Киноверсия романа Стига Ларссона, осуществлённая Нильсом Арденом Оплевом, произвела на меня исключительно сильное впечатление, которое вовсе не стёрлось с годами. Наоборот, я по-прежнему склонен причислять «Девушку с татуировкой дракона» /2009/ к лучшим фильмам десятилетия – во всяком случае среди детективов и триллеров. По той же причине голливудская (вернее, совместная) повторная экранизация не показалась заслуживающей столь же бурных похвал – при всём уважении к Дэвиду Финчеру, подошедшему к исполнению обязанностей предельно честно, даже не пожелавшему менять место действия. Но здесь интересно и другое. Сиквелы оригинальной ленты, также основанные на ларссоновских детищах, показались гораздо менее напряжёнными и непредсказуемыми, местами – навевали скуку, притом что главную женскую роль исполняла та же Нуми Рапас. Всё это невольно настраивало на скептический лад касательно заявленного продолжения римейка, где, к тому же, не посчитали интересным сняться ни Дэниел Крэйг, ни Руни Мара. В данном отношении рассказ о незнакомых кинозрителям событиях выглядел предпочтительнее, хотя… без подводных камней не обошлось и на сей раз.
Ева Габриэльссон, вдова признанного беллетриста, имела, пожалуй, веские основания публично озвучить недовольство привлечением издательством Давида Лагеркранца в качестве писателя, принявшегося развивать события трилогии «Миллениум». И не только потому, что ранее проиграла судебную тяжбу на предмет прав на наследие покойного гражданского супруга. Но для тех, кто не успел ознакомиться с литературным первоисточником, вышедшим из печати в 2015-м году и успевшим стать бестселлером (1), выбор кинематографистами именно четвёртой части кажется всё же не худшим из возможных вариантов. Если Микаэль Блумквист за минувшее время так и не добился успехов, сопоставимых с прежними достижениями (хуже того, члены редакции вынуждены подстраиваться под нового, невежественного владельца), то с Лисбет – всё иначе. Саландер, не понаслышке знающая о мужском насилии над женщинами, явно вошла во вкус, помогая жертвам получить со своих мучителей сполна. Нет у фрёкен недостатка и в средствах, поскольку услуги хакера и взломщика-виртуоза по-прежнему нарасхват. Вот только она редко отказывается от интересного заказа, мало задумываясь о возможных рисках…
В введении в действие персонажей из Соединённых Штатов Америки проще всего усмотреть соображения коммерческого толка, хотя Феде Альваресу студии выделили заметно более скромный («всего» $43 млн.) производственный бюджет, чем Финчеру. Однако тот факт, что Лисбет перешла дорогу всесильному Агентству национальной безопасности, в целом не противоречит пафосу работ Стига, не скрывавшего коммунистических взглядов и рассматривавшего родную страну лишь в качестве типичного (типичного!) государства современного капиталистического мира. Другое дело – появление на авансцене инфернальной тайной организации с кодовым наименованием «Пауки» (пламенный привет немецкому классику Фрицу Лангу!), не только «обыгрывающей» АНБ, но ловко использующей втёмную высокопоставленную чиновницу СЭПО – Службы государственной безопасности Швеции. Её обвинение в адрес США, не прошедших мимо ни одного из вооружённых конфликтов последнего времени и посему недостойных владеть технологией, открывающей доступ к ядерному арсеналу в любой точке земного шара, звучат убедительно! Мол, надо брать пример с процветающей скандинавской державы, давно не принимавшей участия ни в каких войнах… Проблема в том, что благими намерениями, как всем хорошо ведомо, вымощена дорога в ад.
