Французского писателя Ромена Гари относят к одному из наиболее важные и влиятельных европейских писателей второй половины XX века. О своей жизни Гари в 1960 году выпустил удивительный автобиографический роман "Обещание на рассвете", рассказывавшего о том, как благодаря огромной поддержке матери Нины Кацев мальчик из еврейского квартала в польском городе Вильно, ее единственный сын Ромен, превратился в мужчину, которым она могла бы гордиться. Важно понимать, что Ромен Гари, опубликовавший за свою жизнь более 30 романов и получивший дважды под разными именами престижнейшую для Франции Гокуровскую премию, далек от того, чтобы в "Обещании на рассвете" поставить себе самому литературный памятник. Эта книга иллюстрирует глубочайшую материнскую веру в успех своего сына, она рассказывает об отношениях, любви, заботе и чрезвычайных событиях в богатой фактами жизни Гари, но в первую очередь эта книга рассказывает о том, как человек может за короткий срок прожить тысячу жизней и что всем этим он обязан своей матери. Наполненный мистификациями, причудливый текст "Обещания на рассвете", вне всяких сомнений идеальный для кино, выдерживает уже вторую экранизацию, которой занимался режиссер и сценарист Эрик Барбье ("Последний бриллиант", "Змий"). Интонация, с которой Барбье показывает огромные амбиции Нины (Шарлотта Генсбур, "Призраки Исмаэля"), обрастает по мере развития фильма большой долей иронии, особенно тогда, когда Ромен взрослеет и становится молодым человеком. Поведение героини Генсбур в кадре отличается яркой эксцентрикой, она имеет личный взгляд на большинство вещей и непрерывно демонстрирует собственные причуды. Однако "Обещание на рассвете" очень четко выдерживает дистанцию и не опускается до открытого фарса и высмеивания похождений маменькиного сынка, кем, по сути дела, является большую часть экранного времени сам Ромен Гари. История проекта Барбье временами слишком трагична и печальна, она требует сострадания при просмотре и эмоциональной вовлеченности, эта лента нацелена на амбициозный результат и целится прямо в сердца зрительской аудитории. При этом на определенной части событий автор картины, в отличие от самого Гари, делает значимые акценты и добавляет беллетристики в экранную историю, которая временами кажется абсолютно фантастической и оторванной от реальности. Поэтому "Обещание на рассвете" очень часто отклоняется от текста и традиций биографических фильмов, при этом предоставляя зрителям обширный очерк из европейской жизни первой половины XX века и оставляя им самим возможность расшифровки отношений Нины и ее драгоценного сына на уровне двух личных драм.
Когда в прологе "Обещания на рассвете" Эрик Барбье демонстрирует эпизод, написанный специально для этой адаптации, то становится ясно, что зрителей ждут не самые простые и благостные воспоминания, а ждет настоящая исповедь человека, который до сих пор чувствует присутствие матери в своей жизни и не может ее отпустить. В Мексике, в конце 50-х годов, отмечается ежегодный для этого региона "День мертвых", посвященный памяти умерших. Нарядно одетые по этому поводу люди-скелеты танцуют на улицах, однако в номере гостиницы Ромен Гари (Пьер Нинэ, "Франц") в одиночку борется с собственным желанием умереть. Голова писателя повязана полотенцем, его мучают сильнейшие головные боли. Меланхолия героя Нинэ на пределе, он опасается, что в голове появилась прогрессирующая опухоль мозга. Поэтому он требует от своей жены Лесли Бланч (Катрин МакКормак), чтобы его отвезли посреди ночи на такси в Мехико, в столицу страны, до которой можно добраться в течение пяти часов. По пути Ромен уснул и Лесли тут же, в машине, получила возможность познакомиться с новым романом своего мужа. Несмотря на такое намеренно драматичное бурлескное начало, где зрители видят изнеженного мужчину средних лет, абсолютно беспомощного, мнительного и капризного, проект Барбье начинает развиваться по пути