Стивен Найт (1) добился на кинодраматургическом поприще всего, о чём только может мечтать творческий человек. Он ещё на телевидении, где начинал работать, зарекомендовал себя профессионалом высочайшего класса – хотя бы в качестве создателя игры «Кто хочет стать миллионером?», проданной в бесчисленное количество стран. Но в данном случае интереснее отследить эстетические пристрастия сценариста, которые, естественно, проявляются и в самостоятельных постановках. Излюбленный стиль того, кто сочинил «Грязные прелести» /2002/ и «Порок на экспорт» /2007/, бесспорно, чувствуется, даже невзирая на то, что в «Море соблазна» остросоциальная проблематика затронута по касательной, а действие из мегаполиса перенесено на уединённый, малонаселённый остров. Разумеется, там тоже вовсю кипят страсти, и Бейкеру Диллу, отчаянно жаждущему душевного успокоения, не удаётся схорониться от внешнего мира – сбежать от призраков прошлого…
Стивен начинает повествование остроумно – с изящной отсылки к роману «Моби Дик, или Белый кит»» /1851/ Германа Мелвилла, занимающему в американской культуре уникальное место. И зритель совсем не воспринимает комичным то, что капитан небольшого судна, зарабатывающий на пропитание не столько рыбной ловлей, сколько организацией досуга для богатеньких туристов, одержим навязчивой идеей. Тунец, раз за разом срывающийся с крючка, обманывающий преследователей и т.д., становится «аналогом» исполинского белого кита, причём современный последователь Ахава гоняется за чем-то, что существует, как все подозревают, в голове (в воображении). Но оттого не является менее реальным!.. Мы пока не знаем толком причин – лишь догадываемся о давней психологической травме, связанной с воспоминаниями о сыне Патрике. И чем дальше, тем основательнее Бейкер увязает в мрачной бездне: под благовидным предлогом избавляется от друга и помощника Дюка, уходит в море по ночам, чтобы дни посвящать бесперспективной охоте, и т.д. Мэттью МакКонахи выглядит достаточно убедительно, хотя… сам выбор актёра служит невольной подсказкой: нас непременно ждёт сюжетный поворот. Что и происходит.
Не исключаю, что переход в новую (действительно любимую Найтом) эстетику покажется чересчур прямолинейным, почти топорным. Энн Хэтэуэй, на мой взгляд, не вполне соответствует амплуа роковой женщины, способной толкнуть жертву на планирование и совершение особо тяжкого преступления. «Звезде» всё-таки не удаётся передать драму героини, сделавшей неправильный выбор – вышедшей замуж за богатого мужчину, не ведая о его привычке распускать руки. Понятно, что она не столько устала от постоянных побоев и унижений (хотя и это тоже), сколько волнуется за мальчика-уникума, вызывающего у отчима беспричинное раздражение. Режиссёр-сценарист старается осложнить ситуацию, делая акцент на нежелании Бейкера совершать преступление, а вопрос внушительного вознаграждения принципиально не рассматривается. Беглец от цивилизации, грубо говоря, не хочет быть миллионером – лишь желает укрыться от внешнего мира. Единственное, что способно повлиять на решение (служит искушением, из-за чего Диллу даже приходится вновь взять на борт старпома), – беспокойство за судьбу несчастного отрока. Само место действия – компактная палуба – обещает нам мощную (мощную, хотя и не блещущую оригинальностью) интригу, как в психологическом детективе «На ярком солнце» /1960/ Рене Клемана, но… Но именно здесь автор подбрасывает куда более мощный сюрприз.
