Сложно понять, что привлекло французского режиссера и сценариста Лоррэйн Леви ("Сын другой", "Каждый хочет любить") в материале для экранизации в виде сатирической пьесы Жуля Ромена "Нок, или торжество медицины". Леви стала автором уже четвертой экранной адаптации и попыталась сместить акценты в своей "Афере доктора Нока" о благородном жулике, который дарит хорошее настроение доверчивым недолеченным аборигенам в местечке Сент-Морис в предгорьях Альп. До этого история о Ноке экранизировалась, по современным меркам, страшно давно: в 1926 году в роли Нока блистал Рене Эрвиль, в экранизации 1933 года главную роль сыграл Луи Жуве и, наконец, в 1951 году Жуве опять стал исполнителем главной роли в дебютной работе Ги Лефранка. Судя по отзывам, реплики Нока в исполнении Жуве благодарный французский народ разобрал на цитаты, поэтому смелость режиссера представить на месте афериста Нока темнокожего Омара Си ("1+1", "Шоколад") можно расценивать и как способ провести толерантную перезагрузку когда-то острого на язык и очень меткого материала. Впрочем, не обольщайтесь, "Афера доктора Нока" настолько же сказочна по содержанию, насколько водевильна по сути. Это фильм, который подобно старинному автомобилю одного из героев будет по-черепашьи медленно катиться по сюжетно-предсказуемой ленте, иногда выжимая слезу мелодрамой, а иногда и мягко высмеивать нравы французского населения.
В "Афере доктора Нока" раскаявшийся бывший мошенник получает (или достает каким-то другим, не очень законным способом) диплом врача врача в Марселе, теперь его зовут просто и ясно - Нок, доктор Нок. Практически без оборудования, какое, к черту, оборудование, когда можно просто поговорить с пациентом и узнать или намекнуть ему совершенно бесплатно о простом и вечном, о необходимости, говоря современным языком, диагностики на ранней стадии. По сюжету, Нок просто одержим деньгами и старается заработать практически на всем: на китовом жире во время плавания в Индию, на аптекаре, бизнес которого практически умирал до приезда доктора, на владелице крупной фермы, которой понравилось болеть в одиночестве в огромной кровати. Вопрос мотивов этого обаятельного стяжателя в элегантном костюме-тройке Лоррэйн Леви деликатно обходит на протяжении всего фильма, предпочитая уводить зрителя в комедийно представленные обольщение и манипуляции. Происходит самый невероятный взрыв заболеваемости в отдельно взятом кантоне, где после приезда Нока не остается ни одного пышущего здоровьем жителя и нужно ли говорить о том, что этого респектабельного эскулапа настигает шантажирующая тень из не самого светлого прошлого в этом идиллическом местечке. А ведь есть еще и любовь, которая нагрянула почти случайно и к которой открыто большое сердце этого врача оказалось совсем не готово.
Поэтому "Афера доктора Нока" благодаря Лоррэйн Леви уводит оригинал в совершенно другую плоскость, от сатиры фильм бежит без оглядки в сторону комедии, при этом действие из 20-х годов прошлого века заботливо переносится в куда менее политизированные послевоенные 50-е. Чешется или щекочется, ах, чешекочется, от этой знаковой культовой фразы фильм приобретает ту непосредственную двусмысленность, благодаря которой содержание происходящего на экране приобретает оборот даже не городской легенды. "Афера доктора Нока" - это легенда места о человеке лечащем и о людях, живущих в достатке материальном, но лишенных самого обычного внимания, поэтому, кто как не врач сможет исцелить их душевные, в первую очередь, раны. Проблема фильма Леви лежит на поверхности и создает для зрителя эффект плацебо при просмотре: нужно просто поверить и принять, что все происходящее на экране будет смешно или, в самом крайнем случае, заставит несколько раз улыбнуться. Слуга Господа, местный кюре (Алекс Лутс, "Киллер поневоле", "Пришельцы 3: Взятие Бастилии") изображен вялым идейным антагонистом для процветающего и харизматичного персонажа Омара Си, тем не менее, уничижительное изображение церковника как завистливого борца за души и сердца паствы является настоящим светлым сатирическим пятном, хранящим дух пьесы Жуля Ромена. Да и такой ли жулик, этот доктор Нок, показанный как гимн либерализму, как человек, который полностью сделал себя сам ради своей мечты служения медицине.
