Направляясь на сеанс, не без грусти рассуждал про себя по поводу всесилия голливудской кинопромышленности. Близкая по тематике лента «В поисках Йети» /2017/ вовсе не выглядела попыткой канадских конкурентов выдать на-гора очередной так называемый мокбастер на манер ушлых дельцов из кинокомпании The Asylum. Наоборот, «Миссия Катманду: Приключения Нелли и Симона» (так название переводится дословно) произвела впечатление симпатичной и вполне неглупой, поведанной с юмором авантюрной истории. Следовательно, было несколько обидно за авторов, что их детище нигде в мире (1) не сможет сравниться по зрительскому спросу с продукцией «фабрики грёз»… Однако первые же кадры «Смолфута» погрузили в совсем иное настроение: стало по-настоящему забавно. Кэри Киркпатрик, начинавший на кинодраматургическом поприще, с блеском вернулся после затянувшейся на несколько лет творческой паузы. И, бесспорно, полностью реабилитировал себя в глазах тех, кому понравилась его дебютная постановка (если вдруг кто забыл, это «Лесная братва» /2006/), – после того, как снял средненькую игровую кинокомедию «Представь себе» /2009/, отнюдь не украсившую карьеру Эдди Мерфи.
Авторы сразу же берут быка за рога, тем более что какие-то рогатые парнокопытные млекопитающие действительно водятся на той, затерянной в Гималаях заснеженной горе, где раскинулось селение йети. Миго (очень необычен выбор для озвучивания актёра Ченнинга Тейтума!) и рад бы вести привычный образ жизни, спокойно постигая с подачи отца секреты ритуала, издавна практикуемого в общине, но… Но терпящий крушение самолёт ураганом врывается в его судьбу – и юноша (если здесь уместно такое имя существительное) сталкивается нос к носу с созданием, которого вообще-то не должно быть на свете. А затем – события развиваются с совершенно бешеной скоростью, веселя парадоксальностью фабульных поворотов и реакций персонажей. Тот же снежный человек не мог и вообразить, что сделанное открытие вкупе с категорическим нежеланием отступиться от исповедуемых взглядов (слегка соврать или хотя бы утаить факты) послужит поводом для столь серьёзного наказания – для изгнания с позором из дружной коммуны. Не меньше огорошивает, когда выясняется, что вовсю функционирует тайное общество энтузиастов, догадывающихся, что «власти всё скрывают», и надеющихся докопаться до сути вещей. С другой стороны – есть и внешний (так сказать, не горний, но дольний) мир.
Сюжетная предпосылка и в самом деле остроумна. Испанец (естественно, давно перебравшийся в США) Серхио Паблос, чья книга «Следы йети» положена в основу, придумал ситуацию-перевёртыш. Подобно тому, как серьёзные учёные морщат лоб при упоминании бигфутов, те искренне верят, что никаких смолфутов (интересно, почему в русскоязычном варианте заголовка одна буква «л»?!), то есть ‘мелконогов’, нет в природе. Так сказать, миф, вывернутый наизнанку. Должно случиться нечто экстраординарное, чтобы произошло осознание нехитрой истины, что невозможно вечно прозябать, схоронившись в маленьком, уютном и живописном уголке Земли. Здесь прямо-таки закрадывается подозрение, что кинематографисты взялись аккуратно провести мысль о выгодах, которые несёт с собой глобализация, но… Но Перси Паттерсон, безмерно любящий фауну и мечтающий, чтобы документальные фильмы о животных получили международную славу, выведен настолько нелепой фигурой, что почётная «культуртрегерская» миссия видится для него непосильной ношей. Когда происходит долгожданная коммуникация, барьер в общении кажется непреодолимым. Это, кстати, отлично выражено в детали, когда понятный (английский) язык превращается в восприятии «собеседников» из разных сред соответственно в зловещее рычание и жалкое лепетание.
