику понервничать за судьбу персонажей. Этим бы и ему ограничиться – и получился бы вполне смотрибельный, без ненужных претензий триллер. Однако режиссёр вместе с Дэниелом Фаррандсом – давним приверженцем экранных кошмаров, принявшим участие в написании сценария, зачем-то вознамерились придать событиям историческое, чуть ли не историософское измерение. Джеки, сразу заподозрившая неладное (и, кстати, обратившая внимание на навязчиво мелькающую аббревиатуру «H.H.»), делает жуткое открытие, связанное с личностью печально известного Генри Говарда Холмса… Любопытно, что совсем недавно, в июле 2017-го, началась трансляция телесериала «Американский потрошитель», в котором Джефф Маджетт, потомок первого официально зарегистрированного в США серийного убийцы, взялся доказать, что именно его предок являлся ещё и Джеком-потрошителем. В «Хэвенхёрсте» отстаивается не менее смелая (с позволения сказать!) гипотеза, что дело урождённого Германа Уэбстера Маджетта живёт и процветает поныне. Что в реалиях начала XXI столетия существует, пожалуй, ещё больше возможностей для состоятельных персон, чтобы удовлетворять маниакальные наклонности, прикрываясь рассуждениями о приносимой обществу пользе. Абсурдность выводов, к которым подводят авторы, со всей очевидностью раскрывается в финале. Не станем выдавать секрет развязки – лишь остановимся на самом любопытном аспекте. Эрин и Фаррандс вряд ли претендовали на новаторство, проводя линию, скажем так, преемственности поколений. Ещё итальянец Марио Бава прибегнул к подобному, прямо-таки шоковому (и в его случае – язвительному, высмеивавшему радикальные идеи «контестации») ходу в «Кровавом заливе» /1971/, не без оснований считающемся первым полновесным слэшером. Позже мы видели, какое растлевающее влияние оказывают на неокрепшую детскую психику «шалости» Джейсона Вурхиза (Томми в «Пятнице, 13-е: Последней главе» /1984/), Майкла Майерса (Джейми в четвёртой части «Хэллоуина» /1978/) и прочих душегубов. Так что от осознания того, что, мол, подрастает смена, насмотренный зритель холодным потом – не покроется. __________ 1 – В данной связи нелишне вспомнить и то, что её дебют состоялся в хорроре «Два злобных глаза» /1990/ Дарио Ардженто и Джорджа Э. Ромеро.