«Последний беспредел» — скучный и невыразительный фильм про якудза
В расцвете карьеры Такеши Китано вовсю пытался избавиться от образа жестокого экшен-героя, который прилип к нему со времён ранних жанровых работ. Он долго копался у себя в голове, отчаянно пытался найти путь, куда стоит вести творчество дальше. Но затем, устав от самокопаний, он внезапно снял «Беспредел» — одновременно дань уважения и полную деконструкцию жанра якудза-фильмов.
Он стал своего рода «Крёстным отцом», а то и «Непрощённым» от мира японских гангстерских драм. Масштабным переосмыслением жанра, где большая часть действия происходила не на тёмных улицах ночного Токио, а в просторных светлых офисах, где одетые с иголочки якудза вечно извинялись и дарили друг другу собственные мизинцы. Политические игры в «Беспределе» выходили на какой-то невероятный уровень: к концу фильма понять, кто кого в итоге обманул и зачем, было сложнее, чем уследить за речью героев в какой-нибудь «Игре на понижение». Этот почти что идеальный фильм эпохи постмодерна должен был подвести черту всей гангста-карьере Такеши — и концовка ленты ярко об этом говорила.
Но Китано зачем-то продолжил историю и сделал из «Беспредела» франшизу, которая с каждой частью постепенно меняла тонкую иронию на бесхитростный китч. «Последний беспредел» заканчивает это перерождение: политические интриги тут ещё запутаннее, перестрелки — бессмысленнее, а Китано окончательно становится неубиваемым духом мщения, о котором остальные герои говорят исключительно как о полумифическом персонаже. Фильм заимствует идеи предшественниц, но двигает их не вперёд, а вширь — отличительная черта сиквелов, сделанных без особого старания и желания.
Проблема в том, что первая часть уже довела жанровые особенности до грани абсурда, где они превосходно работали на ироничный тон фильма. «Последний беспредел» эту грань переходит: бесконечная игра в «подставь якудза» тут быстро надоедает, а жестокость героев больше не удивляет — тем более что всё чаще она уходит за кадр. Видно, что режиссёр устал от фильма, устал от самого себя — поэтому, кстати, на экране в триквеле его уже не так много, — устал в конце концов от разборок и кровопролития. Не просто так этот беспредел «Последний»: почти нет сомнений, что после него Такеши ещё долго не захочет возвращаться к якудза и пистолетам.
При желании в фильме даже можно обнаружить некий мета-посыл от самого Китано: дескать, он отлично понимает, во что превращает своё творение, и сам же над этим иронизирует. Его герой окончательно срастается с автором — весь фильм он только и делает, что закрывает долги, не предпринимая, по сути, ничего кардинально нового. Он лишь без надобности обостряет старые конфликты, намеренно нарывается на проблемы и к концу окончательно достаёт всех — даже тех, кто был к нему до этого благосклонен. Здесь четко прослеживается ехидная насмешка Китано, в финальной сцене перерастающая в громкий заливистый смех.
«Последний беспредел» — скучный и невыразительный фильм про якудза, но это весьма занятное Авторское кино, именно так, с большой «А». Ему место в немного другой трилогии Китано — рядом с «Такешиз», «Ахиллесом» и «Банзай, режиссёр!», где он только и занимался, что рылся в своей голове, иронизировал над собственными ошибками и творческими проблемами. Так что если вы любите этого сумасбродного японского режиссёра, то фильм, при всех его недочётах, пропускать не стоит — Такеши есть что вам сказать. Но говорить он будет, как и положено усталому старику, медленно, вяло и периодически бубня что-то себе под нос.
7
,4
2017, Япония, Криминал
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В расцвете карьеры Такеши Китано вовсю пытался избавиться от образа жестокого экшен-героя, который прилип к нему со времён ранних жанровых работ. Он долго копался у себя в голове, отчаянно пытался найти путь, куда стоит вести творчество дальше. Но затем, устав от самокопаний, он внезапно снял «Беспредел» — одновременно дань уважения и полную деконструкцию жанра якудза-фильмов. Он стал своего рода «Крёстным отцом», а то и «Непрощённым» от мира японских гангстерских драм. Масштабным переосмыслением жанра, где большая часть действия происходила не на тёмных улицах ночного Токио, а в просторных светлых офисах, где одетые с иголочки якудза вечно извинялись и дарили друг другу собственные мизинцы. Политические игры в «Беспределе» выходили на какой-то невероятный уровень: к концу фильма понять, кто кого в итоге обманул и зачем, было сложнее, чем уследить за речью героев в какой-нибудь «Игре на понижение». Этот почти что идеальный фильм эпохи постмодерна должен был подвести черту всей гангста-карьере Такеши — и концовка ленты ярко об этом говорила. Но Китано зачем-то продолжил историю и сделал из «Беспредела» франшизу, которая с каждой частью постепенно меняла тонкую иронию на бесхитростный китч. «Последний беспредел» заканчивает это перерождение: политические интриги тут ещё запутаннее, перестрелки — бессмысленнее, а Китано окончательно становится неубиваемым духом мщения, о котором остальные герои говорят исключительно как о полумифическом персонаже. Фильм заимствует идеи предшественниц, но двигает их не вперёд, а вширь — отличительная черта сиквелов, сделанных без особого старания и желания. Проблема в том, что первая часть уже довела жанровые особенности до грани абсурда, где они превосходно работали на ироничный тон фильма. «Последний беспредел» эту грань переходит: бесконечная игра в «подставь якудза» тут быстро надоедает, а жестокость героев больше не удивляет — тем более что всё чаще она уходит за кадр. Видно, что режиссёр устал от фильма, устал от самого себя — поэтому, кстати, на экране в триквеле его уже не так много, — устал в конце концов от разборок и кровопролития. Не просто так этот беспредел «Последний»: почти нет сомнений, что после него Такеши ещё долго не захочет возвращаться к якудза и пистолетам. При желании в фильме даже можно обнаружить некий мета-посыл от самого Китано: дескать, он отлично понимает, во что превращает своё творение, и сам же над этим иронизирует. Его герой окончательно срастается с автором — весь фильм он только и делает, что закрывает долги, не предпринимая, по сути, ничего кардинально нового. Он лишь без надобности обостряет старые конфликты, намеренно нарывается на проблемы и к концу окончательно достаёт всех — даже тех, кто был к нему до этого благосклонен. Здесь четко прослеживается ехидная насмешка Китано, в финальной сцене перерастающая в громкий заливистый смех. «Последний беспредел» — скучный и невыразительный фильм про якудза, но это весьма занятное Авторское кино, именно так, с большой «А». Ему место в немного другой трилогии Китано — рядом с «Такешиз», «Ахиллесом» и «Банзай, режиссёр!», где он только и занимался, что рылся в своей голове, иронизировал над собственными ошибками и творческими проблемами. Так что если вы любите этого сумасбродного японского режиссёра, то фильм, при всех его недочётах, пропускать не стоит — Такеши есть что вам сказать. Но говорить он будет, как и положено усталому старику, медленно, вяло и периодически бубня что-то себе под нос.