С 1998 года, когда Андре Немец и Джош Аппельбаум начали работать вместе как сценаристы и продюсеры, их тандему довелось побывать в космосе и в канализации Нью-Йорка, привести агентов под прикрытием к выполнению невыполнимой миссии и выжить в мире, где животные взбунтовались против человечества – и все это благодаря силе их воображения. В своем дебютном анимационном фильме им пришлось погрузиться в сознание Джун, восьмилетней визионерки с огромным творческим потенциалом, которая готова свернуть горы, чтобы спасти свое самое большое достижение – удивительный Парк развлечений, созданный ею вместе с мамой.При поверхностном осмотре Парк кажется легкомысленным калейдоскопом увлекательнейших развлечений. От монументальных американских горокдо не желающей подчиняться законом гравитации зоны невесомости, этот Парк по сути игровая площадка Джун, задающая новую планку для всех подобных парков. Однако Аппельбаум и Немец увидели в этой идее возможность рассказать гораздо более глубокую историю об утрате и взрослении. «Чувствовалось, что внутри веселой историискрываласьеще одна, гораздо более драматичная», – говорит Немец. Сочетая мастерство рассказчиков, уникальных персонажей и головокружительный экшн с отличной компьютерной анимацией, Аппельбаум и Немец придумали оригинальноеприключение и запоминающуюся героиню, не забыв привнести в эту историю важные мысли о семье и силе воображения.Сценаристы полностью погрузились в изучение процесса анимации – от общей концепции и набросков персонажей до сценариев ираскадровок. Они постоянно шлифовали свой материал, сотрудничая с опытными специалистами из художественного цеха. Путь Джун от ее уютного дома в пригороде до Парка аттракционов потребовал работы сотен опытнейших мастеров своего дела. На пути к фильму Аппельбаума и Немеца поджидало немало сюрпризов. «Увидев начальные раскадровки и наброски, исполненные на редкость красиво, мы решили, что именно так и будет выглядеть наш фильм, – рассказывает Аппельбаум. – А с течением времени конечный продукт показался нам буквально сшибающим с ног». «К концу первой недели мы начали понимать, насколько круто это будет смотреться, – добавляет Немец. – Мы разговаривали о разных эпизодах и смотрели на раскадровки и задники. Затем каждый должен был принести наилучший вариант того, о чем мы беседовали, добавив туда свои идеи. Художники порой сочиняли историю за нас. Это был удивительный процесс, который помог нам добраться до самой сути нашей истории».Весь фильм держится на Джун – бойкой рыжеволосой девочке со стремительным умом. Ее приключения начались, когда построенные ею у себя на заднем дворе американские горки чуть было не разрушиливесь район. «Хоть это и крайне опасно, она получает огромное удовольствие, –говорит Немец. – Джун полностью отдается тому, чем занимается, и часть ее истории заключается как раз в том, чтобы передать дух приключений. К концу фильма мы уже видим девочку, которая гораздо лучше разбирается в подъемах и спусках, неизбежных в нашей жизни». Мать Джун старается в равной мере развивать и интеллект дочери, и ее креативность. «Мама и дочканаходятся в настоящем симбиозе во всех своих занятиях, особенно в создании Волшебного парка, – замечает Аппельбаум. – Мама помогает Джун направлять ее неуемную энергию в мирное русло, поскольку та все-таки немножко слишком активна». Когда мама Джун попадает в больницу с серьезным диагнозом, безмятежное существованиеДжун словно накрывает тусклая пелена. И, поскольку ее творение напоминает ей о маме, Джун убирает Волшебный парк с глаз долой и ощетинивается при малейшем его упоминании. «Когда мамы нет рядом, Джун теряет ориентиры, – говорит Аппельбаум. – Воспоминания для нее слишком болезненны». «Порой самые радостные воспоминания причиняют боль, – замечает Немец. – Страх и неопределенность заставляют забывать о хороших вещах, и пробиться к ним бывает нелегко, – однако при этом мы учимся быть лучшей версией самих себя». Первое инстинктивное желание Джун – бежать без оглядки, однако она обнаруживает, что пока Парк не будет восстановлен, ей не удастся покинуть его пределы. «В этот момент становится ясно, что эта вселенная ее так просто не отпустит, – говорит Немец. – Ей никогда не приходило в голову, что Волшебный парк может существовать в реальности. Как это возможно? Кто все эти люди? Почему в небе так темно? И как же все это исправить? Джун придется проделать непростой путь, чтобы восстановить свою самооценку.