Классический ряд оксиморонов наподобие цыганской урбанистики и ацтекского коневодства вполне можно дополнить выражением «болгарский детектив». Хотя знатоки вспомнят, что в социалистической еще Болгарии были писатели, подвизавшиеся на ниве почтенного жанра. Романы Богомила Райнова («Господин никто» и «Что может быть лучше плохой погоды») неоднократно издавались на русском. А еще одна история про разведчика Эмиля Боева вышла под заголовком «Большая скука». Это название прекрасно передает ощущения читателей от болгарских детективов. Скука, действительно, просто беспросветная.
Фильм «Обет молчания» заявлен как совместный американо-болгарский продукт. Что может быть болгарского в кино, которое снималось Айзеком Флорентайном, израильтянином по происхождению, с Антонио Бандерасом в главной роли – сказать сложно. За исключением разве что имен исполнителей второстепенных ролей, да еще, возможно, натурой для сцен в трущобах послужила обветшалая со времен Тодора Живкова промзона. Но, видимо от родимых пятен балканского социализма избавиться непросто. Мне представляется достойной внимания и такая версия: сценарист «Обета молчания» Мэтт Венн случайно прочитал пару-тройку детективов Андрея Гуляшки из серии «Приключения Аввакума Захова». Эта пародия на романы Яна Флеминга (забавно было читать пародии на автора, которого в СССР не переводили) отличалась фантастическим количеством погрешностей против элементарного здравого смысла и законов логики. Неужели авторы «Обета молчания» просто попутал жанры? Ведь фильм претендует на звание вполне себе серьезного криминального триллера.
В жизни преуспевающего адвоката Фрэнка Валеры (Антонио Бандерас) происходит страшная трагедия. Его жена Сью (Кристина Серафини) и дочка Оливия (Лиллиэн Бланкеншип) становятся жертвами преступления. Их тела найдены неподалеку от глухого железнодорожного полустанка рядом с машиной, за рулем которой сидела Сью. Жена и дочь Фрэнка возвращались домой после детского концерта, в котором принимала участие Оливия. Фрэнк должен был присутствовать на конкурсе талантов, но, как это часто случалось и раньше, задержался на работе. Расследование преступления результатов не дает, полицейский следователь потихоньку переводит дело в разряд нераскрытых убийств. Фрэнка терзает чувство вины. Он считает, что исполнение профессиональных обязанностей отвлекло его от единственного по-настоящему важного дела каждого мужчины: защиты своих близких. Соль на раны подсыпает тесть Фрэнка, который на похоронах Сью и Оливии сообщает зятю, что он – никчемный болтун, зарабатывающий на жизнь не делами, а словами. А еще он нехороший человек, потому что спасает от тюрьмы преступников.
Фрэнк, как водится, пьет горькую, ввязывается в драки, ему регулярно и основательно бьют по физиономии и прочим частям тела (без особого вреда для узнаваемых миллионами поклонников черт лица Бандераса). А потом Фрэнк находит утешение в философии. Он случайно натыкается на книжку… нет, не Боэция, как вы могли подумать, а другого философа, Марка Аврелия. Под влиянием учения стоиков Фрэнк принимает обет молчания и самостоятельно берется за расследование убийства жены и дочери. Заодно он берет уроки карате, о чем мудрый император в своих «Рассуждениях о самом себе» почему-то не упоминает. Ничего, Фрэнк считает, что поздний стоицизм вовсе не догма, а руководство к действию, и потому нуждается в творческом развитии. Разумеется, вооруженный самым всесильным (потому что верным) учением, бывший говорливый адвокат, а ныне молчаливый мститель, добивается своей цели. Заодно он, кстати, одолевает зловещую русскую мафию, терроризировавшую мирных аборигенов.
Сюжет настолько стандартный, что аж скулы сводит. Герой-одиночка мстит за гибель родных, когда силы правопорядка расписываются в собственном бессилии. Подберите яркого, хорошо узнаваемого актера на главную роль, снимите несколько впечатляющих драк и погонь – готово, зритель фильмов категории В останется доволен. Айзек Флорентайн далеко не новичок в своем ремесле, он делает все, как положено. В принципе, не самый привередливый зритель (особенно из числа фанатов Бандераса), получит свою порцию умеренного удовольствия от просмотра картины. Но если вы начнете от скуки заострять внимание на том, как авторы фильма обращаются с канонами детективного жанра, в лучшем случае вам станет смешно.
