В начале этого года фильм "На пределе" режиссера и сценариста Фатиха Акина ("Шрам", "Душевная кухня") получил "Золотой глобус" в номинации, которая сложнее всего поддается прогнозу - как "лучший фильм на иностранном языке". До этого ленту очень тепло приняли в прошлогодней каннской программе, где Дайан Крюгер ("Афера под прикрытием", "Отцы и дочери") получила приз за лучшую женскую роль. Акин и работавший вместе с ним над сценарием Харк Бом ("Гуд бай, Берлин!") представляют зрителю целый ком проблем современной Германии, к которым они стараются привлечь внимание зрителей всего остального мира. В первую очередь - это взаимоотношения властей и турецких эмигрантов и отношение общества к поднимающим головы правым, в том числе и к неонацистам. Причем Акин обращается к теме встраивания одной культуры в другую уже не в первый раз, в 2003 году он удивил всех своей мелодрамой "Головой о стену", где также во главе угла были в первую очередь этнические отношения. Зрителю показывают то, что не так часто встречается в кино, которое уходит своими корнями в политику, тем более в последнее время, он показывает беспомощность традиционной юстиции и выставляет очевидный моральный вопрос оправдания мести, на который он дает определенный и провокационный ответ в финале. Поэтому "На пределе" - это в первую очередь драма, которая рассказывает о терроризме, о судебном производстве и о возмездии, о справедливости которого можно спорить.
Очевидно, что "На пределе" создавался не основе, а именно под влиянием реальных событий, когда в период с 2000 по 2007 год неофашисты совершили целую серию убийств иностранцев в крупных городах Германии. Фатих Акин, коренной житель Гамбурга, имеющий турецкие корни, представляет хорошо прописанное начало истории. Драгдилер турецкого происхождения Нури (Нуман Аджар, "Обещание"), осужденный на несколько лет за сбыт наркотиков, не только изучает экономику, но и женится на своей давней клиентке Кате (Дайан Крюгер). После освобождения этот курд-агностик открывает бюро переводов в Гамбурге и оказывает посреднические услуги. Жизнь налаживается, все, как кажется, уже в прошлом, супруги Секерджи стараются быть для всех добропорядочной и полноценной ячейкой общества, вместе занимаются общим делом, покупают на деньги тестя комфортный дом в пригороде. Но, когда перед офисом Нури взрывают начиненную гвоздями бомбу, и Катя теряет одномоментно мужа и сына, то возникает вполне закономерный вопрос: случайно ли была взорвана бомба в турецком квартале именно перед офисом этого парня. который встал на путь исправления? И какими переводами занималось это скромное с виду бюро? Как автор фильма Акин сознательно обходит эти вопросы и оставляет их открытыми. И это вполне очевидно, потому что неудобные подробности могут снизить градус пафоса для всей истории в целом. Размещая весь фильм в трех главах "Семья", "Справедливость" и "Море", он разделяет "На пределе" на три самостоятельные части-короткометражки, которые обладают разной художественной ценностью и связаны только благодаря героине Дайан Крюгер.
Самая большая проблема для фильмов, подобных "На пределе" и рассказывающих о поисках справедливости и акте мести, лежит на поверхности - это создание не картины, эксплуатирующей сюжетные клише, а разговор со зрителем, в ходе которого зритель должен поверить в оправданность и необходимость экранных действий и умом, и сердцем. К сожалению, то, что мы видим в первой части "Семья" функционально по большей части по сценарию и несет в себе иллюстрацию тех зерен конфликта, которые должны будут потом прорасти во второй. Крюгер удается очень достоверно передать отчаяние молодой женщины, на долю которой выпало испытание потери близких, ей удается женщина, попавшая под тотальное давление со стороны родственников, когда мать-немка и курды, родители покойного мужа, открыто демонстрируют осуждение будучи приверженцами совершенно разных ценностей. Пусть это не покажется странным, но Акин ведет сюжет не только по пути использования характеров для создания мотивации главной героини, он щедро демонстрирует связанные знаки, которых в "На пределе" более чем достаточно. Тату в виде самурая на теле Кати намекает на харакири для персонажа и служит очевидным оправданием для ее неудачного суицида в первой части, готовности стать героиней-одиночкой во второй и, наконец, пройти тяжелый путь до конца в финале. Центральная "Справедливость" напоминает по своему построению драму экзальтированного брюзжания и надежды на самый справедливый в мире немецкий суд. Крюгер ожидаемо хороша на суде в своем желании разместить пару мерзавцев (Ульрих Брандхофф, Ханна Хильсдорф) за решеткой, но, и режиссер старательно нас убеждает в этом, сама Система не благоволит жене того, кто не был арийцем.
