«Лето» – тот случай, когда описание не соответствует реальному содержанию фильма и всех его преимуществ не раскрывает. Не знаю, ставил ли Кирилл Серебренников осознанную цель создать вокруг своей картины дискуссию, но это произошло. Отголоски полярных мнений, которые довелось слышать мне, такое ощущение, к самому фильму как художественному произведению не имеют отношения, а спекуляции скорее подогреты неприятной ситуацией, в которой оказался режиссер по ходу съемок, и тем фактом, что в фильме есть образ Виктора Цоя (вернее герой, персонаж), фигуры действительно культовой в отечественной рок-музыке. Признаюсь, для меня этот фильм тоже довольно личный. Сам родом из Окуловки, где вот уже 3 года как установлен памятник Виктору Цою, и набирает обороты крупнейший на Северо-Западе рок-фестиваль КИНОпробы, да и песни группы «Кино» разучивали со старшими товарищами с детства, эти тексты сопровождают нас на протяжении всей жизни и греют душу. Но фильм немного про другое.
«Лето» стоит смотреть, в первую очередь, тем, кто ценит в кино художественность, музыку, атмосферность, операторскую работу (всякий раз поражаюсь, насколько профессионально работает с камерой Влад Опельянц). Это не фильм, о который стоит ломать копья. Это не байопик про Цоя, и как раз задачи показать историю становления основателя группы «Кино» у режиссера не было. Что называется, слава Богу. Попытку экранизировать отрезок жизни выдающегося музыканта с претензией на достоверность предпринял в 2011 году Петр Буслов с фильмом «Высоцкий». Все мы помним родившийся тогда мем: «Спасибо, что не Цой». Серебренников, напротив, не стал повторять подобный опыт.
Если кратко описывать суть сюжета, нам показана жизнь людей начала восьмидесятых годов: чем жила молодежь, как и где они жили, как отдыхали, какие проблемы решали. «Лето» – это история молодости, рок-н-ролла, мирного противостояния мейнстриму, отживающей свое, но все еще тоталитарной системе через музыку. Фильм про поиск особого пути русского рока, про его обособленность, лиричность, чувственность людей, которые стояли у истоков этого музыкального направления в Ленинграде. Серебренникову удалось поймать царившее тогда настроение и передать его на пленке. На черно-белой пленке, что важно. Режиссер намеренно лишает себя возможности играть со зрителем яркими тонами, несмотря на это фильм, правда, окутывает теплотой.
Насколько убедительно актеры воплотили образы своих героев? В большинстве своем – успешно. В фильме нет как такового главного героя, но есть три основных персонажа.
Майк Науменко в исполнении Романа Билыка. Уверен, это не попытка режиссера скаламбурить, доверив роль лидера группы «Зоопарк» Роме Зверю. Доверие он полностью оправдал: не являясь профессиональным актером, создал на экране образ человека, которому веришь. Удивительно не раздражающая Ирина Старшенбаум в роли его жены Натальи также смотрится весьма органично и искренне. Тео Ю на молодого Цоя действительно очень похож, буквально фотографическое сходство; но в плане средств актерской выразительности не так хорош. На нем нет пластического грима, но его Цой смотрится немного «приплюснутым», отрешенным. Реальный Виктор Цой был поэтом, музыкантом с внутренним стержнем и струной, харизмой. Вот эти качества актеру показать не удалось. Возможно, таков был замысел режиссера: не акцентироваться на Цое. В таком случае, Тео Ю справился со своей задачей. Плюс, самого Виктора Цоя мы видели на экране в «Игле» и «Ассе», что отчасти мешает восприятию.
Лирическая (подчеркнуто – не любовная) линия, которая соединяет трех этих героев, тоже выглядит достаточно мило и емко уложена в слова Натальи: «... у нас просто детский школьный роман: гуляем, за ручку держимся; ну целуемся иногда», – нет акцента на любовных перипетиях героев.
По-настоящему важна здесь музыка. Фактическим саунд-продюсером фильма выступил Рома Зверь и работу свою сделал на совесть. Награда за лучший саундтреки и музыкальное сопровождение Каннского фестиваля тому подтверждение.
Отдельно хочу поблагодарить режиссера за художественный прием с выдуманным персонажем Скептиком и табличками «этого не было». Такой ход отлично добавляет в повествование нотки артхауса и сюрреализма.
В результате получился наиболее яркий, индивидуальный, талантливый, цельный фильм Кирилла Серебренникова. Он классно сделан и доставляет эстетическое удовольствие. «Лето» рисует образ поколения – убедительно, приятно и честно. За это можно простить некоторые допущения и неполное соотвествие реальным фактам биографии музыкантов.
Русское кино о русском роке без оконтуренного главного героя – твердая 8.