исследования жизни Ромен Гари, книга которого полна ретроспекций, анализа и душевных откликов. "Обещание на рассвете" дистанцируется от жизненной программы, показывающей путь неординарного и яркого человека, очевидно, что в ней переплетаются факты и вымысел. Мальчик Ромен (Павел Пухальский) из Вильно еще не знает точно, кем он станет, в отличие от своей матери Нины, которая свято верит в то, что он превратится в кого-то грандиозного - всемирно известного писателя, дипломата, который будет разбивать сердца женщинам, военного летчика, но только не художника. У Ван Гога слишком плохо все закончилось, и он умер в 35 лет. Ромен тонет, буквально захлебывается в огромной и безграничной материнской любви, однако взамен получает от матери очень высокие требования, которым он должен полностью соответствовать. В Вильно героиня Шарлотты Генсбур занимается производством модных женских шляп, открывает фиктивный французский салон известной марки при помощи приезжего актера из Варшавы, который удачно сыграл роль приезжего кутюрье. Работы Нины становятся все востребованнее, и салон становится самым популярным модным местом в Вильно, однако за успехом следует спад, долги по кредитам, откровенно не желающие расплачиваться по долгам покупательницы и желание навсегда покинуть Польшу и обосноваться в просвещенной Франции, переехав в Ниццу на берег Средиземного моря.
Старина Зигмунд Фрейд, вне всяких сомнений, испытал бы несомненное удовольствие от экранной истории "Обещания на рассвете", которая показывает все сложности материнского воспитания, движимого зачастую манией величия для собственного сына Ромена. Отсутствие отца, о котором мать и сын предпочитают не говорить, нежелание Нины впускать в свою жизнь других мужчин, тем не менее, не делают книгу Ромена Гари и фильм Эрика Барбье историей страданий и борьбы за место под солнцем, впрочем, как и не делают из нее истории о душевном заболевании героини Генсбур. Рассказ Гари полон юмора и иронии, именно они становятся оружием автора против удушающего его материнского инстинкта. Мотивирующее поведение матери Ромена граничит с тонкими манипулятивными методами, которые она проецирует на своего сына и демонстрирует иногда поведение, абсолютно лишенное всякой логики. Например, Нина приезжает навестить сына в учебный полк, когда он готовится стать военным летчиком и делает его всеобщим посмешищем со стороны курсантов, однако кто из тех, высмеивающих отношения Ромена и его матери, может похвастаться такими же доверительными отношениями со своими родителями? Главный герой "Обещания на рассвете" вынужден действовать, его отношения с матерью никогда не стоят на месте и не тонут в прогрессирующем инфантилизме, они развиваются, как сам герой Пьера Нинэ, который преодолевает целую серию испытаний во время Второй мировой войны. Однако грусть и меланхолия продолжают сопровождать Ромена на этом пути, так тоже бывает, когда родители изначально, с детских лет, накладывают на ребенка жизненную программу, матрицу успешности и тогда он перестает жить своей жизнью. К счастью, Ромен чувствует свой писательский дар и постоянно совершенствует его, написав во время боевых действий свое первое крупное произведение - роман "Европейское воспитание", изданный в 1945 году и ставший предметом особой гордости Гари. Лента Барбье жадно показывает жизнь, при этом автор уходит от ответов на главный вопрос: "Почему все происходит именно так?", он заставляет принимать жизнь и любить ее, вопреки большинству абсурдных сцен и его частым перемещениям по Европе, Африке и Великобритании. Режиссер делает из каждого крупного эпизода небольшой мини-фильм в определенной локации и активно использует намеки, скрытые смыслы и подтексты. И Шарлотта Генсбур, и Пьер Нинэ оказываются настоящими мастерами перевоплощений, разыгрывая спектакль, полный противоречий и поставляющий множество контрастных сцен, где герои раскрываются со всей страстностью чувств.
