Серебренниковское «Лето» вышло в прокат, как фильм о начале рок-группы «Кино». Но фильм не только про Цоя, а о становлении рок-тусовки Ленинграда, ставшей в дальнейшем отечественной классикой. Если взглянуть шире, то фильм о русской ностальгии, культуре и ценностях, вновь оказавшихся на перекрестке двух дорог.
«Лето» — воспоминания вдовы Майка, Натальи. После выхода картины на большой экран участники событий критиковали кино из-за недостоверности описываемых событий. В частности, не было любовного треугольника, вокруг которого выстроен сюжет фильма.
Но все-таки это не документальный фильм. Конечно, сославшись на художественный характер ленты можно оправдать любой вымысел и клевету, но «Лето» — действительно исключение. Главный посыл фильма не то, в каких отношениях был Виктор с Натальей. Посыл сводится к самосознанию героев, их радости и горю, которые коррелируются с судьбой страны.
Цой, восьмидесятые, война в Афганистане, перестройка, гласность и начало конца — сентиментальные темы в истории нашего народа. Это поворотный этап в судьбе страны и в судьбе людей, живших в те годы. Так или иначе, каждая из тем затрагивается в картине Серебренникова под разным углом. С одной стороны — Майк, он же Михаил Науменко. С детских лет изучает английский, переводит песни западной музыкальной культуры в попытках преобразовать их под советские реалии или просто окунуться в свой собственный сладкий эскапизм. Жизнь внутри железного занавеса — мучение. Майк чувствует себя частью Запада и хотел бы ею стать, но ему нечего предложить взамен. Он не может ничего нового принести Америке или Европе, ведь там видели все.
С другой стороны Виктор. Он не желает подстраиваться под стандарты музыкальных стилей или подражать западным исполнителям. Виктор за сохранение оригинальности песен. За своеобразную самобытность и отчужденность, что идет в разрез с взглядом Майка на развитие творческого пути. Это не мешает Майку и Виктору устраивать совместные квартирники, дружить и оставаться творческими коллегами. Серебренников взаимоотношениями друзей олицетворяет вековые споры о судьбе России, заключая в итоге, что путь не так важен. Важна мечта, ценности и любовь. Эти чувства есть и в душе Виктора и Майка, и в душах наших людей. Любовь к стране, но ненависть к правительству. Бунтарство, тяга к свободе и вечный вопрос «а что наше?». Кто и какие Мы? Мы — это просто мы.
«Лето» — инновационная для российского кинематографа картина. Уверен — лучший фильм Серебренникова в его режиссерской карьере. Снятая в черно-белых тонах, картина символизирует воспоминания и ностальгию. На черно-белой пленке выделяется работа художников и монтажистов. Яркие краски промелькивают в яблоках, помидорах, платье. Простые, но дерзкие вставки подкрепляют один из ведущих лейтмотивов фильма — свободу. Нарисованные иллюстрации и музыкальные номера — умело позаимствованные элементы мюзикла. Но режиссер использует его для продвижения посыла и раскрытия личности персонажей, не превращает картину в один большой танец, а делает живой и запоминающейся. Тому же способствует умеренное преодоление четвертой стены, самоироничное «не похож» при появлении Тео Ю в роли Виктора, или «на самом деле этого не было» в фантазиях героев.
Выделяется схожая с британской стилистика. Словно смотришь «Trainspotting» Дэнни Бойла, только без наркотиков, но с теми же социальными и личностными проблемами. Поиск себя в уже не детской, но еще и не взрослой жизни. Молодость открывает врата в целый мир и одновременно возлагает груз ответственности. Тот же дух свободы и распущенности — это очень смело для российского кино. Серебренников, возможно, ненароком ссылаясь к британскому стилю и Дэнни Бойлу, сохраняет национальный дух ленты, гармонию.