7
,6
2018, Россия, Драмы
123 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Лето» – тот случай, когда описание не соответствует реальному содержанию фильма и всех его преимуществ не раскрывает. Не знаю, ставил ли Кирилл Серебренников осознанную цель создать вокруг своей картины дискуссию, но это произошло. Отголоски полярных мнений, которые довелось слышать мне, такое ощущение, к самому фильму как художественному произведению не имеют отношения, а спекуляции скорее подогреты неприятной ситуацией, в которой оказался режиссер по ходу съемок, и тем фактом, что в фильме есть образ Виктора Цоя (вернее герой, персонаж), фигуры действительно культовой в отечественной рок-музыке. Признаюсь, для меня этот фильм тоже довольно личный. Сам родом из Окуловки, где вот уже 3 года как установлен памятник Виктору Цою, и набирает обороты крупнейший на Северо-Западе рок-фестиваль КИНОпробы, да и песни группы «Кино» разучивали со старшими товарищами с детства, эти тексты сопровождают нас на протяжении всей жизни и греют душу. Но фильм немного про другое. «Лето» стоит смотреть, в первую очередь, тем, кто ценит в кино художественность, музыку, атмосферность, операторскую работу (всякий раз поражаюсь, насколько профессионально работает с камерой Влад Опельянц). Это не фильм, о который стоит ломать копья. Это не байопик про Цоя, и как раз задачи показать историю становления основателя группы «Кино» у режиссера не было. Что называется, слава Богу. Попытку экранизировать отрезок жизни выдающегося музыканта с претензией на достоверность предпринял в 2011 году Петр Буслов с фильмом «Высоцкий». Все мы помним родившийся тогда мем: «Спасибо, что не Цой». Серебренников, напротив, не стал повторять подобный опыт. Если кратко описывать суть сюжета, нам показана жизнь людей начала восьмидесятых годов: чем жила молодежь, как и где они жили, как отдыхали, какие проблемы решали. «Лето» – это история молодости, рок-н-ролла, мирного противостояния мейнстриму, отживающей свое, но все еще тоталитарной системе через музыку. Фильм про поиск особого пути русского рока, про его обособленность, лиричность, чувственность людей, которые стояли у истоков этого музыкального направления в Ленинграде. Серебренникову удалось поймать царившее тогда настроение и передать его на пленке. На черно-белой пленке, что важно. Режиссер намеренно лишает себя возможности играть со зрителем яркими тонами, несмотря на это фильм, правда, окутывает теплотой. Насколько убедительно актеры воплотили образы своих героев? В большинстве своем – успешно. В фильме нет как такового главного героя, но есть три основных персонажа. Майк Науменко в исполнении Романа Билыка. Уверен, это не попытка режиссера скаламбурить, доверив роль лидера группы «Зоопарк» Роме Зверю. Доверие он полностью оправдал: не являясь профессиональным актером, создал на экране образ человека, которому веришь. Удивительно не раздражающая Ирина Старшенбаум в роли его жены Натальи также смотрится весьма органично и искренне. Тео Ю на молодого Цоя действительно очень похож, буквально фотографическое сходство; но в плане средств актерской выразительности не так хорош. На нем нет пластического грима, но его Цой смотрится немного «приплюснутым», отрешенным. Реальный Виктор Цой был поэтом, музыкантом с внутренним стержнем и струной, харизмой. Вот эти качества актеру показать не удалось. Возможно, таков был замысел режиссера: не акцентироваться на Цое. В таком случае, Тео Ю справился со своей задачей. Плюс, самого Виктора Цоя мы видели на экране в «Игле» и «Ассе», что отчасти мешает восприятию. Лирическая (подчеркнуто – не любовная) линия, которая соединяет трех этих героев, тоже выглядит достаточно мило и емко уложена в слова Натальи: «... у нас просто детский школьный роман: гуляем, за ручку держимся; ну целуемся иногда», – нет акцента на любовных перипетиях героев. По-настоящему важна здесь музыка. Фактическим саунд-продюсером фильма выступил Рома Зверь и работу свою сделал на совесть. Награда за лучший саундтреки и музыкальное сопровождение Каннского фестиваля тому подтверждение. Отдельно хочу поблагодарить режиссера за художественный прием с выдуманным персонажем Скептиком и табличками «этого не было». Такой ход отлично добавляет в повествование нотки артхауса и сюрреализма. В результате получился наиболее яркий, индивидуальный, талантливый, цельный фильм Кирилла Серебренникова. Он классно сделан и доставляет эстетическое удовольствие. «Лето» рисует образ поколения – убедительно, приятно и честно. За это можно простить некоторые допущения и неполное соотвествие реальным фактам биографии музыкантов. Русское кино о русском роке без оконтуренного главного героя – твердая 8.