Фильм является последней частью франшизы «Люди Икс», так как после перехода прав на героев к Дисней серия будет перезагружена в рамках киновселенной Марвел.После работы над картинами про Бэтмена, Супермена, Чудо-Женщину и Человека-паука композитор Ханс Циммер решил завязать с супергеройскими лентами, однако Саймон Кинберг убедил Циммера принять участие в производстве «Тёмного феникса».Это первый фильм из серии, где не фигурирует и не упоминается Росомаха. Это связано с тем, что Хью Джекман, исполнитель данной роли на протяжении 19 лет со времён выхода первой ленты про Людей Икс в 2000-ом году, несколько лет назад решил навсегда отойти от этого образа. Последним его появлением в каноничной роли можно считать фильм «Дэдпул 2» (2018), где были использованы кадры из «Люди Икс: Начало. Росомаха» (2009).Это первый фильм, связанный с Марвел, в котором принимает участие Джессика Честейн. Ранее она отказывалась от роли Майи Хансен в фильме «Железный человек 3» (2013) и от партии Хоуп Ван Дайн в «Человеке-муравье» (2015).Изначально Мистик и Магнето не должны были фигурировать в фильме.В подготовке к роли Джин Грей для этой картины Софи Тёрнер изучала психические заболевания.Действие фильма берёт своё начало в 1992 году. В этот год был выпущен знаменитый мультсериал про «Людей Икс», а их серия комиксов были перезапущена с новым дизайном костюмов.Это режиссёрский дебют сценариста Саймона Кинберга. Ранее Кинберг писал сценарии к трём другим картинам из франшизы «Люди Икс»: «Люди Икс: Последняя битва» (2006), «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014) и «Люди Икс: Апокалипсис» (2016). Примечательно, что в фильме «Люди Икс: Последняя битва» также рассказывалась история о тёмном фениксе, являющейся центральной в данной картине.О выходе продолжения в серии было объявлено ещё за три недели до выхода «Люди Икс: Апокалипсис» (2016).Первоначально третий акт картины должен был происходить в космосе. Однако уже после того, как съёмки были закончены, пришлось сменить место действия на битву в поезде и на заброшенном складе из-за «сходств с финалом другой недавно вышедшей картины Марвел».Изначально релиз фильма планировался 2 ноября 2018 года, но из-за пересъёмок в марте 2018 выход фильм был отложен на три месяца – до 15 февраля 2019, а дальше ещё на 4 месяца – до 7 июня этого же года.В то время как в США фильм был выпущен под названием «Тёмный феникс», во всём остальном мире к нему добавился заголовок «Люди Икс», куда более явно связывающий картину с данной франшизой.На роль главной злодейки рассматривалась Анджелина Джоли.Это четвёртый фильм, для которого Джеймсу МакЭвою пришлось брить голову. Первыми тремя были «Люди Икс: Апокалипсис» (2016), «Сплит» (2017) и «Стекло» (2019).Режиссёр фильма Саймон Кинберг описывает землю Геноши, где живут мутанты под предводительством Магнето, как Израиль для героя Майкла Фассбендера: «Это земля, построенная для мутантов, родина, где они являются самодостаточными и находятся в безопасности». В соответствии с происхождением Магнето, Израиль - та страна, которую евреи основали и сделали своим домом после освобождения из Египта.Южнокорейский певец и актёр Рейн должен был принять участие в ленте, но ему пришлось уйти из-за съёмок в картине «Король велосипедов Ом Бок-тон» (2019).Это один из двух вышедших в 2019-ом году фильмов по комиксам Марвел, действие которого происходит в 1990-ых годах. Первым был «Капитан Марвел».Это третья совместная работа Джессики Честейн и Джеймса МакЭвоя после лент «Исчезновение Элеонор Ригби» (2014) и «Оно 2» (2019).Производство картины завершилось в тот же день, что и производство «Дэдпул 2» (2018).Первый трейлер картины был опубликован 26 сентября 2018 года в рамках участия Софи Тёрнер в "Очень позднем шоу с Джеймсом Корденом".