— «Большинство из нас прячутся всю жизнь»
Искусство — довольно растяжимое понятие. Оно не может быть ограничено ничем кроме человеческого сознания. Хотя само сознание в конечном итоге становится ограничением не столько для реализации искусства через художественные образы, сколько для возможности восприятия его человеком. Потому как, выходя за пределы человеческой мысли искусство заканчивается только для её обладателя, но продолжается для самого себя.
Искусство — это живой организм. Оно необъятно и непостижимо. И в то же время оно ограничено настолько несокрушимыми рамками, что подвластны они могут быть только амбициям каждого из авторов в отдельности.
В этом и есть главный парадокс настоящего искусства. Его поле для открытий и граница постижения. Его вектор развития и неумолимое стремление в пропасть. Изначально создаваемое человеческим разумом, оно зарождается с надеждой открыть новые рубежи восприятия, и в итоге погибает в невозможности быть познанным до конца своим же создателем.
Однако не каждая форма искусства, которая пытается не просто казаться, а стать таковой, может быть удостоена этого звания. Во всяком случае, не в полной мере. Порой художественные произведения становятся заложниками твёрдых намерений своих авторов превзойти самих себя, что зачастую оборачивается не лучшим образом для первых. В таких случаях, будь то картина, книга, мелодия или фильм — любое произведение искусства обращается собственной копией не до конца реализованного потенциала.
Отчасти, как раз это и произошло с новой картиной Джеймса Грэя под названием «Ad Astra». Это фантастический приключенческий триллер с Бредом Питтом (что очень удачно для картины, выходящей прямиком после успеха «Однажды в… Голливуде» с ним же в касте) и Томми Ли Джонсом в главных ролях. Сюжетно, лента представленная на 76-ом Венецианском кинофестивале, рассказывает об астронавте Рое Макбрайде, который в недалёком будущем отправляется через всю Галактику, чтобы найти своего отца, бесследно исчезнувшего 20 лет назад.
«К звёздам» — очень неоднозначное кино, которое весьма сложно подвергается критическому анализу. С первого взгляда кажется, что Джеймс Грэй пытается представить зрителю собственный «Интерстеллар». Но, всё глубже погружаясь в мир картины, её сюжет, отчётливее осознавая, что этой лентой хочет сказать режиссёр, становится очевидно, что у фильма гораздо больше общего не с произведением Кристофера Нолана, а с монументальным творением Стенли Кубрика или с не менее значимым «Солярисом» Андрея Тарковского. Если вы позволите мне это сравнение.
Кадр из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея»
Безусловно, в плане художественного наполнения и влияния на всеобщую мировую культуру работа Грэя мало что может противопоставить таким художественным гигантам, как «Космическая Одиссея» или «Солярис». Но её общий посыл и корневое наполнение позволяют на их фоне выглядеть, как минимум, достойно. Ведь фильм также является глубоко философским эссе о месте человечества на необъятных просторах бездонного космоса. Правда, сжатым до масштабов одной личности.
Лейтмотивом, проходящим сквозь всю картину, является всепоглощающее одиночество. Одиночество сводящее с ума и изменяющее сознание. Фильм предстаёт одной сплошной метафорой к примирению с утратой и, что самое главное, поиску собственного мужества в попытке обрести себя через столкновение с этим одиночеством.
Джеймс Грэй всецело фокусирует повествование вокруг Роя Макбрайда – героя Бреда Питта. По ходу сюжета Грэй в наименьшей степени старается напрямую сталкивать его в конфронтации с другими персонажами. Почти всегда взаимодействие героев на экране ограничивается несколькими общими фразами или непродолжительными диалогами, заполненными не менее пустыми словами. Все основные мысли, рассуждения и идеи Грэй пропускает только через сознание главного героя, давая возможность лишь зрителю быть их свидетелем. Потому что в первую очередь фильм не об отношениях, а о самопознании.
Кроме того, словно через призму, режиссёр подсознательно проецирует сквозь сюжетную линию с отцом Роя, который не оставляет попыток найти признаки внеземной жизни, один из главных вопросов всего человеческого существования. Подобно Клиффорду, ищущему инопланетян в условиях космической эры, люди прошлых веков были заняты религиозными поисками Бога. Но, как становится ясно из фильма, никакие из этих попыток никогда не были, и не смогут быть успешны. Что, вместе с героями, подводит зрителей к мысли о принятии своего места во Вселенной.
Вместе с этим фильм ставит под сомнение необходимость открытия новых миров в принципе. Ведь зачем нам покорять новые горизонты, если за их пределами человечество всё равно построит ресторан быстрого питания или очередную «ИКЕЮ»?
