После представления в основной программе Каннского фестиваля "Двуличного любовника" от одного из самых важных режиссеров современности Франсуа Озона ("8 женщин", "В доме") остается только удивляться. Еще только-только утихли страсти по великолепному прошлогоднему озоновскому "Францу", а ретивый француз подкидывает зрителям очередную изящно снятую головоломку по мотивам романа американской писательницы Джойс Кэрол Оутс "Жизнь близнецов", изданному ею 30 лет назад под псевдонимом Розамунд Смит. Добро пожаловать в психоаналитику и психиатрию, или здравствуйте ночные кошмары о сексуальности, одержимости и желании, потому что Озон в настоящее время как никто другой умеет снимать, чувствуя женщин, о женщинах и для женщин, потому что мужской разум на просмотре может испытать серьезные деформации от увиденного. С новой работой режиссер оказывается без труда где-то между такими классическими лентами как "Завороженный" Хичкока и "Основной инстинкт" Верховена, предлагая свой, далеко не бесспорный, взгляд на природу женских чувств, который играет с психологической тематикой близнецов и предлагает зрителю переосмысленные по-озоновски шедевры "Связанные насмерть" Кроненберга или "Сестры" Де Пальмы. "Двуличный любовник" легко примеряет на себя жанровые одежды психологического триллера, но при этом лента уходит, абсолютно не стесняясь, в какую-то мелодраматическую тайну подчеркнутого экстравагантного поведения с вывернутой наизнанку комедией.
О своих намерениях Озон в "Двуличном любовнике" объявляет на первых же секундах, когда зрителю демонстрируется крупный план гинекологического обследования, заполняющий экран розовым и интимным. Появление откуда-то из глубин плоти глаза, создает эффект хоррора и одновременно делает зрителя не свидетелем, а увлеченным на полтора часа у экрана страждущим вуайеристом, который лишен любых запретов. Истощенная депрессией и болями в животе 25-летняя красотка и бывшая модель Хлоя (Марина Вакт, "Образцовые семьи", "Молода и прекрасна") на вопрос: "Мужчина или женщина?" выбирает мужчину в качестве психоаналитика, точнее, две копии мужчин - Пола Мейера и Луи Делорда, в роли которых снялся любимец братьев Дарденнов Жереми Ренье ("Неизвестная", "Мальчик с велосипедом"). Плюшевый, одержимо-профессиональный, Пол становится тем идеальным лекарством от скуки, депрессии и странных болей в животе, когда Хлоя может уверенно сказать: "Когда я вижу Вас, то чувствую, что живу". Чувства взаимны, и она вместе с котом Мило перебирается к Полу, который влюблен без памяти в странную стервозную пациентку, но, открывая странный ящик Пандоры в виде коробки с личными вещами любимого, Хлоя узнает о небольших скелетиках в шкафу у миляги-аналитика. Когда она встречает его брата-близнеца Луи, также психоаналитика и полную противоположность Пола, обладателя искусственных цветов в приемной, большого количества зеркал и превосходной манеры общаться со всеми при помощи полунасмешки, Хлоя понимает главное - она попала в сексуальную зависимость именно от этого мужчины.
Для режиссера значима в "Двуличном любовнике" не тайна отношений Луи и Хлои, которая шлет изо всех сил сигналы второму близнецу где-то около вопросов в лоб относительно существования у него родного, единоутробного брата. Поле битвы Озона - исследование потаенных уголков биографии того, кого ты считаешь самым близким, установление дистанций между мечтами и явью и, пожалуй, самая главная его мысль о необходимости воображения в повседневной жизни. Пример тому - не знающие границ эротические фантазии Хлои об одновременном совокуплении с братьями, которая составляет с ними некую причудливую разновидность сиамских близнецов. Причем желание режиссера тиражировать персонажей, которые обладают одинаковой плотской оболочкой, просматривается не только в образах Ренье и Жаклин Биссет ("Честная куртизанка", "Великолепный"), отвечающей за всех матерей в этой ленте. Озон вытаскивает на передний план зеркала и отражения, ему нравится подчеркивать двойственную природу, дуализм, не только сексуальности, а человеческой природы вообще, ему не нужны страсти в кадре, ему нужна холодная отстраненность, которую с точностью хирургического надреза создает камера Мануэля Дакоссе ("Киллер поневоле", "Эволюция"). Само собой, история Хлои - это уникальный случай, когда заканчивается действительность и начинается первоклассная провоцирующая фантазия, но показать вот так быстро, увлекательно и местами до смешного возбуждающе эволюцию женщины, страдающей очевидными поведенческими расстройствами - для этого нужно быть Франсуа Озоном, а не кем-то иным.
