Американской режиссер и сценарист Дебра Граник ("Зимняя кость", "До последней черты") представила свою новую работу "Не оставляй следов" на американском фестивале независимого кино "Сандэнс" во второй половине января этого года после семи лет молчания. Премьера нового проекта Граник оказалась оглушительно громкой для фильма снятого в неспешной и тихой документальной манере, сочетающей как постапокалиптические ноты, так и уверенную критику Америки Трампа, страны, где осознанная бедность выступает сигналом к удалению из общества, в котором далеко не для всех находится теплое место. Такие резонансные фильмы второй половины прошлого года, как "Проект Флорида" и "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", посвящены той же самой тематике, но очень сильно отличаются по режиссерскому подходу. В отличие от давящего на жалость и любопытство зрителей Шона Бэйкера и от темного и драматического юмора, смешанного с сарказмом и насмешками от Мартина МакДоны Дебра Граник выбирает свой путь художественного следования тропами американских маргиналов. Она сливается как режиссер с обстановкой, находясь внутри ситуаций и эпизодов на расстоянии вытянутой руки. Граник не боится показывать своих персонажей с отсутствием художественной сентиментальности, сострадание, живое и настоящее для людей, для тех, кого можно встретить в реальной жизни, в больнице или супермаркете, не обладающих чертами супергероев. Взяв за основу роман 2009 года Питера Рока "Моя изоляция", Дебра Граник показывает без всяких прикрас развитие драмы между отцом и дочерью, которая ведет их любящие сердца к пропасти расставания. Один из главных героев, Уилл (Бен Фостер, "Галвестон", "Недруги"), вдовец и ветеран войны в Ираке, имеющий характерное для подобных картин посттравматическое стрессовое расстройство, стремится жить в максимально тесном мире, он хочет быть современным отшельником и жить только рядом с дочерью. Уилл, в отличие от своей дочери Том (великолепная Томасин МакКензи, "Хоббит: Битва пяти воинств"), хочет изоляции от общества и это порождает конфликт всего фильма, который не выступает плакатно против власти и несправедливости, а заставляет задуматься и принять выбор сразу двух главных героев проекта Граник, абсолютно не заставляя задумываться о степени значимости его для каждого. Поэтому "Не оставляй следов" оказывается той лаконичной социальной драмой о принятии общества и об отторжении от общества одновременно, решенной настолько убедительно, что разум возобладавший над эмоциями и страхами оказывается лучшим выбором для девушки-подростка.
По сюжету "Не оставляй следов" Уилл и Тома уже живут неопределенно долго в общественном парке в штате Орегон неподалеку от Портленда среди величественных вековых деревьях и прячутся в зарослях папоротников подобно туземцам. Очень скупо Граник останавливается на деталях их выживания, отец и дочь занимаются собирательством грибов и растений, пьют тут же собранную дождевую воду, варят куриные (!) яйца и выглядят при этом вполне счастливыми, находясь в непринужденной близости и единении с природой. Очевидно, что как отец Уилл является идеологом этого добровольного бегства от социума, но не от благ цивилизации (пара время от времени выбирается в супермаркеты мегаполиса, носит хорошо сшитую одежду и обувь для туристов и позволяет себе посещать госпиталь для ветеранов, где получает массу успокоительных пилюль). Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, Уилл стремится к уединению в качестве психологического самосохранения, обладая выраженной, но приглушенным за долгие годы военной психологической травмой, когда он оказался одним из немногих, кто выжил после того, как отряд спецназа попал в окружение. Во-вторых, Уилл рассматривает себя как противника общества потребления, сочетая, таким образом, в себе социальный инфантилизм и надломленную психику. Тома и Уилл при всей странности ситуации проживания не считают себя бездомными и бродягами в обычном смысле слова, для них парк - это подобие и дома, и рая, и того места, где нет надоедливых людей, телефонов, интернета и телевидения. Время от времени Уилл продает антидепрессанты, которые он получает в госпитале таким же обитателям парка, что позволяет понять основы экономики этой семьи окончательно. Важно понять, что эта пара не дичает, как можно предположить, а скорее, наоборот, Тома активно читает книги и энциклопедию, отец и дочь много и непринужденно общаются, существует та степень доверия и взаимопонимания, о которой можно только мечтать в современной ситуации, когда одиночество зачастую уже становится нормой и основой для жизни. В один из многочисленных дней по странному стечению обстоятельств убежище Тома и Уилла обнаруживают общественные рейнджеры и полицейские. Так эта пара оказывается в социальном приюте.