Джунс мамой наполнили Парк целой командой животных-маскотов, придуманных с оглядкой на мягкие игрушки в комнате Джун. Каждый из них – от Орешка, суперкреативного шимпанзе-импресарио, до Греты, кабанихи-реалистки, которая держит своих товарищей в узде, – представляет какой-либо аспект, необходимый для успешного функционирования Парка. Орешек–настоящий талисман Парка. Он прирожденный артист и лидер, которому приписывают все удивительные инновации в Парке. Никто не догадывается, что источник его вдохновения – мать Джун, нашептывающая идеи своей дочери прямо на ухо ее мягкой игрушке. Немецу и Аппельбауму очень понравилось, что, хотя все полагают, будто идеи Орешку приносит ветер, на самом деле своей гениальностью он обязан восьмилетней девочке.С помощью волшебного фломастера Орешек«вписывает» замысловатые идеи Джун в жизнь, однако без ее идей Парк начинает разваливаться. В небе собирается зловещая буря, поглощающая фрагменты Парка и его радостную энергию. «Эти ребята пытаются выжить, наблюдая за постепенным исчезновением их мира, – замечает Аппельбаум. – Джун для них – воплощение надежд на то, что им удастся реанимировать и Парк, и свое счастье».Когда Тьма наступает и идеи Орешка уходят в небытие, он прячется ото всех, охваченный стыдом за свои неудачи. «Как Джун потеряла свою маму, так маскотыпотеряли Орешка, – говорит Немец. – Они растеряны, так же как и Джун. Для всеобщего исцеления Джун должна победить Тьму и вернуть Парку его суть – волшебство». В процессе работы над фильмом Орешек пережил несколько трансформаций. «У нас был вариант сделать его этаким старомодным артистом-куплетистом, – рассказывает Немец. – Потом был момент, когда мы хотели сделать его похожим на Вилли Вонку. В конце концов, мы решили, что наиболее современным будет сделать его звездой наших дней. Нам хотелось, чтобы он был похож на солиста какой-нибудь группы».Дикобраз Стив постоянно на чеку: он следит за тем, чтобы все соблюдали технику безопасности и были осторожны. Создавая образ этого колючего лесного грызуна, сценаристы знали, что этого персонажа будет озвучивать саркастичный британский ведущий шоу HBO “LastWeekTonight”, и потому многое почерпнули из его манеры вести передачу. «Мы смотрели шоу в воскресенье и уже в понедельник приходили с его голосом, звучащим в наших головах, так что, фактически, часть нашей работы уже была сделана,– рассказывает Аппельбаум. – У него совершенно особый речевой темпоритм». Для Аппельбаума работать над этим персонажем было особенно интересно. «Стив может быть вполне милым, – считает сценарист-продюсер. – С приходом Тьмы для него все переворачивается с ног на голову. Стив привык все держать под контролем, и потому теперь он несколько растерян».Бумер, большой синий медведь, чья задача – приветственно обнимать всех входящих в Парк. Его работа заключается в том, чтобы все посетители проводили время с удовольствием, однако Тьма превращает Бумера из говорливого и энергичного медведя в сонливое, боязливое и неуверенное в себе существо. «Без приходящих в Парк людей Бумер теряет смысл своего существования, – говорит Немец. – Без Орешка он утрачивает свой оптимизм, не знает чем и как заполнить образовавшуюся пустоту». Однако прибытие Джун возвращает Бумеру надежду; больше того, он считает, что именно она может быть ключом к их спасению. Грета, администратор Парка и муза Стива, изначально воспринимает новоприбывшую с подозрением. «Когда Джун рассказывает, что это она создала Парк, Грете требуется немало усилий, чтобы переварить эту мысль, – говорит Аппельбаум. – Так что прибытиеДжунпорождает некоторый раздор междумаскотами. У них очень занятная групповая динамика, за которой интересно следить на протяжении всего фильма». После того как воцаряется Тьма, главной угрозой, нависшей над Парком, является орда злобезьянок. Бывшие некогда волшебными сувенирнымиобезьянками, они регрессировали до орудия массового поражения. Злобезьянки облепляют любого, попавшего в их поле зрения, и скармливают Парк Тьме. «Они ужасны – но при этом ужасно милы», – добавляет Аппельбаум.