Странная вещь российское кино. Оно, казалось бы, уже давно взяло себе девиз дома Грейджоев «То, что мертво, умереть не может» и славно с этим существует. Однако и среди общего слабого уровня и мрака есть достойные образчики, которые выделяются и остаются в памяти надолго. К таким лентам явно можно отнести картину Кантемира Балагова «Теснота».
Удивительное дело, но дебют нальчикского режиссёра получился мощнее и интереснеее многих лент режиссёров уже давно промышляющих в российском кинопроизводстве. Но это вполне объяснимо: Балагов снял ленту личную, близкую ему самому, взяв за основу историю, о которой он сам знает не понаслышке, о чём Кантемир спешит сказать в самом начале ленты. И это ощущение близости передаётся зрителю, что сидит перед экраном. Близости необычной, неуютной, но по-особенному цепляющей. Цепляющей так по-странному резко и тяжело, что оставляет после себя вопросы непонятные и сложные.
Сравнить творение Балагова можно с недавней «Нелюбовью» от Звягинцева, хоть она ей и прямо противоположна. Там нелюбовь была главной субстанцией, окутывавшей всё и вся. У Балагова же главенствует любовь: любовь, ради которой можно пойти на всё и любовь сдавливающая, которой иногда так много, но зачастую так сильно не хватает. И вся эта любовь зажата в тесных оковах маленькой семьи, где главная героиня по имени Илана, великолепно сыгранная чудесной Дарьей Жовнер, так отчаянно пытается выбраться из них. Да, она из хорошей семьи, но ей не суждено быть с любимым человеком, ведь он не из её племени. Да, она уже достаточно взрослая, но выбраться из сдавливающих рамок семьи ей не смотрится возможным. Да, она хочет чего-то большего и в то же время простого, но все эти тесные рамки устоявшегося положения ни за что не дают ей ощутить то желанное счастье и остаться наедине со своей любовью. И взаимоотношения в этой семье сложные и в это же время совершенно понятные для многих. Брат Иланы тоже вырывается из тесных оков ради своей любимой, но так до конца и не осознаёт на что готовы пойти члены его семьи ради него, ведь любви ему всегда доставало и особого значения этому он не придавал. Илана же отчаянно пытается уйти к своему неплеменному возлюбленному, чтобы получить то, чего так ей не хватало в детстве, в отличие от брата. И эта желающая свободы сильная личность сталкивается с категоричным нежеланием родной матери отпустить своё потомство на волю, искренне не понимая зачем им это нужно, стараясь оставить своих детей в гнезде на праве обязательств и долга. А им необходима эта независимость, ведь иногда теснота сдавливает так сильно, что дышать становится трудно. Ведь она главенствует в этом маленьком мире, где собственные желания часто не принимаются в расчёт и где личная свобода кажется уж очень далёкой. И вся эта сдавливающая теснота и всё,что с ней связано вскрывается наружу после похищения того самого родного брата Иланы. Похищения, которое, казалось бы, неимоверно ужасная вещь, которая, что ещё более страшно, тут, похоже, стало обыденной проблемой. А бороться с этой теснотой мира Илана может своими особыми радикальными методами, вечно ныряя в забвение любви к своему любимому, работающему на заправке.
И в один момент именно на этой заправке Балагов поднимает кроме драматичного конфликта семейного, конфликт куда более страшный и ужасающий — национальный, где отголоски отдаёт Чеченская война и геноцид, бывший в своё время. Тут происходит столкновение понятий человечности и дома, понятий защиты и ответа. Когда для одних убийства — это не по-человечески, для других это всего-навсего защита своего дома и своей семьи. И подобное столкновение мнений может создать только лишь новые конфликты, где неприязнь выйдет на самый первый уровень. За маленькую сцену, завораживающую в своей жестокости и неприятности, режиссёр даёт большую пищу для размышлений своему зрителю, а сам возвращается к конфликтам ещё более локальным, разворачивающимся в душе одного ещё не такого взрослого, но самостоятельного человека и людей вокруг него.
На первый взгляд «Теснота» может показаться затянутым и скучным фильмом по началу, но по мере осознания происходящего вполне понимаешь, что это вовсе не так. Режиссёр не набил руку ещё для создания своего особого стиля, но авторское видение и мысли, что хочет донести Кантемир, здесь главенствует над всем. Лента Балагова — вещь странная: она неприятная с одной стороны, но затягивающая с другой; она неуютная и тесная, и в это же время близкая и чувственная; она пугающая и оставляющая вопросы, но при этом всём чувственная и понятная. И после просмотра явно не оставит равнодушным, если не заставив вас полюбить её,то заставив задуматься уж точно. Задуматься о семье и о любви, о различиях между народами и их проблемах, что становятся обычным делом, о непонимании и нежелании понять, о счастье и свободе, о человечности и об ужасах, которые кажутся далёкими, но близкими в другой момент и оставляющими последствия уже всегда.
После такого хочется, чтобы всё у Кантемира (да и у чудеснейшей Дарьи Жовнер) дальше получилось отлично. И теперь на Балагова возложены большие ожидания, которые, если режиссёр останется верен себе, будьте уверены, он оправдает. А по-другому и быть не должно.