Вообще-то англоязычный заголовок (кстати, вызывающий ассоциации с отличным научно-фантастическим фильмом «Миссия «Серенити» /2005/, являющимся продолжением телесериала «Светлячок» /2002-03/) в дословном переводе звучит иначе: «Безмятежность» или «Неподвижность». Вариант «Море соблазна» представляется проще и вместе с тем – плохо передаёт суть замысла кинопроизведения. «Звёзд» бы, возможно, и не заинтересовал очередной неонуар с уклоном в морализаторство. Другое дело – целая Вселенная, уместившаяся в сознании ребёнка-демиурга. Речь даже не о всепроникающей, тотальной «матрице» – скорее, о «тёмном городе» (если воспользоваться названиями «культовых» постановок соответственно Вачовски и Алекса Пройаса) для личного пользования. Трудно вообразить себе отчаяние человека, однажды обнаруживающего, что является не самостоятельным (наделённым свободой воли) существом, а орудием в чужих руках, придуманным персонажем… Или всё-таки торговый представитель фирмы, производящей и реализующей рыболовецкие приспособления, ошибается, заблуждается, нагло обманывает?.. Надо ли в сложившейся обстановке поступать правильно, отринув компромиссы с совестью? Или как раз это поспособствует сублимации потаённых комплексов и страхов?!
Стивен Найт не был бы собой, если б дал на обозначенные выше вопросы простые и ясные («удобные») ответы. В том-то и парадокс, что виртуальная реальность вовсе не является самодостаточной, служа отражением не просто психики конкретного индивида, а объективной действительности. И по законам диалектики никак не обходится без их взаимного (не одностороннего!) влияния. Ничего удивительного, что Патрик решается на отчаянный поступок как бы синхронно с папой. В принципе, никто не стал бы осуждать кинематографистов за желание ограничиться иллюстрацией процессов, протекающих в бездне человеческого подсознания – в душе, утратившей безмятежность, жаждущей спокойствия, мечтающей чуть ли не о забытьи… Но один важный штришок (армейское, а точнее, боевое прошлое родителя) позволяет без особого нажима вписать историю в широкий социальный контекст. Правда, тут же необходимо сделать оговорку: сама структура сюжета не подразумевала полноценной истории про «потерянное поколение компьютерных вундеркиндов». Будем с нетерпением следить за тем, как встретит широкая публика всё-таки не чрезмерно дорогую (с бюджетом $25 млн.) ленту. Удастся ли режиссёру из Великобритании (надо полагать, давным-давно миллионеру) выйти на новый уровень – на уровень коммерчески успешного голливудского творца?
__________
1 – Фамилия буквально означает, конечно же, ‘рыцарь’, что для англичанина особенно почётно.
7
,0
2019, Триллеры
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Стивен Найт (1) добился на кинодраматургическом поприще всего, о чём только может мечтать творческий человек. Он ещё на телевидении, где начинал работать, зарекомендовал себя профессионалом высочайшего класса – хотя бы в качестве создателя игры «Кто хочет стать миллионером?», проданной в бесчисленное количество стран. Но в данном случае интереснее отследить эстетические пристрастия сценариста, которые, естественно, проявляются и в самостоятельных постановках. Излюбленный стиль того, кто сочинил «Грязные прелести» /2002/ и «Порок на экспорт» /2007/, бесспорно, чувствуется, даже невзирая на то, что в «Море соблазна» остросоциальная проблематика затронута по касательной, а действие из мегаполиса перенесено на уединённый, малонаселённый остров. Разумеется, там тоже вовсю кипят страсти, и Бейкеру Диллу, отчаянно жаждущему душевного успокоения, не удаётся схорониться от внешнего мира – сбежать от призраков прошлого… Стивен начинает повествование остроумно – с изящной отсылки к роману «Моби Дик, или Белый кит»» /1851/ Германа Мелвилла, занимающему в американской культуре уникальное место. И зритель совсем не воспринимает комичным то, что капитан небольшого судна, зарабатывающий на пропитание не столько рыбной ловлей, сколько организацией досуга для богатеньких туристов, одержим навязчивой идеей. Тунец, раз за разом срывающийся с крючка, обманывающий преследователей и т.д., становится «аналогом» исполинского белого кита, причём современный последователь Ахава гоняется за чем-то, что существует, как все подозревают, в голове (в воображении). Но оттого не является менее реальным!.. Мы пока не знаем толком причин – лишь догадываемся о давней психологической травме, связанной с воспоминаниями о сыне Патрике. И чем дальше, тем основательнее Бейкер увязает в мрачной бездне: под благовидным предлогом избавляется от друга и помощника Дюка, уходит в море по ночам, чтобы дни посвящать бесперспективной охоте, и т.