В "Не оставляй следов" Дебра Граник при помощи большого количества мелких деталей показывает как привязаны друг к другу Уилл и Тома, как они заботятся и оказывают внимание и поддержку. Герой Бена Фостера не производит впечатление одержимого социофоба, который изъял ребенка у общества и самонадеянно воспитывает его на свой страх и риск. В показанных отношениях есть неприкрытая гармония и умение идти на компромиссы, каким по сути и является проживание на ферме, где выращивают промышленным способом рождественские елки на продажу. Граник очень точно показывает социальных работников как людей, имеющих сердце и обладающих большим тактом и желанием помочь тем, кто оказался в надломленном состоянии. Такова директор приюта Джин (Дэна Милликэн, "Логово Монстра", "Положитесь на Пита"), которая верит в свое дело и оказывает огромную помощь и поддержку Уиллу и Томе после их переезда в цивилизованный дом со всеми удобствами. При этом Граник оставляет своим героям возможность для последующего бегства, отчасти даже оправдывая их, когда пара главных характеров стоит посреди гостиной в новом доме и понимает, что нет больше никакой необходимости бороться за выживание в полном смысле этого слова. Уилл и Тома очень хорошо понимают, что у них нет ничего своего, нет стремления к оседлости, к дому, к проживанию, территории, к тому, что отличает от них подавляющее большинство людей на этой планете. Попытка сыграть с системой по всем правилам: ходить в церковь на проповеди к пастору, работать на упаковке елок для потребителей из Калифорнии и, наконец, даже научить Тому кататься на велосипеде, привезенном заботливой и чуткой Джин, оказываются полным провалом. Жизнь Уилла и его дочери быстро превращается в существование, потому что идет вразрез с их ценностями и мировоззрением. Впрочем, всегда можно исчезнуть, прихватив с собой в рюкзаке самое необходимое и опять раствориться среди изумрудных лесов и дикой природы. Удивительно, но даже такое навязчивое желание отдалиться от людей и уйти в глушь у Граник приобретает скорее созерцательный характер, не выводя в абсолют меланхолию и трагедию этих людей, в которых они могут черпать силы для своего бунта.
При всем желании и уважении позиции Уилла в "Не оставляй следов", похождения самопровозглашенных робинзонов парков и лесов вызывают ряд затруднительных вопросов именно к персонажу самого Бена Фостера. Как автор сценария и режиссер, Дебра Граник заставляет усомниться в правильности позиции отца, делающего дочь прямой заложницей своих взглядов. Уилл старается оградить дочь от промывания мозгов, от телевидения, от вредного влияния соблазнов общества потребления, он учит Тому довольствоваться малым, но этот вынужденный аскетизм не всегда идет ей на пользу, девушка практически полностью лишена социальных навыков, она знает, как прятаться, как мимикрировать, но не умеет общаться с людьми, открывая для них все свое сердце. Граник очень хорошо показывает эволюцию тихого, практически неразличимого конфликта между отцом и дочерью в "Не оставляй следов", как конфликта ответственности в воспитании ребенка и принятии ценностей общества, предлагая при этом компромисс для зрителя, когда Тома все-таки находит общение, понимание и теплый прием в трейлерной общине стареющих хиппи. Режиссер настолько увлекается причинами и следствиями сознательной бездомности, что в определенный момент возникает чувство искусственно обрисованной ситуации, потому что причины, заставляющие Уилла уйти в жесткий отрыв от общества оказываются ясны не полностью, а только в большей степени, личность этого надломленного характера раскрывается при помощи многочисленных подсказок, но герой Фостера оказывается в финале фильма человеком, который был рожден, чтобы бежать и прятаться, и абсолютно неважно будут этого глухие леса или же несколько кустов на парковой аллее. Дебра Граник очень точно показывает характер, который находится в состоянии повышенной социальной настороженности, потому что чем больше все вокруг начинают сострадать и помогать Уиллу и его дочери, то тем настороженнее и недоверчивее он начинает к нему относиться. Поэтому финал "Не оставляй следов" не стреляет неожиданностями, а скорее характеризует необходимость принятия того, что называется нормальной жизнью для каждого из нас, при этом умение родителей отпускать своих детей и уважать их выбор, наверное, является одной из главных вех воспитания. В работе Граник Тома оказалась именно тем персонажем, прочно стоящую на своих двоих и нашедшую свое место в жизни, в отличие от своего растворившегося в лесах отца-дауншифтера, которому она так заботливо подвешивает мешки с едой в условленном месте.