Таким образом, детская сказка или даже приключенческо-фантазийная комедия обретает моральную, почти философскую глубину. Раздобыв доказательства того, что говорил правду, Миго возвращается к родным и знакомым в надежде поведать о подлинном положении вещей. И революция в сознании действительно свершается! Перси, согласившийся на путешествие, навсегда меняет воззрения сородичей, освобождает разум от ложных представлений, якобы ниспосланных священными камнями. Тонкость замысла заключается в том, что в самый ответственный момент происходит… примерно то же, что и на плантации Мандерлей, куда (в одноимённой драме Ларса фон Триера) прибыла Грейс Маргарет Маллигэн, возмутившаяся и взявшаяся извести на корню страшное зло – рабство. В обоих случаях внезапно (внезапно!) выясняется, что социальный недуг возник неспроста – напротив, имеет достаточно глубокие причины. И вождям волей-неволей приходится действовать по принципу «не навреди». Это видится настолько разумным, что и молодой йети-правдоискатель соглашается не смущать умы и, наступив на горло собственной песне, принимает чужие правила.
Впрочем, ждать от мультфильма, адресованного в первую очередь юной части аудитории, глубины и бескомпромиссности детищ выдающегося датского режиссёра было бы наивно. Как ни досадно, создатели «Смолфута» не могут позволить себе, обнажив социальные и психологические язвы, не предложить рецепта для их исцеления, желательно – быстрого и как бы безотказного. Завет кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно»), звучавший в советских рисованных короткометражках Анатолия Резникова всё-таки не без тонкой, очень тонкой иронии, проговаривается в лоб. Что сделано, то сделано – и приходится-де начинать обустраиваться сначала, в новых условиях, без привычного механизма защиты. Пафос финала, увы, не очень убедителен. Хорошо, когда образ врага при ближайшем рассмотрении оказывается ложным, и находятся храбрые личности из противоборствующих лагерей, готовые выступить миротворцами. Но это, как показывает вся человеческая история, скорее, исключение из правил… Развязка у Пьера Греко и Нэнси Флоренс Савар, постановщиков и сценаристов «В поисках Йети», была более тонкой – и точно не примитивной.
__________
1 – В том числе в России, где кассовые сборы составили ещё сравнительно неплохую величину – порядка 20,6 млн. рублей.
8
,3
2018, США, Комедия
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Направляясь на сеанс, не без грусти рассуждал про себя по поводу всесилия голливудской кинопромышленности. Близкая по тематике лента «В поисках Йети» /2017/ вовсе не выглядела попыткой канадских конкурентов выдать на-гора очередной так называемый мокбастер на манер ушлых дельцов из кинокомпании The Asylum. Наоборот, «Миссия Катманду: Приключения Нелли и Симона» (так название переводится дословно) произвела впечатление симпатичной и вполне неглупой, поведанной с юмором авантюрной истории. Следовательно, было несколько обидно за авторов, что их детище нигде в мире (1) не сможет сравниться по зрительскому спросу с продукцией «фабрики грёз»… Однако первые же кадры «Смолфута» погрузили в совсем иное настроение: стало по-настоящему забавно. Кэри Киркпатрик, начинавший на кинодраматургическом поприще, с блеском вернулся после затянувшейся на несколько лет творческой паузы. И, бесспорно, полностью реабилитировал себя в глазах тех, кому понравилась его дебютная постановка (если вдруг кто забыл, это «Лесная братва» /2006/), – после того, как снял средненькую игровую кинокомедию «Представь себе» /2009/, отнюдь не украсившую карьеру Эдди Мерфи. Авторы сразу же берут быка за рога, тем более что какие-то рогатые парнокопытные млекопитающие действительно водятся на той, затерянной в Гималаях заснеженной горе, где раскинулось селение йети. Миго (очень необычен выбор для озвучивания актёра Ченнинга Тейтума!) и рад бы вести привычный образ жизни, спокойно постигая с подачи отца секреты ритуала, издавна практикуемого в общине, но… Но терпящий крушение самолёт ураганом врывается в его судьбу – и юноша (если здесь уместно такое имя существительное) сталкивается нос к носу с созданием, которого вообще-то не должно быть на свете. А затем – события развиваются с совершенно бешеной