В другом измерении, в измерении условностей, "Афера доктора Нока" предлагается как хорошо поставленный водевиль, в котором есть галерея хорошо сыгранных характеров, поданных зрителю в абсолютно старомодном и бесхребетном ключе фильма для всех возрастов и поколений. Да, есть питающий страсть к алкоголю почтмейстер (Кристиан Эк, "День восьмой") благодаря которому в городке не остается никаких тайн, есть скучающая состоятельная вдова (Элен Венсан, "Мой Аттила Марсель"), не знающая куда еще ей вложить свои капиталы, есть классическая пара из местных фармацевтов Муске, в которой мадам Муске (Одри Дана, "Если б я была мужчиной") - ветреная и любящая пофлиртовать дама средних лет, в противопложность месье Муске (Мишель Вюйермоз, "Полночь в Париже"), абсолютному подкаблучнику. Все эти персонажи легко идентифицируются зрителем, но так ли они ему интересны даже при блестящей игре актеров. Драматическая цель фильма - показать пройдоху-врача, шарлатана Нока разваливается на части даже в одной из основных сюжетных линий, когда доктор влюбляется в малышку Адель (Ана Жирардо, "Сент-Амур: Удовольствия любви"), которая оказывается единственным трудным случаем в практике Нока и фактической жертвой в этой картине. К сожалению, одного только таланта Омара Си недостаточно, чтобы разбудить некоторых заскучавших зрителей на середине сеанса. Из сатиры Лоррэйн Леви переквалифицирует "Аферу доктора Нока" в своеобразное комедийное движение вверх по социальной лестнице, которое вязнет на каждом шагу. Даже традиционное Medice, cura te ipsum о враче, самого себя исцеляющем, просматривается в финале именно как насмешка над Ноком, который сделал счастливыми и без того здоровых людей и не смог помочь Адель, единственной больной по-настоящему.
8
,0
2017, Комедии
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сложно понять, что привлекло французского режиссера и сценариста Лоррэйн Леви ("Сын другой", "Каждый хочет любить") в материале для экранизации в виде сатирической пьесы Жуля Ромена "Нок, или торжество медицины". Леви стала автором уже четвертой экранной адаптации и попыталась сместить акценты в своей "Афере доктора Нока" о благородном жулике, который дарит хорошее настроение доверчивым недолеченным аборигенам в местечке Сент-Морис в предгорьях Альп. До этого история о Ноке экранизировалась, по современным меркам, страшно давно: в 1926 году в роли Нока блистал Рене Эрвиль, в экранизации 1933 года главную роль сыграл Луи Жуве и, наконец, в 1951 году Жуве опять стал исполнителем главной роли в дебютной работе Ги Лефранка. Судя по отзывам, реплики Нока в исполнении Жуве благодарный французский народ разобрал на цитаты, поэтому смелость режиссера представить на месте афериста Нока темнокожего Омара Си ("1+1", "Шоколад") можно расценивать и как способ провести толерантную перезагрузку когда-то острого на язык и очень меткого материала. Впрочем, не обольщайтесь, "Афера доктора Нока" настолько же сказочна по содержанию, насколько водевильна по сути. Это фильм, который подобно старинному автомобилю одного из героев будет по-черепашьи медленно катиться по сюжетно-предсказуемой ленте, иногда выжимая слезу мелодрамой, а иногда и мягко высмеивать нравы французского населения. В "Афере доктора Нока" раскаявшийся бывший мошенник получает (или достает каким-то другим, не очень законным способом) диплом врача врача в Марселе, теперь его зовут просто и ясно - Нок, доктор Нок. Практически без оборудования, какое, к черту, оборудование, когда можно просто поговорить с пациентом и узнать или намекнуть ему совершенно бесплатно о простом и вечном, о необходимости, говоря современным языком, диагностики на ранней стадии. По сюжету, Нок просто одержим деньгами и старается заработать практически на всем: на китовом жире во время плавания в Индию, на аптекаре, бизнес которого практически умирал до приезда доктора, на владелице крупной фермы, которой понравилось болеть