Начиная с самого первого панорамного кадра, позволяющего оценить инженерную сметку Джун, трудно не оценить все величие Парка – даже несмотря на царящее в нем запустение. Немец и Аппельбаум придумали самый оригинальный и интересный парк, какой только мог бы родиться в воображении восьмилетки, и добавили совершенно сумасшедшие, захватывающие дух детали. Однако, чтобы воплотить в жизнь придуманные ими удивительные аттракционы, сценаристы плотно сотрудничали с художником-постановщиком Фредом Уортером.Уортер призывал свою команду выпустить на волю своего внутреннего третьеклассника и предлагать самые смелые, самые оригинальные идеи, способные прийти в голову такому ребенку как Джун. «Джун – изобретательница по натуре, и мы старались отразить это в фильме, – рассказывает Уортер. – Мы смотрели на все с точки зрения ребенка, пытаясь представить, что он посчитал бы крутым. Все должно было отличаться от существующего в реальности, но при этом до известной степени основываться на законах физики. К примеру, если в обычном парке можно встретить водяные горки, в парке волшебном должен быть Фейерверковый водопад – бурная река, состоящая исключительно из разнообразных фейерверков, спускающая посетителей по одному из склонов горы. «Она сочетает в себе элементы водяных горок и фейерверков, которые часто используются в парках в качестве заключительного аккорда, – рассказывает Уортер. – Мы отсмотрели пороги пятого уровня сложности и пытались их копировать. Кроме того, мы изучали разные типы фейерверков, чтобы задействовать их в мультфильме, так что можно сказать, что у нас все вполне реалистично».Когда авторы сценария предложили аттракцион с невесомостью, дизайнеры придумали простое, элегантное, и, наверное, совершенно логичное для детей решение. «Практически каждый из наскогда-либо фантазировал об умении летать, – рассказывает Уортер. – Джун придумывает, что если наполнить комнату гелиевыми воздушными шарами, можно будет на них парить. Вот пример того, как концепция воплощается в реальности, исполняя наши желания и мечты».Самая главная американская горка не только отличается гигантскими размерами, но и соединена мертвой петлей с чертовым колесом. «Там так много потрясающих деталей, что она становится похожа на одну из машин Голдберга – с таким же сложным причинно-следственным механизмом, благодаря которому она гораздо увлекательнее обычных американских горок».Чтобы спасти свое детище, Джун придумывает новое предназначение для многих своих творений, включая одну из жемчужин Парка – гигантского паукообразного робота. «Это моя самая любимая сцена в фильме, - говорит Аппельбаум. – Когда она заберется на самый верх и начнет отстраивать Парк с помощью этого робота, вы тоже станете отчаянно болеть за нее!».Чтобы еще рельефнее показать все подвиги Джун, создатели фильма попросили оператора по свету Мигеля ПаблосаКонтрераса сделать так, чтобы кадры походили на настоящую съемку кинокамерой. «Нам нравится думать, что Парк обладает своим собственным, уникальным характером, – говорит Контрерас. – Это не просто очередной анимационный фильм. Мы сделали так, чтобы там было ощущение естественно света, теней, мелких несовершенств реального мира. Некоторые сцены кажутся пересвеченными, другие недосвеченными. Мы представляли, где в тот или иной момент должно быть солнце, и как оно может влиять на картинку, так что незримая камера ощущается в каждом кадре. В тот момент, когда Джунпопадает в Парк, свет становится гораздо более ощутимым, цвета приобретают яркость и в целом ощущается больше тепла».