«This is not a cartoon. This is the real world.»
Американский режиссёр М. Найт Шьямалан (цитируя Петра Фадеева, «автор одного хорошего фильма и кучи плохих») всегда умел удивлять. Есть в его кинематографических детищах некая эстетика, персональный почерк. «Неуязвимый», «Визит», «Сплит» - многие его работы вызвали у меня живой интерес, ведь режиссёр с трезвым взглядом на вещи попросту не способен сделать столь необычное кино. Лично мне Шьямалан в какой-то мере напоминает эдакого сумасшедшего учёного, химика, экспериментатора, которого невозможно остановить, настолько велика его жажда создавать что-то новое. И несмотря на то, что практически все его фильмы теряют многое после привычного для постановщика неожиданного сюжетного поворота, заключённого в последних пятнадцати минутах хронометража, их всё ещё приятно пересматривать. Однако, несмотря на это, перед походом в кино на его новый триллер, я несколько раз сталкивался с мыслью: «А может всё-таки не надо?» Ведь именно этот режиссёр склепал «Повелителя стихий», а процент свежести «Стекла» на сайте-агрегаторе «Rotten Tomatoes» не внушает доверия. И в очередной раз я убедился – мнение критиков далеко не всегда соответствует объективной оценке искусства. И правда, что именно в «Стекле» многим так не понравилось? Мне пришлось отсмотреть большое количество обзоров интернет-критиков на видео-хостинге «YouTube» только для того, чтобы столкнуться со страшной правдой - придирки их настолько жалкие, что не стоят ровным счётом ничего.
Они жалуются: «В фильме мало экшена!» Но кто отменял разговорное кино? Тарантино и Джармуша в таком случае на дыбы надо вздёрнуть, раз посмели придать большее значение диалогам, нежели действию? Они ноют: «Сюжет разваливается из-за переизбытка персонажей!» А вы скажите это Льву Толстому или Антону Чехову. Они кричат: «Почему поступки героев лишены мотивации?!» Даже осознавая, что это далеко не так (осилить первые две части этой трилогии не составляет никакого труда), всё равно в голове появляется контраргумент: «Будто у героев ваших любимых MARVEL-овских лент была какая-то мотивация…» На самом деле, фильм «Стекло» оправдывать можно бесконечное количество времени, и к каждому упрёку в его сторону можно привести хотя бы один довод. Расстраивает меня ситуация, когда люд прислушивается к мнению псевдо-критиков, которые перевирают факты, лишь бы не выделяться на общем фоне. Сейчас «Стекло» ругать очень модно, тут ничего не поделаешь.
В первую очередь, я хотел бы похвалить режиссёра за максимальную уверенность в своём продукте. Казалось бы, совместить два абсолютно разных фильма – идея безумнейшая, априори обречённая на провал, как кассовый, так и творческий… Однако это его не остановило, он шёл до конца. Такой подход вызывает у меня уважение. Сам Шьямалан объяснял, что главная идея трилогии «Eastrail 177» заключается в том, что в каждом из нас, обычных и заурядных Кларках Кентах («суперменова критика всей человеческой расы»), таятся сверхъестественные способности. Естественно, речь идёт не о пускании паутины из рук и т.п., а об элементарном человеческом потенциале, его возможностях сделать что-то большее, стоит только вырваться из серой рутины.
Главный герой первого фильма, охранник Дэвид Данн, сыгранный Брюсом Уиллисом, каждое утро встречал с явным неудовлетворением своей жизнью. Однако в конце он обретает самого себя, осознаёт своё истинное предназначение и находит своё место в мире, в отличие от Элайджи Прайса, «мистера Стекло», исполненного Сэмюэлом Л. Джексоном. Ему пришлось заплатить большую цену, однако он смог помочь герою Брюса Уиллиса, но не самому себе. Герой (или злодей?) «Сплита», Кевин Уэнделл Крамб, в образ которого вложил своё артистическое мастерство Джеймс МакЭвой, является психически больным человеком с расстройством множественной личности, последствием эмоционального насилия со стороны матери. Шьямалана на создание этого персонажа очевидно вдохновила история жизни Билли Миллигана, чьи 24 личности с самыми разными талантами и уровнем IQ оставили неизгладимый след на истории мировой психиатрии. Некоторые из его личностей были агрессивно настроены на мир, а одна из них, Адалана, и вовсе совершила несколько изнасилований, за что Билли был помещён в психиатрическую клинику на 11 лет. Именно этот факт стал толчком для появления идеи главной интриги «Сплита» - личности Кевина с простым именем «Зверь». Шьямалан будто бы намекает на то, что даже один человек способен на многое, порой даже невозможное. Зверь - апогей возможностей Кевина, проявившийся в убеждении других личностей в том, что он имеет контроль над неконтролируемым (например, изменение физического состояния тела, пуленепробиваемость и т.д.). Личности Кевина в конце «Сплита» в полной мере свой потенциал, и дают зрителю своеобразное обещание, являющееся эдаким заделом на продолжение истории: «Видите, на что он способен? Пусть покажет миру насколько мы могущественны.» Финальная сцена с Дэвидом Данном же только подчеркнула, что кроссовер неминуем.