Однако, несмотря на очень хорошую сюжетную основу. Вернее даже основу смысловую. По окончании просмотра создаётся недвусмысленное впечатление того, что фильм будто сам до конца не может понять, чем он хочет быть. То ли он стремится быть нишевой личностной драмой о самопознании, то ли старается ступить на поле крупномасштабного кино о космических приключениях. И хотя от первого в картине очевидно намного больше, это всё же не спасает её от ощущения того, что чего-то в ленте не хватает. Как будто Джеймс Грэй, будучи ещё и сценаристом ленты, не смог «дожать» фильм в нужных моментах.
По всей видимости, желание режиссёра не делать акцент только на личностных переживаниях главного героя, а попытаться, помимо его окружения, раскрыть и придать жизнь, существующему на фоне миру недалёкого будущего сыграло над картиной, конечно, не злую, но всё-таки шутку.
Сам мир, особенно в отсутствии Роя, выглядит довольно искусственно, а любые попытки разбавить происходящее захватывающим действом почти сразу пресекаются. Ведь даже если брать во внимание то, что для ленты это вообще не главное. Малое количество подобных сцен, способных заинтриговать, увлечь или объяснить законы мира, не даёт картине ни углубиться с головой в изучение собственной философии, ни стать захватывающим визуальным аттракционом.
Отсюда и следует, что философские рассуждения и вопросы в фильме порой раскрываются достаточно поверхностно, а моментов, которые были бы способны отвести внимание от не всегда грамотно расставленных приоритетов в повествовании оказывается недостаточно, чтобы фильм не казался затянутым.
И в итоге получается довольно тяжёлое для просмотра, вязкое, медлительное, где-то артхаусное, и в то же время даже весьма претенциозное кино. Хоть и доносящее очень правильные, важные и нужные мысли, но не способное как следует эти мысли закрепить. У фильма был куда больший потенциал для раскрытия. Однако, не исключено, что даже не отдавая себе в этом отчёт, Джеймс Грэй не смог его реализовать, попытавшись «усидеть сразу на двух стульях». И за это обиднее всего.
И хоть, как только что говорилось, фильм не становится визуальным аттракционом, как тот же «Интерстеллар» или «Гравитация», выглядит он всё равно замечательно. Именно в плане операторской работы Хойте Ван Хойтема, интересных решений движения камеры и ракурсов, постановки общих, средних и крупных планов, картину можно считать эталонным произведением.
Как объект созерцания космоса – это идеальный вариант, особенно в IMAX. Опять же, то, как показано космическое пространство в кадре, сравнимо больше с «Одиссеей» Кубрика. Космос такой же неподвижный, тихий и завораживающий. А музыка Макса Рихтера только подчёркивает всё визуальное великолепие ленты.
Говоря об актёрской игре, навряд ли стоит упоминать о ком-то кроме Бреда Питта. Томми Ли Джонс безусловно великий актёр, как и Дональд Сазерленд, но им в фильме практически нечего играть. Их появление на экране обусловлено лишь парой ситуаций. И то, в которых тот же Джонс показывает свою не самую сильную игру. То ли по сценарию ему было вовсе нечего играть, то ли он сам не особо старался – этого мы точно не узнаем.
Однако кто старался точно, так это Бред Питт. В своём моноспектакле он выложился на сто процентов. Конечно, не «Оскаровское» исполнение, но добрая треть ленты держится исключительно на актёрской игре Питта. Каждый взгляд, каждое движение мимики, каждое слово – всё заставляет верить в реальность его героя.
Что же можно сказать по итогу?
В конечном счёте, картине «Ad Astra» всё же удаётся пробраться сквозь тернии претенциозного артхауса, которым она кажется на первый взгляд, до своих заветных звёзд. И пусть, после просмотра данное определение едва ли потеряет смысл. Тем не менее, общее впечатление позволит считать ленту всё тем же космическим артхаусом, но в самом простом определении этого слова. И уже необязательно артхаусом претенциозным.
Да, в фильме идеально не всё. Отличные философские идеи здесь соседствуют со слегка медлительным повествованием. Возможности более комплексного развития мира внутри кадра перечёркиваются излишними амбициями режиссёра. А невероятной красоты визуал, порой упирается в не самые качественные элементы декораций.
Однако главное, с чем фильм должен справляться, он справляется на максимум. Он заставляет задуматься о собственном месте в жизни. Он помогает понять, что в жизни главное не цель, а то, кем вас сделает дорога к этой цели.
Безусловно, «К звёздам» - кино далеко не для всех. Но кино, способное стать откровением для многих.
