История о талантливом художнике Марке Хоганкампе получила документальное воплощение в фильме 2010 года "Марвенкол", снятом Джеффом Малмбергом. Однако такой экспериментатор с формами и фактурой, как Роберт Земекис ("Союзники", "Прогулка") увидел в этом рассказе настоящую находку для голливудской беллетристики, которая получила название "Удивительный мир Марвена". Хоганкамп всегда любил рисовать, он был известен как иллюстратор комиксов о Второй мировой войне. Однако в апреле 2000 года на него было совершено групповое нападение, в котором участвовало пять человек. Это произошло после того, когда он признался завсегдатаям бара в штате Нью-Йорк, что иногда любит надевать женскую обувь. Чудом выживший Марк провел больше недели в коме, его память оказалась практически полностью стертой, потребовались специальные методы лечения, чтобы преодолеть амнезию и вернуть героя ленты Земекиса к нормальной жизни. Из-за этого "Удивительный мир Марвена" может в первом приближении претендовать на драматическое прочтение этих событий, чтобы обойтись без акцентирования на гендерных особенностях личности протагониста и сделать этот характер максимально чистым, понятным и прозрачным для понимания. Жертва нападения находится на реабилитации, в основе которой лежат кукольная терапия и фиксация при помощи пленочного фотоаппарата ярких сцен из жизни бельгийских "стройняшек"-партизанок и их противников-нацистов. Однако то, что сочинил Земекис в своей экранной истории вместе со сценаристкой Кэролайн Томпсон, оказывается намного более универсальным по трактовке Марка Хоганкампа в качестве центрального персонажа. Его симпатии к коллекционированию женской обуви, которой у него насчитывается порядка трехсот пар, выдаются за познание многочисленных женских сущностей, а отнюдь не как пошлый и приземленный фетишизм, о котором, видимо, была наслышана вся северная часть штата Нью-Йорк, где жил тогда этот талантливый интроверт. Хоганкамп, который разыгрывал настоящие мелодрамы, триллеры и боевики при помощи адаптированных для этих целей коллекционных кукол, наделял их чертами известных ему людей из своей новейшей памяти. Характерно, что каждая новая знакомая главного героя, вызывавшая у него симпатию, практически сразу же зачислялась в боевой отряд длинноногих воительниц со сохранением не только цвета волос, но всех остальных деталей одежды. Поэтому "Удивительный мир Марвена" становится эмоциональным проникновением во вселенную, созданную одним человеком, в которой сам творец историй оказывается не вершителем судеб, а создателем удивительных проекций из собственного опыта, помогающих ему в итоге преодолеть страхи и панические атаки и вернуться к полноценной жизни.
Очевидно, что у главного героя "Удивительного мира Марвена" Марке Хоганкампе есть свое собственное миниатюрное alter ago - бравый капитан ВВС США, которого все зовут Хоги (Стив Карелл, "Власть", "Красивый мальчик"). В прологе фильма Земекиса самолет Хоги подбивают нацистские зенитки, и он вынужден сесть на болото неподалеку от бельгийской деревни с вымышленным названием Марвен. Терапевтический эффект, которого добивается режиссер вполне очевиден, протагонист создает блестящие, самостоятельно разработанные фантазии, где реализуются все самые откровенные мечты Хоганкампа, его обыденная действительность, не отличающаяся большой яркостью, каждый раз гипертрофированно и с большой долей помпезности трансформируется в кукольную реальность, где кипят страсти, которым не видно ни конца и ни края. Герою Карелла очень удобно находиться в таком состоянии, оно помогает преодолевать ему посттравматический синдром и находить настоящее замещение, реализуя при помощи городка Марвен все свои креативные амбиции. Куклы скрашивают одиночество Хоганкампа и не позволяют деградировать. Созданный им мир может напомнить мечту эскаписта, отрывающегося от реальности и приводящего в действие неодушевленных марионеток, однако в течение первого акта картины становится ясна суть этих упражнений. Центральный персонаж очень хочет вернуться обратно, туда откуда его насильно вытолкнули пятеро подонков несколько лет назад, Марк Хоганкамп видит себя в качестве мастера, который запечатлевает сцены из жизни своего театра под открытым небом. Говорить о блестящей драматургии героя Стива Карелла с его кукольным поселением не приходится, он очень хочет найти психологическую компенсацию после нанесенного нападения, и глубины его души открываются только пластмассовым воительницам. Характерно, что в представлении Роберта Земекиса центральный персонаж оказывается большим напуганным мальчиком, который с большим трудом осваивает простейший социальный опыт и всего боится, несмотря на зрелый возраст на экране. Появление новой рыжеволосой соседки Николь (Лесли Манн, "Секса не будет!!!", "Комик") в соседнем доме через дорогу начинает вновь раскачивать мир, созданный Хоганкампом. Кроме новой партизанки в бельгийском отряде должна появиться та, которая сможет стать новой пассией Хоги, который отчаянно боится сближаться с женщинами и выводит все общение с ними только на уровень приказов и легкого флирта.
