«Судная ночь» представляет из себя сравнительно редкий пример медиафраншизы. У меня не вызвал изумления шумный успех оригинального фильма: очень интересным, по-настоящему актуальным (хотя и родившимся, конечно, не на пустом месте) был замысел. Парадокс заключался в том, что Джеймс ДеМонако не использовал, на мой взгляд, и половины потенциала многообещающей фабульной предпосылки. В этом смысле дальнейшее развитие темы оставалось лишь приветствовать, тем более что режиссёр-кинодраматург сосредоточился не на конкретных персонажах (членах семьи Джеймса Сэндина), а на ситуации как таковой, и по ряду соображений сиквелы оказались предпочтительнее первой части. То же, пожалуй, относится и к приквелу. Джеймсу удалось претворить в жизнь идею, с которой в своё время потерпел неудачу Джон Карпентер, намеревавшийся, начиная с «Хэллоуина 3: Сезона ведьм» /1982/, регулярно выпускать (в качестве продюсера) по хоррору, посвящённому всё новым и новым событиям, связанным с празднованием кануна Дня всех святых. Затея публике не понравилась – и пришлось вернуть из небытия Майкла Майерса… Между прочим, неслучайность возникшей ассоциации подтверждает тот факт, что в кадр ненадолго попадает рекламный плакат очередного продолжения классического слэшера, где должно состояться возвращение постаревшей Лори Строуд в исполнении Джейми Ли Кёртис.
Решение ДеМонако ограничиться написанием сценария (и, само собой, обязанностями исполнительного продюсера) не привело к снижению остроты социально-критического подтекста. Афро-американец Джерард МакМюррей участвовал в создании пронзительной (к слову, навеянной подлинным происшествием) драмы «Станция «Фрутвейл» /2013/ и подтвердил приверженность злободневной проблематике дебютной полнометражной постановкой «Горящие пески» /2017/. Данное обстоятельство пошло ленте строго на пользу, тем более что «фантастический» допуск не помешал вполне достоверно обрисовать положение вещей в таких местах, как Статен-Айленд, где у молодёжи не такая уж богатая альтернатива – где тяжело преуспеть, если ты не повязан с криминалом (особенно с уличной наркоторговлей). Вполне логично, что «Новые Отцы-основатели США», вытеснившие с арены политической борьбы прежние ведущие партии, Демократическую и Республиканскую, выбирают для дерзкого опыта именно это боро Нью-Йорка, расположенное на острове. Богачи загодя покинули территорию, а малоимущих граждан можно финансово простимулировать не просто остаться, но и – принять активное участие в намечающейся (официально санкционированной) резне…
Сложно сказать, насколько справедливы выпады кинематографистов конкретно против действующего президента Соединённых Штатов Дональда Трампа, прозрачные намёки на лозунги (1) и поступки которого, право, нельзя не уловить. Но сокровенные намерения представителей элиты угаданы, судя по всему, верно. Приходится констатировать, что идея найти изящный метод сбросить с экономики «балласт» в виде нищих, убогих, старых и беспомощных, в идеале – физически избавившись от «лишнего» населения, продвигается в массы всё более настойчиво и изобретательно. В дословном переводе название акции означает, напомним, ‘очищение’ или ‘очистка’, что даже становится поводом для грубоватой шутки: пожилая негритянка поведала подругам, что не успела добежать до уборной, и посетовала, что её кишечник тоже поучаствовал в так называемой «судной ночи». Естественно, под акцию подводится мощная «научная» база. Мол, самой природе человека свойственна жестокость – и требуется создать условия, чтобы индивиды могли выпустить пар, дав волю деструктивным импульсам, в том числе подспудной тяге к убийствам. Зато это-де заложит фундамент материального процветания и неукоснительного соблюдения законности на протяжении оставшихся 364 дней в году.