в одиночестве в огромной кровати. Вопрос мотивов этого обаятельного стяжателя в элегантном костюме-тройке Лоррэйн Леви деликатно обходит на протяжении всего фильма, предпочитая уводить зрителя в комедийно представленные обольщение и манипуляции. Происходит самый невероятный взрыв заболеваемости в отдельно взятом кантоне, где после приезда Нока не остается ни одного пышущего здоровьем жителя и нужно ли говорить о том, что этого респектабельного эскулапа настигает шантажирующая тень из не самого светлого прошлого в этом идиллическом местечке. А ведь есть еще и любовь, которая нагрянула почти случайно и к которой открыто большое сердце этого врача оказалось совсем не готово. Поэтому "Афера доктора Нока" благодаря Лоррэйн Леви уводит оригинал в совершенно другую плоскость, от сатиры фильм бежит без оглядки в сторону комедии, при этом действие из 20-х годов прошлого века заботливо переносится в куда менее политизированные послевоенные 50-е. Чешется или щекочется, ах, чешекочется, от этой знаковой культовой фразы фильм приобретает ту непосредственную двусмысленность, благодаря которой содержание происходящего на экране приобретает оборот даже не городской легенды. "Афера доктора Нока" - это легенда места о человеке лечащем и о людях, живущих в достатке материальном, но лишенных самого обычного внимания, поэтому, кто как не врач сможет исцелить их душевные, в первую очередь, раны. Проблема фильма Леви лежит на поверхности и создает для зрителя эффект плацебо при просмотре: нужно просто поверить и принять, что все происходящее на экране будет смешно или, в самом крайнем случае, заставит несколько раз улыбнуться. Слуга Господа, местный кюре (Алекс Лутс, "Киллер поневоле", "Пришельцы 3: Взятие Бастилии") изображен вялым идейным антагонистом для процветающего и харизматичного персонажа Омара Си, тем не менее, уничижительное изображение церковника как завистливого борца за души и сердца паствы является настоящим светлым сатирическим пятном, хранящим дух пьесы Жуля Ромена. Да и такой ли жулик, этот доктор Нок, показанный как гимн либерализму, как человек, который полностью сделал себя сам ради своей мечты служения медицине. В другом измерении, в измерении условностей, "Афера доктора Нока" предлагается как хорошо поставленный водевиль, в котором есть галерея хорошо сыгранных характеров, поданных зрителю в абсолютно старомодном и бесхребетном ключе фильма для всех возрастов и поколений. Да, есть питающий страсть к алкоголю почтмейстер (Кристиан Эк, "День восьмой") благодаря которому в городке не остается никаких тайн, есть скучающая состоятельная вдова (Элен Венсан, "Мой Аттила Марсель"), не знающая куда еще ей вложить свои капиталы, есть классическая пара из местных фармацевтов Муске, в которой мадам Муске (Одри Дана, "Если б я была мужчиной") - ветреная и любящая пофлиртовать дама средних лет, в противопложность месье Муске (Мишель Вюйермоз, "Полночь в Париже"), абсолютному подкаблучнику. Все эти персонажи легко идентифицируются зрителем, но так ли они ему интересны даже при блестящей игре актеров. Драматическая цель фильма - показать пройдоху-врача, шарлатана Нока разваливается на части даже в одной из основных сюжетных линий, когда доктор влюбляется в малышку Адель (Ана Жирардо, "Сент-Амур: Удовольствия любви"), которая оказывается единственным трудным случаем в практике Нока и фактической жертвой в этой картине. К сожалению, одного только таланта Омара Си недостаточно, чтобы разбудить некоторых заскучавших зрителей на середине сеанса. Из сатиры Лоррэйн Леви переквалифицирует "Аферу доктора Нока" в своеобразное комедийное движение вверх по социальной лестнице, которое вязнет на каждом шагу. Даже традиционное Medice, cura te ipsum о враче, самого себя исцеляющем, просматривается в финале именно как насмешка над Ноком, который сделал счастливыми и без того здоровых людей и не смог помочь Адель, единственной больной по-настоящему.