Стоит сделать акцент на том, в каких условиях проходили съемки. Дело Гоголь-центра застало режиссера в разгар работы. Его этапировали из Санкт-Петербурга в Москву. Косметические доработки он проделывал уже под домашним арестом на компьютере без допуска в интернет. Выступая дирижером при постановках отдельных масштабных сцен, Серебренников лично завершил работу над фильмом. Потому «Лето» — уверенное авторское кино. Интересен и выбор актера на исполнение главной роли. Тео Ю — кореец, выросший в Германии. Тео не говорит по-русски, поэтому озвучен актером дубляжа. Но звучание роли после финального монтажа стало настолько реалистичным, что сложно отличить от настоящего произношения. Как говорил Тео на пресс-конференции: «Мало людей могут одновременно понять европейскую и азиатскую культуру».
Видимо, Серебренников увидел в нем культурный стержень, воссоединяющий Европу и Азию, как это делал Цой. Физические различия с Цоем минимизировали костюмы и специалисты по гриму. Намереваясь снять кино только для России, Кирилл Семенович не рассчитывал на международные премии, однако, картина всё-таки удостоена в Каннах приза за лучший саундтрек.
«Лето» получилось настолько живым, теплым и приятным, что не пропадет из памяти после просмотра. И теплое оно в первую очередь потому, что близко нашей культуре, истории и, как ни странно, сегодняшнему дню. Ведь для этого и создан персонаж скептика. Личность, выстраивающая критические мосты с нашим временем. Срезая целую эпоху, картина напоминает о том, что наш народ не толпа. Он ценит свободу и хочет жить счастливо. Он хочет веселиться, сотрясать улицы ночного Ленинграда, голышом танцевать вокруг костра и прыгать в воду. Наш народ вечно молод, безрассуден, но любит лето. Любит за свободу, которую несет с собой его тепло. «Лето» пробуждает желание жить, ведь звезда по имени Солнце горит не в небе, а в наших сердцах, и сейчас она загорелось чуточку ярче.
7
,6
2018, Россия, Драмы
123 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Серебренниковское «Лето» вышло в прокат, как фильм о начале рок-группы «Кино». Но фильм не только про Цоя, а о становлении рок-тусовки Ленинграда, ставшей в дальнейшем отечественной классикой. Если взглянуть шире, то фильм о русской ностальгии, культуре и ценностях, вновь оказавшихся на перекрестке двух дорог. «Лето» — воспоминания вдовы Майка, Натальи. После выхода картины на большой экран участники событий критиковали кино из-за недостоверности описываемых событий. В частности, не было любовного треугольника, вокруг которого выстроен сюжет фильма. Но все-таки это не документальный фильм. Конечно, сославшись на художественный характер ленты можно оправдать любой вымысел и клевету, но «Лето» — действительно исключение. Главный посыл фильма не то, в каких отношениях был Виктор с Натальей. Посыл сводится к самосознанию героев, их радости и горю, которые коррелируются с судьбой страны. Цой, восьмидесятые, война в Афганистане, перестройка, гласность и начало конца — сентиментальные темы в истории нашего народа. Это поворотный этап в судьбе страны и в судьбе людей, живших в те годы. Так или иначе, каждая из тем затрагивается в картине Серебренникова под разным углом. С одной стороны — Майк, он же Михаил Науменко. С детских лет изучает английский, переводит песни западной музыкальной культуры в попытках преобразовать их под советские реалии или просто окунуться в свой собственный сладкий эскапизм. Жизнь внутри железного занавеса — мучение. Майк чувствует себя частью Запада и хотел бы ею стать, но ему нечего предложить взамен. Он не может ничего нового принести Америке или Европе, ведь там видели все. С другой стороны Виктор. Он не желает подстраиваться под стандарты музыкальных стилей или подражать западным исполнителям. Виктор за сохранение оригинальности песен. За своеобразную самобытность