Влияние Карпентера ощущается не только в отдалённых сюжетных перекличках с немеркнущими боевиками «Нападение на 13-й участок» /1976/ и «Побег из Нью-Йорка» /1981/, да и психически неуравновешенный наркоман Скелетор, принимающийся кромсать прохожих ножом, – всё-таки не чета хладнокровному Майерсу. ДеМонако и МакМюррей разделяют идеологические воззрения мэтра, не упускавшего шанса выказать недоверие властям – воспевавшего сильных духом и, что важнее, готовых к самопожертвованию личностей. Это доктор Мэй Апдейл (признаюсь, не без удивления опознал известную актрису Марису Томей) по наивности полагает, что сумеет спрогнозировать поведение толпы, – и даже поражается, видя, что практика не подтверждает теоретические выкладки. Люди не спешат сводить старые счёты и пускать друг другу кровь, предпочитая слегка пошуметь и… собраться на вечеринку. Женщина, получившая почётное звание «Архитектора» (так сказать, «Архитектора «перестройки» на заокеанский лад»), просчиталась ровно в одном: на карту поставлено слишком много, чтобы политики пустили эксперимент на самотёк.
Думается, в стремлении авторов выставить положительным героем местного чернокожего наркобарона Дмитрия наличествует перебор. Ниа без страха бросает своему бывшему парню резонные упрёки, заявляя прямо в лицо, что он зарабатывает баснословные деньги на здоровье земляков. Тот в общем-то и не пытается отрицать очевидное… Другое дело, что на фоне беспринципных наёмников, сплошь законченных садистов (пусть садистов дисциплинированных, натренированных, сплочённых), такой тип покажется чуть ли не олицетворением нравственности и носителем активной гражданской позиции. Кульминационная перестрелка в небоскрёбе, куда отряд головорезов направился незадолго до рассвета, методично умерщвляя жильцов, и где… неожиданно получил мощный отпор, снята и смонтирована грамотно. Но твёрдая решимость Ди продолжить сражаться и дальше не должна вводить в заблуждение: поставленные партийными функционерами цели были достигнуты – и с наступлением рассвета небо над страной, по-прежнему величающей себя оплотом свободы и демократии, заволакивают тучи тоталитаризма. Как гласит народная мудрость, лиха беда начало.
__________
1 – Включая коронный, широко использовавшийся в ходе избирательной кампании («Вернём Америке былое величие»).
6
,6
2018, США, Ужасы
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Судная ночь» представляет из себя сравнительно редкий пример медиафраншизы. У меня не вызвал изумления шумный успех оригинального фильма: очень интересным, по-настоящему актуальным (хотя и родившимся, конечно, не на пустом месте) был замысел. Парадокс заключался в том, что Джеймс ДеМонако не использовал, на мой взгляд, и половины потенциала многообещающей фабульной предпосылки. В этом смысле дальнейшее развитие темы оставалось лишь приветствовать, тем более что режиссёр-кинодраматург сосредоточился не на конкретных персонажах (членах семьи Джеймса Сэндина), а на ситуации как таковой, и по ряду соображений сиквелы оказались предпочтительнее первой части. То же, пожалуй, относится и к приквелу. Джеймсу удалось претворить в жизнь идею, с которой в своё время потерпел неудачу Джон Карпентер, намеревавшийся, начиная с «Хэллоуина 3: Сезона ведьм» /1982/, регулярно выпускать (в качестве продюсера) по хоррору, посвящённому всё новым и новым событиям, связанным с празднованием кануна Дня всех святых. Затея публике не понравилась – и пришлось вернуть из небытия Майкла Майерса… Между прочим, неслучайность возникшей ассоциации подтверждает тот факт, что в кадр ненадолго попадает рекламный плакат очередного продолжения классического слэшера, где должно состояться возвращение постаревшей Лори Строуд в исполнении Джейми Ли Кёртис. Решение ДеМонако ограничиться написанием сценария (и, само собой, обязанностями исполнительного продюсера) не привело к снижению остроты социально-критического подтекста. Афро-американец Джерард МакМюррей участвовал в создании пронзительной (к слову, навеянной подлинным происшествием) драмы «Станция «Фрутвейл» /2013/ и подтвердил приверженность злободневной проблематике дебютной полнометражной постановкой «Горящие пески» /2017/. Данное обстоятельство пошло ленте строго на пользу, тем