Роберт Земекис и Кэролайн Томпсон в "Удивительном мире Марвена" намеренно конденсируют большую часть реальных событий в жизни Марке Хоганкампа и добиваются при этом большого драматического воздействия благодаря таланту Стива Карелла, который оказывается способен к радикальным переменам и трансформациям за весьма непродолжительный срок. Кукла не просто являются аватарами тех, с кем сталкивался протагонист в реальной жизни, они подобно героям комиксов наделяются важными чертами и способностями. Иррациональности в происходящее на экране добавляет настоящая бельгийская кукольная ведьма Дежа Торес (Дайан Крюгер, "Джеремая Терминатор ЛеРой", "На пределе"), настоящий кошмар Марка между его фантазиями и окружающей действительностью. Героиня Крюгер всегда по большей части подыгрывает солдатам и офицерам СС, в качестве которых главный герой выставляет своих обидчиков и бывшего возлюбленного Николь Курта (Шон Омэйд). Поскольку лента снята всего в нескольких базовых локациях, то Земекис буквально упивается изображением множества артефактов в интерьерах, которые намекают на его молодость времен "Назад в будущее". Остроумие, с которым режиссер показывает смерти кукол, когда они с негромким треском разлетаются на части, ни на секунду не напоминает о трагизме, потому что главный герой периодически достает и оживляет их для дальнейших инсталляций из очень специфического ящичка с надписью R.I.P. Спецэффекты, которые в "Удивительном мире Марвена" должны существовать по определению, в основном подчеркивают трудности бытия главного характера и провоцируют именно благодаря перевоплощениям капитана Хоги. Сцены с живыми исполнителями ролей и их пластмассовыми воплощениями представлены максимально органично, куклы показывают богатство и изобретательность фантазии Марка, когда ему удается разыгрывать с их помощью сцены, полные правдоподобного ужаса и трепета. Игра Стива Карелла представляет человека, вынужденного закрыться внутри себя на все замки от окружающих и стремящегося допустить в свою душу, а потом и в свой отряд Марвена только избранных, вызывающих особое доверие этого человека чистого сердца. Двойственности, тем не менее, повсюду преследуют работу Земекиса, и ему удается найти удачный баланс между искусством главного героя и его реальностью, между тем, что было на самом деле и художественным вымыслом и, наконец, между сентиментальностью и беззащитностью фотографа Марка с очень ранимой душой.