и отчужденность, что идет в разрез с взглядом Майка на развитие творческого пути. Это не мешает Майку и Виктору устраивать совместные квартирники, дружить и оставаться творческими коллегами. Серебренников взаимоотношениями друзей олицетворяет вековые споры о судьбе России, заключая в итоге, что путь не так важен. Важна мечта, ценности и любовь. Эти чувства есть и в душе Виктора и Майка, и в душах наших людей. Любовь к стране, но ненависть к правительству. Бунтарство, тяга к свободе и вечный вопрос «а что наше?». Кто и какие Мы? Мы — это просто мы. «Лето» — инновационная для российского кинематографа картина. Уверен — лучший фильм Серебренникова в его режиссерской карьере. Снятая в черно-белых тонах, картина символизирует воспоминания и ностальгию. На черно-белой пленке выделяется работа художников и монтажистов. Яркие краски промелькивают в яблоках, помидорах, платье. Простые, но дерзкие вставки подкрепляют один из ведущих лейтмотивов фильма — свободу. Нарисованные иллюстрации и музыкальные номера — умело позаимствованные элементы мюзикла. Но режиссер использует его для продвижения посыла и раскрытия личности персонажей, не превращает картину в один большой танец, а делает живой и запоминающейся. Тому же способствует умеренное преодоление четвертой стены, самоироничное «не похож» при появлении Тео Ю в роли Виктора, или «на самом деле этого не было» в фантазиях героев. Выделяется схожая с британской стилистика. Словно смотришь «Trainspotting» Дэнни Бойла, только без наркотиков, но с теми же социальными и личностными проблемами. Поиск себя в уже не детской, но еще и не взрослой жизни. Молодость открывает врата в целый мир и одновременно возлагает груз ответственности. Тот же дух свободы и распущенности — это очень смело для российского кино. Серебренников, возможно, ненароком ссылаясь к британскому стилю и Дэнни Бойлу, сохраняет национальный дух ленты, гармонию. Стоит сделать акцент на том, в каких условиях проходили съемки. Дело Гоголь-центра застало режиссера в разгар работы. Его этапировали из Санкт-Петербурга в Москву. Косметические доработки он проделывал уже под домашним арестом на компьютере без допуска в интернет. Выступая дирижером при постановках отдельных масштабных сцен, Серебренников лично завершил работу над фильмом. Потому «Лето» — уверенное авторское кино. Интересен и выбор актера на исполнение главной роли. Тео Ю — кореец, выросший в Германии. Тео не говорит по-русски, поэтому озвучен актером дубляжа. Но звучание роли после финального монтажа стало настолько реалистичным, что сложно отличить от настоящего произношения. Как говорил Тео на пресс-конференции: «Мало людей могут одновременно понять европейскую и азиатскую культуру». Видимо, Серебренников увидел в нем культурный стержень, воссоединяющий Европу и Азию, как это делал Цой. Физические различия с Цоем минимизировали костюмы и специалисты по гриму. Намереваясь снять кино только для России, Кирилл Семенович не рассчитывал на международные премии, однако, картина всё-таки удостоена в Каннах приза за лучший саундтрек. «Лето» получилось настолько живым, теплым и приятным, что не пропадет из памяти после просмотра. И теплое оно в первую очередь потому, что близко нашей культуре, истории и, как ни странно, сегодняшнему дню. Ведь для этого и создан персонаж скептика. Личность, выстраивающая критические мосты с нашим временем. Срезая целую эпоху, картина напоминает о том, что наш народ не толпа. Он ценит свободу и хочет жить счастливо. Он хочет веселиться, сотрясать улицы ночного Ленинграда, голышом танцевать вокруг костра и прыгать в воду. Наш народ вечно молод, безрассуден, но любит лето. Любит за свободу, которую несет с собой его тепло. «Лето» пробуждает желание жить, ведь звезда по имени Солнце горит не в небе, а в наших сердцах, и сейчас она загорелось чуточку ярче.