После коммерческого успеха типичного самурайского фильма «Дзатоити» (в нашем прокате назвали вообще мудрёно: «Затоiчи») Такэси Китано впал, по всей видимости, в состояние творческой растерянности. Иначе никак не объяснить появление таких лент, как «Разные Такэси» (у нас - «Такешиз») и особенно «Банзай, режиссёр!», которая оказалась самой худшей за всю карьеру этого постановщика. Практически в данных картинах Китано продемонстрировал воочию, что абсолютно не знает: какое кино теперь надо ему снимать? Он наугад перебирает один жанр за другим, пробуя рассказать какие-то истории даже не в свойственной себе манере, попутно иронизируя над тем, что неотделим в чьём-то представлении от образов жестоких полицейских и ещё более безжалостных якудз.
Кстати, начало фильма «Разные Такэси» в определённой степени повторяет тот замысел, который возник у Такэси Китано сразу после съёмок «Сонатины», одной из его лучших лент, когда автору захотелось всё-таки отстраниться и ещё по-своему «остранить» ситуацию, когда имидж «крутого человека» как бы переносится с экрана уже в реальную жизнь творца, а он сам чувствует собственную расколотость на различные ипостаси, порой прямо противоположные. И после этого казалось, что немало посмеявшись над стереотипным восприятием тех, кто исполняет роли членов преступных кланов (ещё раз Китано вернётся именно в комедийном ключе к теме существования якудз в современном японском обществе в картине «Рюдзо и семеро бойцов», где бывшие бандиты - это довольно жалкие старички на пенсии), режиссёр, сценарист и актёр в одном лице больше не станет обращаться к давно отработанному материалу.
И действительно - что можно найти нового и необычного в трактовке персон крупных и мелких участников местных ОПГ, соперничающих между собой в личном плане, а также борющихся за сферы влияния?! Трудно сказать, рассчитывал ли сам Такэси Китано, когда приступил в 2010 году к работе над «Беспределом», что в итоге создаст за семь лет единую трилогию, своеобразную криминальную сагу о мире якудз, которая неизбежно будет сопоставляться и с тремя сериями «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы, и с четырёхчасовым (если иметь в виду самую полную версию) фильмом «Однажды в Америке» Серджо Леоне, и с гонконгскими лентами: тремя частями «Двойной рокировки» и двумя «Выборами».
Между прочим, три «Беспредела» больше соотносятся с гангстерскими творениями Джонни То, поскольку воссоздают потайную механику действия криминальных группировок, начинающих активно вмешиваться в общественную и даже политическую жизнь страны, сращиваясь не только с полицейскими структурами, но и с представителями крупного бизнеса, а также с деятелями из высших эшелонов власти. И самое интересное - подобные преступные кланы во многом организованы и продолжают функционировать именно как сообщества связанных (или же повязанных - кому как нравится!) между собой тесными узами взаимных обязательств и принятых кодексов поведения, которые нередко выдаются в качестве эффектных и вполне красивых клятв, однако нарушаемых без зазрения совести тогда, когда это требуется в интересах партии, то бишь криминальной семьи, где есть названные братья и отцы вместо крёстных патриархов. Преданность всей организации и персонально - её руководителям вовсе ничего не значит, если надо произвести тотальную чистку рядов, вплоть до главы клана. И все эти чинные собрания, выборы-перевыборы, заседания своего рода Политбюро, когда решается, кого следует отстранить и вообще устранить физически, похожи на «террариумы единомышленников», готовых в любой момент к борьбе за собственное выживание.
Пожалуй, отличие китановских «Беспределов» заключается в том, что его основной персонаж по имени Отомо, присутствующий во всех сериях, вроде бы является типичным «человеком Системы», но по мере развития действия выясняется трагическое одиночество, несомненное сиротство, крайний индивидуализм и безнадёжное отчаяние того, кто может постоять только за самого себя, поскольку все остальные запросто способны подставить и предать. Это ярко демонстрируют завершающие эпизоды второй и третьей частей (кстати, российское прокатное название «Последний беспредел» не очень-то верное - в оригинале это звучит как музыкальный рефрен: «Беспредел: Кода», что лучше было бы перевести так: «Беспредел: Финал»), когда Отомо совершает вроде бы алогичные, экстраординарные, вызывающие поступки. Но именно они выражают истинную сущность этой неоднозначной, для многих неудобной, принципиально не вписывающейся ни в какие рамки, порою неадекватной, но чрезвычайной искренней и правдивой по отношению лично к себе человеческой персоны.
Отомо - подлинный герой настоящей трагедии, словно инициированной им самим, поскольку он фактически бросает свой вызов не столько «соратникам по ОПГ» и даже не криминальному миру в целом, не знающему иных способов существования, кроме как ненасытного добывания денег и оголтелого насилия. Казалось бы, и персонаж Такэси Китано - тот ещё «отморозок», выдумывающий изощрённые методы убийств, мстящий так, что мало не покажется. Но в нём есть неустранимый надлом, бесконечная тоска по чему-то несбыточному, будто из горних пределов. И как бы случайный и бесполезный кадр-послесловие, впечатанный в финальные титры третьей серии «Беспредела», перекликается с пронизанными внезапной поэзией сценами на Окинаве в «Сонатине». Вот достойная кода для абсолютно одинокого человека среди всех этих названных братьев и отцов!
