Любопытное совпадение. Пока дети будут штурмовать в разгар летних каникул кинозалы, где демонстрируется бельгийско-французский мультфильм «Стань легендой! Бигфут-младший» /2017/ (по крайней мере на такой поворот надеются прокатчики и владельцы кинотеатров), зрители постарше смогут ознакомиться с более серьёзным кинопроизведением на ту же тему. Точнее, как бы на ту же тему – но об этом ниже. В данном случае станет особенно интересно тем, кто скептически или даже саркастически относится к самой вероятности существования так называемого снежного человека. Собственно, приятели Мэттью Донована не стесняются прямо заявить о том, что его босс, любезно предоставивший на уикенд свой домик в лесу, является – как бы выразиться помягче? – чудаком. Настолько помешался на идее найти полумифического (в смысле – мифического, пока наукой не доказано обратное) йети, что приобрёл неподалёку от городка Грейсфилд, расположенного в канадской провинции Квебек, собственность, и готов тратить массу времени, ресурсов… Вот только с наступлением темноты компании становится не до смеха.
Сегодняшние кинематографисты уже вряд ли вправе рассчитывать на какой-то исключительный резонанс, вызванный лентой, построенной на повествовательном принципе «найденная плёнка» (по-английски – «found footage»). Крайне сомнительно, чтобы кого-то – подобно итальянскому маэстро Руджеро Деодато после выхода «Ада каннибалов» /1980/ – вызвали в суд, где потребовали бы доказать, что отснятый материал является постановочным, а не хроникальным. И точно не удастся во второй раз сотворить грандиозный миф на глазах у всего цивилизованного мира, как это получилось у Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса. К тому же, техника, негласно подразумевающая, что картину «собрали» из кино- или видеозаписей, сделанных самими участниками (иногда – исчезнувшими без следа), камерами наблюдения и т.д., содержит серьёзные ограничения. Собственно, поначалу не покидает ощущение, что Матье Ратт (1), взявший на себя обязанности постановщика, сценариста, продюсера, монтажёра и исполнивший главную роль – почти тёзки, не выйдет за рамки подражания. Кажется, он лишь постарается убедить публику в том, что чужаки невольно потревожили древнего обитателя лесов и пещер, который уже не оставит их в покое – ни ночью, ни на следующий день. Непрошеные гости не смогут ни укрыться в доме, ни убежать, ни уехать на автомобиле или велосипедах… Сасквоч ведёт себя ещё наглее, чем ведьма из Блэр, подстраивая ловушки, грубо хватая за плечи и за голову, даже прибегая к… некоему подобию гипноза, но это в общем-то – мелочи, второстепенные находки. Вот только вскоре выясняется, что авторы припасли сюрприз, в значительной степени оправдывающий затею в целом.
Оговоримся: создатели «Грейсфилда» оказались не первыми и среди тех, кто подобным образом высказался по уфологической проблематике. Так, Дин Алиото ещё в 1989-м году снял (на видео, почти без бюджета – на голом энтузиазме) триллер «Похищение НЛО». Однако ими достаточно тонко и изобретательно, на мой взгляд, осуществлён переход от одной будоражащей воображение обывателей темы к другой. То, что поначалу представлялось ничего не значащими совпадениями (неприятности начались после того, как Мэттью, Трей и Джонатан, став очевидцами неординарного явления, ринулись в лес откапывать из земли предмет, принятый за метеорит), приобретает неожиданную значимость. Сделаем скидку на эмоциональное состояние обитателей мегаполиса, не знающих местности, основательно сбитых с толку и, соответственно, чересчур бурно реагирующих на всё, что происходит. К счастью, в какой-то момент здравый смысл проклёвывается и одерживает верх над паническим настроением – и героям, собравшимся с духом, хватает сообразительности сопоставить разрозненные факты. Понять, что до них пытались разными способами донести элементарное послание. Не вступить с непонятливыми землянами в «близкие контакты третьей степени», не испугать таинственными, не поддающимися расшифровке «знаками», как у М. Найта Шьямалана, не торжественно проинформировать о «прибытии» (как в прошлогодней ленте Дени Вильнёва, кстати, уроженца Квебека)… Всё гораздо проще: пришельцы сначала вежливо, а потом всё настойчивее просят вернуть то, что взято без спроса.
Не станем раскрывать главный секрет кинопроизведения, позволив зрителям в полной мере насладиться остроумной развязкой. Лишь отметим чувство юмора Ратта, который изрядно удивил тем, что предпочёл наработкам «взрослой» научной фантастики чуть ли не диснеевские традиции (имеется в виду мультфильм «Цыплёнок Цыпа» /2005/). Впрочем, мотив обретает если и не философскую, то психологическую глубину после того, как Донован, поразмыслив над событиями, избавился от собственной фобии, приобретённой в результате несчастного случая – дорожно-транспортного происшествия. Но кое-что всё-таки вызывает вопросы. Если верить базе данных Internet Movie Database и сообщениям в СМИ (в частности, на спортивном сайте Terez Owens новость была опубликована ещё 30-го мая 2014-го), фигурирующий в качестве исполнительного продюсера Сергей Фёдоров является тем самым, знаменитым хоккеистом, блестяще выступавшим и в СССР, и в США. Но почему тогда помещённое в заключительных титрах посвящение содержит выражение «to the loving memory of» (‘светлой памяти’), которое чаще используется, когда нужно воздать должное выдающейся личности, покинувшей наш бренный мир?..
__________
1 – Ранее в его активе значились работа режиссёром второй группы на «Восставших из пепла» /2007/ и три короткометражки.