5
,9
2018, США, Драмы
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Американской режиссер и сценарист Дебра Граник ("Зимняя кость", "До последней черты") представила свою новую работу "Не оставляй следов" на американском фестивале независимого кино "Сандэнс" во второй половине января этого года после семи лет молчания. Премьера нового проекта Граник оказалась оглушительно громкой для фильма снятого в неспешной и тихой документальной манере, сочетающей как постапокалиптические ноты, так и уверенную критику Америки Трампа, страны, где осознанная бедность выступает сигналом к удалению из общества, в котором далеко не для всех находится теплое место. Такие резонансные фильмы второй половины прошлого года, как "Проект Флорида" и "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", посвящены той же самой тематике, но очень сильно отличаются по режиссерскому подходу. В отличие от давящего на жалость и любопытство зрителей Шона Бэйкера и от темного и драматического юмора, смешанного с сарказмом и насмешками от Мартина МакДоны Дебра Граник выбирает свой путь художественного следования тропами американских маргиналов. Она сливается как режиссер с обстановкой, находясь внутри ситуаций и эпизодов на расстоянии вытянутой руки. Граник не боится показывать своих персонажей с отсутствием художественной сентиментальности, сострадание, живое и настоящее для людей, для тех, кого можно встретить в реальной жизни, в больнице или супермаркете, не обладающих чертами супергероев. Взяв за основу роман 2009 года Питера Рока "Моя изоляция", Дебра Граник показывает без всяких прикрас развитие драмы между отцом и дочерью, которая ведет их любящие сердца к пропасти расставания. Один из главных героев, Уилл (Бен Фостер, "Галвестон", "Недруги"), вдовец и ветеран войны в Ираке, имеющий характерное для подобных картин посттравматическое стрессовое расстройство, стремится жить в максимально тесном мире, он хочет быть современным отшельником и жить только рядом с дочерью. Уилл, в отличие от своей дочери Том (великолепная Томасин МакКензи, "Хоббит: Битва пяти воинств"), хочет изоляции от общества и это порождает конфликт всего фильма, который не выступает плакатно против власти и несправедливости, а заставляет задуматься и принять выбор сразу двух главных героев проекта Граник, абсолютно не заставляя задумываться о степени значимости его для каждого. Поэтому "Не оставляй следов" оказывается той лаконичной социальной драмой о принятии общества и об отторжении от общества одновременно, решенной настолько убедительно, что разум возобладавший над эмоциями и страхами оказывается лучшим выбором для девушки-подростка. По сюжету "Не оставляй следов" Уилл и Тома уже живут неопределенно долго в общественном парке в штате Орегон неподалеку от Портленда среди величественных вековых деревьях и прячутся в зарослях папоротников подобно туземцам. Очень скупо Граник останавливается на деталях их выживания, отец и дочь занимаются собирательством грибов и растений, пьют тут же собранную дождевую воду, варят куриные (!) яйца и выглядят при этом вполне счастливыми, находясь в непринужденной близости и единении с природой. Очевидно, что как отец Уилл является идеологом этого добровольного бегства от социума, но не от благ цивилизации (пара время от времени выбирается в супермаркеты мегаполиса, носит хорошо сшитую одежду и обувь для туристов и позволяет себе посещать госпиталь для ветеранов, где получает массу успокоительных пилюль). Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, Уилл стремится к уединению в качестве психологического самосохранения, обладая выраженной, но приглушенным за долгие годы военной психологической травмой, когда он оказался одним из немногих, кто выжил после того, как отряд спецназа попал в окружение. Во-вторых, Уилл рассматривает себя как противника общества потребления, сочетая, таким образом, в себе социальный инфантилизм и надломленную психику. Тома и Уилл при всей странности ситуации проживания не считают себя бездомными и бродягами в обычном смысле слова, для них парк - это подобие и дома, и рая, и того места, где нет надоедливых людей, телефонов, интернета и телевидения. Время от времени Уилл продает антидепрессанты, которые он получает в госпитале таким же обитателям парка, что позволяет понять основы экономики этой семьи окончательно. Важно понять, что эта пара не дичает, как можно предположить, а скорее, наоборот, Тома активно читает книги и энциклопедию, отец и дочь много и непринужденно общаются, существует та степень доверия и взаимопонимания, о которой можно только мечтать в современной ситуации, когда одиночество зачастую уже становится нормой и основой для жизни. В один из многочисленных дней по странному стечению обстоятельств убежище