Когда в центре "Обещания на рассвете" оказываются отношения матери, актрисы не самых больших талантов, игравшей в свое время на сцене преимущественно второстепенные роли, и ее сына, который становится для нее единственным существенным смыслом в этой жизни, то кажется, что лента Барбье неминуемо должно споткнуться на каком-то внутреннем конфликте, но этого не происходит. Экранная героиня Генсбур обладает запредельной интуицией и это позволяет сформировать между ней и Роменом незримую связь, которая будет существовать и во время жизни Нины, и после ее смерти. Герой Нинэ не будет разделяться с матерью, она будет приходить к нему в его снах и галлюцинациях, она станет его совестью и движущей силой. Во многом в фильме Барбье это происходит не за счет текста книги, а благодаря великолепной актерской подаче своей роли Шарлоттой Генсбур, она очень точно выделяет акценты в каждом действии, многие ее слова могут восприниматься со смехом, но она произносит текст настолько убежденно, что не остается ничего другого, как поверить, что ее сын станет следующим писателем, равным по силе дарования Льву Толстому или Виктору Гюго. Там, где реальность, начинает противоречить убеждениям и устремлениям героини Генсбур, все благополучно нивелируется и отдаляется на необходимое и определенное сценарием расстояние. При этом Пьер Нинэ играет очень сложную роль молодого мужчины, который разрывается между материнским влиянием и все больше пробуждающейся тягой к авантюризму и героическим поступкам. Его герой то агрессивен и стремится доминировать, то становится вдруг ранимым и очень внутренне хрупким. Излишняя опека со стороны Нины становится причиной напряженных отношений Ромена с сослуживцами и демонстрирует его уязвимость перед остальными. Во время войны герой Нинэ отчаянно ищет самого себя и пытается понять, кем же ему суждено быть на самом деле, все ли верно напророчила любимая мамочка, которая уже давно умерла, но поддерживает с ним связь при помощи многочисленных писем, которые регулярно отправляются сыну по ее просьбе. Поэтому "Обещание на рассвете" становится в итоге проектом, где воспитание мужчины становится неразрывно связано с воспитанием патриота своей родины и настоящего гражданина.
8
,2
2017, Драмы
130 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Французского писателя Ромена Гари относят к одному из наиболее важные и влиятельных европейских писателей второй половины XX века. О своей жизни Гари в 1960 году выпустил удивительный автобиографический роман "Обещание на рассвете", рассказывавшего о том, как благодаря огромной поддержке матери Нины Кацев мальчик из еврейского квартала в польском городе Вильно, ее единственный сын Ромен, превратился в мужчину, которым она могла бы гордиться. Важно понимать, что Ромен Гари, опубликовавший за свою жизнь более 30 романов и получивший дважды под разными именами престижнейшую для Франции Гокуровскую премию, далек от того, чтобы в "Обещании на рассвете" поставить себе самому литературный памятник. Эта книга иллюстрирует глубочайшую материнскую веру в успех своего сына, она рассказывает об отношениях, любви, заботе и чрезвычайных событиях в богатой фактами жизни Гари, но в первую очередь эта книга рассказывает о том, как человек может за короткий срок прожить тысячу жизней и что всем этим он обязан своей матери. Наполненный мистификациями, причудливый текст "Обещания на рассвете", вне всяких сомнений идеальный для кино, выдерживает уже вторую экранизацию, которой занимался режиссер и сценарист Эрик Барбье ("Последний бриллиант", "Змий"). Интонация, с которой Барбье показывает огромные амбиции Нины (Шарлотта Генсбур, "Призраки Исмаэля"), обрастает по мере развития фильма большой долей иронии, особенно тогда, когда Ромен взрослеет и становится молодым человеком. Поведение героини Генсбур в кадре отличается яркой эксцентрикой, она имеет личный взгляд на большинство вещей и непрерывно демонстрирует собственные причуды. Однако "Обещание на рассвете" очень четко выдерживает дистанцию и не опускается до открытого фарса и высмеивания похождений маменькиного сынка, кем, по сути дела, является