Режиссёр и сценарист работает над серией о Людях Икс, начиная со съёмок фильма «Люди Икс: Последняя битва» (2006 год), выступая в качестве сценариста или продюсера (а в некоторых случаях совмещая эти роли) каждой части. Некоторые эпизоды истории о Тёмном Фениксе вошли в фильм 2006 года, но спустя 10 лет пришло время показать более тёмную, мрачную и точную адаптацию, которая станет кульминацией двадцатилетней серии фильмов о супергероях. Кинберг выступил здесь не только в качестве сценариста, новый фильм стал для него режиссёрским дебютом.Стремление Кинберга снять глубоко психологический фильм о Людях Икс поддержал его партнер, продюсер Хатч Паркер, который с самого начала работал над этой медиафраншизой, сначала в качестве исполнительного директора компании «20 Век Фокс», а затем, начиная со съёмок фильма «Росомаха» (2013 год), - в качестве продюсера.Более трех лет назад Кинберг задумал создать окончательную версию саги о Тёмном Фениксе. На этом этапе производство фильма 2016 года «Люди Икс: Апокалипсис» близилось к завершению. Это был фильм-катастрофа со сложными декорациями и сногсшибательными спецэффектами, где почти не оставалось времени для изучения постоянно развивающихся отношений между мутантами. Размышляя о том, какой приключенческий фильм может логически следовать за таким масштабным блокбастером, Кинберг решил полностью изменить темп. К этому моменту медиафраншиза «Люди Икс» вышла на тот уровень, где можно было создавать что-то менее стилизованное и более смелое - жанр комикса в очередной раз доказал, что в развлекательном фильме есть место содержательным темам и глубокому проникновению в характер персонажей. Лучше всего это подтверждает вышедший в 2017 году фильм «Логан», где номинированный на премию «Оскар» Хью Джекман в последний раз играет свою знаковую роль Росомахи в захватывающей и драматичной истории о жертве и искуплении, получившей категорию R.За несколько месяцев до начала серьёзной работы над сценарием, Кинберг встретился с актрисой Софи Тернер, чтобы обсудить свои амбициозные планы создания драмы о супергероях. Тернер уже играла Джин в фильме «Люди Икс: Апокалипсис», но картина потребовала бы от звезды «Игры престолов» отдачи совершенно иного рода. «Я объяснил Софи, что её персонаж, по сути, становится шизофреником, начинает терять свою личность и в конечном итоге совмещает в себе две личности: Джин, которая становится все меньше и слабее, и Феникс, которая становится все сильнее и сильнее, - говорит Кинберг. - Я сказал актрисе, что ей придётся сыграть трагедию сумасшествия и убийства любимых людей, а также все возможные оттенки эмоциональных переживаний».С самого начала Тернер заинтересовали возможности, которые открывала перед ней сюжетная линия, и актриса загорелась желанием сыграть главную роль в новой картине. «Я была обескуражена, - говорит Тернер. - Саймон действительно хотел выдвинуть историю Джин на первый план, ведь зачастую в фильмах о супергероях реальные характеры и истории теряются за яркими, невероятными спецэффектами». «Суть истории Джин Грей/Тёмного Феникса заключается в том, что она не злодейка, но и не супергерой, которому удаётся спасти мир, и всё становится хорошо, - добавляет Тернер. - Она - один из немногих измученных и сломленных персонажей. В ней есть реализм, это больно, и ее опыт напоминает зрителям о психическом расстройстве. Это не слишком фантастично, и поэтому понятно людям. В этой истории нет разделения на чёрное и белое; это, скорее, серая зона. Это -борьба, которая близка многим, и поэтому зрителям она нравится».После первой встречи с Тернер Кинберг начал посылать актрисе материалы для подготовки к роли. «Я пошёл домой и нашёл на YouTube миллион клипов и прочих материалов о шизофрении и диссоциативном расстройстве личности и отправил их Софи, чтобы она прежде осмыслила свою роль интеллектуально, а затем уже эмоционально, - говорит Кинберг. - Она быстро переварила всё это и почти сразу вернулась ко мне со множеством вопросов и идей».