6
,2
2019, США, Драмы
117 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
— «Большинство из нас прячутся всю жизнь» Искусство — довольно растяжимое понятие. Оно не может быть ограничено ничем кроме человеческого сознания. Хотя само сознание в конечном итоге становится ограничением не столько для реализации искусства через художественные образы, сколько для возможности восприятия его человеком. Потому как, выходя за пределы человеческой мысли искусство заканчивается только для её обладателя, но продолжается для самого себя. Искусство — это живой организм. Оно необъятно и непостижимо. И в то же время оно ограничено настолько несокрушимыми рамками, что подвластны они могут быть только амбициям каждого из авторов в отдельности. В этом и есть главный парадокс настоящего искусства. Его поле для открытий и граница постижения. Его вектор развития и неумолимое стремление в пропасть. Изначально создаваемое человеческим разумом, оно зарождается с надеждой открыть новые рубежи восприятия, и в итоге погибает в невозможности быть познанным до конца своим же создателем. Однако не каждая форма искусства, которая пытается не просто казаться, а стать таковой, может быть удостоена этого звания. Во всяком случае, не в полной мере. Порой художественные произведения становятся заложниками твёрдых намерений своих авторов превзойти самих себя, что зачастую оборачивается не лучшим образом для первых. В таких случаях, будь то картина, книга, мелодия или фильм — любое произведение искусства обращается собственной копией не до конца реализованного потенциала. Отчасти, как раз это и произошло с новой картиной Джеймса Грэя под названием «Ad Astra». Это фантастический приключенческий триллер с Бредом Питтом (что очень удачно для картины, выходящей прямиком после успеха «Однажды в… Голливуде» с ним же в касте) и Томми Ли Джонсом в главных ролях. Сюжетно, лента представленная на 76-ом Венецианском кинофестивале, рассказывает об астронавте Рое Макбрайде, который в недалёком будущем отправляется через всю Галактику, чтобы найти своего отца, бесследно исчезнувшего 20 лет назад. «К звёздам» — очень неоднозначное кино, которое весьма сложно подвергается критическому анализу. С первого взгляда кажется, что Джеймс Грэй пытается представить зрителю собственный «Интерстеллар». Но, всё глубже погружаясь в мир картины, её сюжет, отчётливее осознавая, что этой лентой хочет сказать режиссёр, становится очевидно, что у фильма гораздо больше общего не с произведением Кристофера Нолана, а с монументальным творением Стенли Кубрика или с не менее значимым «Солярисом» Андрея Тарковского. Если вы позволите мне это сравнение. Кадр из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» Безусловно, в плане художественного наполнения и влияния на всеобщую мировую культуру работа Грэя мало что может противопоставить таким художественным гигантам, как «Космическая Одиссея» или «Солярис». Но её общий посыл и корневое наполнение позволяют на их фоне выглядеть, как минимум, достойно. Ведь фильм также является глубоко философским эссе о месте человечества на необъятных просторах бездонного космоса. Правда, сжатым до масштабов одной личности. Лейтмотивом, проходящим сквозь всю картину, является всепоглощающее одиночество. Одиночество сводящее с ума и изменяющее сознание. Фильм предстаёт одной сплошной метафорой к примирению с утратой и, что самое главное, поиску собственного мужества в попытке обрести себя через столкновение с этим одиночеством. Джеймс Грэй всецело фокусирует повествование вокруг Роя Макбрайда – героя Бреда Питта. По ходу сюжета Грэй в наименьшей степени старается напрямую сталкивать его в конфронтации с другими персонажами. Почти всегда взаимодействие героев на экране ограничивается несколькими общими фразами или непродолжительными диалогами, заполненными не менее пустыми словами. Все основные мысли, рассуждения и идеи Грэй пропускает только через сознание главного героя, давая возможность лишь зрителю быть их свидетелем. Потому что в первую очередь фильм не об отношениях, а о самопознании. Кроме того, словно через призму, режиссёр подсознательно проецирует сквозь сюжетную линию с отцом Роя, который не оставляет попыток найти признаки внеземной жизни, один из главных вопросов всего человеческого существования. Подобно Клиффорду, ищущему инопланетян в условиях космической эры, люди прошлых веков были заняты религиозными поисками Бога. Но, как становится ясно из фильма, никакие из этих попыток никогда не были, и не смогут быть успешны. Что, вместе с героями, подводит зрителей к мысли о принятии своего места во Вселенной. Вместе с этим фильм ставит под сомнение необходимость открытия новых миров в