О полной неуязвимости лица Бандераса я уже говорила. В этой связи мне вспоминается старинный пакистанский боевик, где главного героя, привязанного к дереву, минут пять экранного времени злодей со всей дури колошматит по лицу прикладом автомата Калашникова. В следующей сцене на физиономии мученика невозможно обнаружить ни одной ссадины. Флорентайн к Пакистану никакого отношения не имеет, а потому на лицо Бандераса гримеры после очередной сцены наносят синяки и отеки. Но ведь в этой сцене Фрэнка Валеру, поверженного в октагоне, избивает его противник. Представьте: здоровенный бугай шесть раз наносит мощнейшие концентрированные удары в лицо лежащего навзничь соперника. Помнится, не так давно интернет обсуждал смерть в Хабаровске несчастного пауэрлифтера, которому в драке боец смешанных единоборств нанес всего четыре таких удара. Ладно, это ведь Бандерас. Он очень способный.
Фрэнк на узкой дорожке встречается с четырьмя матерыми бандитами (та самая русская мафия). Они вооружены овчаркой, ножом и пистолетом. Догадайтесь, кто победит в схватке. Правильно, самый отчаянный. Ведь он до этого целых пару месяцев бил кулаками по груше и занимался карате с сенсеем. А собака его просто полюбила (наверное, посмотрела Desperado). Я тоже стала поклонницей супермарьячо после «Отчаянного». Но даже я не сделала бы для любимого актера то, что сумела эта четвероногая фанатка. Она через несколько месяцев после совершения преступления взяла след и вывела Фрэнка к месту, где был выброшен кошелек Сью! Это же просто революция в криминалистической одорологии, собачка берет верхний след спустя столько времени (дожди ведь наверняка были, в кадре беспрестанно с неба лило). После таких чудес все остальное – уже мелочи.
Вот, например, медсестра по требованию русской мафии постоянно снабжает бандитов наркотическими препаратами из больницы. Человек, имеющий хотя бы поверхностное представление о том, как обстоит дело с хранением подобных медикаментов в США, будет сильно удивлен. К запертым шкафчикам с такими лекарствами имеют доступ только врачи. Плюс, конечно, ведется строгий учет. И, наконец, апофеоз фильма. Представьте: поединок между двумя мужчинами. Один килограммов на двадцать тяжелее, на полголовы выше, регулярно выступает в подпольных боях без правил. У него есть пистолет. Второй – человек гуманитарной профессии, среднего телосложения, безоружен, но очень зол. Год назад начал брать уроки боевых единоборств. Кто победит? Правильным ответом может послужить встречный вопрос: а кто из них Антонио Бандерас?
Но все это неважно. Главный урок, который пытливый зритель может вынести из кинозала после просмотра «Обета молчания»: слова ничто, главное дело. Хватит болтать, пора на татами: учиться, учиться и учиться мордобою, как это подразумевал великий Марк Аврелий.
7
,2
2017, Боевики
86 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Классический ряд оксиморонов наподобие цыганской урбанистики и ацтекского коневодства вполне можно дополнить выражением «болгарский детектив». Хотя знатоки вспомнят, что в социалистической еще Болгарии были писатели, подвизавшиеся на ниве почтенного жанра. Романы Богомила Райнова («Господин никто» и «Что может быть лучше плохой погоды») неоднократно издавались на русском. А еще одна история про разведчика Эмиля Боева вышла под заголовком «Большая скука». Это название прекрасно передает ощущения читателей от болгарских детективов. Скука, действительно, просто беспросветная. Фильм «Обет молчания» заявлен как совместный американо-болгарский продукт. Что может быть болгарского в кино, которое снималось Айзеком Флорентайном, израильтянином по происхождению, с Антонио Бандерасом в главной роли – сказать сложно. За исключением разве что имен исполнителей второстепенных ролей, да еще, возможно, натурой для сцен в трущобах послужила обветшалая со времен Тодора Живкова промзона. Но, видимо от родимых пятен балканского социализма избавиться непросто. Мне представляется достойной внимания и такая версия: сценарист «Обета молчания» Мэтт Венн случайно прочитал пару-тройку детективов Андрея Гуляшки из серии «Приключения Аввакума Захова». Эта пародия на романы Яна Флеминга (забавно было читать пародии на автора, которого в СССР не переводили) отличалась фантастическим количеством погрешностей против элементарного здравого смысла и законов логики. Неужели авторы «Обета молчания» просто попутал жанры? Ведь фильм претендует на звание вполне себе серьезного криминального триллера. В жизни преуспевающего адвоката Фрэнка Валеры (Антонио Бандерас) происходит страшная трагедия. Его жена Сью (Кристина Серафини) и дочка Оливия (Лиллиэн Бланкеншип) становятся жертвами преступления. Их тела найдены неподалеку от глухого железнодорожного полустанка рядом с машиной, за рулем которой сидела Сью. Жена и дочь Фрэнка возвращались домой после детского концерта, в котором принимала участие Оливия. Фрэнк должен был присутствовать на конкурсе талантов, но, как это часто случалось и раньше, задержался на