Главным недостатком постановки Федерико (таково полное имя режиссёра родом из Уругвая, успевшего зарекомендовать себя жанровым специалистом) является, на мой взгляд, упор на личные мотивы. Мы и так знаем, что Саландер пришлось в детстве и отрочестве нелегко – и можно было придумать что-нибудь менее предсказуемое, чем дружба-вражда с сестрой, с младых ногтей затаившей смертельную обиду. Тот факт, что индивидуалистка и анархистка до мозга костей, предпочитающая существовать как бы на обочине благополучной жизни, плюющая на условности и чужие мнения (чего только стоит пирсинг, уродующий симпатичное лицо!), приходится дочерью главе влиятельной ОПГ, кажется несколько притянутым за уши, надуманным. Здесь невольно усматривается противоречие, если угодно, с основанием самого образа: не может, не должно быть у девушки, на спине которой красуется грозная татуировка дракона, родственников, а тем более – родственников из условно противоположного лагеря. Мимолётные (беспорядочные?) половые связи да дистанционное общение с Микаэлем, три года как потерявшим соратницу из виду, – вот её удел!
Думается, суть кинопроизведения точнее передаёт вовсе не англоязычный заголовок. Лисбет и прежде не раз застревала в паутине самого разного свойства – и неизменно оставляла могущественных «пауков» с носом. «То, что нас не убивает» («Det som inte dödar oss» по-шведски) – этой отсылкой к философскому наследию Фридриха Ницше беллетрист действительно раскрыл неиссякаемый источник колоссальной внутренней силы героини. Саландер находится в состоянии перманентной войны с враждебным (какое там всеобщее благоденствие, побойтесь Бога!) окружением, готовым в любой момент подчинить, поработить, раздавить слабого. В таких условиях единственным, что не позволяет представителям вида Homo sapiens самоуничтожиться (и попутно – истребить прочие живые существа), является старый добрый паритет в военных технологиях. На текущий момент – страх перед гарантированным ответным ядерным ударом… Так особе, сознательно избравшей тяжкую долю отщепенки, и приходится взвалить на свои хрупкие плечи миссию спасительницы. Словом, в целом – очень даже неплохо, и на сеансе в общем-то не возникает сомнений относительно безоблачной коммерческой судьбы ленты. Хотя… всё равно досадно, что картина недотягивает по мастерству нагнетания саспенса не только до постановки Оплева, но и до предыдущей (гораздо более дешёвой по затратам) работы Альвареса – «Не дыши» /2016/.
__________
1 – В том числе в США, где книга разошлась тиражом свыше пятисот тысяч экземпляров.
7
,3
2018, Триллеры
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Киноверсия романа Стига Ларссона, осуществлённая Нильсом Арденом Оплевом, произвела на меня исключительно сильное впечатление, которое вовсе не стёрлось с годами. Наоборот, я по-прежнему склонен причислять «Девушку с татуировкой дракона» /2009/ к лучшим фильмам десятилетия – во всяком случае среди детективов и триллеров. По той же причине голливудская (вернее, совместная) повторная экранизация не показалась заслуживающей столь же бурных похвал – при всём уважении к Дэвиду Финчеру, подошедшему к исполнению обязанностей предельно честно, даже не пожелавшему менять место действия. Но здесь интересно и другое. Сиквелы оригинальной ленты, также основанные на ларссоновских детищах, показались гораздо менее напряжёнными и непредсказуемыми, местами – навевали скуку, притом что главную женскую роль исполняла та же Нуми Рапас. Всё это невольно настраивало на скептический лад касательно заявленного продолжения римейка, где, к тому же, не посчитали интересным сняться ни Дэниел Крэйг, ни Руни Мара. В данном отношении рассказ о незнакомых кинозрителям событиях выглядел предпочтительнее, хотя… без подводных камней не обошлось и на сей раз. Ева Габриэльссон, вдова признанного беллетриста, имела, пожалуй, веские основания публично озвучить недовольство привлечением издательством Давида Лагеркранца в качестве писателя, принявшегося развивать события трилогии «Миллениум». И не только потому, что ранее проиграла судебную тяжбу на предмет прав на наследие покойного гражданского супруга. Но для тех, кто не успел ознакомиться с литературным первоисточником, вышедшим из печати в 2015-м году и успевшим стать бестселлером (1), выбор кинематографистами именно четвёртой части кажется всё же не худшим из возможных вариантов. Если