д. Мэттью МакКонахи выглядит достаточно убедительно, хотя… сам выбор актёра служит невольной подсказкой: нас непременно ждёт сюжетный поворот. Что и происходит. Не исключаю, что переход в новую (действительно любимую Найтом) эстетику покажется чересчур прямолинейным, почти топорным. Энн Хэтэуэй, на мой взгляд, не вполне соответствует амплуа роковой женщины, способной толкнуть жертву на планирование и совершение особо тяжкого преступления. «Звезде» всё-таки не удаётся передать драму героини, сделавшей неправильный выбор – вышедшей замуж за богатого мужчину, не ведая о его привычке распускать руки. Понятно, что она не столько устала от постоянных побоев и унижений (хотя и это тоже), сколько волнуется за мальчика-уникума, вызывающего у отчима беспричинное раздражение. Режиссёр-сценарист старается осложнить ситуацию, делая акцент на нежелании Бейкера совершать преступление, а вопрос внушительного вознаграждения принципиально не рассматривается. Беглец от цивилизации, грубо говоря, не хочет быть миллионером – лишь желает укрыться от внешнего мира. Единственное, что способно повлиять на решение (служит искушением, из-за чего Диллу даже приходится вновь взять на борт старпома), – беспокойство за судьбу несчастного отрока. Само место действия – компактная палуба – обещает нам мощную (мощную, хотя и не блещущую оригинальностью) интригу, как в психологическом детективе «На ярком солнце» /1960/ Рене Клемана, но… Но именно здесь автор подбрасывает куда более мощный сюрприз. Вообще-то англоязычный заголовок (кстати, вызывающий ассоциации с отличным научно-фантастическим фильмом «Миссия «Серенити» /2005/, являющимся продолжением телесериала «Светлячок» /2002-03/) в дословном переводе звучит иначе: «Безмятежность» или «Неподвижность». Вариант «Море соблазна» представляется проще и вместе с тем – плохо передаёт суть замысла кинопроизведения. «Звёзд» бы, возможно, и не заинтересовал очередной неонуар с уклоном в морализаторство. Другое дело – целая Вселенная, уместившаяся в сознании ребёнка-демиурга. Речь даже не о всепроникающей, тотальной «матрице» – скорее, о «тёмном городе» (если воспользоваться названиями «культовых» постановок соответственно Вачовски и Алекса Пройаса) для личного пользования. Трудно вообразить себе отчаяние человека, однажды обнаруживающего, что является не самостоятельным (наделённым свободой воли) существом, а орудием в чужих руках, придуманным персонажем… Или всё-таки торговый представитель фирмы, производящей и реализующей рыболовецкие приспособления, ошибается, заблуждается, нагло обманывает?.. Надо ли в сложившейся обстановке поступать правильно, отринув компромиссы с совестью? Или как раз это поспособствует сублимации потаённых комплексов и страхов?! Стивен Найт не был бы собой, если б дал на обозначенные выше вопросы простые и ясные («удобные») ответы. В том-то и парадокс, что виртуальная реальность вовсе не является самодостаточной, служа отражением не просто психики конкретного индивида, а объективной действительности. И по законам диалектики никак не обходится без их взаимного (не одностороннего!) влияния. Ничего удивительного, что Патрик решается на отчаянный поступок как бы синхронно с папой. В принципе, никто не стал бы осуждать кинематографистов за желание ограничиться иллюстрацией процессов, протекающих в бездне человеческого подсознания – в душе, утратившей безмятежность, жаждущей спокойствия, мечтающей чуть ли не о забытьи… Но один важный штришок (армейское, а точнее, боевое прошлое родителя) позволяет без особого нажима вписать историю в широкий социальный контекст. Правда, тут же необходимо сделать оговорку: сама структура сюжета не подразумевала полноценной истории про «потерянное поколение компьютерных вундеркиндов». Будем с нетерпением следить за тем, как встретит широкая публика всё-таки не чрезмерно дорогую (с бюджетом $25 млн.) ленту. Удастся ли режиссёру из Великобритании (надо полагать, давным-давно миллионеру) выйти на новый уровень – на уровень коммерчески успешного голливудского творца? __________ 1 – Фамилия буквально означает, конечно же, ‘рыцарь’, что для англичанина особенно почётно.