Благодаря яркому образу адвоката Хабербека (Йоханнес Криш, "Лекарство от здоровья") зритель "На пределе" получает четкий условный сигнал о том, что толерантное немецкое общество является еще и преданным букве закона, поэтому предполагаемые убийцы оказываются оправданными и все обвинения в нацизме рассыпаются подобно карточному домику. И во второй части Фатих Акин пытается поговорить о существующей проблеме отцов и их радикально настроенных детей, он даже вводит в эпизод прекрасного немецкого актера Ульриха Тукура ("Йон Рабе"), но в итоге вопрос о причинах почему сын становится ультраправым остается открытым. В последней части этого триптиха - "Море" - преподносится уже ожидаемая фантазия о мести и именно в этом кроется огромный промах режиссера, где все амбиции о серьезном политическом высказывании оказываются растраченными впустую. Героиня Крюгер отправляется в Грецию и "На пределе" превращается в странный триллер о преодолении табу и расправе над убийцами при помощи их же методов. Будучи автором фильма Акин совершает фатальную ошибку, потому что оставляет открытым вопрос о причинах, которые лежат в основе развития сюжета. Так и остается неясным, был ли это акт терроризма с человеческими жертвами, который должен был привлечь общественное внимание на всех уровнях, или же это были обычные разборки между преступными группировками. В любом случае кинематографический эффект "На пределе" оказывается выхолощенным. Финал оставляет моральные сомнения в уверенности высказывания режиссера и в надуманности радикализма главной героини. Субъективный взгляд на природу терроризма оказывается манипулятивным, поэтому Фатиху Акину удается только шоковое увлечение публики тем, что происходит на экране.
6
,8
2017, Драмы
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В начале этого года фильм "На пределе" режиссера и сценариста Фатиха Акина ("Шрам", "Душевная кухня") получил "Золотой глобус" в номинации, которая сложнее всего поддается прогнозу - как "лучший фильм на иностранном языке". До этого ленту очень тепло приняли в прошлогодней каннской программе, где Дайан Крюгер ("Афера под прикрытием", "Отцы и дочери") получила приз за лучшую женскую роль. Акин и работавший вместе с ним над сценарием Харк Бом ("Гуд бай, Берлин!") представляют зрителю целый ком проблем современной Германии, к которым они стараются привлечь внимание зрителей всего остального мира. В первую очередь - это взаимоотношения властей и турецких эмигрантов и отношение общества к поднимающим головы правым, в том числе и к неонацистам. Причем Акин обращается к теме встраивания одной культуры в другую уже не в первый раз, в 2003 году он удивил всех своей мелодрамой "Головой о стену", где также во главе угла были в первую очередь этнические отношения. Зрителю показывают то, что не так часто встречается в кино, которое уходит своими корнями в политику, тем более в последнее время, он показывает беспомощность традиционной юстиции и выставляет очевидный моральный вопрос оправдания мести, на который он дает определенный и провокационный ответ в финале. Поэтому "На пределе" - это в первую очередь драма, которая рассказывает о терроризме, о судебном производстве и о возмездии, о справедливости которого можно спорить. Очевидно, что "На пределе" создавался не основе, а именно под влиянием реальных событий, когда в период с 2000 по 2007 год неофашисты совершили целую серию убийств иностранцев в крупных городах Германии. Фатих Акин, коренной житель Гамбурга, имеющий турецкие корни, представляет хорошо прописанное начало истории. Драгдилер турецкого происхождения Нури (Нуман Аджар, "Обещание"), осужденный на несколько лет за сбыт наркотиков, не только изучает экономику, но и женится на своей давней клиентке Кате (Дайан Крюгер). После освобождения этот курд-агностик открывает бюро переводов в Гамбурге и оказывает посреднические услуги. Жизнь налаживается, все, как кажется, уже в прошлом, супруги Секерджи стараются быть для всех добропорядочной и полноценной ячейкой общества, вместе занимаются общим делом, покупают на деньги тестя комфортный дом в пригороде. Но, когда перед офисом Нури взрывают