Тома и Уилла обнаруживают общественные рейнджеры и полицейские. Так эта пара оказывается в социальном приюте. В "Не оставляй следов" Дебра Граник при помощи большого количества мелких деталей показывает как привязаны друг к другу Уилл и Тома, как они заботятся и оказывают внимание и поддержку. Герой Бена Фостера не производит впечатление одержимого социофоба, который изъял ребенка у общества и самонадеянно воспитывает его на свой страх и риск. В показанных отношениях есть неприкрытая гармония и умение идти на компромиссы, каким по сути и является проживание на ферме, где выращивают промышленным способом рождественские елки на продажу. Граник очень точно показывает социальных работников как людей, имеющих сердце и обладающих большим тактом и желанием помочь тем, кто оказался в надломленном состоянии. Такова директор приюта Джин (Дэна Милликэн, "Логово Монстра", "Положитесь на Пита"), которая верит в свое дело и оказывает огромную помощь и поддержку Уиллу и Томе после их переезда в цивилизованный дом со всеми удобствами. При этом Граник оставляет своим героям возможность для последующего бегства, отчасти даже оправдывая их, когда пара главных характеров стоит посреди гостиной в новом доме и понимает, что нет больше никакой необходимости бороться за выживание в полном смысле этого слова. Уилл и Тома очень хорошо понимают, что у них нет ничего своего, нет стремления к оседлости, к дому, к проживанию, территории, к тому, что отличает от них подавляющее большинство людей на этой планете. Попытка сыграть с системой по всем правилам: ходить в церковь на проповеди к пастору, работать на упаковке елок для потребителей из Калифорнии и, наконец, даже научить Тому кататься на велосипеде, привезенном заботливой и чуткой Джин, оказываются полным провалом. Жизнь Уилла и его дочери быстро превращается в существование, потому что идет вразрез с их ценностями и мировоззрением. Впрочем, всегда можно исчезнуть, прихватив с собой в рюкзаке самое необходимое и опять раствориться среди изумрудных лесов и дикой природы. Удивительно, но даже такое навязчивое желание отдалиться от людей и уйти в глушь у Граник приобретает скорее созерцательный характер, не выводя в абсолют меланхолию и трагедию этих людей, в которых они могут черпать силы для своего бунта. При всем желании и уважении позиции Уилла в "Не оставляй следов", похождения самопровозглашенных робинзонов парков и лесов вызывают ряд затруднительных вопросов именно к персонажу самого Бена Фостера. Как автор сценария и режиссер, Дебра Граник заставляет усомниться в правильности позиции отца, делающего дочь прямой заложницей своих взглядов. Уилл старается оградить дочь от промывания мозгов, от телевидения, от вредного влияния соблазнов общества потребления, он учит Тому довольствоваться малым, но этот вынужденный аскетизм не всегда идет ей на пользу, девушка практически полностью лишена социальных навыков, она знает, как прятаться, как мимикрировать, но не умеет общаться с людьми, открывая для них все свое сердце. Граник очень хорошо показывает эволюцию тихого, практически неразличимого конфликта между отцом и дочерью в "Не оставляй следов", как конфликта ответственности в воспитании ребенка и принятии ценностей общества, предлагая при этом компромисс для зрителя, когда Тома все-таки находит общение, понимание и теплый прием в трейлерной общине стареющих хиппи. Режиссер настолько увлекается причинами и следствиями сознательной бездомности, что в определенный момент возникает чувство искусственно обрисованной ситуации, потому что причины, заставляющие Уилла уйти в жесткий отрыв от общества оказываются ясны не полностью, а только в большей степени, личность этого надломленного характера раскрывается при помощи многочисленных подсказок, но герой Фостера оказывается в финале фильма человеком, который был рожден, чтобы бежать и прятаться, и абсолютно неважно будут этого глухие леса или же несколько кустов на парковой аллее. Дебра Граник очень точно показывает характер, который находится в состоянии повышенной социальной настороженности, потому что чем больше все вокруг начинают сострадать и помогать Уиллу и его дочери, то тем настороженнее и недоверчивее он начинает к нему относиться. Поэтому финал "Не оставляй следов" не стреляет неожиданностями, а скорее характеризует необходимость принятия того, что называется нормальной жизнью для каждого из нас, при этом умение родителей отпускать своих детей и уважать их выбор, наверное, является одной из главных вех воспитания. В работе Граник Тома оказалась именно тем персонажем, прочно стоящую на своих двоих и нашедшую свое место в жизни, в отличие от своего растворившегося в лесах отца-дауншифтера, которому она так заботливо подвешивает мешки с едой в условленном месте.