принципе. Ведь зачем нам покорять новые горизонты, если за их пределами человечество всё равно построит ресторан быстрого питания или очередную «ИКЕЮ»? Однако, несмотря на очень хорошую сюжетную основу. Вернее даже основу смысловую. По окончании просмотра создаётся недвусмысленное впечатление того, что фильм будто сам до конца не может понять, чем он хочет быть. То ли он стремится быть нишевой личностной драмой о самопознании, то ли старается ступить на поле крупномасштабного кино о космических приключениях. И хотя от первого в картине очевидно намного больше, это всё же не спасает её от ощущения того, что чего-то в ленте не хватает. Как будто Джеймс Грэй, будучи ещё и сценаристом ленты, не смог «дожать» фильм в нужных моментах. По всей видимости, желание режиссёра не делать акцент только на личностных переживаниях главного героя, а попытаться, помимо его окружения, раскрыть и придать жизнь, существующему на фоне миру недалёкого будущего сыграло над картиной, конечно, не злую, но всё-таки шутку. Сам мир, особенно в отсутствии Роя, выглядит довольно искусственно, а любые попытки разбавить происходящее захватывающим действом почти сразу пресекаются. Ведь даже если брать во внимание то, что для ленты это вообще не главное. Малое количество подобных сцен, способных заинтриговать, увлечь или объяснить законы мира, не даёт картине ни углубиться с головой в изучение собственной философии, ни стать захватывающим визуальным аттракционом. Отсюда и следует, что философские рассуждения и вопросы в фильме порой раскрываются достаточно поверхностно, а моментов, которые были бы способны отвести внимание от не всегда грамотно расставленных приоритетов в повествовании оказывается недостаточно, чтобы фильм не казался затянутым. И в итоге получается довольно тяжёлое для просмотра, вязкое, медлительное, где-то артхаусное, и в то же время даже весьма претенциозное кино. Хоть и доносящее очень правильные, важные и нужные мысли, но не способное как следует эти мысли закрепить. У фильма был куда больший потенциал для раскрытия. Однако, не исключено, что даже не отдавая себе в этом отчёт, Джеймс Грэй не смог его реализовать, попытавшись «усидеть сразу на двух стульях». И за это обиднее всего. И хоть, как только что говорилось, фильм не становится визуальным аттракционом, как тот же «Интерстеллар» или «Гравитация», выглядит он всё равно замечательно. Именно в плане операторской работы Хойте Ван Хойтема, интересных решений движения камеры и ракурсов, постановки общих, средних и крупных планов, картину можно считать эталонным произведением. Как объект созерцания космоса – это идеальный вариант, особенно в IMAX. Опять же, то, как показано космическое пространство в кадре, сравнимо больше с «Одиссеей» Кубрика. Космос такой же неподвижный, тихий и завораживающий. А музыка Макса Рихтера только подчёркивает всё визуальное великолепие ленты. Говоря об актёрской игре, навряд ли стоит упоминать о ком-то кроме Бреда Питта. Томми Ли Джонс безусловно великий актёр, как и Дональд Сазерленд, но им в фильме практически нечего играть. Их появление на экране обусловлено лишь парой ситуаций. И то, в которых тот же Джонс показывает свою не самую сильную игру. То ли по сценарию ему было вовсе нечего играть, то ли он сам не особо старался – этого мы точно не узнаем. Однако кто старался точно, так это Бред Питт. В своём моноспектакле он выложился на сто процентов. Конечно, не «Оскаровское» исполнение, но добрая треть ленты держится исключительно на актёрской игре Питта. Каждый взгляд, каждое движение мимики, каждое слово – всё заставляет верить в реальность его героя. Что же можно сказать по итогу? В конечном счёте, картине «Ad Astra» всё же удаётся пробраться сквозь тернии претенциозного артхауса, которым она кажется на первый взгляд, до своих заветных звёзд. И пусть, после просмотра данное определение едва ли потеряет смысл. Тем не менее, общее впечатление позволит считать ленту всё тем же космическим артхаусом, но в самом простом определении этого слова. И уже необязательно артхаусом претенциозным. Да, в фильме идеально не всё. Отличные философские идеи здесь соседствуют со слегка медлительным повествованием. Возможности более комплексного развития мира внутри кадра перечёркиваются излишними амбициями режиссёра. А невероятной красоты визуал, порой упирается в не самые качественные элементы декораций. Однако главное, с чем фильм должен справляться, он справляется на максимум. Он заставляет задуматься о собственном месте в жизни. Он помогает понять, что в жизни главное не цель, а то, кем вас сделает дорога к этой цели. Безусловно, «К звёздам» - кино далеко не для всех. Но кино, способное стать откровением для многих.