Очевидно, что "Удивительный мир Марвена" преуспевает именно как рассказ о психическом выживании Марка Хоганкампа после полученных травм, после того, как от него ушла жена, о которой он благополучно забыл, и после того, как существование его в этом мире в основном свелось к общению со смазливыми красотками из построенной им же деревни. Персонаж Стива Карелла создает ту историю для самого себя, где он может существовать как личность, как борец и как мужчина, пользующийся успехом у женщин. Больше известный как комик, этот актер наполняет пространство ленты Земекиса светлой печалью и еле-еле различимой надеждой. Ему постоянно мерещится присутствие Дежи, определяющей ход его судьбы в каждом его кадре и не стремящейся отпустить его в жизнь, где существуют обычные люди, с их обычными чувствами и проблемами. Именно из-за этой проблемы протагониста, который опирается преимущественно на придуманный, а не собственный опыт у него возникают все главные конфликты в этом проекте. Марк не всегда может понять, когда он - капитан Хоги, а когда простой американский обыватель, вынужденный в одиночку бороться со своей болезнью. Признание, которое слышит героиня Лесли Манн от Хоганкампа, когда он ей рассказывает, что коллекционирует вещи, отражающие сущность женщин, показывает, что у центрального персонажа в его жизни до избиения были свои особые увлечения, граничащие, возможно, с умеренной извращенностью трансвестита. Постановка Земекиса стремится отклониться от правды, потому что правда для Марка - это в первую очередь страх, который разрушает и захватывает его личное пространство, лишая его отстраненной от всего свободы и пребывания в чудесном мире изящных идеализированных кукол. Крайне неохотно экранная история показывает рефлексию героя о том, кто он такой, и где вообще он сейчас находится. Протагонист талантливо воплощает благодаря своей фантазии суррогаты воспоминаний, но делает это с максимальной степенью постановочности и глянцевости, демонстрируя взгляд ребенка и максимализм в общении с противоположным полом. Поэтому "Удивительный мир Марвена" оказывается хорошо поставленной драмой, где оживают куклы, а людям и их чувствам намеренно очень часто отводится второстепенная роль. Для идеального мира Марвена главный герой слишком много думает и мечтает, в реальном мире его губит, как выпавшего из коляски младенца, отсутствие понимания элементарного. Но в открытом финале Земекис концентрируется на надежде для Марка и его возможности быть самим собой и встать наконец-то опять на каблуки.
7
,9
2018, Япония, Фэнтези
115 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
История о талантливом художнике Марке Хоганкампе получила документальное воплощение в фильме 2010 года "Марвенкол", снятом Джеффом Малмбергом. Однако такой экспериментатор с формами и фактурой, как Роберт Земекис ("Союзники", "Прогулка") увидел в этом рассказе настоящую находку для голливудской беллетристики, которая получила название "Удивительный мир Марвена". Хоганкамп всегда любил рисовать, он был известен как иллюстратор комиксов о Второй мировой войне. Однако в апреле 2000 года на него было совершено групповое нападение, в котором участвовало пять человек. Это произошло после того, когда он признался завсегдатаям бара в штате Нью-Йорк, что иногда любит надевать женскую обувь. Чудом выживший Марк провел больше недели в коме, его память оказалась практически полностью стертой, потребовались специальные методы лечения, чтобы преодолеть амнезию и вернуть героя ленты Земекиса к нормальной жизни. Из-за этого "Удивительный мир Марвена" может в первом приближении претендовать на драматическое прочтение этих событий, чтобы обойтись без акцентирования на гендерных особенностях личности протагониста и сделать этот характер максимально чистым, понятным и прозрачным для понимания. Жертва нападения находится на реабилитации, в основе которой лежат кукольная терапия и фиксация при помощи пленочного фотоаппарата ярких сцен из жизни бельгийских "стройняшек"-партизанок и их противников-нацистов. Однако то, что сочинил Земекис в своей экранной истории вместе со сценаристкой Кэролайн Томпсон, оказывается намного более универсальным по трактовке Марка Хоганкампа в качестве центрального