«The Final Issue», призванный завершить все сюжетные линии предыдущих двух фильмов, вышел в 2019-ом году. Проект был ожидаем широкой массой, которой так сильно полюбился «Сплит». Однако многочисленные негативные рецензии профессиональных и отклики непрофессиональных критиков не только подкосили уверенность среднестатистического зрителя в проекте, но даже внушили ему мысль о том, что Шьямалан вернулся к амплуа «плохого режиссёра». Как по мне, так фильм «Стекло» - явление, которое очень много говорит о постановщике не только как о художнике, но и как о человеке. М. Найт Шьямалан – самый настоящий гуманист, любящий людей всем сердцем, хотя и не признающий многое, что им дорого. Из-за этого достаточно простой и романтический (в хорошем смысле этого слова) посыл фильма почему-то прошёл мимо глаз и ушей многих зрителей.
Дон Кей, критик сайта «Den of Geek!», пишет в своей рецензии, что порой кажется, что Шьямалан хитроумно издевается над зрителем. В этом есть доля правды. Режиссёр нарушает правила построения классического супергеройского фильма, плюёт на то, что мог обещать аудитории через своих персонажей, делает всё так, чтобы мы при всём своём желании не смогли предугадать финал истории, разворачивающейся на экране. Периодически во время просмотра можно столкнуться с мыслью, что постановщика на создание фильма вдохновляли вовсе не комиксы (которые ему явно симпатичны), а трагедии «Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира». И пускай моя мысль может прозвучать максимально наивно, однако своеобразный эпатаж и желание сделать вызов неискушённой публике присущи обоим художникам.
С операторской точки зрения фильм также не вызывает вопросов. В принципе, по трейлеру уже можно понять, что «Стекло» играет с большим спектром разных красок. Многие кадры из фильма настолько притягательны, что их попросту можно поместить в рамочку и повесить на стену. Удивительно, что Майк Гиулакис не обладает особым авторитетом в Голливуде, а его талант так же сильно недооценён, как и ленты, в производстве которых он участвовал («Оно» Дэвида Роберта Митчелла, «Сплит» М. Найта Шьямалана).
Саундтрек Уэста Дилана Тордсона не подлежит подробному обсуждению. Я считаю, что уши зрителя должны самостоятельно пристально следить за ним во время просмотра. Стоит сказать то, что масса людей, к сожалению, даже не обратили на музыку внимание, хотя она своими скрипичными взвизгами задаёт фильму тон, создаёт нужное настроение. Лично я считаю лучшим треком фильма композицию, которая сопровождает вступительные кадры - «Physicks».
В целом, «Стекло» - приятная картина, завершающая «супергеройский» триптих Шьямалана. Режиссёр искусно высмеивает современные развлекательные фильмы и умело смешивает разные жанры, создавая нечто необыкновенное, не вписывающееся ни в какие рамки. Возможно это одна из причин, по которой зрители и критики отвергли «Стекло». Ведь, если мне не изменяет память, все экспериментальные фильмы, среди которых много культовых шедевров, поначалу считались порождением сценаристского маразма. Быть может, новый опус Шьямалана не пройдёт проверку временем и так и не будет признан, по крайней мере, неплохим кинопродуктом, однако он точно не оставит никого равнодушным.
«This was not a "Limited Edition" — this was an origin story, the whole time.»