более что «фантастический» допуск не помешал вполне достоверно обрисовать положение вещей в таких местах, как Статен-Айленд, где у молодёжи не такая уж богатая альтернатива – где тяжело преуспеть, если ты не повязан с криминалом (особенно с уличной наркоторговлей). Вполне логично, что «Новые Отцы-основатели США», вытеснившие с арены политической борьбы прежние ведущие партии, Демократическую и Республиканскую, выбирают для дерзкого опыта именно это боро Нью-Йорка, расположенное на острове. Богачи загодя покинули территорию, а малоимущих граждан можно финансово простимулировать не просто остаться, но и – принять активное участие в намечающейся (официально санкционированной) резне… Сложно сказать, насколько справедливы выпады кинематографистов конкретно против действующего президента Соединённых Штатов Дональда Трампа, прозрачные намёки на лозунги (1) и поступки которого, право, нельзя не уловить. Но сокровенные намерения представителей элиты угаданы, судя по всему, верно. Приходится констатировать, что идея найти изящный метод сбросить с экономики «балласт» в виде нищих, убогих, старых и беспомощных, в идеале – физически избавившись от «лишнего» населения, продвигается в массы всё более настойчиво и изобретательно. В дословном переводе название акции означает, напомним, ‘очищение’ или ‘очистка’, что даже становится поводом для грубоватой шутки: пожилая негритянка поведала подругам, что не успела добежать до уборной, и посетовала, что её кишечник тоже поучаствовал в так называемой «судной ночи». Естественно, под акцию подводится мощная «научная» база. Мол, самой природе человека свойственна жестокость – и требуется создать условия, чтобы индивиды могли выпустить пар, дав волю деструктивным импульсам, в том числе подспудной тяге к убийствам. Зато это-де заложит фундамент материального процветания и неукоснительного соблюдения законности на протяжении оставшихся 364 дней в году. Влияние Карпентера ощущается не только в отдалённых сюжетных перекличках с немеркнущими боевиками «Нападение на 13-й участок» /1976/ и «Побег из Нью-Йорка» /1981/, да и психически неуравновешенный наркоман Скелетор, принимающийся кромсать прохожих ножом, – всё-таки не чета хладнокровному Майерсу. ДеМонако и МакМюррей разделяют идеологические воззрения мэтра, не упускавшего шанса выказать недоверие властям – воспевавшего сильных духом и, что важнее, готовых к самопожертвованию личностей. Это доктор Мэй Апдейл (признаюсь, не без удивления опознал известную актрису Марису Томей) по наивности полагает, что сумеет спрогнозировать поведение толпы, – и даже поражается, видя, что практика не подтверждает теоретические выкладки. Люди не спешат сводить старые счёты и пускать друг другу кровь, предпочитая слегка пошуметь и… собраться на вечеринку. Женщина, получившая почётное звание «Архитектора» (так сказать, «Архитектора «перестройки» на заокеанский лад»), просчиталась ровно в одном: на карту поставлено слишком много, чтобы политики пустили эксперимент на самотёк. Думается, в стремлении авторов выставить положительным героем местного чернокожего наркобарона Дмитрия наличествует перебор. Ниа без страха бросает своему бывшему парню резонные упрёки, заявляя прямо в лицо, что он зарабатывает баснословные деньги на здоровье земляков. Тот в общем-то и не пытается отрицать очевидное… Другое дело, что на фоне беспринципных наёмников, сплошь законченных садистов (пусть садистов дисциплинированных, натренированных, сплочённых), такой тип покажется чуть ли не олицетворением нравственности и носителем активной гражданской позиции. Кульминационная перестрелка в небоскрёбе, куда отряд головорезов направился незадолго до рассвета, методично умерщвляя жильцов, и где… неожиданно получил мощный отпор, снята и смонтирована грамотно. Но твёрдая решимость Ди продолжить сражаться и дальше не должна вводить в заблуждение: поставленные партийными функционерами цели были достигнуты – и с наступлением рассвета небо над страной, по-прежнему величающей себя оплотом свободы и демократии, заволакивают тучи тоталитаризма. Как гласит народная мудрость, лиха беда начало. __________ 1 – Включая коронный, широко использовавшийся в ходе избирательной кампании («Вернём Америке былое величие»).