Сочиненная в 1923 году пьеса видного французского писателя Жюля Ромена «Нок, или Торжество медицины» неоднократно ставилась и экранизировалась. Она до сих пор привлекает внимание, потому что это мрачная и едкая сатира, высмеивающая агрессивную рекламу и дельцов от медицины. При желании пьесу можно трактовать более широко и увидеть в докторе Ноке нацистского политика или основателя тоталитарного культа. В любом случае Нок должен вызывать ужас, а не приязнь.
Французская постановщица Лоррэйн Леви, однако, почему-то решила экранизировать «Нока» как добродушную фарсовую комедию о привлекательном центральном персонаже. Хотя поведение Нока в фильме мало чем отличается от поведения Нока в пьесе, Леви предлагает восхититься предприимчивостью мошенника, который выманивает у богатых и мнительных фермеров огромные деньги. Мол, горожанам только на пользу, что их сбережения растают. Ведь они многое узнают о здоровом образе жизни и насладятся вниманием нового доктора к их жалобам – в то время как прежний врач не доверял ипохондрикам.
Если вы думаете, что «Афера» следует традиционному шаблону мошеннических историй о плутах в маленьких городках («Герой в кульминации признает свои грехи и искупает вину, после чего его прощают»), то вы сильно заблуждаетесь. В кульминации разоблаченный Нок не произносит покаянную речь, а бросает яростные упреки, и извиняться приходится горожанам, которые полностью оправдывают обманщика в белом халате. Причем подается это без тени сатирического сарказма. Леви настаивает, что Нок – молодец, а противостоящий ему городской священник не защищает свою паству от жулика, а всего лишь завидует Ноку, потому что ограбленные и залеченные горожане меньше жертвуют на церковь и не ходят на службы.
Может быть, Нок использует выцыганенные у богачей деньги, чтобы бесплатно лечить бедняков? Нет, ничего подобного. Нок помогает одной бедной девушке, но это его возлюбленная, а не простая пациентка. О здоровье других слуг и рабочих «добрый доктор» даже не заикается. Он, как и в пьесе, откровенно признает, что его внимание к пациентам зависит только от их доходов.
Как видите, Нок предстает мерзейшим субъектом, однако Леви этого не признает. Темнокожий герой «1+1» Омар Си специализируется на обезоруживающе обаятельных персонажах, к которым зрители должны относиться с симпатией, и Нока актер играет в своем обычном стиле. Напротив, горожане предстают паноптикумом карикатурных «экспонатов» вроде вечно пьяного почтальона, эгоистичной фермерши или сексуально озабоченной провизорши, и картина уверяет, что они заслуживают «дойки» и медицинского обмана.
Объяснить логику фильма можно лишь цветом кожи главного героя: «Французы так долго издевались над африканцами, что теперь должны с благодарностью принимать любые издевательства со стороны негра». Но это логика западных ультралибералов, которая в России кажется бредом.
Отчасти нелепость сюжета «Аферы» уравновешивается остроумием картины. В фильме немало смешных и уморительных моментов в классическом французском фарсовом стиле. Однако и в этой составляющей кино есть червоточина – Леви переборщила с туалетным юмором. Кроме того, веселый настрой фильма сбивается, когда лента в последней трети повествования ударяется в трагические сантименты. При этом непонятно, зачем картине трагедия, из которой никто не извлекает никаких уроков. Может, чтобы добить зрительское настроение, которое и так испорчено поведением Нока?
8
,0
2017, Комедии
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сочиненная в 1923 году пьеса видного французского писателя Жюля Ромена «Нок, или Торжество медицины» неоднократно ставилась и экранизировалась. Она до сих пор привлекает внимание, потому что это мрачная и едкая сатира, высмеивающая агрессивную рекламу и дельцов от медицины. При желании пьесу можно трактовать более широко и увидеть в докторе Ноке нацистского политика или основателя тоталитарного культа. В любом случае Нок должен вызывать ужас, а не приязнь. Французская постановщица Лоррэйн Леви, однако, почему-то решила экранизировать «Нока» как добродушную фарсовую комедию о привлекательном центральном персонаже. Хотя поведение Нока в фильме мало чем отличается от поведения Нока в пьесе, Леви предлагает восхититься предприимчивостью мошенника, который выманивает у богатых и мнительных фермеров огромные деньги. Мол, горожанам только на пользу, что их сбережения растают. Ведь они многое узнают о здоровом образе жизни и насладятся вниманием нового доктора к их жалобам – в то время как прежний врач не доверял ипохондрикам. Если вы думаете, что «Афера» следует традиционному шаблону мошеннических историй о плутах в маленьких городках («Герой в кульминации признает свои грехи и искупает вину, после чего его прощают»), то вы сильно заблуждаетесь. В кульминации разоблаченный Нок не произносит покаянную речь, а бросает яростные упреки, и извиняться приходится горожанам, которые полностью оправдывают обманщика в белом халате. Причем подается это без тени сатирического сарказма. Леви настаивает, что Нок – молодец, а противостоящий ему городской священник не защищает свою паству от жулика, а всего лишь завидует Ноку, потому что ограбленные и залеченные горожане меньше жертвуют на церковь и не ходят на службы. Может быть, Нок использует выцыганенные у богачей деньги, чтобы бесплатно лечить бедняков? Нет, ничего подобного. Нок помогает одной бедной девушке, но это его возлюбленная, а не простая пациентка. О здоровье других слуг и рабочих «добрый доктор» даже не заикается. Он, как и в пьесе, откровенно признает, что его внимание к пациентам зависит только от их доходов. Как видите, Нок предстает мерзейшим субъектом, однако Леви этого не признает. Темнокожий герой «1+1» Омар Си специализируется на обезоруживающе обаятельных персонажах, к которым зрители должны относиться с симпатией, и Нока актер играет в своем обычном стиле. Напротив, горожане предстают паноптикумом карикатурных «экспонатов» вроде вечно пьяного почтальона, эгоистичной фермерши или сексуально озабоченной провизорши, и картина уверяет, что они заслуживают «дойки» и медицинского обмана. Объяснить логику фильма можно лишь цветом кожи главного героя: «Французы так долго издевались над африканцами, что теперь должны с благодарностью принимать любые издевательства со стороны негра». Но это логика западных ультралибералов, которая в России кажется бредом. Отчасти нелепость сюжета «Аферы» уравновешивается остроумием картины. В фильме немало смешных и уморительных моментов в классическом французском фарсовом стиле. Однако и в этой составляющей кино есть червоточина – Леви переборщила с туалетным юмором. Кроме того, веселый настрой фильма сбивается, когда лента в последней трети повествования ударяется в трагические сантименты. При этом непонятно, зачем картине трагедия, из которой никто не извлекает никаких уроков. Может, чтобы добить зрительское настроение, которое и так испорчено поведением Нока?