Одним из завершающих аккордов в создании фильма стал подбор музыкистоль же изобретательной, как и главная героиня,способной подчеркнуть и заключенную в нем драму, и его визуальную насыщенность. Для этого пригласили лауреата премии «Оскар» Стивена Прайса, сочинившегосаундтрек для культовой картины Альфонсо Куарона «Гравитация». На этот раз ему нужно было написать музыку, вызывающую у зрителей ощущение чуда, схожее с тем, которое Джунвложила в свое детище. «Это фильм о воображении, – говорит Прайс. – Я был поражен тем, сколько творческих усилий в него заложено, и попытался передать это ощущение в музыке и погрузить в него зрителей. Если мы в зоне невесомости, там возможно все, так почему музыка должна быть обыкновенной? Надеюсь, зрители разделят это ощущение и почувствуют себя, словно они мчатся на американских горках вместе с Джун».По словам Прайса, он стремился найти музыкальную тему, которая передавала бы восторг от пребывания в Парке. «Это тематический Парк мечты, самое фантастическое, невероятное, увлекательное игостеприимное место на свете, – поясняет он. – Я использовал множество колоколов и колокольчиков, и Парк зазвучал». Однако, как замечает сам композитор, «Волшебный парк Джун» – это еще и история о том, как семья справляется с мучительной неопределенностью, так что здесь был потенциал и для эмоциональной музыки. «Все начинается с Джун и ее мамы, их совместных занятий,– говорит Прайс. – Их тема окрашена в теплые тона,но она проходит стадии от мажора к минору во время грустных сцен. Она ведет нас за собой сквозь весь фильм по мере того какДжун справляется с ситуацией».До сих пор Прайсу еще не доводилось писать музыку для анимационного фильма, и он говорит, что в полной мере насладился процессом работы над ним. «Одна из главных радостей и трудностей, связанных с анимацией, заключается в том, что все в кадре находится не просто так, а с каким-то смыслом, – говорит он. – У моей музыки для этого фильма определенная структура, и к ней я добавлял все новые детали по мере того, как обнаруживал все новые и новые нюансы в визуальной части. Две эти вещи, сложенные вместе,становятся чем-то бoльшим, нежели сумма их частей».Композитору давно хотелось поработать над фильмом, который смогли бы посмотреть его дети, и «Волшебный парк Джун» с его классической историей и насыщенной картинкой подошел для этого как нельзя лучше. «В мультфильме множество замечательных и интересных персонажей и захватывающие приключения. Там всегда найдется то, что удержит вас на плаву, если вы повесите нос. Надеюсь, зрители получат от фильма такое же удовольствие, как и я от работы над ним», – говорит композитор.Аппельбаум и Немец знали, что буду скучать по времени, проведенному в Парке чудес, однако воспоминания – это неотъемлемая часть того, что выделяет для них этот фильм среди прочих. «Волшебный парк существует в магическом пейзаже сознания Джун, а теперь и в нашем тоже – говорит Аппельбаум. – Нечасто удается поучаствовать в создании чего-то подобного с нуля – как та же Джун. Мы надеемся, что у нас получилось рассказать историю на все времена, которая будет жить и жить»Для двух соавторов создание фильма об умении рассказывать истории стало необычайно приятным опытом. «Мы постоянно играем со своей фантазией, это часть нашей работы– говорит Немец. – Нам очень повезло, поскольку она помогает нам держать эту часть нашей жизни как бы постоянно включенной. Хотя, конечно,речь не идет об учебнике рассказывания историй. Это про настоящее – настоящие моменты, настоящие уроки, настоящие вещи, которые ты изучаешь, и они остаются с тобой навсегда. Для нас большая честь, что мы можем рассказать и эту часть истории тоже».Сценаристы-продюсеры надеются, что их мультфильм напомнит зрителям важную вещь: если кто-то не может присутствовать рядом с нами, воспоминания о нем могут благотворно влиять на нас вплоть до его возвращения. «Даже в самые тяжелые времена радостные моменты и воспоминания помогают нам становиться лучшей версией самих себя, – рассуждает Немец. – Наши воспоминания – замечательная штука, которая помогает нам держаться на плаву, так что пусть они всегда буду наготове. Как говорит Джун в конце фильма, «Тьма ушла, однако, возможно, она неподалеку, чтобы напоминать нам о Свете, который нас окружает». Тьма – это часть жизни. Даже в самые удачные для нас времена бывают моменты, когда тьма маячит рядом с нами. Она нужна для того, чтобы еще больше ценить Свет».
Отзывы