5
,7
2017, Россия, Драмы
122 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Странная вещь российское кино. Оно, казалось бы, уже давно взяло себе девиз дома Грейджоев «То, что мертво, умереть не может» и славно с этим существует. Однако и среди общего слабого уровня и мрака есть достойные образчики, которые выделяются и остаются в памяти надолго. К таким лентам явно можно отнести картину Кантемира Балагова «Теснота». Удивительное дело, но дебют нальчикского режиссёра получился мощнее и интереснеее многих лент режиссёров уже давно промышляющих в российском кинопроизводстве. Но это вполне объяснимо: Балагов снял ленту личную, близкую ему самому, взяв за основу историю, о которой он сам знает не понаслышке, о чём Кантемир спешит сказать в самом начале ленты. И это ощущение близости передаётся зрителю, что сидит перед экраном. Близости необычной, неуютной, но по-особенному цепляющей. Цепляющей так по-странному резко и тяжело, что оставляет после себя вопросы непонятные и сложные. Сравнить творение Балагова можно с недавней «Нелюбовью» от Звягинцева, хоть она ей и прямо противоположна. Там нелюбовь была главной субстанцией, окутывавшей всё и вся. У Балагова же главенствует любовь: любовь, ради которой можно пойти на всё и любовь сдавливающая, которой иногда так много, но зачастую так сильно не хватает. И вся эта любовь зажата в тесных оковах маленькой семьи, где главная героиня по имени Илана, великолепно сыгранная чудесной Дарьей Жовнер, так отчаянно пытается выбраться из них. Да, она из хорошей семьи, но ей не суждено быть с любимым человеком, ведь он не из её племени. Да, она уже достаточно взрослая, но выбраться из сдавливающих рамок семьи ей не смотрится возможным. Да, она хочет чего-то большего и в то же время простого, но все эти тесные рамки устоявшегося положения ни за что не дают ей ощутить то желанное счастье и остаться наедине со своей любовью. И взаимоотношения в этой семье сложные и в это же время совершенно понятные для многих. Брат Иланы тоже вырывается из тесных оков ради своей любимой, но так до конца и не осознаёт на что готовы пойти члены его семьи ради него, ведь любви ему всегда доставало и особого значения этому он не придавал. Илана же отчаянно пытается уйти к своему неплеменному возлюбленному, чтобы получить то, чего так ей не хватало в детстве, в отличие от брата. И эта желающая свободы сильная личность сталкивается с категоричным нежеланием родной матери отпустить своё потомство на волю, искренне не понимая зачем им это нужно, стараясь оставить своих детей в гнезде на праве обязательств и долга. А им необходима эта независимость, ведь иногда теснота сдавливает так сильно, что дышать становится трудно. Ведь она главенствует в этом маленьком мире, где собственные желания часто не принимаются в расчёт и где личная свобода кажется уж очень далёкой. И вся эта сдавливающая теснота и всё,что с ней связано вскрывается наружу после похищения того самого родного брата Иланы. Похищения, которое, казалось бы, неимоверно ужасная вещь, которая, что ещё более страшно, тут, похоже, стало обыденной проблемой. А бороться с этой теснотой мира Илана может своими особыми радикальными методами, вечно ныряя в забвение любви к своему любимому, работающему на заправке. И в один момент именно на этой заправке Балагов поднимает кроме драматичного конфликта семейного, конфликт куда более страшный и ужасающий — национальный, где отголоски отдаёт Чеченская война и геноцид, бывший в своё время. Тут происходит столкновение понятий человечности и дома, понятий защиты и ответа. Когда для одних убийства — это не по-человечески, для других это всего-навсего защита своего дома и своей семьи. И подобное столкновение мнений может создать только лишь новые конфликты, где неприязнь выйдет на самый первый уровень. За маленькую сцену, завораживающую в своей жестокости и неприятности, режиссёр даёт большую пищу для размышлений своему зрителю, а сам возвращается к конфликтам ещё более локальным, разворачивающимся в душе одного ещё не такого взрослого, но самостоятельного человека и людей вокруг него. На первый взгляд «Теснота» может показаться затянутым и скучным фильмом по началу, но по мере осознания происходящего вполне понимаешь, что это вовсе не так. Режиссёр не набил руку ещё для создания своего особого стиля, но авторское видение и мысли, что хочет донести Кантемир, здесь главенствует над всем. Лента Балагова — вещь странная: она неприятная с одной стороны, но затягивающая с другой; она неуютная и тесная, и в это же время близкая и чувственная; она пугающая и оставляющая вопросы, но при этом всём чувственная и понятная. И после просмотра явно не оставит равнодушным, если не заставив вас полюбить её,то заставив задуматься уж точно. Задуматься о семье и о любви, о различиях между народами и их проблемах, что становятся обычным делом, о непонимании и нежелании понять, о счастье и свободе, о человечности и об ужасах, которые кажутся далёкими, но близкими в другой момент и оставляющими последствия уже всегда. После такого хочется, чтобы всё у Кантемира (да и у чудеснейшей Дарьи Жовнер) дальше получилось отлично. И теперь на Балагова возложены большие ожидания, которые, если режиссёр останется верен себе, будьте уверены, он оправдает. А по-другому и быть не должно.