Их непрерывный диалог оказал влияние на выбор Кинбергом окончательного проекта сценария. В ходе работы возникла ещё одна важная сюжетная линия, где осмысливалась роль Чарльза Ксавьера как лидера Людей Икс и невольного виновника преобразования Джин. В начале фильма у Чарльза привилегированный статус лидера мутантов и, как справедливо заметила Рэйвен, он наслаждается этим, хотя этот персонаж редко выходит на передний план. «Мне хотелось исследовать множество проблем, которые никогда раньше не затрагивались в таких фильмах: например, Чарльз создал команду супергероев «Люди Икс», названную его именем, - говорит Кинберг. - Этот парень живет в особняке, не выходит из него и подвергает опасности других людей, многие из которых довольно молоды. Я хотел поднять эту проблему и рассмотреть её с разных сторон. Не последнюю роль здесь играет эго и присущие ему патриархальные, патерналистские качества. В нашу эпоху это не может остаться незамеченным, хотя в течение многих десятилетий существования комиксов и вот уже два десятилетия показа фильмов никто не обращал на это никакого внимания».Актеру Джеймсу МакЭвойю, который сыграл Ксавьера в трёх более ранних фильмах о Людях Икс, было очень интересно исследовать новые стороны своего персонажа. «В этом фильме Чарльз начинает получать удовольствие от шумихи, поднятой вокруг его персоны, - говорит МакЭвой. - Он появляется на обложке журнала Time. Он представляет Людей Икс на публичном уровне и принимает поздравления за выполненную ими работу. Этот парень пожимает руки президентам на красных дорожках. Он очень похож на отца, который любит своих детей и считает, что они способны достигнуть больших высот. Это звучит неплохо, но есть один недостаток: если команда не достигает этих больших высот и не оправдывает ожиданий, возложенных на неё миром, то Чарльз считает, что это как-то плохо отражается на нем».Когда Чарльз игнорирует опасения Рэйвен относительно межзвёздной спасательной миссии и отправляет команду в космос, судьба Джин предрешена. Более того, когда Джин узнаёт, что Чарльз блокировал её сознание, чтобы защитить от болезненных воспоминаний о прошлом, она чувствует себя преданной, что ещё больше разжигает в ней склонность к насилию. «Джин возвращается на Землю, мучимая любопытством и желанием найти те недостающие части своей жизни, которые Чарльз скрыл от нее, - говорит МакЭвой. - Когда она понимает, что сделал Чарльз, в ней зарождается чувство праведного гнева - вместо того, чтобы позволить ей осознать и оставить в прошлом трудное детство, Чарльз унизил её достоинство, заблокировав воспоминания. Когда травма снова дает о себе знать, она только увеличивает тёмную силу внутри Джин».Эти события вызывают конфронтацию, которая приводит к гибели Рэйвен. Кинбергу нелегко было решиться на убийство персонажа, но он чувствовал, что крайне важно правильно рассказать историю персонажа и воспроизвести конфликт между Чарльзом и Хэнком (Николас Холт) и Эриком Леншерром (Майкл Фассбендер). «Когда я задумывал фильм, я понимал, что необходимо найти эмоционально сокрушительное событие, которое бы раскололо Людей Икс и заставило защитников Джин задавать вопросы ей и друг другу, - говорит Кинберг. - Мне казалось, что это должна быть смерть персонажа, и я быстро остановил выбор на Рэйвен из-за её отношений с Эриком, Чарльзом и Хэнком. У неё были романтические отношения с Эриком и Хэнком. Для Чарльза она была как сестра. Её убийство должно было оказать наибольшее эмоциональное воздействие на большинство персонажей. А зрителям давали понять, что с персонажем может случиться всякое. Все подвергаются опасности». Паркер добавляет: «Оказалось, если вы хотите преодолеть серьёзный семейный кризис, нужно быть готовым пролить кровь и почувствовать последствия. Рэйвен первой была готова задавать неудобные вопросы Чарльзу и подвергать сомнению его мировоззрение, хоть немного заглянуть за его внешний лоск. Рэйвен первой уличила Чарльза в высокомерии, первой бросила ему вызов, и первой стала жертвой. Именно тревога заставляет ее идти на разговор с Джин и приводит к смерти».