7,5 из 10
7
,2
2019, США, Триллеры
124 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«This is not a cartoon. This is the real world.» Американский режиссёр М. Найт Шьямалан (цитируя Петра Фадеева, «автор одного хорошего фильма и кучи плохих») всегда умел удивлять. Есть в его кинематографических детищах некая эстетика, персональный почерк. «Неуязвимый», «Визит», «Сплит» - многие его работы вызвали у меня живой интерес, ведь режиссёр с трезвым взглядом на вещи попросту не способен сделать столь необычное кино. Лично мне Шьямалан в какой-то мере напоминает эдакого сумасшедшего учёного, химика, экспериментатора, которого невозможно остановить, настолько велика его жажда создавать что-то новое. И несмотря на то, что практически все его фильмы теряют многое после привычного для постановщика неожиданного сюжетного поворота, заключённого в последних пятнадцати минутах хронометража, их всё ещё приятно пересматривать. Однако, несмотря на это, перед походом в кино на его новый триллер, я несколько раз сталкивался с мыслью: «А может всё-таки не надо?» Ведь именно этот режиссёр склепал «Повелителя стихий», а процент свежести «Стекла» на сайте-агрегаторе «Rotten Tomatoes» не внушает доверия. И в очередной раз я убедился – мнение критиков далеко не всегда соответствует объективной оценке искусства. И правда, что именно в «Стекле» многим так не понравилось? Мне пришлось отсмотреть большое количество обзоров интернет-критиков на видео-хостинге «YouTube» только для того, чтобы столкнуться со страшной правдой - придирки их настолько жалкие, что не стоят ровным счётом ничего. Они жалуются: «В фильме мало экшена!» Но кто отменял разговорное кино? Тарантино и Джармуша в таком случае на дыбы надо вздёрнуть, раз посмели придать большее значение диалогам, нежели действию? Они ноют: «Сюжет разваливается из-за переизбытка персонажей!» А вы скажите это Льву Толстому или Антону Чехову. Они кричат: «Почему поступки героев лишены мотивации?!» Даже осознавая, что это далеко не так (осилить первые две части этой трилогии не составляет никакого труда), всё равно в голове появляется контраргумент: «Будто у героев ваших любимых MARVEL-овских лент была какая-то мотивация…» На самом деле, фильм «Стекло» оправдывать можно бесконечное количество времени, и к каждому упрёку в его сторону можно привести хотя бы один довод. Расстраивает меня ситуация, когда люд прислушивается к мнению псевдо-критиков, которые перевирают факты, лишь бы не выделяться на общем фоне. Сейчас «Стекло» ругать очень модно, тут ничего не поделаешь. В первую очередь, я хотел бы похвалить режиссёра за максимальную уверенность в своём продукте. Казалось бы, совместить два абсолютно разных фильма – идея безумнейшая, априори обречённая на провал, как кассовый, так и творческий… Однако это его не остановило, он шёл до конца. Такой подход вызывает у меня уважение. Сам Шьямалан объяснял, что главная идея трилогии «Eastrail 177» заключается в том, что в каждом из нас, обычных и заурядных Кларках Кентах («суперменова критика всей человеческой расы»), таятся сверхъестественные способности. Естественно, речь идёт не о пускании паутины из рук и т.п., а об элементарном человеческом потенциале, его возможностях сделать что-то большее, стоит только вырваться из серой рутины. Главный герой первого фильма, охранник Дэвид Данн, сыгранный Брюсом Уиллисом, каждое утро встречал с явным неудовлетворением своей жизнью. Однако в конце он обретает самого себя, осознаёт своё истинное предназначение и находит своё место в мире, в отличие от Элайджи Прайса, «мистера Стекло», исполненного Сэмюэлом Л. Джексоном. Ему пришлось заплатить большую цену, однако он смог помочь герою Брюса Уиллиса, но не самому себе. Герой (или злодей?) «Сплита», Кевин Уэнделл Крамб, в образ которого вложил своё артистическое мастерство Джеймс МакЭвой, является психически больным человеком с расстройством множественной личности, последствием эмоционального насилия со стороны матери. Шьямалана на создание этого персонажа очевидно вдохновила история жизни Билли Миллигана, чьи 24 личности с самыми разными талантами и уровнем IQ оставили неизгладимый след на истории мировой психиатрии. Некоторые из его личностей были агрессивно настроены на мир, а одна из них, Адалана, и вовсе совершила несколько изнасилований, за что Билли был помещён в психиатрическую клинику на 11 лет. Именно этот факт стал толчком для появления идеи главной интриги «Сплита» - личности Кевина с простым именем «Зверь». Шьямалан будто бы намекает на то, что даже один человек способен на многое, порой даже невозможное. Зверь - апогей возможностей Кевина, проявившийся в убеждении других личностей в том, что он имеет контроль над неконтролируемым (например, изменение физического состояния тела, пуленепробиваемость и т.