Проблема у "Двуличного любовника" существует и она очень большая: режиссер подобно начинающему бриться юнцу концентрируется только на эротической составляющей ленты, практически не разговаривая со зрителем ни о шизофрении большинства персонажей, ни об истории характеров Мейера/Делорда. Озон мастерски, тем не менее, смещает акценты, препарирует и меняет порядок от однозначно доминирующих, активных сексуально мужчин - к женщине, которая всегда зачастую остается пассивной. Как режиссер он обновляет заданную перспективу традиции отношений и показывает нам активную женщину, готовую наблюдать, сравнивать и выбирать между двумя абсолютно идентичными особями мужского пола. Финал этой ленты удивляет, потому что в итоге героиня пребывает в состоянии искаженного тождества по отношению к братьям, она сама является носительницей об идее двойственности. Причем лежащее на поверхности положение об исправлении ситуации в смысле физического здоровья для Хлои означает приобретение объекта, который постоянно будет нарушать ее близость. Озон на протяжении всего фильма говорит о нарушении как о категории чрезвычайно широко, не давая оценок, но заставляя героев двигаться в сторону абсолютной, выверенной в какой-то внутренней лаборатории правды, которая дает только мгновенное успокоение, а дальше заставляет опять принимать трансформации того, что принято считать самой правдой. И последнее. Не вызывающее сомнений мастерство Озона-режиссера оказывается на поверку мастерством, которое способно рассказывать на невероятном уровне о животных мотивах, вплетая в ткань "Двуличного любовника" котов, близнецов-отражения, страсть зрителя к подглядыванию и сюрреалистический ужас, которые добавляют ленте сарказма и иронии, но не расширяют существенно армию поклонников творчества этого выдающегося французского мастера.
5
,4
2017, Драмы
107 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
После представления в основной программе Каннского фестиваля "Двуличного любовника" от одного из самых важных режиссеров современности Франсуа Озона ("8 женщин", "В доме") остается только удивляться. Еще только-только утихли страсти по великолепному прошлогоднему озоновскому "Францу", а ретивый француз подкидывает зрителям очередную изящно снятую головоломку по мотивам романа американской писательницы Джойс Кэрол Оутс "Жизнь близнецов", изданному ею 30 лет назад под псевдонимом Розамунд Смит. Добро пожаловать в психоаналитику и психиатрию, или здравствуйте ночные кошмары о сексуальности, одержимости и желании, потому что Озон в настоящее время как никто другой умеет снимать, чувствуя женщин, о женщинах и для женщин, потому что мужской разум на просмотре может испытать серьезные деформации от увиденного. С новой работой режиссер оказывается без труда где-то между такими классическими лентами как "Завороженный" Хичкока и "Основной инстинкт" Верховена, предлагая свой, далеко не бесспорный, взгляд на природу женских чувств, который играет с психологической тематикой близнецов и предлагает зрителю переосмысленные по-озоновски шедевры "Связанные насмерть" Кроненберга или "Сестры" Де Пальмы. "Двуличный любовник" легко примеряет на себя жанровые одежды психологического триллера, но при этом лента уходит, абсолютно не стесняясь, в какую-то мелодраматическую тайну подчеркнутого экстравагантного поведения с вывернутой наизнанку комедией. О своих намерениях Озон в "Двуличном любовнике" объявляет на первых же секундах, когда зрителю демонстрируется крупный план гинекологического обследования, заполняющий экран розовым и интимным. Появление откуда-то из глубин плоти глаза, создает эффект хоррора и одновременно делает зрителя не свидетелем, а увлеченным на полтора часа у экрана страждущим вуайеристом, который лишен любых запретов. Истощенная депрессией и болями в животе 25-летняя красотка и бывшая модель Хлоя (Марина Вакт, "Образцовые семьи", "Молода и прекрасна") на вопрос: "Мужчина или женщина?" выбирает мужчину в качестве психоаналитика, точнее, две копии мужчин - Пола Мейера и Луи Делорда, в роли которых снялся любимец братьев Дарденнов Жереми Ренье ("Неизвестная", "Мальчик с велосипедом"). Плюшевый, одержимо-профессиональный, Пол