большую часть экранного времени сам Ромен Гари. История проекта Барбье временами слишком трагична и печальна, она требует сострадания при просмотре и эмоциональной вовлеченности, эта лента нацелена на амбициозный результат и целится прямо в сердца зрительской аудитории. При этом на определенной части событий автор картины, в отличие от самого Гари, делает значимые акценты и добавляет беллетристики в экранную историю, которая временами кажется абсолютно фантастической и оторванной от реальности. Поэтому "Обещание на рассвете" очень часто отклоняется от текста и традиций биографических фильмов, при этом предоставляя зрителям обширный очерк из европейской жизни первой половины XX века и оставляя им самим возможность расшифровки отношений Нины и ее драгоценного сына на уровне двух личных драм. Когда в прологе "Обещания на рассвете" Эрик Барбье демонстрирует эпизод, написанный специально для этой адаптации, то становится ясно, что зрителей ждут не самые простые и благостные воспоминания, а ждет настоящая исповедь человека, который до сих пор чувствует присутствие матери в своей жизни и не может ее отпустить. В Мексике, в конце 50-х годов, отмечается ежегодный для этого региона "День мертвых", посвященный памяти умерших. Нарядно одетые по этому поводу люди-скелеты танцуют на улицах, однако в номере гостиницы Ромен Гари (Пьер Нинэ, "Франц") в одиночку борется с собственным желанием умереть. Голова писателя повязана полотенцем, его мучают сильнейшие головные боли. Меланхолия героя Нинэ на пределе, он опасается, что в голове появилась прогрессирующая опухоль мозга. Поэтому он требует от своей жены Лесли Бланч (Катрин МакКормак), чтобы его отвезли посреди ночи на такси в Мехико, в столицу страны, до которой можно добраться в течение пяти часов. По пути Ромен уснул и Лесли тут же, в машине, получила возможность познакомиться с новым романом своего мужа. Несмотря на такое намеренно драматичное бурлескное начало, где зрители видят изнеженного мужчину средних лет, абсолютно беспомощного, мнительного и капризного, проект Барбье начинает развиваться по пути исследования жизни Ромен Гари, книга которого полна ретроспекций, анализа и душевных откликов. "Обещание на рассвете" дистанцируется от жизненной программы, показывающей путь неординарного и яркого человека, очевидно, что в ней переплетаются факты и вымысел. Мальчик Ромен (Павел Пухальский) из Вильно еще не знает точно, кем он станет, в отличие от своей матери Нины, которая свято верит в то, что он превратится в кого-то грандиозного - всемирно известного писателя, дипломата, который будет разбивать сердца женщинам, военного летчика, но только не художника. У Ван Гога слишком плохо все закончилось, и он умер в 35 лет. Ромен тонет, буквально захлебывается в огромной и безграничной материнской любви, однако взамен получает от матери очень высокие требования, которым он должен полностью соответствовать. В Вильно героиня Шарлотты Генсбур занимается производством модных женских шляп, открывает фиктивный французский салон известной марки при помощи приезжего актера из Варшавы, который удачно сыграл роль приезжего кутюрье. Работы Нины становятся все востребованнее, и салон становится самым популярным модным местом в Вильно, однако за успехом следует спад, долги по кредитам, откровенно не желающие расплачиваться по долгам покупательницы и желание навсегда покинуть Польшу и обосноваться в просвещенной Франции, переехав в Ниццу на берег Средиземного моря. Старина Зигмунд Фрейд, вне всяких сомнений, испытал бы несомненное удовольствие от экранной истории "Обещания на рассвете", которая показывает все сложности материнского воспитания, движимого зачастую манией величия для собственного сына Ромена. Отсутствие отца, о котором мать и сын предпочитают не говорить, нежелание Нины впускать в свою жизнь других мужчин, тем не менее, не делают книгу Ромена Гари и фильм Эрика Барбье историей страданий и борьбы за место под солнцем, впрочем, как и не делают из нее истории о душевном заболевании героини Генсбур. Рассказ Гари полон юмора и иронии, именно они становятся оружием автора против удушающего