Как известно, в этой вселенной имеются только две по-настоящему восхитительные вещи – звездное небо над нами и моральный закон внутри нас. И если вы хотите создать настоящее произведение искусства, нужно вспомнить это изречение великого философа. Так, как это сделал Джеймс Грей, снимая фильм «К звездам». Там как раз об этом.
Не самое далекое будущее. Человечество неудержимо рвется к звездам в поисках братьев по разуму и пытаясь обнаружить на окраинах Солнечной системы смысл собственного существования. К Нептуну отправлена экспедиция под командованием знаменитого астронавта Клиффорда Макбрайда, роль которого исполняет Томми Ли Джонс. Основная задача – получить ответ на вопрос: обречены ли мы на одиночество, или нас побалует приятной беседой инопланетная цивилизация. На 13-м году путешествия связь с кораблем пропадает. А спустя 29 лет после старта экспедиции Землю поражает страшнейшая электромагнитная буря, которая грозит дальнейшему существованию жизни на планете. Специалисты связывают это явление с мощным импульсом, который был отправлен источником на орбите Нептуна. Тут же вспоминают об установке, использующей антиматерию, которая была задействована в экспедиции Клиффорда Макбрайда. С этим надо что-то делать. К Нептуну отправляют сына Клиффорда – майора Роя Макбрайда, которого играет Брэд Питт. На пути к далекой планете Рой должен преодолеть трудности и опасности путешествия через ближний космос, он побывает на Луне и на Марсе. Чем закончится встреча настойчивого сына с блудным отцом? Каким образом на этот раз будет спасено человечество?
Зритель в последние годы приучен к космической кинофантастике достаточно высокого уровня, благо современные технологии позволяют дать великолепную картинку вселенских красот, инопланетной экзотики и показать в деталях самые расчудесные вундервафли. С этим у рецензируемого фильма не все в порядке. Нет, космические картинки великолепны, полюбоваться есть чем. Но вот с традиционным научно-фантастическим антуражем слабовато. Сделано вроде бы со вкусом, но скромненько, можно сказать, даже архаично. С этой точки зрения «К звездам» не стоит сравнивать со ставшей почти классической «Гравитацией». Тут, скорее, вспомнишь «Солярис». Не легендарную ленту Тарковского, конечно, а американский ремейк 2002 года. Создается впечатление, что создатели картины и не стремились перещеголять чемпионов жанра в плане внешней зрелищности. То же можно сказать и о сюжете.
Поклонники непрерывного экшена, скорее всего, будут разочарованы. За два часа экранного времени я насчитала пять непродолжительных темповых сцен. Впечатление то же самое: в космосе должны быть смертельно опасные драчки-догонялки – получите, уважаемые зрители. Сцена с гонкой луноходов вообще смотрится как дурная пародия на приключения безумного Макса. Если к этому добавить данное мимоходом пояснение – каким это чудикам пришло в голову гоняться за лунными туристами – то тут просто уши вянут. Похоже, американцы собираются воевать с жупелом мирового терроризма сотни и тысячи лет. Сомалийские пираты вышли на космические просторы.
Потом еще одна пародия. На этот раз на тему великого противостояния людей и обезьян. Почти смешно.
Перестрелка на космическом корабле – не самое безопасное занятие. А карате в невесомости как-то не впечатляет. Тоже незачет.
И, наконец, финальная сцена. Тут легкое недоумение вызывает вольное обращение создателей картины с законами природы. Они почему-то не знают, что ввиду полного отсутствия воздуха в вакууме даже мощный ядерный взрыв не может создать ударной волны. Электромагнитный импульс – сколько угодно. А вот для возникновения ударной волны требуется наличие заполняющей пустоту среды. Кстати, про законы природы. Кажется, американцам по традиции откровенно не удаются лунные съемки. Ну не могут они запомнить, что сила тяжести на естественном спутнике Земли в шесть раз меньше, чем на материнской планете!
Вроде бы, полный набор причин для провала картины. Тем не менее, «К звездам» производит сильное впечатление. Тому есть два основания: актерская игра и драматургия. Брэд Питт мог бы вытащить картину в одиночку, а тут еще Томми Ли Джонс. В финале картины дуэт просто блистает. А на протяжении большей части фильма режиссер позволяет держать долгие крупные планы персонажа Питта, превращает его буквально в говорящую голову, которая произносит продолжительные монологи морально-просветительского свойства. Казалось бы, зритель должен взвыть от негодования. Нет, смотришь, слушаешь и удовольствие получаешь.