5
,1
2017, США, Ужасы
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Любопытное совпадение. Пока дети будут штурмовать в разгар летних каникул кинозалы, где демонстрируется бельгийско-французский мультфильм «Стань легендой! Бигфут-младший» /2017/ (по крайней мере на такой поворот надеются прокатчики и владельцы кинотеатров), зрители постарше смогут ознакомиться с более серьёзным кинопроизведением на ту же тему. Точнее, как бы на ту же тему – но об этом ниже. В данном случае станет особенно интересно тем, кто скептически или даже саркастически относится к самой вероятности существования так называемого снежного человека. Собственно, приятели Мэттью Донована не стесняются прямо заявить о том, что его босс, любезно предоставивший на уикенд свой домик в лесу, является – как бы выразиться помягче? – чудаком. Настолько помешался на идее найти полумифического (в смысле – мифического, пока наукой не доказано обратное) йети, что приобрёл неподалёку от городка Грейсфилд, расположенного в канадской провинции Квебек, собственность, и готов тратить массу времени, ресурсов… Вот только с наступлением темноты компании становится не до смеха. Сегодняшние кинематографисты уже вряд ли вправе рассчитывать на какой-то исключительный резонанс, вызванный лентой, построенной на повествовательном принципе «найденная плёнка» (по-английски – «found footage»). Крайне сомнительно, чтобы кого-то – подобно итальянскому маэстро Руджеро Деодато после выхода «Ада каннибалов» /1980/ – вызвали в суд, где потребовали бы доказать, что отснятый материал является постановочным, а не хроникальным. И точно не удастся во второй раз сотворить грандиозный миф на глазах у всего цивилизованного мира, как это получилось у Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса. К тому же, техника, негласно подразумевающая, что картину «собрали» из кино- или видеозаписей, сделанных самими участниками (иногда – исчезнувшими без следа), камерами наблюдения и т.д., содержит серьёзные ограничения. Собственно, поначалу не покидает ощущение, что Матье Ратт (1), взявший на себя обязанности постановщика, сценариста, продюсера, монтажёра и исполнивший главную роль – почти тёзки, не выйдет за рамки подражания. Кажется, он лишь постарается убедить публику в том, что чужаки невольно потревожили древнего обитателя лесов и пещер, который уже не оставит их в покое – ни ночью, ни на следующий день. Непрошеные гости не смогут ни укрыться в доме, ни убежать, ни уехать на автомобиле или велосипедах… Сасквоч ведёт себя ещё наглее, чем ведьма из Блэр, подстраивая ловушки, грубо хватая за плечи и за голову, даже прибегая к… некоему подобию гипноза, но это в общем-то – мелочи, второстепенные находки. Вот только вскоре выясняется, что авторы припасли сюрприз, в значительной степени оправдывающий затею в целом. Оговоримся: создатели «Грейсфилда» оказались не первыми и среди тех, кто подобным образом высказался по уфологической проблематике. Так, Дин Алиото ещё в 1989-м году снял (на видео, почти без бюджета – на голом энтузиазме) триллер «Похищение НЛО». Однако ими достаточно тонко и изобретательно, на мой взгляд, осуществлён переход от одной будоражащей воображение обывателей темы к другой. То, что поначалу представлялось ничего не значащими совпадениями (неприятности начались после того, как Мэттью, Трей и Джонатан, став очевидцами неординарного явления, ринулись в лес откапывать из земли предмет, принятый за метеорит), приобретает неожиданную значимость. Сделаем скидку на эмоциональное состояние обитателей мегаполиса, не знающих местности, основательно сбитых с толку и, соответственно, чересчур бурно реагирующих на всё, что происходит. К счастью, в какой-то момент здравый смысл проклёвывается и одерживает верх над паническим настроением – и героям, собравшимся с духом, хватает сообразительности сопоставить разрозненные факты. Понять, что до них пытались разными способами донести элементарное послание. Не вступить с непонятливыми землянами в «близкие контакты третьей степени», не испугать таинственными, не поддающимися расшифровке «знаками», как у М. Найта Шьямалана, не торжественно проинформировать о «прибытии» (как в прошлогодней ленте Дени Вильнёва, кстати, уроженца Квебека)… Всё гораздо проще: пришельцы сначала вежливо, а потом всё настойчивее просят вернуть то, что взято без спроса. Не станем раскрывать главный секрет кинопроизведения, позволив зрителям в полной мере насладиться остроумной развязкой. Лишь отметим чувство юмора Ратта, который изрядно удивил тем, что предпочёл наработкам «взрослой» научной фантастики чуть ли не диснеевские традиции (имеется в виду мультфильм «Цыплёнок Цыпа» /2005/). Впрочем, мотив обретает если и не философскую, то психологическую глубину после того, как Донован, поразмыслив над событиями, избавился от собственной фобии, приобретённой в результате несчастного случая – дорожно-транспортного происшествия. Но кое-что всё-таки вызывает вопросы. Если верить базе данных Internet Movie Database и сообщениям в СМИ (в частности, на спортивном сайте Terez Owens новость была опубликована ещё 30-го мая 2014-го), фигурирующий в качестве исполнительного продюсера Сергей Фёдоров является тем самым, знаменитым хоккеистом, блестяще выступавшим и в СССР, и в США. Но почему тогда помещённое в заключительных титрах посвящение содержит выражение «to the loving memory of» (‘светлой памяти’), которое чаще используется, когда нужно воздать должное выдающейся личности, покинувшей наш бренный мир?.. __________ 1 – Ранее в его активе значились работа режиссёром второй группы на «Восставших из пепла» /2007/ и три короткометражки.