становится тем идеальным лекарством от скуки, депрессии и странных болей в животе, когда Хлоя может уверенно сказать: "Когда я вижу Вас, то чувствую, что живу". Чувства взаимны, и она вместе с котом Мило перебирается к Полу, который влюблен без памяти в странную стервозную пациентку, но, открывая странный ящик Пандоры в виде коробки с личными вещами любимого, Хлоя узнает о небольших скелетиках в шкафу у миляги-аналитика. Когда она встречает его брата-близнеца Луи, также психоаналитика и полную противоположность Пола, обладателя искусственных цветов в приемной, большого количества зеркал и превосходной манеры общаться со всеми при помощи полунасмешки, Хлоя понимает главное - она попала в сексуальную зависимость именно от этого мужчины. Для режиссера значима в "Двуличном любовнике" не тайна отношений Луи и Хлои, которая шлет изо всех сил сигналы второму близнецу где-то около вопросов в лоб относительно существования у него родного, единоутробного брата. Поле битвы Озона - исследование потаенных уголков биографии того, кого ты считаешь самым близким, установление дистанций между мечтами и явью и, пожалуй, самая главная его мысль о необходимости воображения в повседневной жизни. Пример тому - не знающие границ эротические фантазии Хлои об одновременном совокуплении с братьями, которая составляет с ними некую причудливую разновидность сиамских близнецов. Причем желание режиссера тиражировать персонажей, которые обладают одинаковой плотской оболочкой, просматривается не только в образах Ренье и Жаклин Биссет ("Честная куртизанка", "Великолепный"), отвечающей за всех матерей в этой ленте. Озон вытаскивает на передний план зеркала и отражения, ему нравится подчеркивать двойственную природу, дуализм, не только сексуальности, а человеческой природы вообще, ему не нужны страсти в кадре, ему нужна холодная отстраненность, которую с точностью хирургического надреза создает камера Мануэля Дакоссе ("Киллер поневоле", "Эволюция"). Само собой, история Хлои - это уникальный случай, когда заканчивается действительность и начинается первоклассная провоцирующая фантазия, но показать вот так быстро, увлекательно и местами до смешного возбуждающе эволюцию женщины, страдающей очевидными поведенческими расстройствами - для этого нужно быть Франсуа Озоном, а не кем-то иным. Проблема у "Двуличного любовника" существует и она очень большая: режиссер подобно начинающему бриться юнцу концентрируется только на эротической составляющей ленты, практически не разговаривая со зрителем ни о шизофрении большинства персонажей, ни об истории характеров Мейера/Делорда. Озон мастерски, тем не менее, смещает акценты, препарирует и меняет порядок от однозначно доминирующих, активных сексуально мужчин - к женщине, которая всегда зачастую остается пассивной. Как режиссер он обновляет заданную перспективу традиции отношений и показывает нам активную женщину, готовую наблюдать, сравнивать и выбирать между двумя абсолютно идентичными особями мужского пола. Финал этой ленты удивляет, потому что в итоге героиня пребывает в состоянии искаженного тождества по отношению к братьям, она сама является носительницей об идее двойственности. Причем лежащее на поверхности положение об исправлении ситуации в смысле физического здоровья для Хлои означает приобретение объекта, который постоянно будет нарушать ее близость. Озон на протяжении всего фильма говорит о нарушении как о категории чрезвычайно широко, не давая оценок, но заставляя героев двигаться в сторону абсолютной, выверенной в какой-то внутренней лаборатории правды, которая дает только мгновенное успокоение, а дальше заставляет опять принимать трансформации того, что принято считать самой правдой. И последнее. Не вызывающее сомнений мастерство Озона-режиссера оказывается на поверку мастерством, которое способно рассказывать на невероятном уровне о животных мотивах, вплетая в ткань "Двуличного любовника" котов, близнецов-отражения, страсть зрителя к подглядыванию и сюрреалистический ужас, которые добавляют ленте сарказма и иронии, но не расширяют существенно армию поклонников творчества этого выдающегося французского мастера.