персонажа. Его симпатии к коллекционированию женской обуви, которой у него насчитывается порядка трехсот пар, выдаются за познание многочисленных женских сущностей, а отнюдь не как пошлый и приземленный фетишизм, о котором, видимо, была наслышана вся северная часть штата Нью-Йорк, где жил тогда этот талантливый интроверт. Хоганкамп, который разыгрывал настоящие мелодрамы, триллеры и боевики при помощи адаптированных для этих целей коллекционных кукол, наделял их чертами известных ему людей из своей новейшей памяти. Характерно, что каждая новая знакомая главного героя, вызывавшая у него симпатию, практически сразу же зачислялась в боевой отряд длинноногих воительниц со сохранением не только цвета волос, но всех остальных деталей одежды. Поэтому "Удивительный мир Марвена" становится эмоциональным проникновением во вселенную, созданную одним человеком, в которой сам творец историй оказывается не вершителем судеб, а создателем удивительных проекций из собственного опыта, помогающих ему в итоге преодолеть страхи и панические атаки и вернуться к полноценной жизни. Очевидно, что у главного героя "Удивительного мира Марвена" Марке Хоганкампе есть свое собственное миниатюрное alter ago - бравый капитан ВВС США, которого все зовут Хоги (Стив Карелл, "Власть", "Красивый мальчик"). В прологе фильма Земекиса самолет Хоги подбивают нацистские зенитки, и он вынужден сесть на болото неподалеку от бельгийской деревни с вымышленным названием Марвен. Терапевтический эффект, которого добивается режиссер вполне очевиден, протагонист создает блестящие, самостоятельно разработанные фантазии, где реализуются все самые откровенные мечты Хоганкампа, его обыденная действительность, не отличающаяся большой яркостью, каждый раз гипертрофированно и с большой долей помпезности трансформируется в кукольную реальность, где кипят страсти, которым не видно ни конца и ни края. Герою Карелла очень удобно находиться в таком состоянии, оно помогает преодолевать ему посттравматический синдром и находить настоящее замещение, реализуя при помощи городка Марвен все свои креативные амбиции. Куклы скрашивают одиночество Хоганкампа и не позволяют деградировать. Созданный им мир может напомнить мечту эскаписта, отрывающегося от реальности и приводящего в действие неодушевленных марионеток, однако в течение первого акта картины становится ясна суть этих упражнений. Центральный персонаж очень хочет вернуться обратно, туда откуда его насильно вытолкнули пятеро подонков несколько лет назад, Марк Хоганкамп видит себя в качестве мастера, который запечатлевает сцены из жизни своего театра под открытым небом. Говорить о блестящей драматургии героя Стива Карелла с его кукольным поселением не приходится, он очень хочет найти психологическую компенсацию после нанесенного нападения, и глубины его души открываются только пластмассовым воительницам. Характерно, что в представлении Роберта Земекиса центральный персонаж оказывается большим напуганным мальчиком, который с большим трудом осваивает простейший социальный опыт и всего боится, несмотря на зрелый возраст на экране. Появление новой рыжеволосой соседки Николь (Лесли Манн, "Секса не будет!!!", "Комик") в соседнем доме через дорогу начинает вновь раскачивать мир, созданный Хоганкампом. Кроме новой партизанки в бельгийском отряде должна появиться та, которая сможет стать новой пассией Хоги, который отчаянно боится сближаться с женщинами и выводит все общение с ними только на уровень приказов и легкого флирта. Роберт Земекис и Кэролайн Томпсон в "Удивительном мире Марвена" намеренно конденсируют большую часть реальных событий в жизни Марке Хоганкампа и добиваются при этом большого драматического воздействия благодаря таланту Стива Карелла, который оказывается способен к радикальным переменам и трансформациям за весьма непродолжительный срок. Кукла не просто являются аватарами тех, с кем сталкивался протагонист в реальной жизни, они подобно героям комиксов наделяются важными чертами и способностями. Иррациональности в происходящее на экране добавляет настоящая бельгийская кукольная ведьма Дежа Торес (Дайан Крюгер, "Джеремая Терминатор ЛеРой", "На пределе"), настоящий кошмар Марка между его фантазиями и окружающей действительностью. Героиня