Персонаж Честейн, инопланетянка в человеческом обличье, которая жаждет власти и усиливает и без того сверхъестественные способности Джин, вскоре берёт Джин под свою опеку и становится совершенно другим наставником, чем когда-то были Рэйвен или Чарльз. Она призывает Джин поддаваться своим тёмным порывам и подчинять низших существ. Какова конечная цель персонажа? Уничтожить всех людей на планете, чтобы инопланетная раса смогла заселить Землю и обрести новый дом. «Когда мы с Саймоном впервые обсуждали моего персонажа, мне казалось, что это – человек, эмоционально отстраненный от происходящего, - говорит Честейн. - Она в 1000 раз умнее всех на этой планете. Она приходит на планету, изучает человеческие существа и делает вывод, что это бактерии. Они подобны раковой опухоли. Они вредят не только себе, но и планете. Они - жадные потребители. Она понимает, что бактерии нужно уничтожить. Она не видит в этом зла. Она делает это не из мести. Она считает, что делает это для общего блага». Кинберг написал эту роль специально для Честейн; они стали добрыми друзьями после совместной работы над фильмом Ридли Скотта «Марсианин» (2015 год), который продюсировал Кинберг. «Когда я размышлял об этой роли, я видел необыкновенно сильный персонаж, который помог Джин использовать пугавшую её власть и сделал это хитро и искусно, учитывая эти нюансы, я не мог представить в этой роли никого, кроме Джессики, - говорит Кинберг. - Я прописал в этой роли вещи, которые, по моему мнению, апеллировали к ней как к актрисе. Необходимо было сыграть интригующую драму; кроме того, поднимались некоторые феминистские и политические вопросы, и я подумал, что это будет близко Джесс. Я подумал, что она справится с этим очень хорошо и без излишней педантичности».Когда Кинберг работал над сценарием, ему впервые пришла идея взять камеру и заняться режиссёрской работой. Это было естественно для сценариста и продюсера, который постоянно присутствовал на съемках картин «Люди Икс: Последняя битва», «Люди Икс: Первый класс», «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и «Люди Икс: Апокалипсис», а также фильмов «Дэдпул» и «Логан». «Я чувствовал, что хочу быть режиссёром, - говорит он. - Я очень долго жил в этой вселенной, но я ждал сюжета, который бы идеально подошёл мне. Когда я погрузился в процесс и начал размышлять над темами фильма, я почувствовал глубокую эмоциональную связь с сюжетом. Мне стало казаться, что только я смогу поставить его правильно, и я обязан это сделать. Иначе это было бы сравнимо с ситуацией, когда ты рожаешь ребёнка и отдаёшь его незнакомому человеку - я не мог этого представить».Благодаря участию в постановке фильма Кинберг смог задать общее направление и атмосферу картины, т.е. создать визуальную основу сюжета в реальном мире и направить игру актеров на съемочной площадке. Цель заключалась в создании более смелого, более рискованного, более напряжённого, более эмоционального фильма из серии «Люди Икс», а также более ориентированного на персонажей и более человечного, чем все снятые ранее. В то время как Люди Икс изо всех сил пытаются смириться с поступком Джин и её новой сущностью, старые связи рвутся, и возникают новые союзы. Но, в конце концов, чтобы спасти Джин Грей и галактику, Люди Икс должны найти способ преодолеть разногласия и работать вместе для общего дела. «Мы надеемся, что тема разделения и последующего сближения Людей Икс вселяет оптимизм по поводу нашей способности выживать и объединяться благодаря самым страшным и разрушительным испытаниям, - говорит Кинберг. - Любое объединение делает нас сильными, независимо от того создаём ли мы приёмную или настоящую семью». «Мои любимые фильмы ставят перед аудиторией провокационные, эмоциональные вопросы, - продолжает Кинберг. – Лента поднимает важнейшие насущные вопросы - в какой момент мы готовы отпустить любимого человека? Или его нужно удерживать всегда, любой ценой, даже на свой страх и риск? Я не уверен, что могу ответить на этот вопрос, но если бы мне его задали, я бы сказал: никогда не отрекайтесь от людей, которых вы любите».