его материнского инстинкта. Мотивирующее поведение матери Ромена граничит с тонкими манипулятивными методами, которые она проецирует на своего сына и демонстрирует иногда поведение, абсолютно лишенное всякой логики. Например, Нина приезжает навестить сына в учебный полк, когда он готовится стать военным летчиком и делает его всеобщим посмешищем со стороны курсантов, однако кто из тех, высмеивающих отношения Ромена и его матери, может похвастаться такими же доверительными отношениями со своими родителями? Главный герой "Обещания на рассвете" вынужден действовать, его отношения с матерью никогда не стоят на месте и не тонут в прогрессирующем инфантилизме, они развиваются, как сам герой Пьера Нинэ, который преодолевает целую серию испытаний во время Второй мировой войны. Однако грусть и меланхолия продолжают сопровождать Ромена на этом пути, так тоже бывает, когда родители изначально, с детских лет, накладывают на ребенка жизненную программу, матрицу успешности и тогда он перестает жить своей жизнью. К счастью, Ромен чувствует свой писательский дар и постоянно совершенствует его, написав во время боевых действий свое первое крупное произведение - роман "Европейское воспитание", изданный в 1945 году и ставший предметом особой гордости Гари. Лента Барбье жадно показывает жизнь, при этом автор уходит от ответов на главный вопрос: "Почему все происходит именно так?", он заставляет принимать жизнь и любить ее, вопреки большинству абсурдных сцен и его частым перемещениям по Европе, Африке и Великобритании. Режиссер делает из каждого крупного эпизода небольшой мини-фильм в определенной локации и активно использует намеки, скрытые смыслы и подтексты. И Шарлотта Генсбур, и Пьер Нинэ оказываются настоящими мастерами перевоплощений, разыгрывая спектакль, полный противоречий и поставляющий множество контрастных сцен, где герои раскрываются со всей страстностью чувств. Когда в центре "Обещания на рассвете" оказываются отношения матери, актрисы не самых больших талантов, игравшей в свое время на сцене преимущественно второстепенные роли, и ее сына, который становится для нее единственным существенным смыслом в этой жизни, то кажется, что лента Барбье неминуемо должно споткнуться на каком-то внутреннем конфликте, но этого не происходит. Экранная героиня Генсбур обладает запредельной интуицией и это позволяет сформировать между ней и Роменом незримую связь, которая будет существовать и во время жизни Нины, и после ее смерти. Герой Нинэ не будет разделяться с матерью, она будет приходить к нему в его снах и галлюцинациях, она станет его совестью и движущей силой. Во многом в фильме Барбье это происходит не за счет текста книги, а благодаря великолепной актерской подаче своей роли Шарлоттой Генсбур, она очень точно выделяет акценты в каждом действии, многие ее слова могут восприниматься со смехом, но она произносит текст настолько убежденно, что не остается ничего другого, как поверить, что ее сын станет следующим писателем, равным по силе дарования Льву Толстому или Виктору Гюго. Там, где реальность, начинает противоречить убеждениям и устремлениям героини Генсбур, все благополучно нивелируется и отдаляется на необходимое и определенное сценарием расстояние. При этом Пьер Нинэ играет очень сложную роль молодого мужчины, который разрывается между материнским влиянием и все больше пробуждающейся тягой к авантюризму и героическим поступкам. Его герой то агрессивен и стремится доминировать, то становится вдруг ранимым и очень внутренне хрупким. Излишняя опека со стороны Нины становится причиной напряженных отношений Ромена с сослуживцами и демонстрирует его уязвимость перед остальными. Во время войны герой Нинэ отчаянно ищет самого себя и пытается понять, кем же ему суждено быть на самом деле, все ли верно напророчила любимая мамочка, которая уже давно умерла, но поддерживает с ним связь при помощи многочисленных писем, которые регулярно отправляются сыну по ее просьбе. Поэтому "Обещание на рассвете" становится в итоге проектом, где воспитание мужчины становится неразрывно связано с воспитанием патриота своей родины и настоящего гражданина.