начиненную гвоздями бомбу, и Катя теряет одномоментно мужа и сына, то возникает вполне закономерный вопрос: случайно ли была взорвана бомба в турецком квартале именно перед офисом этого парня. который встал на путь исправления? И какими переводами занималось это скромное с виду бюро? Как автор фильма Акин сознательно обходит эти вопросы и оставляет их открытыми. И это вполне очевидно, потому что неудобные подробности могут снизить градус пафоса для всей истории в целом. Размещая весь фильм в трех главах "Семья", "Справедливость" и "Море", он разделяет "На пределе" на три самостоятельные части-короткометражки, которые обладают разной художественной ценностью и связаны только благодаря героине Дайан Крюгер. Самая большая проблема для фильмов, подобных "На пределе" и рассказывающих о поисках справедливости и акте мести, лежит на поверхности - это создание не картины, эксплуатирующей сюжетные клише, а разговор со зрителем, в ходе которого зритель должен поверить в оправданность и необходимость экранных действий и умом, и сердцем. К сожалению, то, что мы видим в первой части "Семья" функционально по большей части по сценарию и несет в себе иллюстрацию тех зерен конфликта, которые должны будут потом прорасти во второй. Крюгер удается очень достоверно передать отчаяние молодой женщины, на долю которой выпало испытание потери близких, ей удается женщина, попавшая под тотальное давление со стороны родственников, когда мать-немка и курды, родители покойного мужа, открыто демонстрируют осуждение будучи приверженцами совершенно разных ценностей. Пусть это не покажется странным, но Акин ведет сюжет не только по пути использования характеров для создания мотивации главной героини, он щедро демонстрирует связанные знаки, которых в "На пределе" более чем достаточно. Тату в виде самурая на теле Кати намекает на харакири для персонажа и служит очевидным оправданием для ее неудачного суицида в первой части, готовности стать героиней-одиночкой во второй и, наконец, пройти тяжелый путь до конца в финале. Центральная "Справедливость" напоминает по своему построению драму экзальтированного брюзжания и надежды на самый справедливый в мире немецкий суд. Крюгер ожидаемо хороша на суде в своем желании разместить пару мерзавцев (Ульрих Брандхофф, Ханна Хильсдорф) за решеткой, но, и режиссер старательно нас убеждает в этом, сама Система не благоволит жене того, кто не был арийцем. Благодаря яркому образу адвоката Хабербека (Йоханнес Криш, "Лекарство от здоровья") зритель "На пределе" получает четкий условный сигнал о том, что толерантное немецкое общество является еще и преданным букве закона, поэтому предполагаемые убийцы оказываются оправданными и все обвинения в нацизме рассыпаются подобно карточному домику. И во второй части Фатих Акин пытается поговорить о существующей проблеме отцов и их радикально настроенных детей, он даже вводит в эпизод прекрасного немецкого актера Ульриха Тукура ("Йон Рабе"), но в итоге вопрос о причинах почему сын становится ультраправым остается открытым. В последней части этого триптиха - "Море" - преподносится уже ожидаемая фантазия о мести и именно в этом кроется огромный промах режиссера, где все амбиции о серьезном политическом высказывании оказываются растраченными впустую. Героиня Крюгер отправляется в Грецию и "На пределе" превращается в странный триллер о преодолении табу и расправе над убийцами при помощи их же методов. Будучи автором фильма Акин совершает фатальную ошибку, потому что оставляет открытым вопрос о причинах, которые лежат в основе развития сюжета. Так и остается неясным, был ли это акт терроризма с человеческими жертвами, который должен был привлечь общественное внимание на всех уровнях, или же это были обычные разборки между преступными группировками. В любом случае кинематографический эффект "На пределе" оказывается выхолощенным. Финал оставляет моральные сомнения в уверенности высказывания режиссера и в надуманности радикализма главной героини. Субъективный взгляд на природу терроризма оказывается манипулятивным, поэтому Фатиху Акину удается только шоковое увлечение публики тем, что происходит на экране.