д.). Личности Кевина в конце «Сплита» в полной мере свой потенциал, и дают зрителю своеобразное обещание, являющееся эдаким заделом на продолжение истории: «Видите, на что он способен? Пусть покажет миру насколько мы могущественны.» Финальная сцена с Дэвидом Данном же только подчеркнула, что кроссовер неминуем. «The Final Issue», призванный завершить все сюжетные линии предыдущих двух фильмов, вышел в 2019-ом году. Проект был ожидаем широкой массой, которой так сильно полюбился «Сплит». Однако многочисленные негативные рецензии профессиональных и отклики непрофессиональных критиков не только подкосили уверенность среднестатистического зрителя в проекте, но даже внушили ему мысль о том, что Шьямалан вернулся к амплуа «плохого режиссёра». Как по мне, так фильм «Стекло» - явление, которое очень много говорит о постановщике не только как о художнике, но и как о человеке. М. Найт Шьямалан – самый настоящий гуманист, любящий людей всем сердцем, хотя и не признающий многое, что им дорого. Из-за этого достаточно простой и романтический (в хорошем смысле этого слова) посыл фильма почему-то прошёл мимо глаз и ушей многих зрителей. Дон Кей, критик сайта «Den of Geek!», пишет в своей рецензии, что порой кажется, что Шьямалан хитроумно издевается над зрителем. В этом есть доля правды. Режиссёр нарушает правила построения классического супергеройского фильма, плюёт на то, что мог обещать аудитории через своих персонажей, делает всё так, чтобы мы при всём своём желании не смогли предугадать финал истории, разворачивающейся на экране. Периодически во время просмотра можно столкнуться с мыслью, что постановщика на создание фильма вдохновляли вовсе не комиксы (которые ему явно симпатичны), а трагедии «Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира». И пускай моя мысль может прозвучать максимально наивно, однако своеобразный эпатаж и желание сделать вызов неискушённой публике присущи обоим художникам. С операторской точки зрения фильм также не вызывает вопросов. В принципе, по трейлеру уже можно понять, что «Стекло» играет с большим спектром разных красок. Многие кадры из фильма настолько притягательны, что их попросту можно поместить в рамочку и повесить на стену. Удивительно, что Майк Гиулакис не обладает особым авторитетом в Голливуде, а его талант так же сильно недооценён, как и ленты, в производстве которых он участвовал («Оно» Дэвида Роберта Митчелла, «Сплит» М. Найта Шьямалана). Саундтрек Уэста Дилана Тордсона не подлежит подробному обсуждению. Я считаю, что уши зрителя должны самостоятельно пристально следить за ним во время просмотра. Стоит сказать то, что масса людей, к сожалению, даже не обратили на музыку внимание, хотя она своими скрипичными взвизгами задаёт фильму тон, создаёт нужное настроение. Лично я считаю лучшим треком фильма композицию, которая сопровождает вступительные кадры - «Physicks». В целом, «Стекло» - приятная картина, завершающая «супергеройский» триптих Шьямалана. Режиссёр искусно высмеивает современные развлекательные фильмы и умело смешивает разные жанры, создавая нечто необыкновенное, не вписывающееся ни в какие рамки. Возможно это одна из причин, по которой зрители и критики отвергли «Стекло». Ведь, если мне не изменяет память, все экспериментальные фильмы, среди которых много культовых шедевров, поначалу считались порождением сценаристского маразма. Быть может, новый опус Шьямалана не пройдёт проверку временем и так и не будет признан, по крайней мере, неплохим кинопродуктом, однако он точно не оставит никого равнодушным. «This was not a "Limited Edition" — this was an origin story, the whole time.» 7,5 из 10