Паркер, участвовавший в съёмках с 2000 года, признался, что опыт создания полного круга медиафраншизы был и горьким, и сладким одновременно. «На съёмках первого фильма мы смогли задать атмосферу, которая, по мнению многих, никак не соответствовала существовавшим на тот момент фильмам по мотивам комиксов», - говорит Паркер. «Это был переломный момент, на мой взгляд. С тех пор фильмы по мотивам комиксов стали интересной и плодотворной основой. Мне кажется, мы только начинаем понимать, какое разнообразие сюжетов можно создать на основе этих миров и с этими персонажами. Я рад, что смог принять участие в этой работе, и уверен, что она будет продолжаться и после нас».Тематика, атмосфера и художественное оформление картины значительно отличаются от всех предыдущих фильмов этой серии. «Почти двадцать лет мы создавали фильмы из серии «Люди Икс» в определенном стиле, теперь пришло время его изменить, - говорит Саймон Кинберг. - Я чувствовал, что этому сюжету соответствует более суровая атмосфера, поскольку я хотел создать более напряжённую, интимную и личную картину. Моя задача состояла в том, чтобы объяснить команде, что мы снимаем картину, полностью отличающуюся от всех фильмов серии «Люди Икс», которые были раньше. Новый фильм должен быть более реалистичным, более близким зрителю и в то же время более провокационным». «Это мой третий фильм из серии «Люди Икс, - добавляет Тодд Хэллоуэлл, продюсер картины. - Саймон хотел найти совершенно новый подход. Он сказал, что чем более реалистичный мир мы создадим, тем лучше для сюжета. Мы пытались применить именно такой подход, и это повлияло на художественное оформление, сценографию, дизайн костюмов, реквизит и всё остальное. Это стало нашей общей мантрой».Фильм был снят за шесть месяцев; съёмки начались весной 2017 года и проводились в Монреале и его окрестностях. Художник-постановщик Клод Паре («Оно», «Восстание планеты обезьян») применил реалистичный подход, который Кинберг хотел закрепить созданием более меланхоличной атмосферы фильма. «Мы начали обсуждение фильма с того, что хотим сделать его реалистичным, - говорит Паре. - Мы хотели, чтобы палитра была темнее, не такой красочной, как в предыдущих фильмах. У Саймона намётанный глаз - он очень хорошо знает, как все должно выглядеть». «Клод вдохновенно создает новые миры как реальные, так и воображаемые», - говорит Кинберг. - Это могут быть чужие планеты или бедный пригород, - Клод будет работать над ними с одинаковой дотошностью. С самого начала я сказал Клоду, что хочу создать этот мир в реальности. Я не хотел использовать хромакей или устанавливать расширения и создавать фальшивый мир. Я хотел, чтобы актеры могли прикасаться к декорациям, что позволит и зрителям воспринимать сюжет тактильно, более непосредственно, как бы в реальности».Перед Паре стояла задача построить квартал, где прошло детство Джин. Она возвращается на небольшую улочку, чтобы разгадать загадку своего прошлого, но именно здесь начинается противостояние между Джин и Людьми Икс, в результате которого погибает Рэйвен. «Одна из моих любимых декораций — это район, где жила Джин, - говорит Кинберг. - Это - шесть небольших домов, за которыми улица поворачивает и заканчивается шатким мостом. Каждый дом обладает своей индивидуальностью, свойственной людям, которые в нем живут — это рыбак, водитель грузовика, злая супружеская пара. У каждого было точное представление о том, кем были эти персонажи, как выглядят их лужайки и какие игрушки или мусор могли бы быть вокруг их домов. Все эти детали создавались ради персонажей, актеров и зрителей».Улица была построена полностью с нуля. «Мы начали с площадки, засыпанной гравием, - говорит Паре. - Мы создали район, в котором проживает средний и низший класс. Я захотел сделать там мост, чтобы показать, что люди проезжают мимо, не останавливаясь. На другом конце моста я задумал эту площадку с электротехническими сооружениями, опорами, вышками и проводами. Мы заасфальтировали дорогу, но к участкам вели дорожки из гравия без тротуаров. Все дома были предварительно подготовлены в мастерской, и мы собрали их на месте. Команда декораторов провела великолепную работу, протянув над каждым из домов электрические провода, проложив кабели, желоба и все остальное. Это было просто невероятно».