7
,4
2017, Япония, Криминал
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
После коммерческого успеха типичного самурайского фильма «Дзатоити» (в нашем прокате назвали вообще мудрёно: «Затоiчи») Такэси Китано впал, по всей видимости, в состояние творческой растерянности. Иначе никак не объяснить появление таких лент, как «Разные Такэси» (у нас - «Такешиз») и особенно «Банзай, режиссёр!», которая оказалась самой худшей за всю карьеру этого постановщика. Практически в данных картинах Китано продемонстрировал воочию, что абсолютно не знает: какое кино теперь надо ему снимать? Он наугад перебирает один жанр за другим, пробуя рассказать какие-то истории даже не в свойственной себе манере, попутно иронизируя над тем, что неотделим в чьём-то представлении от образов жестоких полицейских и ещё более безжалостных якудз. Кстати, начало фильма «Разные Такэси» в определённой степени повторяет тот замысел, который возник у Такэси Китано сразу после съёмок «Сонатины», одной из его лучших лент, когда автору захотелось всё-таки отстраниться и ещё по-своему «остранить» ситуацию, когда имидж «крутого человека» как бы переносится с экрана уже в реальную жизнь творца, а он сам чувствует собственную расколотость на различные ипостаси, порой прямо противоположные. И после этого казалось, что немало посмеявшись над стереотипным восприятием тех, кто исполняет роли членов преступных кланов (ещё раз Китано вернётся именно в комедийном ключе к теме существования якудз в современном японском обществе в картине «Рюдзо и семеро бойцов», где бывшие бандиты - это довольно жалкие старички на пенсии), режиссёр, сценарист и актёр в одном лице больше не станет обращаться к давно отработанному материалу. И действительно - что можно найти нового и необычного в трактовке персон крупных и мелких участников местных ОПГ, соперничающих между собой в личном плане, а также борющихся за сферы влияния?! Трудно сказать, рассчитывал ли сам Такэси Китано, когда приступил в 2010 году к работе над «Беспределом», что в итоге создаст за семь лет единую трилогию, своеобразную криминальную сагу о мире якудз, которая неизбежно будет сопоставляться и с тремя сериями «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы, и с четырёхчасовым (если иметь в виду самую полную версию) фильмом «Однажды в Америке» Серджо Леоне, и с гонконгскими лентами: тремя частями «Двойной рокировки» и двумя «Выборами». Между прочим, три «Беспредела» больше соотносятся с гангстерскими творениями Джонни То, поскольку воссоздают потайную механику действия криминальных группировок, начинающих активно вмешиваться в общественную и даже политическую жизнь страны, сращиваясь не только с полицейскими структурами, но и с представителями крупного бизнеса, а также с деятелями из высших эшелонов власти. И самое интересное - подобные преступные кланы во многом организованы и продолжают функционировать именно как сообщества связанных (или же повязанных - кому как нравится!) между собой тесными узами взаимных обязательств и принятых кодексов поведения, которые нередко выдаются в качестве эффектных и вполне красивых клятв, однако нарушаемых без зазрения совести тогда, когда это требуется в интересах партии, то бишь криминальной семьи, где есть названные братья и отцы вместо крёстных патриархов. Преданность всей организации и персонально - её руководителям вовсе ничего не значит, если надо произвести тотальную чистку рядов, вплоть до главы клана. И все эти чинные собрания, выборы-перевыборы, заседания своего рода Политбюро, когда решается, кого следует отстранить и вообще устранить физически, похожи на «террариумы единомышленников», готовых в любой момент к борьбе за собственное выживание. Пожалуй, отличие китановских «Беспределов» заключается в том, что его основной персонаж по имени Отомо, присутствующий во всех сериях, вроде бы является типичным «человеком Системы», но по мере развития действия выясняется трагическое одиночество, несомненное сиротство, крайний индивидуализм и безнадёжное отчаяние того, кто может постоять только за самого себя, поскольку все остальные запросто способны подставить и предать. Это ярко демонстрируют завершающие эпизоды второй и третьей частей (кстати, российское прокатное название «Последний беспредел» не очень-то верное - в оригинале это звучит как музыкальный рефрен: «Беспредел: Кода», что лучше было бы перевести так: «Беспредел: Финал»), когда Отомо совершает вроде бы алогичные, экстраординарные, вызывающие поступки. Но именно они выражают истинную сущность этой неоднозначной, для многих неудобной, принципиально не вписывающейся ни в какие рамки, порою неадекватной, но чрезвычайной искренней и правдивой по отношению лично к себе человеческой персоны. Отомо - подлинный герой настоящей трагедии, словно инициированной им самим, поскольку он фактически бросает свой вызов не столько «соратникам по ОПГ» и даже не криминальному миру в целом, не знающему иных способов существования, кроме как ненасытного добывания денег и оголтелого насилия. Казалось бы, и персонаж Такэси Китано - тот ещё «отморозок», выдумывающий изощрённые методы убийств, мстящий так, что мало не покажется. Но в нём есть неустранимый надлом, бесконечная тоска по чему-то несбыточному, будто из горних пределов. И как бы случайный и бесполезный кадр-послесловие, впечатанный в финальные титры третьей серии «Беспредела», перекликается с пронизанными внезапной поэзией сценами на Окинаве в «Сонатине». Вот достойная кода для абсолютно одинокого человека среди всех этих названных братьев и отцов!