Однако даже самый сильный актер не вытянет абсолютно пустой материал. Отсутствие драматического стержня может похоронить игру и более сильного актера, чем Брэд Питт. И вот тут создатели картины помогают своей звезде. Помнится, Борхес говорил, что вся мировая культура держится всего на нескольких сюжетах. Один из них – странствия героя. Когда-то об этом рассказывал Гомер, потом писал Джойс. Хитроумный воин Одиссей возвращается к жене Пенелопе и сыну Телемаку после многолетнего отсутствия. Множество препятствий и соблазнов встают на его пути, но любовь к близким преодолевает все преграды. Со времен Кларка и Кубрика выражение «Космическая одиссея» стало штампом, но в рецензируемой картине ее авторы нашли интересный ход. Теперь не Одиссей стремится к жене и сыну, а, совсем наоборот, выросший Телемак отправляется на поиски отца. Отношения между ними такие, что впору вспомнить уже другой античный сюжет – про Эдипа.
Если вы скажете, что наличие подобных аллюзий в современном блокбастере – вещь абсолютно неправдоподобная, то прошу обратить внимание на одну деталь. Почему в фильме Клиффорд Макбрайд расположился на орбите Нептуна? Почему именно эта планета выбрана авторами картины? Вспомните миф про Одиссея и его последнее странствие. Лаэртид вынужден был отправиться в длительное путешествие, чтобы искупить свою вину перед Посейдоном, чьим римским аналогом и выступает Нептун. Если это совпадение, то весьма показательное.
Отыгрывая эту тему, авторы фильма смогли создать настоящую кино-симфонию приближения беспощадного рока. По мере того, как космический Телемак становится ближе к межпланетному Одиссею на очередной миллиард километров, сгущается атмосфера наступления чего-то ужасного, неотвратимого, чудовищного. Зритель понимает, что добром все это кончиться не может, что традиционный хэппи-энд не промелькнет светом в конце тоннеля. И вдруг – финальные слова в исполнении блистательного Брэда Питта: я буду жить и любить. Конец. Катарсис, браво!
6
,2
2019, США, Драмы
117 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Как известно, в этой вселенной имеются только две по-настоящему восхитительные вещи – звездное небо над нами и моральный закон внутри нас. И если вы хотите создать настоящее произведение искусства, нужно вспомнить это изречение великого философа. Так, как это сделал Джеймс Грей, снимая фильм «К звездам». Там как раз об этом. Не самое далекое будущее. Человечество неудержимо рвется к звездам в поисках братьев по разуму и пытаясь обнаружить на окраинах Солнечной системы смысл собственного существования. К Нептуну отправлена экспедиция под командованием знаменитого астронавта Клиффорда Макбрайда, роль которого исполняет Томми Ли Джонс. Основная задача – получить ответ на вопрос: обречены ли мы на одиночество, или нас побалует приятной беседой инопланетная цивилизация. На 13-м году путешествия связь с кораблем пропадает. А спустя 29 лет после старта экспедиции Землю поражает страшнейшая электромагнитная буря, которая грозит дальнейшему существованию жизни на планете. Специалисты связывают это явление с мощным импульсом, который был отправлен источником на орбите Нептуна. Тут же вспоминают об установке, использующей антиматерию, которая была задействована в экспедиции Клиффорда Макбрайда. С этим надо что-то делать. К Нептуну отправляют сына Клиффорда – майора Роя Макбрайда, которого играет Брэд Питт. На пути к далекой планете Рой должен преодолеть трудности и опасности путешествия через ближний космос, он побывает на Луне и на Марсе. Чем закончится встреча настойчивого сына с блудным отцом? Каким образом на этот раз будет спасено человечество? Зритель в последние годы приучен к космической кинофантастике достаточно высокого уровня, благо современные технологии позволяют дать великолепную картинку вселенских красот, инопланетной экзотики и показать в деталях самые расчудесные вундервафли. С этим у рецензируемого фильма не все в порядке. Нет, космические картинки великолепны, полюбоваться есть чем. Но вот с традиционным научно-фантастическим антуражем слабовато. Сделано вроде бы со вкусом, но скромненько, можно сказать, даже архаично. С этой точки зрения «К звездам» не стоит сравнивать со ставшей почти классической «Гравитацией». Тут, скорее, вспомнишь «Солярис». Не