Столько же усилий было потрачено на создание вымышленной страны Геноша, островного государства, где Эрик Фассбендера мирно живет среди изгнанных мутантов, включая двух новых персонажей, Селену (Кота Эберхардт) и Красный Лотос (Эндрю Стелин). Коммуна была построена примерно в часе езды от центра Монреаля. «Это убежище для мутантов, которым больше некуда идти», - объясняет Фассбендер. - Здесь классическая атмосфера коммуны - самодостаточные люди, живущие вне системы».Когда власти отслеживают путь Джин до Геноши, убежище становится местом противостояния воли Эрика и воли Джин; Эрик был ошеломлен, когда увидел, на что способна Джин. Экшн-сцена, по сути, представляет собой ожесточённую психическую войну за военный вертолет, большая часть которой была разыграна в действительности. Второй режиссёр и постановщик трюков Гай Норрис («Безумный Макс: Дорога ярости») занимался координацией деталей съёмочных планов. «Я рассматривал процесс как съёмку военного фильма, в котором, как оказалось, есть супергерои, поэтому при постановке трюков и работе с камерой я, насколько это было возможно, ориентировался на реальность», - говорит Норрис. «На земле находился настоящий вертолет, а вокруг него происходили взрывы, - говорит Кинберг. - Самое невероятное состояло в том, что вертолет, за который борются Майкл и Софи, был настоящим; он опускался и поднимался, летал взад-вперёд». Вертолет весом около 4000 фунтов был подвешен на тросе и удерживался на высоте с помощью двух стрел подъёмного крана, которые были цифровым способом удалены из кадра во время монтажно-тонировочного периода производства. «Вертолёт направляли к Софи, когда она побеждала, или к Майклу, когда он выигрывал битву за контроль над этим вертолетом, - говорит Кинберг. - Они имели дело с настоящим вертолетом и запрыгивающими в него людьми. Иногда это происходило в 10 или 15 футах от Майкла Фассбендера. Это все по-настоящему».Фассбендер участвовал в другой захватывающей экшн-сцене, при съёмке которой воспроизводили внешний вид Пятой авеню. Магнето (Эрик) и Зверь (Хэнк) полны решимости отомстить Джин за убийство Рэйвен; они проникают в посольство, где она прячется с инопланетным существом, которое играет Джессика Честейн. Чтобы ворваться в здание, Магнето поднимает поезд метрополитена, который проходит под улицей, и использует его, чтобы проложить путь в посольство. «Мы построили всю нью-йоркскую улицу в павильоне синхронной съёмки, чтобы можно было контролировать действие и организовывать взрывы, - объясняет Кинберг. - Это была довольно сложная сцена фильма. Момент, когда Майкл входит в посольство и позади него происходит крушение вагона поезда, происходил в реальности. Вагон на платформе — это настоящий вагон метро, который едет на довольно большой скорости прямо позади Майкла Фассбендера, а стена позади него взрывается. В конечном итоге он остановился в нескольких дюймах от актёра. Мы не ожидали, что стена рухнет над его головой, но на него с обеих сторон упали обломки. Майкл Фассбендер не дрогнул и даже не моргнул, потому что он очень крутой. И, слава Богу, что он этого не сделал, потому что у нас была только одна попытка, чтобы снять эту сцену».Даже в самые сложные моменты съемок Кинберг сохранял хладнокровие, что особенно впечатлило Хатча Паркера в начинающем режиссёре. «Я был очень поражен тем, насколько ему комфортно в этой роли, потому что переходить от сценарной работы или продюсирования к режиссуре очень трудно - по крайней мере, для некоторых, - говорит Паркер. - Кинбергу помогло то, что он очень давно работал с этим материалом, а также то, что он продюсировал многие из этих фильмов. Он всегда был на месте и в гуще событий. Он хорошо знаком с персонажами и особенно с актерами. Он чувствовал себя по-настоящему комфортно и уверенно. Он просто кайфовал от происходящего, и это - очень хороший знак».