Крюгер всегда по большей части подыгрывает солдатам и офицерам СС, в качестве которых главный герой выставляет своих обидчиков и бывшего возлюбленного Николь Курта (Шон Омэйд). Поскольку лента снята всего в нескольких базовых локациях, то Земекис буквально упивается изображением множества артефактов в интерьерах, которые намекают на его молодость времен "Назад в будущее". Остроумие, с которым режиссер показывает смерти кукол, когда они с негромким треском разлетаются на части, ни на секунду не напоминает о трагизме, потому что главный герой периодически достает и оживляет их для дальнейших инсталляций из очень специфического ящичка с надписью R.I.P. Спецэффекты, которые в "Удивительном мире Марвена" должны существовать по определению, в основном подчеркивают трудности бытия главного характера и провоцируют именно благодаря перевоплощениям капитана Хоги. Сцены с живыми исполнителями ролей и их пластмассовыми воплощениями представлены максимально органично, куклы показывают богатство и изобретательность фантазии Марка, когда ему удается разыгрывать с их помощью сцены, полные правдоподобного ужаса и трепета. Игра Стива Карелла представляет человека, вынужденного закрыться внутри себя на все замки от окружающих и стремящегося допустить в свою душу, а потом и в свой отряд Марвена только избранных, вызывающих особое доверие этого человека чистого сердца. Двойственности, тем не менее, повсюду преследуют работу Земекиса, и ему удается найти удачный баланс между искусством главного героя и его реальностью, между тем, что было на самом деле и художественным вымыслом и, наконец, между сентиментальностью и беззащитностью фотографа Марка с очень ранимой душой. Очевидно, что "Удивительный мир Марвена" преуспевает именно как рассказ о психическом выживании Марка Хоганкампа после полученных травм, после того, как от него ушла жена, о которой он благополучно забыл, и после того, как существование его в этом мире в основном свелось к общению со смазливыми красотками из построенной им же деревни. Персонаж Стива Карелла создает ту историю для самого себя, где он может существовать как личность, как борец и как мужчина, пользующийся успехом у женщин. Больше известный как комик, этот актер наполняет пространство ленты Земекиса светлой печалью и еле-еле различимой надеждой. Ему постоянно мерещится присутствие Дежи, определяющей ход его судьбы в каждом его кадре и не стремящейся отпустить его в жизнь, где существуют обычные люди, с их обычными чувствами и проблемами. Именно из-за этой проблемы протагониста, который опирается преимущественно на придуманный, а не собственный опыт у него возникают все главные конфликты в этом проекте. Марк не всегда может понять, когда он - капитан Хоги, а когда простой американский обыватель, вынужденный в одиночку бороться со своей болезнью. Признание, которое слышит героиня Лесли Манн от Хоганкампа, когда он ей рассказывает, что коллекционирует вещи, отражающие сущность женщин, показывает, что у центрального персонажа в его жизни до избиения были свои особые увлечения, граничащие, возможно, с умеренной извращенностью трансвестита. Постановка Земекиса стремится отклониться от правды, потому что правда для Марка - это в первую очередь страх, который разрушает и захватывает его личное пространство, лишая его отстраненной от всего свободы и пребывания в чудесном мире изящных идеализированных кукол. Крайне неохотно экранная история показывает рефлексию героя о том, кто он такой, и где вообще он сейчас находится. Протагонист талантливо воплощает благодаря своей фантазии суррогаты воспоминаний, но делает это с максимальной степенью постановочности и глянцевости, демонстрируя взгляд ребенка и максимализм в общении с противоположным полом. Поэтому "Удивительный мир Марвена" оказывается хорошо поставленной драмой, где оживают куклы, а людям и их чувствам намеренно очень часто отводится второстепенная роль. Для идеального мира Марвена главный герой слишком много думает и мечтает, в реальном мире его губит, как выпавшего из коляски младенца, отсутствие понимания элементарного. Но в открытом финале Земекис концентрируется на надежде для Марка и его возможности быть самим собой и встать наконец-то опять на каблуки.