Микаэль Блумквист за минувшее время так и не добился успехов, сопоставимых с прежними достижениями (хуже того, члены редакции вынуждены подстраиваться под нового, невежественного владельца), то с Лисбет – всё иначе. Саландер, не понаслышке знающая о мужском насилии над женщинами, явно вошла во вкус, помогая жертвам получить со своих мучителей сполна. Нет у фрёкен недостатка и в средствах, поскольку услуги хакера и взломщика-виртуоза по-прежнему нарасхват. Вот только она редко отказывается от интересного заказа, мало задумываясь о возможных рисках… В введении в действие персонажей из Соединённых Штатов Америки проще всего усмотреть соображения коммерческого толка, хотя Феде Альваресу студии выделили заметно более скромный («всего» $43 млн.) производственный бюджет, чем Финчеру. Однако тот факт, что Лисбет перешла дорогу всесильному Агентству национальной безопасности, в целом не противоречит пафосу работ Стига, не скрывавшего коммунистических взглядов и рассматривавшего родную страну лишь в качестве типичного (типичного!) государства современного капиталистического мира. Другое дело – появление на авансцене инфернальной тайной организации с кодовым наименованием «Пауки» (пламенный привет немецкому классику Фрицу Лангу!), не только «обыгрывающей» АНБ, но ловко использующей втёмную высокопоставленную чиновницу СЭПО – Службы государственной безопасности Швеции. Её обвинение в адрес США, не прошедших мимо ни одного из вооружённых конфликтов последнего времени и посему недостойных владеть технологией, открывающей доступ к ядерному арсеналу в любой точке земного шара, звучат убедительно! Мол, надо брать пример с процветающей скандинавской державы, давно не принимавшей участия ни в каких войнах… Проблема в том, что благими намерениями, как всем хорошо ведомо, вымощена дорога в ад. Главным недостатком постановки Федерико (таково полное имя режиссёра родом из Уругвая, успевшего зарекомендовать себя жанровым специалистом) является, на мой взгляд, упор на личные мотивы. Мы и так знаем, что Саландер пришлось в детстве и отрочестве нелегко – и можно было придумать что-нибудь менее предсказуемое, чем дружба-вражда с сестрой, с младых ногтей затаившей смертельную обиду. Тот факт, что индивидуалистка и анархистка до мозга костей, предпочитающая существовать как бы на обочине благополучной жизни, плюющая на условности и чужие мнения (чего только стоит пирсинг, уродующий симпатичное лицо!), приходится дочерью главе влиятельной ОПГ, кажется несколько притянутым за уши, надуманным. Здесь невольно усматривается противоречие, если угодно, с основанием самого образа: не может, не должно быть у девушки, на спине которой красуется грозная татуировка дракона, родственников, а тем более – родственников из условно противоположного лагеря. Мимолётные (беспорядочные?) половые связи да дистанционное общение с Микаэлем, три года как потерявшим соратницу из виду, – вот её удел! Думается, суть кинопроизведения точнее передаёт вовсе не англоязычный заголовок. Лисбет и прежде не раз застревала в паутине самого разного свойства – и неизменно оставляла могущественных «пауков» с носом. «То, что нас не убивает» («Det som inte dödar oss» по-шведски) – этой отсылкой к философскому наследию Фридриха Ницше беллетрист действительно раскрыл неиссякаемый источник колоссальной внутренней силы героини. Саландер находится в состоянии перманентной войны с враждебным (какое там всеобщее благоденствие, побойтесь Бога!) окружением, готовым в любой момент подчинить, поработить, раздавить слабого. В таких условиях единственным, что не позволяет представителям вида Homo sapiens самоуничтожиться (и попутно – истребить прочие живые существа), является старый добрый паритет в военных технологиях. На текущий момент – страх перед гарантированным ответным ядерным ударом… Так особе, сознательно избравшей тяжкую долю отщепенки, и приходится взвалить на свои хрупкие плечи миссию спасительницы. Словом, в целом – очень даже неплохо, и на сеансе в общем-то не возникает сомнений относительно безоблачной коммерческой судьбы ленты. Хотя… всё равно досадно, что картина недотягивает по мастерству нагнетания саспенса не только до постановки Оплева, но и до предыдущей (гораздо более дешёвой по затратам) работы Альвареса – «Не дыши» /2016/. __________ 1 – В том числе в США, где книга разошлась тиражом свыше пятисот тысяч экземпляров.