легендарную ленту Тарковского, конечно, а американский ремейк 2002 года. Создается впечатление, что создатели картины и не стремились перещеголять чемпионов жанра в плане внешней зрелищности. То же можно сказать и о сюжете. Поклонники непрерывного экшена, скорее всего, будут разочарованы. За два часа экранного времени я насчитала пять непродолжительных темповых сцен. Впечатление то же самое: в космосе должны быть смертельно опасные драчки-догонялки – получите, уважаемые зрители. Сцена с гонкой луноходов вообще смотрится как дурная пародия на приключения безумного Макса. Если к этому добавить данное мимоходом пояснение – каким это чудикам пришло в голову гоняться за лунными туристами – то тут просто уши вянут. Похоже, американцы собираются воевать с жупелом мирового терроризма сотни и тысячи лет. Сомалийские пираты вышли на космические просторы. Потом еще одна пародия. На этот раз на тему великого противостояния людей и обезьян. Почти смешно. Перестрелка на космическом корабле – не самое безопасное занятие. А карате в невесомости как-то не впечатляет. Тоже незачет. И, наконец, финальная сцена. Тут легкое недоумение вызывает вольное обращение создателей картины с законами природы. Они почему-то не знают, что ввиду полного отсутствия воздуха в вакууме даже мощный ядерный взрыв не может создать ударной волны. Электромагнитный импульс – сколько угодно. А вот для возникновения ударной волны требуется наличие заполняющей пустоту среды. Кстати, про законы природы. Кажется, американцам по традиции откровенно не удаются лунные съемки. Ну не могут они запомнить, что сила тяжести на естественном спутнике Земли в шесть раз меньше, чем на материнской планете! Вроде бы, полный набор причин для провала картины. Тем не менее, «К звездам» производит сильное впечатление. Тому есть два основания: актерская игра и драматургия. Брэд Питт мог бы вытащить картину в одиночку, а тут еще Томми Ли Джонс. В финале картины дуэт просто блистает. А на протяжении большей части фильма режиссер позволяет держать долгие крупные планы персонажа Питта, превращает его буквально в говорящую голову, которая произносит продолжительные монологи морально-просветительского свойства. Казалось бы, зритель должен взвыть от негодования. Нет, смотришь, слушаешь и удовольствие получаешь. Однако даже самый сильный актер не вытянет абсолютно пустой материал. Отсутствие драматического стержня может похоронить игру и более сильного актера, чем Брэд Питт. И вот тут создатели картины помогают своей звезде. Помнится, Борхес говорил, что вся мировая культура держится всего на нескольких сюжетах. Один из них – странствия героя. Когда-то об этом рассказывал Гомер, потом писал Джойс. Хитроумный воин Одиссей возвращается к жене Пенелопе и сыну Телемаку после многолетнего отсутствия. Множество препятствий и соблазнов встают на его пути, но любовь к близким преодолевает все преграды. Со времен Кларка и Кубрика выражение «Космическая одиссея» стало штампом, но в рецензируемой картине ее авторы нашли интересный ход. Теперь не Одиссей стремится к жене и сыну, а, совсем наоборот, выросший Телемак отправляется на поиски отца. Отношения между ними такие, что впору вспомнить уже другой античный сюжет – про Эдипа. Если вы скажете, что наличие подобных аллюзий в современном блокбастере – вещь абсолютно неправдоподобная, то прошу обратить внимание на одну деталь. Почему в фильме Клиффорд Макбрайд расположился на орбите Нептуна? Почему именно эта планета выбрана авторами картины? Вспомните миф про Одиссея и его последнее странствие. Лаэртид вынужден был отправиться в длительное путешествие, чтобы искупить свою вину перед Посейдоном, чьим римским аналогом и выступает Нептун. Если это совпадение, то весьма показательное. Отыгрывая эту тему, авторы фильма смогли создать настоящую кино-симфонию приближения беспощадного рока. По мере того, как космический Телемак становится ближе к межпланетному Одиссею на очередной миллиард километров, сгущается атмосфера наступления чего-то ужасного, неотвратимого, чудовищного. Зритель понимает, что добром все это кончиться не может, что традиционный хэппи-энд не промелькнет светом в конце тоннеля. И вдруг – финальные слова в исполнении блистательного Брэда Питта: я буду жить и любить. Конец. Катарсис, браво!