Кинберг тоже говорит, что чувствовал себя уверенно, так как знал, что подобрал хороших специалистов для каждой работы. Помимо Паре, режиссер работал с художником по костюмам Даниэлем Орланди («Логан»), который создал все образы персонажей и новую униформу для Людей Икс. «Мы долго работали над созданием подходящей формы - я хотел, чтобы она соответствовала комиксам о Людях Икс, - говорит Орланди. - Мы взяли и подробно изучили пару комиксов, обратили внимание на покрой и графику некоторых костюмов. Мы хотели, чтобы они были очень современными и очень простыми».Лауреат премии «Оскар», оператор-постановщик Мауро Фиоре («Аватар», «Тренировочный день»), стремился помочь Кинбергу добиться реалистичного изображения, которое сценарист и режиссёр задумал для фильма. Именно поэтому в фильме много ручной операторской работы, чего не было ни в одной из предыдущих частей медиафраншизы. «При съёмке предыдущих фильмов «Люди Икс» - как и большинства других крупномасштабных голливудских картин и фильмов по мотивам комиксов - как правило, использовались ретуширование кадра, краны и операторские тележки - и всё выходило гладко, - говорит Кинберг. - Здесь камера не закреплялась неподвижно; персонажи на съёмочной площадке движутся, и камера тоже немного движется вслед за ними. Это создает впечатление реалистичности, о которой мы говорили на съемочной площадке. Такое ощущение, что во всем присутствует доля несовершенства. Больше всего зрители почувствуют это в экшн-сценах, но даже в сценах диалогов чувствуется дыхание персонажей».По рассказам номинанта на премию «Оскар», постановщика визуальных эффектов Фила Бреннана («Логан», «Белоснежка и Охотник»), той же эстетики придерживались и во время монтажно-тонировочного периода производства ленты, когда дело дошло до завершения экшн-сцен в космосе и в центре Манхэттена. «Большая сцена сражения Людей Икс, которые используют свои сверхспособности в многолюдном Нью-Йорке, это то, чего не было в предыдущих фильмах о Людях Икс – то, как это влияет на простых людей, - говорит Бреннан. - Это просто ужасает».Однако одна из самых важных задач, стоявших перед Бреннаном, заключалась в создании так называемого эффекта Феникса - света, который излучает кожа Джин Грей, когда в ней доминирует потусторонняя сила. «Мы потратили очень много времени на создание эффекта Феникса, пытаясь все правильно осмыслить, - говорит Бреннан. - По мере развития событий фильма эффект Феникса проявляется в различных формах и с разной степенью интенсивности. Первые намеки на эффект Феникса довольно тонкие. К концу фильма, когда эффект Феникса проявляется в полную силу, он намного интенсивнее. Он влияет на её кожу, глаза, все проявления её эмоций». «Он также существенно влияет на воздух вокруг неё, - продолжает Бреннан. - Появляются компоненты типа ударной волны. Появляются компоненты частиц. Конечно, появляется дым, огонь и пламя - почти эффект внутренней лавы. Он состоит из множества частей, которые собираются вместе и создают полный эффект Феникса. Но всё это связано с эмоциями Джин».Созданию неоспоримого художественного эффекта фильма способствовала замечательная музыка Ханса Циммера. Произведение композитора-лауреата Оскара стало неоценимым вкладом в картину, усилив глубокое чувство тревоги, лежащее в основе сюжета; благодаря музыке, зрители получат огромное удовольствие от фильма и будут глубоко тронуты необычной историей Джин Грей. «Мне нравится, что созданная им музыка иногда почти перестаёт быть музыкой, а становится просто звуком, - говорит Кинберг о Циммере. - Она не вибрирующая и не комфортная. Она проникает прямо под кожу. Она очень эмоциональна, когда это необходимо, но без сентиментальности. Это - именно та музыка, которая была нужна нам для этого фильма».
Отзывы