работе. Расследование преступления результатов не дает, полицейский следователь потихоньку переводит дело в разряд нераскрытых убийств. Фрэнка терзает чувство вины. Он считает, что исполнение профессиональных обязанностей отвлекло его от единственного по-настоящему важного дела каждого мужчины: защиты своих близких. Соль на раны подсыпает тесть Фрэнка, который на похоронах Сью и Оливии сообщает зятю, что он – никчемный болтун, зарабатывающий на жизнь не делами, а словами. А еще он нехороший человек, потому что спасает от тюрьмы преступников. Фрэнк, как водится, пьет горькую, ввязывается в драки, ему регулярно и основательно бьют по физиономии и прочим частям тела (без особого вреда для узнаваемых миллионами поклонников черт лица Бандераса). А потом Фрэнк находит утешение в философии. Он случайно натыкается на книжку… нет, не Боэция, как вы могли подумать, а другого философа, Марка Аврелия. Под влиянием учения стоиков Фрэнк принимает обет молчания и самостоятельно берется за расследование убийства жены и дочери. Заодно он берет уроки карате, о чем мудрый император в своих «Рассуждениях о самом себе» почему-то не упоминает. Ничего, Фрэнк считает, что поздний стоицизм вовсе не догма, а руководство к действию, и потому нуждается в творческом развитии. Разумеется, вооруженный самым всесильным (потому что верным) учением, бывший говорливый адвокат, а ныне молчаливый мститель, добивается своей цели. Заодно он, кстати, одолевает зловещую русскую мафию, терроризировавшую мирных аборигенов. Сюжет настолько стандартный, что аж скулы сводит. Герой-одиночка мстит за гибель родных, когда силы правопорядка расписываются в собственном бессилии. Подберите яркого, хорошо узнаваемого актера на главную роль, снимите несколько впечатляющих драк и погонь – готово, зритель фильмов категории В останется доволен. Айзек Флорентайн далеко не новичок в своем ремесле, он делает все, как положено. В принципе, не самый привередливый зритель (особенно из числа фанатов Бандераса), получит свою порцию умеренного удовольствия от просмотра картины. Но если вы начнете от скуки заострять внимание на том, как авторы фильма обращаются с канонами детективного жанра, в лучшем случае вам станет смешно. О полной неуязвимости лица Бандераса я уже говорила. В этой связи мне вспоминается старинный пакистанский боевик, где главного героя, привязанного к дереву, минут пять экранного времени злодей со всей дури колошматит по лицу прикладом автомата Калашникова. В следующей сцене на физиономии мученика невозможно обнаружить ни одной ссадины. Флорентайн к Пакистану никакого отношения не имеет, а потому на лицо Бандераса гримеры после очередной сцены наносят синяки и отеки. Но ведь в этой сцене Фрэнка Валеру, поверженного в октагоне, избивает его противник. Представьте: здоровенный бугай шесть раз наносит мощнейшие концентрированные удары в лицо лежащего навзничь соперника. Помнится, не так давно интернет обсуждал смерть в Хабаровске несчастного пауэрлифтера, которому в драке боец смешанных единоборств нанес всего четыре таких удара. Ладно, это ведь Бандерас. Он очень способный. Фрэнк на узкой дорожке встречается с четырьмя матерыми бандитами (та самая русская мафия). Они вооружены овчаркой, ножом и пистолетом. Догадайтесь, кто победит в схватке. Правильно, самый отчаянный. Ведь он до этого целых пару месяцев бил кулаками по груше и занимался карате с сенсеем. А собака его просто полюбила (наверное, посмотрела Desperado). Я тоже стала поклонницей супермарьячо после «Отчаянного». Но даже я не сделала бы для любимого актера то, что сумела эта четвероногая фанатка. Она через несколько месяцев после совершения преступления взяла след и вывела Фрэнка к месту, где был выброшен кошелек Сью! Это же просто революция в криминалистической одорологии, собачка берет верхний след спустя столько времени (дожди ведь наверняка были, в кадре беспрестанно с неба лило). После таких чудес все остальное – уже мелочи. Вот, например, медсестра по требованию русской мафии постоянно снабжает бандитов наркотическими препаратами из больницы. Человек, имеющий хотя бы поверхностное представление о том, как обстоит дело с хранением подобных медикаментов в США, будет сильно удивлен. К запертым шкафчикам с такими лекарствами имеют доступ только врачи. Плюс, конечно, ведется строгий учет. И, наконец, апофеоз фильма. Представьте: поединок между двумя мужчинами. Один килограммов на двадцать тяжелее, на полголовы выше, регулярно выступает в подпольных боях без правил. У него есть пистолет. Второй – человек гуманитарной профессии, среднего телосложения, безоружен, но очень зол. Год назад начал брать уроки боевых единоборств. Кто победит? Правильным ответом может послужить встречный вопрос: а кто из них Антонио Бандерас? Но все это неважно. Главный урок, который пытливый зритель может вынести из кинозала после просмотра «Обета молчания»: слова ничто, главное дело. Хватит болтать, пора на татами: учиться, учиться и учиться мордобою, как это подразумевал великий Марк Аврелий.