скоростью, веселя парадоксальностью фабульных поворотов и реакций персонажей. Тот же снежный человек не мог и вообразить, что сделанное открытие вкупе с категорическим нежеланием отступиться от исповедуемых взглядов (слегка соврать или хотя бы утаить факты) послужит поводом для столь серьёзного наказания – для изгнания с позором из дружной коммуны. Не меньше огорошивает, когда выясняется, что вовсю функционирует тайное общество энтузиастов, догадывающихся, что «власти всё скрывают», и надеющихся докопаться до сути вещей. С другой стороны – есть и внешний (так сказать, не горний, но дольний) мир. Сюжетная предпосылка и в самом деле остроумна. Испанец (естественно, давно перебравшийся в США) Серхио Паблос, чья книга «Следы йети» положена в основу, придумал ситуацию-перевёртыш. Подобно тому, как серьёзные учёные морщат лоб при упоминании бигфутов, те искренне верят, что никаких смолфутов (интересно, почему в русскоязычном варианте заголовка одна буква «л»?!), то есть ‘мелконогов’, нет в природе. Так сказать, миф, вывернутый наизнанку. Должно случиться нечто экстраординарное, чтобы произошло осознание нехитрой истины, что невозможно вечно прозябать, схоронившись в маленьком, уютном и живописном уголке Земли. Здесь прямо-таки закрадывается подозрение, что кинематографисты взялись аккуратно провести мысль о выгодах, которые несёт с собой глобализация, но… Но Перси Паттерсон, безмерно любящий фауну и мечтающий, чтобы документальные фильмы о животных получили международную славу, выведен настолько нелепой фигурой, что почётная «культуртрегерская» миссия видится для него непосильной ношей. Когда происходит долгожданная коммуникация, барьер в общении кажется непреодолимым. Это, кстати, отлично выражено в детали, когда понятный (английский) язык превращается в восприятии «собеседников» из разных сред соответственно в зловещее рычание и жалкое лепетание. Таким образом, детская сказка или даже приключенческо-фантазийная комедия обретает моральную, почти философскую глубину. Раздобыв доказательства того, что говорил правду, Миго возвращается к родным и знакомым в надежде поведать о подлинном положении вещей. И революция в сознании действительно свершается! Перси, согласившийся на путешествие, навсегда меняет воззрения сородичей, освобождает разум от ложных представлений, якобы ниспосланных священными камнями. Тонкость замысла заключается в том, что в самый ответственный момент происходит… примерно то же, что и на плантации Мандерлей, куда (в одноимённой драме Ларса фон Триера) прибыла Грейс Маргарет Маллигэн, возмутившаяся и взявшаяся извести на корню страшное зло – рабство. В обоих случаях внезапно (внезапно!) выясняется, что социальный недуг возник неспроста – напротив, имеет достаточно глубокие причины. И вождям волей-неволей приходится действовать по принципу «не навреди». Это видится настолько разумным, что и молодой йети-правдоискатель соглашается не смущать умы и, наступив на горло собственной песне, принимает чужие правила. Впрочем, ждать от мультфильма, адресованного в первую очередь юной части аудитории, глубины и бескомпромиссности детищ выдающегося датского режиссёра было бы наивно. Как ни досадно, создатели «Смолфута» не могут позволить себе, обнажив социальные и психологические язвы, не предложить рецепта для их исцеления, желательно – быстрого и как бы безотказного. Завет кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно»), звучавший в советских рисованных короткометражках Анатолия Резникова всё-таки не без тонкой, очень тонкой иронии, проговаривается в лоб. Что сделано, то сделано – и приходится-де начинать обустраиваться сначала, в новых условиях, без привычного механизма защиты. Пафос финала, увы, не очень убедителен. Хорошо, когда образ врага при ближайшем рассмотрении оказывается ложным, и находятся храбрые личности из противоборствующих лагерей, готовые выступить миротворцами. Но это, как показывает вся человеческая история, скорее, исключение из правил… Развязка у Пьера Греко и Нэнси Флоренс Савар, постановщиков и сценаристов «В поисках Йети», была более тонкой – и точно не примитивной. __________ 1 – В том числе в России, где кассовые сборы составили ещё сравнительно неплохую величину – порядка 20,6 млн. рублей.